Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ч. X. Кули: Теория «Зеркального Я»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чарльз Хортон Кули (1864— 1929) — американский экономист, переориентировавшийся позднее на социологию и социальную психологию. Он считается одним из основателей социологии, приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, — ин-теракционизму. Главная концепция Кули называется теорией «зеркального Я». Ее истоки восходят к прагматизму, в частности к идеям о «социальном Я» У.Джемса и воззрениям Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж. Мила. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько «социальных Я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое «я». Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. «Зеркальное Я» (looking-glass self) — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет начало именно в такой рефлексии. Наблюдая ответы других людей — или воображая, какими они должны быть, т. е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное наше действие, — мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия. Если образ, который мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-кон-цепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением. Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представления о собственном «Я», которые возникают в сознании других людей, Кули называет «представлениями представлений». Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социологии. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группах (первичных и вторичных). Поэтому Кули рассматривает чувство собственной самоопределенности как «зеркальное Я». Концепция самого себя — по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конструирует персонификацию на основе реакций, приписываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто особенное, вскоре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствительны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют, на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром. Человеческое общество, согласно Ч.Кули, основано на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к пониманию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людьми. Ни один человек, живущий в психологическом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком. Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и формирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов: 1.То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К примеру, я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду. 2.То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К примеру, они видят мою одежду, и она им нравится. 3.То, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей. Поскольку моя одежда нравится другим, я собираюсь и впредь одеваться так же. Не существует иных путей, какими бы мы составили мнение о себе — самосознание, самооценку и самочувствие, — за исключением того представления, какое можно себе вообразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу самооценку и наши социальные ценности. Интеракция протекает главным образом через контакты «лицом к лицу», которые происходят прежде всего в первичных группах, в частности в семье. Именно в семье младенец превращается из дикаря в социальное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на протяжении всей его жизни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности. Процесс социализации начинается с того, что ребенок научается понимать самого себя как объект посредством принятия ролей других людей. Ребенок воспринимает себя реципиентом действия прежде, чем действующим лицом. Замечая, как другие люди относятся к нему, ребенок начинает осознавать свое место внутри культуры и межличностных отношений. Процесс социализации проходит прежде всего в первичных группах. Термин «первичная группа», введенный в социологию Ч.Кули, характеризует общности, в которых существуют доверительные, «лицом к лицу» контакты и кооперация. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом потому, что они играют фундаментальную роль в формировании социальной природы и идей человека. Психологический результат интимных (доверительных) связей — соединение людей в некую целостность. Для описания такой целостности используют местоимение «мы», которое характеризует некоторую симпатию и взаимную идентификацию людей. Каждый из нас живет с некоторым ощущением целостности, объединяющей людей. Базисом первичной группы служат первичные отношения. Они отличаются следующими особенностями. Индивиды взаимодействуют в них как уникальные и целостные существа. Уникальность означает, что вопрос, адресованный одному индивиду, не может быть переправлен другому. В соответствии с этим первым критерием первичных отношений, отношения между продавцом и покупателем не могут называться первичными. Ведь они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и наоборот. Они не уникальны, но взаимозаменимы. Однако ребенок не может заменить свою мать, и наоборот. Они незаменимы и уникальны. Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы же и отношения между рабочими и работодателем. Но не таковы отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их целиком, а не частично или временно. Таков второй критерий первичных отношений. В окружающей нас действительности, говорит Кули, первичных отношений меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль. Первичные отношения более глубокие и интенсивные, чем вторичные, они полнее по способам проявлений: в интеракции «лицом к лицу» участвуют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Семейные отношения глубже, полнее и интенсивнее, чем деловые или производственные. Первые называются неформальными, а вторые — формальными. В формальных отношениях один человек служит средством или целью достижения того, чего нет в неформальных, первичных отношениях. Там, где люди вместе живут или работают, на основе первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские компании, игровые группы, соседские сообщества (ком-мьюнити). Они возникают исторически раньше вторичных, существовали всегда и существуют сейчас. Основы социологической теории Ч.Кули изложены им в трилогии «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909) и «Социальный процесс» (1918). Вам предстоит еще раз побывать в роли судьи, оценивающего методы воспитания своих родителей, а если брать шире, то процесс социализации в целом. Автор теста Дэвид Льюис обобщил опыт тысяч семей прежде, чем составил социологический измеритель. Ритуал перехода
Во многих обществах границы между различными возрастами отмечаются особой церемонией — ритуалом перехода. Он является элементом процесса социализации и символизирует перемещение из одного возрастного статуса в другой. Примером такого ритуала служит инициация. Инициация — обряд посвящения подростков во взрослые. У австралийских аборигенов он сводится к длительной изоляции юношей, тренировке в охоте и владении оружием, закалке и воспитанию выносливости, дисциплины и беспрекословного повиновения старшим, соблюдению обычаев, усвоению религиозных норм и обрядов, соблюдению посвятительной тайны. Непосредственно в день инициации ближайшие родственники юноши — взрослые мужчины — вскрывают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Он проходит испытание голодом и болью, чтобы укрепить силу духа. Первый обряд инициации, связанный с обрезанием, повышает социальный статус юноши и является важнейшим шагом на пути к зрелости. После обрезания ему надевают на голову отличительную повязку и дают новое имя. Следующий обряд посвящения связан с подрезанием полового органа. Обряд символизирует, что юноша стал полноправным мужчиной. Теперь он может жениться, принимать участие в совете племени или рода как полноправный член сообщества. Вопросы к тексту: 1. Каждый год мы празднуем свой день рождения. Он символизирует переход из одного возраста в другой. Можно ли день рождения отнести к ритуалам перехода? 2. Переход из одного возраста в другой часто регистрируется при помощи официальных документов. Они могут быть частью ритуала перехода. Выполняют ли подобную функцию следующие документы: свидетельство о рождении, аттестат зрелости, свидетельство о бракосочетании, паспорт, военный билет?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 11041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.107 (0.009 с.) |