Законодательная власть РБ в системе гос. управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательная власть РБ в системе гос. управления.



В соответствии со ст.90 Конституции Парламент–Национальное собрание РБ. Состоит из 2 палат–Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей по cуществу является палатой общегосударственного представительства и состоит из 110 депутатов, избираемых на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и г.Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и г.Минска по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом РБ. Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Общие требования к составу Парламента: депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года, членом Совета

Республики–гражданин РБ, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г.Минска не менее 5 лет. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. Однако депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом 2 палат Парламента. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей,члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи. Срок полномочий Парламента–4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние 6 месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

В соответствии со ст. 97 Конституции Палата представителей: рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; рассматривает проекты законов; назначает выборы Президента; даёт согласие Президенту при назначении Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет его; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава палаты выражает вотум недоверия Правительству; принимает отставку Президента; выдвигает большинством голосов от полного состава палаты обвинения против Президента, а также на основании решения Совета Республики принимает квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента; отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей. Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Компетенция Совета Республики закреплена ст. 98 Конституции: одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты других законов; даёт согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам, проведению республиканских референдумов, генерального прокурора, Председателя и членов Правления Нац банка; избирает 6 судей Конституционного Суда; избирает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов; отменяет решения местных Советов депутатов, противоречащих законодательству; принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случаях систематического или грубого нарушения им требований законодательства; рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании; квалифицированным большинством голосов принимает решение о смещении Президента с должности; рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трёхдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

55. Роль судебной власти в системе гос. управления (на примере стран с разными моделями судебных систем).

Разновидностью институтов государственной власти является судебная власть, призванная самостоятельно и независимо осуществлять правосудие, которое осуществляется на основе и в порядке, предусмотренном законом.

Судебная власть – это право, возможность и способность специально создаваемых гос. учреждений – судов оказывать воздействие на поведение людей и соц. процессы конкретно-определенными юридическими лицами, установленными законами.

Реализуют судебную власть от имени гос-ва суды в форме судопроизводства, которое определяет порядок рассмотрения дел судом.

Выделяют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство, которые предопределяют организацию судоустройства и всю судебную систему страны.

Как правило, формирование судебной системы страны зависит от ее государственного устройства и административного деления и устанавливается Конституций страны и другими законами.

Судебная система государства включает суды различных категорий:

· конституционные (уставные) суды;

· суды обычные (общей юрисдикции и военные трибуналы);

· арбитражные суды.

Конституционный суд является суд. органом конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его решения являются окончательными, обжалованию не подлежат, являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, предприятий, учреждений, должностных лиц, всех граждан.

Верховный суд – высший судебный орган по гражданским, административным, уголовным и иным делам.

Высший Арбитражный суд рассматривает хозяйственно-экономические споры, защищает законные интересы граждан, организаций, предприятий и других субъектов хозяйствования.

Работу судов обеспечивают аппараты судов.

Суд представляет особую ветвь гос. власти. Главное назначение суда – рассматривать и разрешать конфликты в обществе. Осуществляя гос. власть в особой форме суд, применяя законы конкретного государства и другие нормативные акты органов государства, выносит решения, исполнительная власть выполняет принятые решения.

Суд, участвуя в управлении гос-вом и являясь частью общества, не должен руководствоваться политическими мотивами при рассмотрении конкретного дела. Суд, с одной стороны, должен охранять гос-во, с другой – защищать права человека от произвола гос-ва.

Суд должен поддерживать и укреплять существующий порядок, легитимность государственного управления, но когда государство и его учреждения выходят за рамки законов, суд обязан ограничить государство, не допустить подавления демократических основ общества. Он укрепляет экономическую стабильность в обществе, поддерживает политическую стабильность, а также играет большую идеологическую роль (уважение к закону, нормам поведения и т.д.).

Формирование судов осуществляется различными способами, однако в большинстве стран судьи назначаются чаще всего президентом, в монархических государствах – министром юстиции. В большинстве стран судьи назначаются пожизненно. Судья может быть смещен за преступление, пренебрежение своими обязанностями. Несмотря на различия в назначении и смещении судей в разных странах, все они преследуют одну цель – укрепление независимости судебной власти.

Существуют различные модели судебных систем: англосаксонская (предусматривает единую систему судов во главе с верховным судом), романо-германская (отсутствует единая система судов, полисистемность), социалистическая (характерна выборность всех судей и народных заседателей непосредственно избирателями, представительными органами или (народных заседателей) трудовыми коллективами, мусульманская (имеет персонифицированный характер, т.е. мусульманскому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд), общинная (суды племенных вождей, старейшин).

Существуют две основные разновидности гос. судов: общие (суды общей юрисдикции) и специальные. В большинстве стран создаются специальные судебные округа, не совпадающие с административно-территориальным делением, для того, чтобы создать условия для независимости судебной власти от других органов на местах.

Число ступеней судов общей юрисдикции обычно от двух до четырех.

Создание спец. судов (разных по рассматриваемым вопросам) призвано ускорить правосудие по отдельным категориям дел. Особая роль среди спец. судов принадлежит конституционным судам, осуществляющим контроль за конституционностью правовых актов.

Совокупность судов и судебных учреждений, должностных лиц с их компетенцией, полномочиями составляет суд. систему.

Для судебной власти современной Англии характерно жесткое деление на низшие и высшие суды. Низшие суды – суды магистратов и графств – освобождают высшие инстанции от сравнительно маловажных дел, обеспечивают быстрое и дешевое правосудие. Огромное число гражд. и угол. дел (80-90%) рассматриваются низшими судами.

Высший суд состоит из суда Короны, Высокого суда и Апелляционного суда. Высшей суд. инстанцией и главным создателем суд. прецедентов является Палата лордов, точнее ее Судебный комитет.

Власть на местах (органы местного управления) находятся в руках выборных советов различного уровня (графств, городов, районов). Советы формируются в ходе выборов, срок их полномочий 4 года. Советы избирают своих руководителей – председателя или мэра. Подлежащие рассмотрению проблемы предварительно обсуждаются в профильных комитетах. Советы и комитеты принимают решения. Реализуют их постоянные служащие – профессионалы, нанимаемые Советами.

Великобритания находится в настоящее время в поиске оптимальной модели организации административной системы.

Судебная система США состоит из двух ветвей, которые не составляют правильной иерархии и действуют во многом параллельно. Приговоры высших судов штатов в большинстве случаев окончательны и могут пересматриваться Верховным судом США только в случае обнаружения в них «федерального вопроса».

Суды штатов могут отличаться по своей структуре и названиям, однако обычно имеют определенную организацию. Суды низшей инстанции занимаются наиболее простыми и общественно малозначимыми делами. Они призваны обеспечить быстрый, простой и дешевый суд. Суды общей юрисдикции, это основные учреждения юстиции, которые рассматривают в первой инстанции сложные уголовные и гражданские дела. Апелляционные суды могут подвергнуть новому рассмотрению любое дело, заслушанное нижестоящими судами. Верховные суды штатов берут к рассмотрению дела, в которых усматривают большой общественный и правовой интерес.

В федеральной судебной системе нет судов низшей инстанции. Для рассмотрения в федеральном суде иск должен не только содержать «федеральный вопрос», но и быть достаточно крупным (не менее 10 тыс. долларов). Федеральные суды имеют следующую структуру: региональные суды, апелляционные суды. Федеральную судебную систему возглавляет Верховный суд. В состав Верховного суда входят главный судья и 8 судей. Они назначаются президентом с согласия Сената. Большинство дел Верховный суд рассматривает в качестве высшей инстанции.

Французская судебная власть имеет ряд особенностей: 1) четкое разделение судебных органов, Наряду с судами общей (уголовной и гражданской) юрисдикции, здесь давно сложились административные суды; 2) кодифицированность законодательства; 3) существование системы прокуроров при судебных учреждениях различных инстанций; 4) “рационализация” судебной системы; 5) судебная власть во Франции более зависима от правительства и менее авторитетна, чем в англосаксонских странах.

Низшими и наиболее активно работающими учреждениями общей юрисдикции являются трибуналы большой и малой инстанций. В порядке апелляции (по существу) дела пересматриваются апелляционными судами. Высшей судебной инстанцией во Франции традиционно является Кассационный суд.

Одним из важных направлений модернизации судебной системы Франции стало широкое распространение здесь специализированных судебных учреждений. Они входят в систему общей юстиции. Наиболее известные – трибуналы по делам несовершеннолетних, торговые суды и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.012 с.)