Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика объекта государственного управления, свойства и уровни управляемых объектов.

Поиск

Под объектом упр-я понимается то, на что направлено управляющее воздействие субъекта. При этом именно управляемый объект, его сущность предопределяют содержание процесса упр-я, выбор форм и методов упр-я.

Объект гос. упр-я предст. собой сложное структурное образование, включающее: важнейшие сферы жизнедеятельности; общественные процессы; территориальные образования; государственные и общественные организации; социальные общности; производство (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.); социальную сферу (жилищно- коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм); административно- политическую сферу (внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность, защита интересов, охрана прав и свобод граждан, субъектов хозяйствования).

По отношению к объектам гос. упр-я принципиально важными являются следующие положения:

· объекты имеют приоритет перед субъектами гос. упр-я, ибо первичным и главным для жизнедеятельности людей является производство материальных и духовных продуктов и соц. условий;

· управляемые объекты напрямую воспринимают естественно-природные и общественно-исторические условия и закономерности, в соответствии с ними выстраивают технологии своей деятельности. Например: «человек-машина», «человек-технология», «человек-природа», «человек-машина-технология» и др.;

· управляемые объекты рационально и эффективно функционируют лишь в адекватных им организационных формах. Самое сложное и необходимое в данном аспекте для управляемых объектов заключается в работе таких организационных форм, которые бы создавали условия для полной реализации возможностей, заложенных в соответствующих общ. отн-ях, видах деятельности и соц. полях;

· управляемые объекты, поскольку их активность имеет общественный характер, связана с потреблением и производством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и возможно полном юридическом определении порядка формирования, общественного статуса, процедур общественной подотчетности и контроля.

Исходя из человеческой сущности управляемых объектов (систем) можно выделить следующие свойства управляемых объектов:

1. Самоактивность управляемых объектов (систем), т.е. их способность к самодвижению на основе внутренних (собственных), побудительных причин. Самоактивность управляемых объектов реализуется в различных формах: в преобразовании окружающей среды; в установлении с ней активного взаимодействия; в приспособлении к складывающейся ситуации;

2. Целенаправленный характер, ориентация на конкретные предметы, явления, отношения, результаты;

3. Адаптивность (приспособляемость) к условиям и факторам социального бытия;

4. Самоуправление (социальное саморегулирование) своей жизнедеятельности и своего развития;

5. Зависимость от объективных условий и факторов общественной жизнедеятельности.

Комплекс свойств управляемых объектов (систем), особенно таких как, самоактивность, целенаправленность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты (системы), чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в гос. упр-и, тем само упр-е может быть «мягче» и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.

В управляемой общ. системе в компонентно-структурном отношении четко обнаруживаются три основных уровня управляемых объектов:

· человек в проявлениях его сознания, поведения, трудовой и общественной деятельности, в своей ценностной социально-продуктивной активности;

· коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности;

· общество в целом, его социальные образования, отношения, связи и процессы, возникающие в нем вследствие активности людей и их объединений.

В соответствии с основными сферами общества и указанными критериями управляемые объекты (системы) подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные.

В большинстве экономических управляемых объектов осуществлено непосредственное соединение рабочей силы (человека) и средств производства.

Социальные управляемые объекты осуществляют деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья человека, его физическое развитие, создание жилищных, коммунальных, торговых и бытовых условий, в которых выражается процесс воспроизводства и общение человека.

К духовно управляемым объектам относятся те организационные проявления активности личности, коллективов, общностей людей, посредством которых осуществляется как духовно-теоретическая деятельность, так и духовно-практическая.

Система, управляемая во всем многообразии составляющих ее компонентов, имеет существенное отличие от системы управляющей. Если для государственного аппарата характерно преобладание иерархических, субординационных, вертикальных отношений, то формирование и развитие общества (гражданского) более предполагает горизонтальные, невластные, диспозитивные связи.

 

 

16. Принципы государственного управления: содержание понятия, характеристика, классификация.

Реализация гос. упр-я базируется на принципах – фундаментальных положениях, проверенных теорией и практикой.

Принцип отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между элементами системы гос. упр-я. Принципы гос. упр-я – это фундаментальные, научно обоснованные и в большинстве случаев законодательно закрепленные положения, на основе которых строится и функционирует система гос. управления.

А. Файоль сформулировал 14 общих принципов управления.

1. Разделение труда, позволяющее повысить производительность труда.

2. Власть, означающая право отдавать распоряжения, и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности.

3. Дисциплина – повиновение, усердие, деятельность. Манера держать себя, внешние знаки уважения, т. е. соблюдение установленных правил между служащими и организацией.

4. Единство распорядительства(единоначалие) – служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

5. Единство руководства(дирекции) – один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

6. Подчинение частных интересов общим – в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.

7. Справедливое вознаграждение персонала – по возможности должно удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие.

8. Централизация, степень которой определяется в каждом конкретном случае в зависимости от условий конкретной организации, учреждения, предприятия.

9. Иерархия руководящих должностей, предусматривающая неукоснительное соблюдение распоряжений вышестоящих должностных лиц нижестоящими.

10. Порядок – определенное место каждого лица, его полномочий и функций.

11. Справедливость, предусматривающая сочетание благожелательности с правосознанием и правосудием.

12. Постоянство состава персонала, исключающее текучесть кадров.

13. Инициатива работников, означающая свободу предложений и осуществления планов.

14. Единение персонала, состоящее в использовании способностей всех, вознаграждении заслуг каждого.

Сформулированные Файолем правила в течение нескольких десятилетий были общепринятыми, преподавались в школах по подготовке кадров, использовались на практике.

В системе гос. упр-я пр-пы выступают в качестве осн. и исходных положений управленческой деятельности, выработанных наукой и сформулированных гос-вом.Они являются надежным средством организации и регулирования целенаправленного процесса воздействия на общ-во и одновременно на функционирование субъекта упр-я. По своей природе пр-пы объективны, познаваемы и функциональны. Они реализуются в рез-те сознательной деят-ти людей, что не исключает субъективизм. Для того чтобы это избежать, они находят соответствующее правовое закрепление. Отступление от того, или иного принципа может вызвать серьезные сбои во всей системе.

К классификации и систематизации пр-пов гос. упр-я сущ-ют различные подходы. Можно выделить следующие подсистемы пр-пов упр-я:

· общие (общесистемные) – общеметодологические пр-пы, сформулированные на основе познания общих законов соц. и гос. упр-я, закрепленные в полит. и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содерж-е гос. упр-я и раскрывают общецелевую направленность упр-я;

· организационно-технологические – раскрывают организационную и технологическую стороны;

· частные – касаются непосредственного руководства деятельностью людей – участников управленческого процесса.

Ведущим пр-пом упр-я можно считать пр-п системности. В зависимости от степени открытости общества, управление может осуществляться либо пр-пом директивного управления (для закрытых систем), либо пр-пом терминального управления ( для открытых систем). Директивное управление было характерно для советской плановой системы. При использовании данного пр-па цель задается произвольно, определяется направление движения, которое корректируется различными директивными указаниями. Несмотря на то, что планирование носило тотальный характер, субъект управления не обладал всей полнотой достоверной информации и, в результате, директивно-плановая экономика оказалась крайне неэффективной.

Пр-п терминального управления предполагает свободное программирование движения к намеченной цели. В зависимости от изменяющейся ситуации и информации корректируется и курс. В случае использования этого пр-па система самоорганизуется. В настоящее время, в зависимости от характера решаемых задач, умелое сочетание этих принципов повышает эффективность управления.

Принцип научности состоит в том, что в основе всех управленческих действий лежат научные подходы и методы.

Пр-п гуманизма тесно связан с пр-пом социальной направленности упр-я. Суть принципа гуманизма состоит в том, что во всей деятельности органов гос. власти учитываются интересы человека.

Принцип демократизма позволяет учитывать интересы граждан и объединять их усилия в достижении целей гос. упр-я. Следует подчеркнуть, что применение пр-па демократизма не исключает использования пр-па централизма, ибо только их единство способно уберечь общество как от адм. произвола, так и от хаоса и анархии.

Пр-п законности предполагает, что гос. упр-е в процессе своего осуществления строго основывается на действующем законодат-ве.

Пр-п гласности означает, что граждане должны быть информированы о целях и задачах органов государственного управления.

Надежность системе гос. упр-я, гибкость и динамизм в кризисных ситуациях придает пр-п разделения власти. С.6 Конституции Республики Беларусь закрепляет этот принцип.

Принцип объективности предполагает познание объективно существующих закономерностей и создание управленческой парадигмы с их учетом. Причем, важно соизмерять поставленные цели с возможностями их достижения.

Принцип оптимальности направлен на достижение максимального результата при минимальных затратах.

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов гос. власти. Среди этой группы можно выделить принципы: разделения труда; иерархичности; оптимального сочетания централизма и децентрализации; субсидиарности; сочетания единоначалия и коллегиальности.

Принцип разделения труда – это дифференциация труд. деятельности, приводящая к наделению соответствующего органа или должностного лица опред. конкретными правами и обязанностями.

Принцип иерархичности означает ответственность нижестоящих структур управления перед вышестоящими структурами, причем каждый служащий административной иерархии отвечает за вверенный ему участок работы и подчиненный ему коллектив.

Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализации позволяет, с одной стороны, избежать анархии, ибо определяет пределы самостоятельности органов власти на местах. Централизм означает, прежде всего, распространение гос. упр-я на территорию всего государства. Децентрализация в гос. упр-и – это передача компетенции и полномочий из центра органам местного управления и самоуправления. К этому принципу тесно примыкает принцип субсидиарности (от лат. subsidiarius – резервный, вспомогательный.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности позволяет повысить уровень ответственности должностных лиц и вовлечь в выработку решений руководящих работников разных уровней.

Частные принципы управления способствуют активизации человеческого фактора. Их классический вариант сформулировал в 1912 г. американский ученый Г.Эмерсон. Это: точно поставленные идеалы или цели; здравый смысл; компетентная консультация; дисциплина; справедливое отношение к персоналу; быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчеризация; нормы и расписания; нормализация условий; нормирование операций; писаные стандартные инструкции; вознаграждение за производительность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.206.105 (0.008 с.)