ТОП 10:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ТИПОВ ОБЩЕСТВА



 

Линии сравнения Тип общества
Доиндуст-риалыюе (традицион­ное) Индустриальное Постиндустриальное (информационное)
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промыш­ленные изде­лия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматиза­ция произ­водства, компьюте­ризация общества
Характер труда Индивиду­альный труд Преимуще­ственно стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость населения   Сельское хозяйство — около 75% Сельское хозяйство — около 10%, промышлен­ность — 85% Сельское хозяйство — до 3%, про­мышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экспорта Сырье Продукты производства Услуги
Политика в области образования Борьба с неграмот­ностью Подготовка специалис­тов Непрерыв­ное образование
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтроли­руемое Глобальное, неконтроли­руемое Глобальное, контроли­руемое
Взаимодейст­вие с другими странами Несущест­венное Тесная взаимосвязь Открытость общества

 

 

Социальные взаимодействия - действия людей в условиях социального окружения, связанные с реакциями других людей. Одним из основных видов социальных взаимодейст­вий следует считать наличие взаимодействий сотрудничества и конкурентных взаимодейст­вий. В социологи считается, что взаимодействия представляют собой безликий вид соци­альных связей, который первоначально определяет возможность возникновения неравенства, дифференциации общества или социальные группы.

Социальные отношения - высший вид по своему значению и сложности. Они опреде­ляются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и со­держание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по срав­нению с социальными взаимодействиями. Социальные отношения возникают из взаимодей­ствий на основе потребности индивидов в каких-либо ценностях или владения этими ценно­стями.

Особое место в системе социальных отношений занимают отношения зависимости и власти, т.к. эти отношения могут входить в качестве составной части во все другие виды со­циальных отношений. Следовательно, говоря об отношениях дружбы, любви, взаимного до­верия, мы постоянно помним, что во всех этих видах отношений присутствуют элементы за­висимости или власти.

 

 

 

Социальные группы

Это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена в отношении других. Основной отличительной чертой социально и группы является взаимодействие между его членами.

 

Люди в вагоне метро не будут социальной группой до тех пор, пока какая-то внешняя причина не заставит их взаимо­действовать друг с другом. Страты и классы не являются социальными группами, они пред­ставляют собой статусные группы, которые ближе к социальным категориям.

Квазигруппы - временные переходные образования от социальных общностей к социальным группам, имеющие отличительные черты:

·спонтанность образования;

·неустойчивость взаимосвязей;

·отсутствие разнообразия во взаимодействиях;

·кратковременность совместных действий. Примеры квазигрупп: аудитория, толпа.

Первичные социальные группы - взаимоотношения между членами группы основаны на восприятии других индивидов как личностей и индивидуальностей, в которых осуществ­ляется первичная социализация. Вторичные группы объединяют индивидов прежде всего в отношений общих целей.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с особым видом социальных групп, которые мы называем организациями. Организации - социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования cтpyктyp на основе разделения труда.

Социальные группы рассматриваются общности людей с устойчивыми взаимодей­ствиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидар­ностью по поводу общих целей и культурных образцов.

В основе деления общества на группы лежат социально значимые критерии: пол, возраст; национальность, раса, профессия, статус, уровень образования, религия, семейное положение и т. д:: а также комбинация этих признаков. Каждый индивид в среднем состоит в 5-6 группах. Важ­нейшей задачей государства является согласование, интересов различных социальных групп.

В социологии выделяют следующие социальные группы: социально-классовые (клас­сы, слои), социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители), этносоциальные (нации, народности, племена), социально-территориальные (города, деревня, регион).

Социальные роли. социальный статус

Каждый человек занимает определенное место в социальных структурах общества, которые, на называются социальными позициями. Располагаясь на этих позициях, индивид включается в систему социальных отношений общества. Существуют ранговые позиции ин­дивида, которые оцениваются по отношению к другим. Они называются статусами. Напри­мер, имущественные статусы и должностные статусы. Из всех статусов выделяют привлека­тельные (многие стремятся их занять, статусы с высоким престижем или высоким вознагра­ждением) и значимые статусы (рассматриваются и оцениваются с точки зрения их важности для функционирования общества или социальной группы, например, статус президента). Ос­тальные статусы будут располагаться ниже по ступеням в соответствии с тем влиянием, кото­рое они могут оказать на процесс достижения общественно важных целей.

Для того чтобы занимать данный статус и успешно функционировать в этом качестве каждый индивид должен выполнять определенные требования но отношению к своему поведению, т.е. выполняет свою роль, которая служит динамической характеристикой для каждой социальной позиции. Социальная роль - это совокупность, ожиданий, проявляемых по отно­шению к индивиду, занимающему определенную социальную позицию, например, роль тру­женика, собственника, потребителя, гражданина, семьянина. Следовательно, каждый инди­вид выполняет большое количество ролей. При этом требование одной роли не мешает вы­полнению требований другой роли. Каждой роли (особенно роли значимого статуса) следует обучаться. Существует два основных вида ролевого обучения: непрерывное и прерывное.

Итак, если социальный статус - это социальная позиция индивида, то социальная роль - это социальная функция индивида.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

Вопросы для семинара.

1. Что такое культура? Можно ли назвать культурой всё, что имеет неприродное происхождение?

2. Каким образом связаны культура и творчество, культура и развитие личности?

3. Какие методы подходят для анализа культуры- обобщающие или индивидуализированные?

4. В чём заключается различие культуры и цивилизации?

5. Чего больше приносит взаимодействие культур- пользы или проблем? Свой ответ обоснуйте.

6. Работа в бригадах по определённому заданию: подготовить компьютерные презентации о формах культуры. (элитарной, народной, массовой.)

7. Охарактеризуйте свою собственную культурную принадлежность, используя определения субкультуры, контркультуры., Форм культуры.

8. Какие виды молодёжных субкультур существуют на территории Курганской области.

 

ЗАДАНИЯ:

“3” Соотнесите общественные явления, процессы и институты, указанные в приведенном ниже перечне с каждой из сфер. Заполните таблицу. Отношение собственности Общество как социокультурная система.

 

Партия, избирательная система, научная деятельность, формирование наций, взаимосвязь спроса и предположения, массовая культура, факторы производства, сословная структура общества, федеративное государственное устройство, банковская система, художественное творчество.

 

Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера
         

 

“3” К каким из основных социальных институтов:

- семья;

- производство;

- государство;

- религия;

- образование;

относятся неосновные институты:

- деньги;

- целибат;

- престолонаследие;

- обмен;

- адвакатура;

- банки;

- наставничество;

- цензура;

“4” Какое содержание вкладывают социологи в такие понятия, как:

- толерантность;

- идентификация;

- статусный образ;

- статусный диапазон;

- фамильярность.

“5” Проведенные за рубежом исследования выявили зависимость социального положения и психологического состояния индивида. В частности, опрос Брэдберна и Капловица (1965 г.), показал, что:

- Семейные (мужчины и женщины) считают себя гораздо счастливее холостых (разведенных и вдовых)

- Молодежь более счастлива, чем пожилые.

- Более образованные считают себя счастливее менее образованных.

- Занятые полный рабочий день более счастливы, чем занятые полдня или вовсе не работающие.

А теперь вам предстоит дать самостоятельное объяснение обнаруженным закономерностям.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.011 с.)