ТОП 10:

ТЕМА «СОЦИЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ



СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………..4

2. Теоретический курс……………………………………………………………5

1.1.тема «Социология как наука об обществе……………………………………5

1.2.тема: Общество как социокультурная система………………………………8

1.3 тема: Социальная стратификация…………………………………………….16

1.4 тема: Личность общества……………………………………………………...31

1.5 тема: Социальные изменения и социальный прогресс………………………40

2.1. тема: Политика и политическая наука……………………………………….51

2.2. тема: Общество и политика…………………………………………………..55

2.3. тема: Политическая система. Государство и гражданское общество……..56

2.4. тема: Политическая система и государство…………………………………78

2.5. тема: Субъекты политики и политический процесс………………………..78

2.6. тема: Политическая культура и политическое сознание……………………87

2.7 тема: Мировая политика и международные отношения…………………….91

3. Вопросы к зачету…………………………………………………………….….97

4. Вопросы к экзамену……………………………………………………………..98

5. Литература…………………………………………………………………........100


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие по дисциплины «Основы социологии и политологии» составлено в соответствии с учебным планом и рабочей программой ГОУ СПО КБМК.

Любое общество решает проблему самосохранения и саморазвития, преемственность поколений. Очень большая роль отводится институту образования, который в конечном счете в лице своих выпускников формирует образ будущего.

Глобализированный мир требует глобальных масштабов мышления, в том числе профессионального. На смену закрытому обществу приходит открытое, в котором многократно возрастают социальная роль и ответственность каждого специалистка. Формируется новая социальная реальность, одновременно возрастает роль социальных и общегуманитарных наук в ее познании.

Профессия медицинского работника предполагает постоянное общение с представителями разных социальных слоев и групп. Социальная среда, окружающая пациента, самым непосредственным образом влияет на его отношение к проблемам со здоровьем.

Важной составляющей личности медицинского работника является его гражданская позиция. Изучение проблем социологии и политологии должно способствовать формированию сбалансированной социальной и политической позиции будущего специалиста, способного положительно влиять на коллег и подчиненных.

В системе наук социология занимает особое место. Эта наука единственная способная увидеть общество в целом, понять его устройство и механизм функционирования. Социология помогает человеку независимо от его профессиональной направленности выработать социологическое видение мира - понимание социальных процессов, т.е. тот инструмент, который позволяет современному человеку, сознательно строящему свою жизнь, обрести свободу, добиться успеха в любой области.

Курс социологии ставит своей целью дать студентам знания основ социологической науки, выделяя ее специфику, способствовать тем самым подготовке образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, научить их системному видению, пониманию самоорганизующей природы, взаимозависимости социальных отношений и процессов, формировать активную жизненную позицию.

Политология ставит своей задачейдать будущим специалистам политические знания об обществе, в условиях которого они живут и работают, т.к. политика затрагивает интересы всех людей. Молодой специалист должен быть политически грамотным, иначе он не сможет стать полноценной личностью, умеющей принимать ответственные решения. Способность понимать рациональные решения в политической жизни не формируются стихийно, а происходит вместе с приобретением необходимых знаний и опыта.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

ТЕМА: ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

Вопросы для семинара.

1. Что такое культура? Можно ли назвать культурой всё, что имеет неприродное происхождение?

2. Каким образом связаны культура и творчество, культура и развитие личности?

3. Какие методы подходят для анализа культуры- обобщающие или индивидуализированные?

4. В чём заключается различие культуры и цивилизации?

5. Чего больше приносит взаимодействие культур- пользы или проблем? Свой ответ обоснуйте.

6. Работа в бригадах по определённому заданию: подготовить компьютерные презентации о формах культуры. (элитарной, народной, массовой.)

7. Охарактеризуйте свою собственную культурную принадлежность, используя определения субкультуры, контркультуры., Форм культуры.

8. Какие виды молодёжных субкультур существуют на территории Курганской области.

 

ЗАДАНИЯ:

“3” Соотнесите общественные явления, процессы и институты, указанные в приведенном ниже перечне с каждой из сфер. Заполните таблицу. Отношение собственности Общество как социокультурная система.

 

Партия, избирательная система, научная деятельность, формирование наций, взаимосвязь спроса и предположения, массовая культура, факторы производства, сословная структура общества, федеративное государственное устройство, банковская система, художественное творчество.

 

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера
         

 

“3” К каким из основных социальных институтов:

- семья;

- производство;

- государство;

- религия;

- образование;

относятся неосновные институты:

- деньги;

- целибат;

- престолонаследие;

- обмен;

- адвакатура;

- банки;

- наставничество;

- цензура;

“4” Какое содержание вкладывают социологи в такие понятия, как:

- толерантность;

- идентификация;

- статусный образ;

- статусный диапазон;

- фамильярность.

“5” Проведенные за рубежом исследования выявили зависимость социального положения и психологического состояния индивида. В частности, опрос Брэдберна и Капловица (1965 г.), показал, что:

- Семейные (мужчины и женщины) считают себя гораздо счастливее холостых (разведенных и вдовых)

- Молодежь более счастлива, чем пожилые.

- Более образованные считают себя счастливее менее образованных.

- Занятые полный рабочий день более счастливы, чем занятые полдня или вовсе не работающие.

А теперь вам предстоит дать самостоятельное объяснение обнаруженным закономерностям.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

И.С. Кон Социальные роли

 

Роль учителя, инженера или отца семейства соци­ологически задана общественным разделением труда и иными объективными процессами, не зависящими от воли отдельного индивида. Хотя требования, предъяв­ляемые к человеку, занимающему эту позицию, далеко не всегда формируются так однозначно, как в воин­ском уставе или должностной инструкции, они тем не менее вполне объективны. Чтобы понять, к примеру, соотношение отцовской и материнской ролей в совре­менной семье, надо учитывать прежде всего макросо-циальное разделение труда между мужчиной и жен­щиной, соотношение их семейных и внесемейных обя­занностей, структуру семьи, способы воспитания детей. Мнения же конкретных мужчин и женщин по этому вопросу, при всей значимости индивидуальных вари­аций, чаще всего лишь отражение стереотипов массового сознания, за которыми в конечном счете стоят закономерности социальной структуры.

Социальная психология в известной мере оставля­ет эти макросоциальные отношения «за скобками», понимая «роль» как структуру непосредственного меж­личностного взаимодействия. Привычные формы по­ведения неизбежно стандартизируются и подкрепля­ются системой взаимных ожиданий. От человека, ко­торый несколько раз проявил остроумие, ждут, что он и в дальнейшем будет развлекать своих товарищей, «роль шутника» как бы приклеивается к нему и так или иначе включается в его «образ Я».

Наконец, при исследовании внутриличностных процессов словом «роль» обозначают определенный аспект, часть, сторону деятельности лица. Внимание здесь акцентируется на том, как сам индивид воспри­нимает, сознает и оценивает ту или иную свою функ­цию, деятельность, принадлежность, какое место зани­мает она в его «образе Я», какой личностный смысл он в нее вкладывает.

Обыденное сознание часто делит жизнедеятель­ность на две части, из которых одна — формальная, застывшая, мертвая— приписывается «безличному» миру социальных ролей, а вторая — «личная», эмоцио­нально окрашенная — представляет то, чем индивид является «сам по себе», безотносительно к социальным условиям. В житейском обиходе сказать про человека, что он «исполняет роль» отца или учителя, все равно что сказать, что он «притворяется», что он «не настоя­щий» отец или учитель. Самому индивиду «ролевой» кажется только такая деятельность, которую он воспри­нимает как нечто более или менее внешнее, периферий­ное или условное, «разыгрываемое» для других, в отли­чие от «подлинного Я», без которого он не может себя представить. Но независимо от того, считает ли инди­вид свою работу ремеслом, призванием или даже мис­сией, что весьма существенно для него самого и для морально-психологической оценки его как личности, социологически он во всех случаях исполняет опреде­ленную профессиональную роль. И если энтузиастов на данный вид работы не находится, а обойтись без него общество не может, оно включает такие вполне объективные механизмы, как материальное стимулирование, государственное распределение специалистов. Любая классификация социальных ролей предполагает точку зрения либо общества (группы), либо индивида, причем учитывается как степень жесткости, структурированно­сти соответствующих отношений («позиционно-статус-ные» или «ситуативные», «структурные» или «межлич­ностные» роли), так и уровень индивидуальных усилий, необходимых для их получения («предписываемые», «приписываемые» или «достигаемые» роли).

Но хотя социальные роли и идентичности — необ­ходимый компонент, отправная точка самокатегориза­ции, ни экзистенциальное, ни рефлексивное «Я» не сводится к ним. Во-первых, разные социальные иден­тичности и роли (скажем, профессиональные и семей­ные) не совпадают и часто противоречат друг другу. Связанные с этим межролевые конфликты создают контекстуальный диссонанс и активизируют работу самосознания, побуждая индивида координировать и иерархизировать разные стороны своей жизнедеятель­ности соответственно какой-то шкале ценностей. Во-вторых, каждая «социальная роль» есть взаимоотноше­ние, которое его участники могут определять и факти­чески определяют по-разному (например, требования, предъявляемые к учителю школьной администрацией, коллегами, родителями и учениками, могут существен­но расходиться). Внутриролевые конфликты также предполагают необходимость самостоятельного, инди­видуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.

В-третьих, отношение индивида к выполняемым ролям избирательно: одни функции и виды деятельно­сти воспринимаются как органические, центральные, неотделимые от собственного «Я», другие — как более или менее внешние, периферийные, «искусственные». Любая перестройка ролевой системы личности сопро­вождается соответствующими изменениями в «образе Я»; потеря социально и личностно значимых ролей, не компенсированная получением новых, равноценных или лучших ролей, обычно переживается болезненно. Но самоуважение индивида зависит не только от со­циальной престижности его ролей, но и от того, как он оценивает свою успешность, эффективность в осуще­ствлении главных, личностно-значимых ролей.

Чем объясняется и что выражает идентификация личности с какой-то «ролью» или, наоборот, подчерк­нутое дистанцирование, отдаление от нее, нарушение подразумеваемых ею правил и ожиданий. На первый взгляд, все дело в уровне развития индивидуальнос­ти — более яркая личность более независима и допус­кает больше вариаций в своем поведении. На самом деле тут могут действовать и социальные обстоятель­ства. Например, фотография собственных детей под стеклом служебного письменного стола руководящего работника явно демонстрирует нежелание резко раз­граничивать свою служебную и личную жизнь, косвен­но давая понять посетителю, что хозяин кабинета и в своей служебной деятельности не склонен к формализ­му, готов к «человеческим контактам». Это как бы сим­волизирует определенный стиль управления. Для хи­рурга умение вольно пошутить в напряженный момент операции — часть профессиональной экипировки, средство поднять настроение персонала, т. е. здесь тоже проявляются не просто личные качества, а неко­торый стиль работы.

Подчеркивание «ролевого расстояния» в одном случае выражает отчуждение личности от данной роли, желание подчеркнуть свою автономию от нее, а в дру­гом, наоборот, именно прочная идентификация, слияние с ролью позволяет индивиду относительно свободно варьировать свое поведение, на что не способен нови­чок, строго придерживающийся «предписанных» рамок.

Сокращено по источнику: Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. Гл. 4.

Л. Е. Шепелев

Сословная иерархия в России

 

Характерная черта сословий — наличие соци­альных символов или знаков: титулов, мундиров, орде­нов, званий. Классы и касты не имели государствен­ных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, риту­алом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сосло­вию — дворянству. Что же это за символы?

Титулы— установленные законом словесные обо­значения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие их правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, фли­гель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство и светлость.

Мундиры— официальная форменная одежда, со­ответствовавшая титулам и визуально их выражавшая.

Ордена— вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляет собой частный случай мундира, а собственно орденский знак — обыч­ное дополнение любой форменной одежды.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин — ранг каждого государственного слу­жащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послу­жила «Табель о рангах».С тех пор «чин» получил бо­лее узкое, специальное значение, относящееся только к государственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая из них делилась на 14 рангов, или классов.

Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших — 3 — 4 года). Высших должностей в иерархии было мень­ше, чем низших. Класс обозначал ранг должности. Ранг без должности получил название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем закрепилось наимено­вание «чиновник».

Чин давал право на замещение должностей госу­дарственной службы и являлся показателем выслуги лет, старшинства. Исполнение государственной службы возможно лишь в том случае, если чиновник имел ста­тус дворянина. Преимущественное право на государ­ственную службу предоставлялось потомственному по­местному дворянству. Имущественная обеспеченность и более высокий образовательный уровень дворянства сыграли решающую роль в том, что государство сдела­ло ставку именно на него. Обеспеченность являлась важной ввиду сравнительно низкого материального воз­награждения за государственную службу, которая счи­талась уставной обязанностью дворянства.

Оба типа дворянства — поместноеи служилое— являлись потомственными: дворянское звание переда­валось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сослов­ный статус мужа. Дворянский статус обычно оформ­лялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, преданий, титулов и орденов. В сознании воз­никало чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В со­вокупности они составляли понятие «дворянской чес­ти», важной составляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени.

Общая численность дворянского сословия и клас­сных чиновников (с членами семей) составляла в сере­дине XIX в. 1 млн человек. Потомственные дворяне (по происхождению) составляли 37% общей численности сословия. Благородное происхождение потомственно­го дворянина определялось заслугами его рода перед отечеством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян — «ваше бла­городие». Частный титул «дворянин» — в быту не упот­реблялся. Заменой частного титула служил предикат «господин», который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе ис­пользовались другие замены: «фон» — при немецких фамилиях, «дон» — при испанских, «де» — при фран­цузских. В России данная формула трансформировалась в указание имени, отчества и фамилии. Именная трех­членная формула применялась лишь в обращении к благородному сословию: пользование полным именем яв­лялось прерогативой дворян, а полуимя считалось при­знаком принадлежности к неблагородным сословиям.

В Древнем Риме существовал обычай давать вое­начальникам почетные прозвания по названиям тех мест, где ими были одержаны выдающиеся победы. Позже он утвердился и в России. Родовая фамилия дополнялась почетным наименованием в виде добавоч­ной фамилии с указанием титула. За победу на р. Рым-нике А.В.Суворов получил титул графа с добавлением к фамилии наименования Рымникский, а затем при Павле I за швейцарско-итальянский поход он получил еще титул князя Италийского.

Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т. е. дворянские роды, имев­шие баронские, графские, княжеские и другие родо­вые титулы. В Европе они обозначали разные степени вассальной зависимости от сюзерена, прежде всего от короля. До XVIII в. в России существовал только кня­жеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения (государственного управления) на определенной тер­ритории страны. При Петре I впервые введены родо­вые титулы западных государств: граф и барон. В древ­ней Европе баронский титул был самым важным и почетным. Барон — непосредственный вассал короля. Граф в средневековой Европе — должностное лицо, представляющее власть короля в графстве, т. е. круп­ном наследственном феодальном владении. В XVIII в. графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский. Князья и графы могли быть: 1) владетельными (действительными), имевшими зе­мельный участок; 2) титулярными, не обладавшими земельным владением. Графских родов в конце XIX в. насчитывалось 310, баронских родов 240, а княжеских родов 250 (40 из них вели свою родословную от потом­ков Рюрика и Гедимина). Родовые титулы могли быть пожалованными и полученными по наследству. Выс­шей степенью княжеского титула был титул великого князя, который принадлежал только членам император­ской фамилии. Великий князь — наследник престола (обычно старший сын императора) имел еще титул

«Цесаревич». Император обладал общим титулом «ваше императорское величество», а наследник и другие ве­ликие князья— «ваше императорское высочество». В 1914 г. императорская фамилия насчитывала более 60 человек.

В сословной иерархии России очень сложно пе­реплетались достигнутый и предписанный (или при­рожденный) титулы. Наличие родословной указывало на предписанный статус, а ее отсутствие — на дос­тигнутый.

Адаптировано по источнику: Шепелев А.Е. Титулы, мундиры, ордена. М., 1991.

Задание 2

Некоторые специалисты считают, что апартеид, существовавший еще недавно в ЮАР, во многом напо­минает кастовую систему. А вы согласны с таким мне­нием? Какими правами обладало и не обладало черное население? В чем сходство и различие кастового строя и апартеида? Если надо, воспользуйтесь дополнитель­ной литературой. Дайте аргументированный ответ.

Задание 3

Сословный строй — прекрасное поле для социо­логических размышлений. Найдите необходимую ис­торическую литературу и ответьте на вопросы:

1.Какие обязанности закреплялись за каждым сосло­вием в феодальной Европе? Сможете ли вы обна­ружить межстрановые различия?

2.Какие повинности возлагались на крестьян?

3.Почему феодал не только эксплуатировал, но и за­ботился о подданных?

4.Почему сословия существовали на Западе, но их не было на Востоке?

Н. Смелзер

Вопросы к тексту

1. Не кажется ли для вас странным понимание классов Н.Смелзера? Ведь в качестве таковых у него рассматрива­ются не пролетариат и буржуазия или помещики и кресть­яне, а две родственные группы — фермеры и пастухи?

2. Что сплачивает пастухов и фермеров в социальные классы ?

3. У. Н. Смелзера сравниваются удачливая фермерша и не­удачливый пастух, у которого погибает половина скота. Ну а если бы они были одинаково удачливыми и оба раз­богатели, объединились бы фермер и пастух в один класс или составили бы два противоположных?

4. Почему неравенство измеряется через доступ людей к трем социальным благам — деньгам, власти и престижу? А можно ли измерить неравенство еще как-то ?

Охота на рабов

 

Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм «Камы­шовый рай». Наш корреспондент побеседовал с реаль­ным рабом...

Г.Максимову всего 40 лет, а на вид все 70. За 5 лет рабства в Чечено-Ингушетии он ссохся и сгорбился. Шея навек искривлена ошейником, на котором его держали в сарае. На руках не хватает пальцев: за каж­дую потерянную овцу — отрубали. Туберкулез, от ко­торого он умирает в больнице под Санкт-Петербургом, он получил во время второго побега. А когда его пой­мали в первый раз, то сначала намертво отбили почки, а потом несколько недель топили в навозной яме. Его и других рабов в семье Юсупа кормили тухлой похлеб­кой, сваренной из внутренностей дохлых животных. Тех, кто умирал, не выдержав непосильный труд, сбра­сывали в ущелье или оставляли шакалам. В них вбили: рабство пожизненно. А чтобы не сомневались — выжи­гали клеймо. Одному приложили к щеке раскаленную подкову, у другого клеймо выжгли на голове:..

Рабство появилось в конце 50-х гг. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казах­стан чеченов. На сибирских вокзалах обещаниями слад­кой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Север­ного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х гг.— рабский труд применяет­ся на выращивании наркотиков. Сегодня использова­ние рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточ­ной Сибири похищается несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольни­чьи поселения сегодня называют семейными ферма­ми. Постороннему вход туда заказан. А коррумпирован­ные местные власти определяют их как возврат к ис­конным национальным традициям.

Источник: Московские новости. 1991. №42. С.15.

Вопросы к тексту:

1. Почему газетный материал назван «охотой на рабов», а, скажем, не «рабство в СССР» ?

2. Где еще применялся труд рабов, которые официально не являлись рабами? Речь идет об истории СССР.

3. Сравните статус раба в античной Греции и статус холопа на Руси. В чем сходство и различие? Сравните их с совре­менными рабами.

П. Сорокин

Пики групповой мобильности

 

Изучение вертикальной мобильности внутри поли­тической стратификации разных стран обнаруживает периоды особенно ярко выраженных перемещений. В истории России такими периодами были: вторая по­ловина XVI — начало XVII в. (правление Ивана Гроз­ного и последующее междуцарствие), царствование Петра Великого и, наконец, последняя русская рево­люция.

В эти периоды почти по всей стране старая поли­тическая и правительственная знать была уничтожена или низложена, а «выскочки» заполнили высшие ран­ги политической аристократии. Хорошо известно, что и в истории Италии таковыми были XV — XVI вв. XV в. с полным правом называют веком авантюристов и проходимцев. В это время историческими протагонис­тами часто были люди из низших сословий.

В истории Англии такими периодами были следу­ющие эпохи: завоевание Англии Вильгельмом, граж­данская война середины XVII века. В истории США — середина XVIII в и период гражданской войны В боль­шинстве европейских стран Ренессанс и Реформация представляли периоды чрезвычайно интенсивной со­циальной мобильности

Сокращено по источнику Сорокин П Человек Циви­лизация Общество М 1992 С. 386-387

Вопросы к тексту:

1 Относятся ли пики вертикальной мобильности только к групповой мобильности

2 При помощи каких средств Иван Грозный добивался пе­ремещения целых социальных групп, замены одних бояр­ских родов другими2

3 А к каким средствам для достижения тех же целей прибе­гал Петр I? Сравните его действия с действиями Ивана Грозного

4 Можете ли вы привести примеры пиков групповой мо­бильности из советской истории (1917— 1991 гг ) ?

 

Вопросы для семинара.

1. Измерение неравенства.

2. Измерение бедности.

3. Уровень жизни.

4. Абсолютная и относительная бедность.

5. Нищета.

6. Девиация.

7. Субкультура бедности.

8. Группы бедных.

 

ЗАДАНИЯ:

“3” Тест

1 Подберите определение к понятию «социальная стратификация».

а) теория о перемещении индивидуумов из одного социального слоя в другой

б) система признаков социального расслоения, неравенства;

в) концепция о всеобщем стремлении граждан к наивысшим трудовым достижениям.

2. Изобразите графически вертикальную или горизонтальную мобильность по следующим позициям:

а) изменение профессии: рабочий стал инженером;

б) переезд из одного города в другой без изменения профессии;

в) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер- ведущий инженер)

г) повышение уровня образования (техник, получившее образование, стал начальником цеха)

д) понижение в должности

“3”

Утверждение Да Нет
1 Социальная стратификация- совокупность статусов и ролей.    
2 Социальный состав населения – совокупность больших социальных групп.    
3 Институт семьи- не основной институт общества.    

 

“4” Поинтересуйтесь трудовыми книжками своих родителей. В них поэтапно описано трудовая карьера. Записи об увольнении и приеме на работу послужат вам надежными показателями. Постарайтесь в каждом конкретном случае проследить карьеру и ответить на вопросы: к какому типу мобильности она относится, как долго она длилась, когда она начиналась, была ли она скачкообразной или непрерывной?

“5” - Подберите конкретные примеры (из отечественной истории) под каждую причину групповой мобильности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Определите, являлись ли причинами групповой мобильности следующие события:

События Да Нет
Реформа 1861г.    
Введения «Табеля о рангах» Петром I    
Восстание декабристов    
Восстание Пугачева и Разина    
Февральская революция 1917г.    
Вов    
«Августовская революция»1991г.    
Политические репрессии сталинского периода    
Распад СССР    
Коллективизация    
Индустриализация    

ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

 

 

Социальные нормы - правила поведения человека 11 обществе. Различают религиоз­ные, моральные, правовые нормы.

Отклоняющееся поведение - девиантное поведение, отклоняющееся от нормы, сово­купность тех действий индивидов, которые не соответствуют социальным нормам. В разряд девиантного поведения относят преступление, алкоголизм, наркоманию, а также сюда попа­дают гении, выдающиеся полководцы, учёные, новаторы и т.д.

Подходы к решению причин девиации:

·теория «физических типов»;

·психоаналитическая теория (3. Фрейд);

культурные теории, которые связывают отклоняющееся поведение с социальной средой существования индивида.Объяснение девиации

 

Тип объяснения Теория девиации Автор Основная идея
Биологическое Физические черты связанные с преступными наклонностями. Определенное строение тела, наиболее часто встречающиеся среди девиантов. Ч. Ломброзо У.Г. Шелдон Физические особенности являются причиной девиации.
Психологическое Психоаналитическая теория З. Фрейд Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию.
Социологическое Аномия Э. Дюркгейм Девиация, в частности самоубийство, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм.
Социологическое Социальная дезорганизация К. Шоу Г. Маккэй Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми.
  Аномия Р. Мертон Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения.
  Культурологические теории Т. Семин Н. Миллер Е. Сутерленд Клауорд и Оулин Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой.
  Теория стигматизации (клеймения) Г. Беккер Девиация - своего рода клеймо, которое группы обладающие властью ставят на поведение менее защищенных групп
  Радикальная криминология Турк Квинни Ф.У. Тейлор Уойн и Янг Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества.

 

 

 

Социальный контроль

Каждое общество стремиться создавать и сохранять социальный порядок. Каждый член об­щества обязан подчиняться не только законам, но и институциональным и групповым нормам. для этого существует социальный контроль. Это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует конформное поведение его членов, соответствующие ролевым требованиям и социальным нормам. Степень социального контроля зависит от культуры данного общества. его социальных институтов (государства,, семьи, религии, образования и производства).

Основные способы реализации социального контроля в обществе:

·через социализацию (воспитание, обучение);

·через групповое давление;

·через принуждение и осуществляется через социальные институты.

 

Самоконтроль - самостоятельный контроль индивида за своим поведением.

Ритуал перехода

 

Во многих обществах границы между различными возрастами отмечаются особой церемонией — ритуа­лом перехода. Он является элементом процесса соци­ализации и символизирует перемещение из одного возрастного статуса в другой. Примером такого риту­ала служит инициация.

Инициация — обряд посвящения подростков во взрослые. У австралийских аборигенов он сводится к длительной изоляции юношей, тренировке в охоте и владении оружием, закалке и воспитанию выносливо­сти, дисциплины и беспрекословного повиновения старшим, соблюдению обычаев, усвоению религиозных норм и обрядов, соблюдению посвятительной тайны.

Непосредственно в день инициации ближайшие родственники юноши — взрослые мужчины — вскры­вают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Он проходит испытание голодом и болью, чтобы укре­пить силу духа. Первый обряд инициации, связанный с обрезанием, повышает социальный статус юноши и является важнейшим шагом на пути к зрелости. После обрезания ему надевают на голову отличительную по­вязку и дают новое имя. Следующий обряд посвящения связан с подрезанием полового органа. Обряд символи­зирует, что юноша стал полноправным мужчиной. Те­перь он может жениться, принимать участие в совете племени или рода как полноправный член сообщества.

Вопросы к тексту:

1. Каждый год мы празднуем свой день рождения. Он симво­лизирует переход из одного возраста в другой. Можно ли день рождения отнести к ритуалам перехода?

2. Переход из одного возраста в другой часто регистрирует­ся при помощи официальных документов. Они могут быть частью ритуала перехода. Выполняют ли подобную функцию следующие документы: свидетельство о рожде­нии, аттестат зрелости, свидетельство о бракосочетании, паспорт, военный билет?

Вопросы для семинара

 

Изучить статью Т. Шибутани «Поведение и контроль», выполнить задание № 5. №6, №8.

Ответить на вопросы:

1. Что понимают под девиантным поведением?

2. В чём сущность девиантного поведения?

3. Типы девиантного поведения.

4. Какие устойчивые виды девиантного поведения существуют?

5. Дайте характеристику делинквентному поведению.

6. Социальный контроль и его значение в жизни общества.

 

ЗАДАНИЯ:

“3” Что понимается под личностью в социологии ; Чем обуславливается поведение личности в обществе?

“3” В романе «Собачье сердце» М. Булгаков описывает процесс превращения собаки в человека, сначала физический- через операцию на мозге, а затем социальный названный очеловечиванием. А мы бы назвали его социализацией. Вспомните роман и определите, почему первая операция- медицинская- оказалась успешной, а вторая- социальная- полным провалом?

“4” Определите тип (Ф+ , Ф- , Н+ , Н- )

Следующих санкций:

Нобелевская премия, Судебное оправдание, открытое письмо в прессу, Офицерское звание, Избрание в парламент, Новогодняя открытка, Квартальная премия, Звание чемпиона мира, аттестат зрелости, тюремное заключение.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.162 (0.037 с.)