Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика объекта государственного управления, свойства и уровни управляемых объектов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под объектом упр-я понимается то, на что направлено управляющее воздействие субъекта. При этом именно управляемый объект, его сущность предопределяют содержание процесса упр-я, выбор форм и методов упр-я. Объект гос. упр-я предст. собой сложное структурное образование, включающее: важнейшие сферы жизнедеятельности; общественные процессы; территориальные образования; государственные и общественные организации; социальные общности; производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.); социальную сферу (жилищно- коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм); административно- политическую сферу (внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, защита интересов, охрана прав и свобод граждан, субъектов хозяйствования). По отношению к объектам гос. упр-я принципиально важными являются следующие положения: · объекты имеют приоритет перед субъектами гос. упр-я, ибо первичным и главным для жизнедеятельности людей является производство материальных и духовных продуктов и соц. условий; · управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно-исторические условия и закономерности, в соответствии с ними выстраивают технологии своей деятельности. Например: «человек-машина», «человек-технология», «человек-природа», «человек-машина-технология» и др.; · управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах. Самое сложное и необходимое в данном аспекте для управляемых объектов заключается в работе таких организационных форм, которые бы создавали условия для полной реализации возможностей, заложенных в соответствующих общ. отн-ях, видах деятельности и соц. полях; · управляемые объекты, поскольку их активность имеет общественный характер, связана с потреблением и производством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля. Исходя из человеческой сущности управляемых объектов (систем) можно выделить следующие свойства управляемых объектов: 1. Самоактивность управляемых объектов (систем), т.е. их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных), побудительных причин. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: в преобразовании окружающей среды; в установлении с ней активного взаимодействия; в приспособлении к складывающейся ситуации; 2. Целенаправленный характер, ориентация на конкретные предметы, явления, отношения, результаты; 3. Адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам социального бытия; 4. Самоуправление (социальное саморегулирование) своей жизнедеятельности и своего развития; 5. Зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности. Комплекс свойств управляемых объектов (систем), особенно таких как, самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты (системы), чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в гос. упр-и, тем само упр-е может быть «мягче» и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера. В управляемой общ. системе в компонентно-структурном отношении четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов: · человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей ценностной социально-продуктивной активности; · коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности; · общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие активности людей и их объединений. В соответствии с основными сферами общества и указанными критериями управляемые объекты (системы) подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные. В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства. Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в которых выражается процесс воспроизводства и общение человека. К духовно управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая. Система, управляемая во всем многообразии составляющих ее компонентов, имеет существенное отличие от системы управляющей. Если для государственного аппарата характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то формирование и развитие общества (гражданского) более предполагает горизонтальные, невластные, диспозитивные связи.
16. Принципы государственного управления: содержание понятия, характеристика, классификация. Реализация гос. упр-я базируется на принципах – фундаментальных положениях, проверенных теорией и практикой. Принцип отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы гос. упр-я. Принципы гос. упр-я – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система гос. управления. А. Файоль сформулировал 14 общих принципов управления. 1. Разделение труда, позволяющее повысить производительность труда. 2. Власть, означающая право отдавать распоряжения, и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности. 3. Дисциплина – повиновение, усердие, деятельность. Манера держать себя, внешние знаки уважения, т. е. соблюдение установленных правил между служащими и организацией. 4. Единство распорядительства(единоначалие) – служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник. 5. Единство руководства(дирекции) – один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. 6. Подчинение частных интересов общим – в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан. 7. Справедливое вознаграждение персонала – по возможности должно удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие. 8. Централизация, степень которой определяется в каждом конкретном случае в зависимости от условий конкретной организации, учреждения, предприятия. 9. Иерархия руководящих должностей, предусматривающая неукоснительное соблюдение распоряжений вышестоящих должностных лиц нижестоящими. 10. Порядок – определенное место каждого лица, его полномочий и функций. 11. Справедливость, предусматривающая сочетание благожелательности с правосознанием и правосудием. 12. Постоянство состава персонала, исключающее текучесть кадров. 13. Инициатива работников, означающая свободу предложений и осуществления планов. 14. Единение персонала, состоящее в использовании способностей всех, вознаграждении заслуг каждого. Сформулированные Файолем правила в течение нескольких десятилетий были общепринятыми, преподавались в школах по подготовке кадров, использовались на практике. В системе гос. упр-я пр-пы выступают в качестве осн. и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных гос-вом.Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на общ-во и одновременно на функционирование субъекта упр-я. По своей природе пр-пы объективны, познаваемы и функциональны. Они реализуются в рез-те сознательной деят-ти людей, что не исключает субъективизм. Для того чтобы это избежать, они находят соответствующее правовое закрепление. Отступление от того, или иного принципа может вызвать серьезные сбои во всей системе. К классификации и систематизации пр-пов гос. упр-я сущ-ют различные подходы. Можно выделить следующие подсистемы пр-пов упр-я: · общие (общесистемные) – общеметодологические пр-пы, сформулированные на основе познания общих законов соц. и гос. упр-я, закрепленные в полит. и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содерж-е гос. упр-я и раскрывают общецелевую направленность упр-я; · организационно-технологические – раскрывают организационную и технологическую стороны; · частные – касаются непосредственного руководства деятельностью людей – участников управленческого процесса. Ведущим пр-пом упр-я можно считать пр-п системности. В зависимости от степени открытости общества, управление может осуществляться либо пр-пом директивного управления (для закрытых систем), либо пр-пом терминального управления ( для открытых систем). Директивное управление было характерно для советской плановой системы. При использовании данного пр-па цель задается произвольно, определяется направление движения, которое корректируется различными директивными указаниями. Несмотря на то, что планирование носило тотальный характер, субъект управления не обладал всей полнотой достоверной информации и, в результате, директивно-плановая экономика оказалась крайне неэффективной. Пр-п терминального управления предполагает свободное программирование движения к намеченной цели. В зависимости от изменяющейся ситуации и информации корректируется и курс. В случае использования этого пр-па система самоорганизуется. В настоящее время, в зависимости от характера решаемых задач, умелое сочетание этих принципов повышает эффективность управления. Принцип научности состоит в том, что в основе всех управленческих действий лежат научные подходы и методы. Пр-п гуманизма тесно связан с пр-пом социальной направленности упр-я. Суть принципа гуманизма состоит в том, что во всей деятельности органов гос. власти учитываются интересы человека. Принцип демократизма позволяет учитывать интересы граждан и объединять их усилия в достижении целей гос. упр-я. Следует подчеркнуть, что применение пр-па демократизма не исключает использования пр-па централизма, ибо только их единство способно уберечь общество как от адм. произвола, так и от хаоса и анархии. Пр-п законности предполагает, что гос. упр-е в процессе своего осуществления строго основывается на действующем законодат-ве. Пр-п гласности означает, что граждане должны быть информированы о целях и задачах органов государственного управления. Надежность системе гос. упр-я, гибкость и динамизм в кризисных ситуациях придает пр-п разделения власти. С.6 Конституции Республики Беларусь закрепляет этот принцип. Принцип объективности предполагает познание объективно существующих закономерностей и создание управленческой парадигмы с их учетом. Причем, важно соизмерять поставленные цели с возможностями их достижения. Принцип оптимальности направлен на достижение максимального результата при минимальных затратах. На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов гос. власти. Среди этой группы можно выделить принципы: разделения труда; иерархичности; оптимального сочетания централизма и децентрализации; субсидиарности; сочетания единоначалия и коллегиальности. Принцип разделения труда – это дифференциация труд. деятельности, приводящая к наделению соответствующего органа или должностного лица опред. конкретными правами и обязанностями. Принцип иерархичности означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими структурами, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за вверенный ему участок работы и подчиненный ему коллектив. Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализации позволяет, с одной стороны, избежать анархии, ибо определяет пределы самостоятельности органов власти на местах. Централизм означает, прежде всего, распространение гос. упр-я на территорию всего государства. Децентрализация в гос. упр-и – это передача компетенции и полномочий из центра органам местного управления и самоуправления. К этому принципу тесно примыкает принцип субсидиарности (от лат. subsidiarius – резервный, вспомогательный. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности позволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководящих работников разных уровней. Частные принципы управления способствуют активизации человеческого фактора. Их классический вариант сформулировал в 1912 г. американский ученый Г.Эмерсон. Это: точно поставленные идеалы или цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчеризация; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; писаные стандартные инструкции; вознаграждение за производительность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.206.105 (0.008 с.) |