ТОП 10:

ТЕМА: Политическая система. Государство и гражданское общество



 

Власть, ее происхождение и виды

Власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие, на деятельность и поведение людей с помощью различных средств (силы, авторитета, традиций, денег И т.д.).

Существуют различные трактовки (концепции) происхождения власти:

· теологическая, обосновывающая происхождение власти как власть, данной от бога;

· институциональная, делающая акцент на появление институтов в обществе (государство), как основной причине возникновения властных отношений;

· системная, рассматривающая власть как безличный атрибут, упорядочивающий от­ношения между людьми в обществе:

· ролевая, определяющая власть как реализацию социального положения (социаль­ной роли), обуславливающего контроль одного субъекта над другими;

· рыночная, оценивающая властные отношения по аналогии с рыночными (как сферу услуг, как рынок идей и людей);

· обмен ресурсов, согласно, которой в обществе всегда существует дефицит тех или иных ресурсов (денежных, человеческих, интеллектуальных) и потому обладание редким ресурсом даёт власть;

· психологическая, объясняющая власть, как природное свойство человека господ­ствовать или подчиняться;

· классовая, сводящая власть к воле класса, господству сильного класса над другими;

· силовая, связывающая власть с использованием принуждения, силы (у кого сила - у того есть и власть);

· биологическая - как средство обуздания природной агрессивности человека;

· бихевиористская - поведенческая.

 

власть
Источник власти: традиции сила, авторитет, престиж, закон, знание, богатство, харизма, интерес Субъкты власти: государство и институты: партии, элиты, лидеры Объекты власти: индивид, социальная группа, массы, класс Функции власти: руководство, управление, организация, регуляция, координация, мобилизация, господство Ресурсу власти: право, традиции, убеждение, принуждение, насилие, страх, мифы

Политическая система

Понятие «политическая система общества» вошло в обиход политической науки толь­ко ВО второй половине 20 века. Именно в 20 веке государство утрачивает свое монопольное положение как единственный инструмент политики, но становится элементом политической системы общества (партии, общественные организации, группы давления). Поэтому при изу­чении современного политического процесса необходимо рассматривать не только государст­во и систему органов власти, но все общественные институты.

Подсистемы политической системы:

• политические институты (институциональная подсистема) - совокупность учреж­дений и организаций, связанных с функционированием политической власти. Политическая институты существуют в виде учреждений и организаций: а) государства и его органов. Госу­дарство - основной институт П.с. ; б) общественные организации; в) правовые и институты. Институты политического опосредования - партии, группы давления, группы интересов и т.Н.

• политические отношения (коммуникативная подсистема), складывающаяся на ос­нове действующих в обществе политических и правовых норм, ценностей, традиций.

В цен­тре политических отношений находятся отношения между государством и обществом. Существует три типа этих отношений: развитый «механизм обратных связей» - демократический характер; частичное блокирование «механизма обратных связей» и доминирование прямых связей - авторитарный характер п. о.; полное блокирование механизма обратных связей и на­личие только прямых связей - тоталитарные отношения.

• политические нормы (нормативная подсистема), охватывающая общепризнанные нормы отношений в политической системе. Это совокупность норм и традиций. регулирую­щих политическую жизнь (Конституция, законы и подзаконные акты);

• политическая культура (культурная подсистема), на основе которой складываются политические нормы, отражающие историко-политические традиции и стереотипы полити­ческого поведения. Цементирующим элементом п.к. является политическое мировоззрение - ­совокупность ценностей, норм, установок, которые воплощаются в политической идеологии.

 

 

 

 

 

 

Государство, его признаки, Функции, Формы. Суверенитет Национально-

государственное устройство

Государство - основной институт политической системы, это политическая организа­ция общества, система публичной власти, воплощающей право и силу. Цель государства ­возможное и необходимое состояние общества, которое должно быть достигнуто. Цель госу­дарство определяет его функции (это внутренняя и внешняя государственная политика) главное направления деятельности. Основные функции государства:

• охрана целостности и стабильности общества, его территории;

• создание и обеспечение правовой системы;

• создание и обеспечение условий для развития всех сфер жизни общества;

• гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

• согласование потребностей и интересов социальных слоев общества; обеспечение общенациональных интересов.

 

 

 

 

 

Форма государства - это способ организации и осуществления государственной вла­сти. Форма государства имеет три выражения:

• правление (монархия - власть наследственная, единоличная и бессрочная; респуб­лика - все высшие органы власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями);

• национально-территориальное, государственное устройство – способ политической организации государства:

а) унитарное государство (единые территория, конституция, система права, система высших органов государственной власти);

б) федерация - союзное государство, в составе которого субъекты - государственные образования, обладающие определенной юридической и политической самостоятель­ностью, имеют собственные органы власти, разрабатывают свои конституционные ус­тавы, законы. Виды федерации - по территориальному делению (провинции, земли, штаты) или национально-территориальному (Канада).

в) конфедерация - объединение самостоятельных государств для решения общих акту­альных проблем (военных, энергетических, финансовых), которые обычно недолго­вечны и либо распадаются, либо трансформируются в федерацию.

• политический режим: демократические, авторитарные тоталитарные

 

 

Основные черты гражданского общества

Гражданское общество - это система жизнедеятельности общества, автономная по от­ношению к государственной власти, выражающая частные (индивидуальные, групповые. корпоративные) интересы граждан, регулирующая и защищающая частные интересы.

Гражданское общество никто не создает, оно развивается самостоятельно, но при ак­тивном участии граждан. Государство может уничтожать и отрицать (тоталитарный режим). или ограничивать деятельность (авторитарный режим), либо создавать благоприятную поли­тическую среду (демократический режим) для жизнедеятельности гражданского общества.

 

Предпосылки гражданского общества

экономические социальные Политико-правовое культурные
Частная собст­венность, много­укладная эконо­мика, свободный рынок   Большой удельный вес в обществе средних классов Юридическое равновесие граждан, полное обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм Обеспечение права чело­ века на информацию, высокий образовательный уровень населения, сво­бода совести  

 

Местное самоуправление - это социальный феномен, который сегодня является офи­циальной государственной политикой и зафиксирован в Конституции РФ отдельной главой №8, где в статьях №№130-133 изложено понимание местного самоуправления, его основные функции и правовые гарантии существования.

Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением во­просов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно­стью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления. Структура органов местного самоуправления определяется населением само­стоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной соб­ственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту.

Организация самоуправления - :это не только отклик на требования жизни. В основе еще более глубинные, основательные причины: развитие общественно-политических и соци­альных систем в современном обществе свидетельствует о том, что ХХI век. безусловно. бу­дет еще более динамичным, требующим взаимодействия, координации огромного количество людей, экономических ресурсов, финансов, информационных потоков. Отсюда и берёт корни возрастающий интерес к восстановлению самоуправления в детском возрасте, что является предпосылкой успешного жизненного самоопределения молодого человека

Правовое государство - тип государства, в котором функционирует режим конституци­онного правления. существует развитая правовая система и эффективная судебная власть, ре­альное разделение властей и действенный социальный контроль политики и власти. Принци­пы его формирования:

·верховенство права (право как цель, интерес, стимул поступков и действий);

·обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

·организация государственной власти на основе принципа разделения властей, под­чиненности власти праву;

·правовая форма взаимоотношений (взаимность прав и обязанностей) индивида, общества, государства.

Формирование правового государства может происходить только одновременно на трех уровнях: государственном, общественном, личном.

 

 

Государственный аппарат- аппарат управления.

Это компонент государства как системы, который включает в себя исполнительно­распорядительные органы (премьер, правительство), судебную власть, органы ('государствен­ной безопасности.

При унитарном государстве - единая структура государственного аппарата на всей территории страны. В федерации существует два уровня государственного аппарата - феде­ральный и уровень субъекта. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями делегированными им государственными органами конфедерации.

 

Задания:

«3»

1) Основу политики составляют:

а) материальные интересы;

б) духовные потребности;

в) властные отношения;

г) социальные отношения;

 

2) Основой политической системы общества являются:

а) государство;

б) институт президентства;

в) органы местного самоуправления;

 

3) К чертам политической власти не относится:

а) всенародность (её единство с обществом)

б) мнительность;

в) суверенность;

 

4) Монополией правотворческой деятельности обладает:

а) общество;

б) государство;

в) граждане;

 

5) Дж.Локк был сторонником концепции происхождения государства:

а) теологической;

б) договорной;

в) насильственной;

 

6) Для государственной власти характерно:

а) отчужденность от народа (публичность);

б) принудительное осуществление;

в) мнительность;

г) все ответы верны;

«3»

7) Политический институт, предполагающей

а) монополию на правотворчество

б) основной целью- сохранение целостности общества и поддержание правопорядка

в) наличие слоя людей, профессионально занимающихся управлением обозначается термином «_______»

 

«4» Заполните таблицу.

Признаки правового государства Их содержание.  
Верховенство права во всех сферах общества  
Эффективная система самоконтроля и надзора за соблюдением закона  
Принцип разделения властей  
Полная гарантированность и незыблемость прав человека  
Взаимная ответственность государства и личности  

 

 

«5» Заполнить сравнительную таблицу.

Виды монархии и их признаки.

 

  Абсолютная Дуалистическая Парламентарная
1.Принадлежность законодательной власти      

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.220.230 (0.012 с.)