Западная и восточная цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западная и восточная цивилизации



 

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти вое приятия мира Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустовско-гамлетовское» Эмоциональное, це­лостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрожде­ний)
2. Отношение к природе Стремление под­чинить себе при­роду. Человек — венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения не­совершенства че­ловека создается и используется тех­ника Стремление быть в гармонии с приро­дой. Человек:—орга­ническая часть при­роды (боевые ис­кусства, медицина построена на изуче­нии законов приро­ды); Усовершенство­вание своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет сво­бодной личнос­ти, обладающей гражданскими правами. Ценности индивиду­альной свободы Приоритет системы подчинения личнос­ти (подданных) об­ществу (государству). Господство традиций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сословно-предста-вительные структуры. Парламентаризм Политический мо­низм. Восточная дес­потия (неограни­ченная власть, обо­жествление монарха)  
5. Отношения собственности Господство част­ной собственности Преобладание госу­дарственной и об­щинной собственнос­ти. Принцип влас­ти — собственности (власть рождает соб­ственность, а утра­тивший власть ста­новится, как и все, бесправным)
6. Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, по­стоянное изме­нение форм де­ятельности, использование новаций. Развитие обще­ства носит по­степенный, по­ступательный характер Стремление к восп­роизводству самих себя, поддержанию традиционного об­раза жизни. Разви­тие общества носит циклический харак­тер

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ

ТИПОВ ОБЩЕСТВА

 

Линии сравнения Тип общества
Доиндуст-риалыюе (традицион­ное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения   Сельское хозяйство — около 75% Сельское хозяйство — около 10%, промышлен­ность — 85% Сельское хозяйство — до 3%, про­мышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Политика в области образования Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества

 

 


 

 




 

   

 

Вопросы к семинару

 

1. Согласны ли вы с мнением основоположников марксизма, что у людей нет условий для проявления свободной воли при выборе путей развития? Может ли сильная личность повернуть ход истории.

2. В.И. Ленин утверждал: «На свете нет и быть не может «чистого» капитализма, а всегда есть примеси от феодализма, от мещанства, от ещё чего- ни будь». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ответ обоснуйте.

3. Вспомните трехступенчатую концепцию развития цивилизации по Д. Беллу: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную Черты, присущие каждой из названных эпох.

4. Согласно данным ЮНЕСКО в мире существуют:

европейская, североамериканская, индийская, арабомусульманская, тропически- африканская, латиноамериканская, дальневосточная цивилизации. Какие основные достижения, ценности, присущи каждой из цивилизаций?

5. Имея в виду срединное положение России между Востоком и Западом, В. Соловьёв писал: «Меж двух враждебных станов тебе приюта нет.»

Согласны ли вы с таким взглядом на историю России. Ответ обоснуйте

6. В своей основе человечество едино. Нужно идти по общей дороге мировой цивилизации. Необходимо творчески усваивать опыт и Запада, и молодых индустриальных стран Востока. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.

7. П. А. Чаадаеву принадлежит изречение: «Во Франции на что нужна мысль?- Чтобы её высказывать.- В Англии?- Чтобы привести в исполнение?- В Германии?- Чтобы её обдумать.- У нас?- Ни на что! И знаете почему?» Чаадаев оставил вопрос без ответа. А как вы ответите

ЗАДАНИЯ:

 

“3” Установите соответствие между типами обществ и характеристиками общественного развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

“3” Тест

1) Понятию «Общественный прогресс» противоположно понятие

а) социальная революция;

б) общественный регресс;

в) социальные реформы;

г) общественное развитие;

2) Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества являются

а) скачкообразные перемены;

б) революционные изменения;

в) постепенные процессы;

г) регрессивная направленность;

3) Целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не подрывающее основ существующего строя- это

а) реформа

б) революция

в) стабилизация

г) эволюция

4) Одним из правлений глобализации в современном мире выступает

а) расширение деятельности транснациональных корпораций

б) рост объемов промышленного производства

в) возрастание доли среднего класса в составе населения

г) развитие национальной культуры

“4” - В чем выражается противоречивость общественного прогресса?

- Какие области в современном мире испытывают подъем, а какие, напротив, подвержены спаду? (информационные технологии и угольная отрасль)

- Что имеют ввиду когда говорят об относительности прогресса?

- Как вы понимаете выражение «цена прогресса».

Результаты ответов отразите в схеме:

 

Относительность прогресса Цена прогресса Противоречивость прогресса
     
     
     

 

Заполните таблицу.

“5” Критерии прогресса

Критерии прогресса Чем подтверждаются Что им противоречит
Развитие интеллектуальных возможностей человека    
Совершенствование нравственности    
Развитие производительных сил общества    
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку    

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.013 с.)