Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА: Политическая система. Государство и гражданское обществоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Власть, ее происхождение и виды Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие, на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, денег И т.д.). Существуют различные трактовки (концепции) происхождения власти: · теологическая, обосновывающая происхождение власти как власть, данной от бога; · институциональная, делающая акцент на появление институтов в обществе (государство), как основной причине возникновения властных отношений; · системная, рассматривающая власть как безличный атрибут, упорядочивающий отношения между людьми в обществе: · ролевая, определяющая власть как реализацию социального положения (социальной роли), обуславливающего контроль одного субъекта над другими; · рыночная, оценивающая властные отношения по аналогии с рыночными (как сферу услуг, как рынок идей и людей); · обмен ресурсов, согласно, которой в обществе всегда существует дефицит тех или иных ресурсов (денежных, человеческих, интеллектуальных) и потому обладание редким ресурсом даёт власть; · психологическая, объясняющая власть, как природное свойство человека господствовать или подчиняться; · классовая, сводящая власть к воле класса, господству сильного класса над другими; · силовая, связывающая власть с использованием принуждения, силы (у кого сила - у того есть и власть); · биологическая - как средство обуздания природной агрессивности человека; · бихевиористская - поведенческая.
Политическая система Понятие «политическая система общества» вошло в обиход политической науки только ВО второй половине 20 века. Именно в 20 веке государство утрачивает свое монопольное положение как единственный инструмент политики, но становится элементом политической системы общества (партии, общественные организации, группы давления). Поэтому при изучении современного политического процесса необходимо рассматривать не только государство и систему органов власти, но все общественные институты.
Подсистемы политической системы: • политические институты (институциональная подсистема) - совокупность учреждений и организаций, связанных с функционированием политической власти. Политическая институты существуют в виде учреждений и организаций: а) государства и его органов. Государство - основной институт П.с.; б) общественные организации; в) правовые и институты. Институты политического опосредования - партии, группы давления, группы интересов и т.Н. • политические отношения (коммуникативная подсистема), складывающаяся на основе действующих в обществе политических и правовых норм, ценностей, традиций. В центре политических отношений находятся отношения между государством и обществом. Существует три типа этих отношений: развитый «механизм обратных связей» - демократический характер; частичное блокирование «механизма обратных связей» и доминирование прямых связей - авторитарный характер п. о.; полное блокирование механизма обратных связей и наличие только прямых связей - тоталитарные отношения. • политические нормы (нормативная подсистема), охватывающая общепризнанные нормы отношений в политической системе. Это совокупность норм и традиций. регулирующих политическую жизнь (Конституция, законы и подзаконные акты); • политическая культура (культурная подсистема), на основе которой складываются политические нормы, отражающие историко-политические традиции и стереотипы политического поведения. Цементирующим элементом п.к. является политическое мировоззрение - совокупность ценностей, норм, установок, которые воплощаются в политической идеологии.
Государство, его признаки, Функции, Формы. Суверенитет Национально- государственное устройство Государство - основной институт политической системы, это политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу. Цель государства возможное и необходимое состояние общества, которое должно быть достигнуто. Цель государство определяет его функции (это внутренняя и внешняя государственная политика) главное направления деятельности. Основные функции государства:
• охрана целостности и стабильности общества, его территории; • создание и обеспечение правовой системы; • создание и обеспечение условий для развития всех сфер жизни общества; • гарантирование прав и свобод человека и гражданина; • согласование потребностей и интересов социальных слоев общества; обеспечение общенациональных интересов.
Форма государства - это способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства имеет три выражения: • правление (монархия - власть наследственная, единоличная и бессрочная; республика - все высшие органы власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями); • национально-территориальное, государственное устройство – способ политической организации государства: а) унитарное государство (единые территория, конституция, система права, система высших органов государственной власти); б) федерация - союзное государство, в составе которого субъекты - государственные образования, обладающие определенной юридической и политической самостоятельностью, имеют собственные органы власти, разрабатывают свои конституционные уставы, законы. Виды федерации - по территориальному делению (провинции, земли, штаты) или национально-территориальному (Канада). в) конфедерация - объединение самостоятельных государств для решения общих актуальных проблем (военных, энергетических, финансовых), которые обычно недолговечны и либо распадаются, либо трансформируются в федерацию. • политический режим: демократические, авторитарные тоталитарные
Основные черты гражданского общества Гражданское общество - это система жизнедеятельности общества, автономная по отношению к государственной власти, выражающая частные (индивидуальные, групповые. корпоративные) интересы граждан, регулирующая и защищающая частные интересы. Гражданское общество никто не создает, оно развивается самостоятельно, но при активном участии граждан. Государство может уничтожать и отрицать (тоталитарный режим). или ограничивать деятельность (авторитарный режим), либо создавать благоприятную политическую среду (демократический режим) для жизнедеятельности гражданского общества.
Предпосылки гражданского общества
Местное самоуправление - это социальный феномен, который сегодня является официальной государственной политикой и зафиксирован в Конституции РФ отдельной главой № 8, где в статьях №№130-133 изложено понимание местного самоуправления, его основные функции и правовые гарантии существования. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту.
Организация самоуправления -:это не только отклик на требования жизни. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и социальных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI век. безусловно. будет еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количество людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берёт корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, что является предпосылкой успешного жизненного самоопределения молодого человека Правовое государство - тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления. существует развитая правовая система и эффективная судебная власть, реальное разделение властей и действенный социальный контроль политики и власти. Принципы его формирования: ·верховенство права (право как цель, интерес, стимул поступков и действий); ·обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ·организация государственной власти на основе принципа разделения властей, подчиненности власти праву; ·правовая форма взаимоотношений (взаимность прав и обязанностей) индивида, общества, государства. Формирование правового государства может происходить только одновременно на трех уровнях: государственном, общественном, личном.
Государственный аппарат- аппарат управления. Это компонент государства как системы, который включает в себя исполнительнораспорядительные органы (премьер, правительство), судебную власть, органы ('государственной безопасности. При унитарном государстве - единая структура государственного аппарата на всей территории страны. В федерации существует два уровня государственного аппарата - федеральный и уровень субъекта. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями делегированными им государственными органами конфедерации.
Задания: «3» 1) Основу политики составляют: а) материальные интересы; б) духовные потребности; в) властные отношения; г) социальные отношения;
2) Основой политической системы общества являются: а) государство; б) институт президентства; в) органы местного самоуправления;
3) К чертам политической власти не относится: а) всенародность (её единство с обществом) б) мнительность; в) суверенность;
4) Монополией правотворческой деятельности обладает: а) общество; б) государство; в) граждане;
5) Дж.Локк был сторонником концепции происхождения государства: а) теологической; б) договорной; в) насильственной;
6) Для государственной власти характерно: а) отчужденность от народа (публичность); б) принудительное осуществление; в) мнительность; г) все ответы верны; «3» 7) Политический институт, предполагающей а) монополию на правотворчество б) основной целью- сохранение целостности общества и поддержание правопорядка в) наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением обозначается термином «_______»
«4» Заполните таблицу.
«5» Заполнить сравнительную таблицу. Виды монархии и их признаки.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.18 (0.009 с.) |