Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статьи для дополнительного чтенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Д. Моррис. Одежда и статус.
Одежда такой же социальный символ, как речь или поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстрационная функция. В различные эпохи правила приличия были различными, но основной принцип оставался неизменным: чем более пуританским является общество, тем тщательнее прячется тело. В арабских странах одеяние женщины скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным даже произносить слово «нога», а ножки рояля закрывались чехлами. Демонстрационная функция запрещает мужчинам появляться в дорогих ресторанах без галстука. Почему? Галстук — показатель определенного социального статуса. Он выступает не как средство что-то скрыть или создать комфорт, а как знак, определяющий принадлежность его владельца к той или иной социальной группе. В прошлом демонстрационная функция одежды регламентировалась очень жестко. В Англии XIV в. костюм определялся не вкусом или стилем, а законом. Парламент принимал правила, регулировавшие одеяние для каждого социального класса. Если человек надевал костюм, который полагался людям, стоящим выше его на социальной лестнице, он подвергался штрафу. Похожие правила существовали и в американских колониях, где женщине запрещалось носить шелковый шарф, если ее муж «стоил» меньше тысячи долларов. До сих пор майор не имеет права носить форму полковника. Но люди постоянно стремились «завысить» свое положение в обществе, надевая «не свой» костюм. А наказывали их, по сути, не за сам костюм, а за попытку с его помощью завысить статус. В XVIII в. демонстрацией высокого положения стал спорт. Так, при верховой езде английские сельские джентльмены для удобства надевали фраки и цилиндры — именно это одеяние позже стало ассоциироваться с досугом и возможностью не работать. Постепенно «джентльменский» спортивный костюм превратился в повседневный костюм высшего света, а затем, изменившись, стал обычным костюмом большей части общества. Для дорогостоящих развлечений — ружейной охоты, рыбалки и гольфа — изобрели клетчатый костюм и котелок. Вначале подобная одежда считалась неофициальной, но затем она вытеснила черных фрак, оставив ему место в свадебных церемониях и официальных торжествах. И, по сути, все современные деловые люди носят варианты костюмов, ранее являвшихся спортивными.
В последние годы наметилась обратная тенденция. Демократическое общество все более напряженно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего класса демонстрировать свой статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов». Она позволяет показать, что в груди у богатых и знаменитых бьется сердце «простых людей». Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ровесник,— 1990. №7. С.12-13. Вопросы к тексту: 1. Что демонстрируют джинсы на молодом человеке — свободу от всяких условностей, увлечение модой, социальный статус? 2. Какие социальные различия в одежде существуют в нынешней России? И.С. Кон Социальные роли
Роль учителя, инженера или отца семейства социологически задана общественным разделением труда и иными объективными процессами, не зависящими от воли отдельного индивида. Хотя требования, предъявляемые к человеку, занимающему эту позицию, далеко не всегда формируются так однозначно, как в воинском уставе или должностной инструкции, они тем не менее вполне объективны. Чтобы понять, к примеру, соотношение отцовской и материнской ролей в современной семье, надо учитывать прежде всего макросо-циальное разделение труда между мужчиной и женщиной, соотношение их семейных и внесемейных обязанностей, структуру семьи, способы воспитания детей. Мнения же конкретных мужчин и женщин по этому вопросу, при всей значимости индивидуальных вариаций, чаще всего лишь отражение стереотипов массового сознания, за которыми в конечном счете стоят закономерности социальной структуры. Социальная психология в известной мере оставляет эти макросоциальные отношения «за скобками», понимая «роль» как структуру непосредственного межличностного взаимодействия. Привычные формы поведения неизбежно стандартизируются и подкрепляются системой взаимных ожиданий. От человека, который несколько раз проявил остроумие, ждут, что он и в дальнейшем будет развлекать своих товарищей, «роль шутника» как бы приклеивается к нему и так или иначе включается в его «образ Я».
Наконец, при исследовании внутриличностных процессов словом «роль» обозначают определенный аспект, часть, сторону деятельности лица. Внимание здесь акцентируется на том, как сам индивид воспринимает, сознает и оценивает ту или иную свою функцию, деятельность, принадлежность, какое место занимает она в его «образе Я», какой личностный смысл он в нее вкладывает. Обыденное сознание часто делит жизнедеятельность на две части, из которых одна — формальная, застывшая, мертвая— приписывается «безличному» миру социальных ролей, а вторая — «личная», эмоционально окрашенная — представляет то, чем индивид является «сам по себе», безотносительно к социальным условиям. В житейском обиходе сказать про человека, что он «исполняет роль» отца или учителя, все равно что сказать, что он «притворяется», что он «не настоящий» отец или учитель. Самому индивиду «ролевой» кажется только такая деятельность, которую он воспринимает как нечто более или менее внешнее, периферийное или условное, «разыгрываемое» для других, в отличие от «подлинного Я», без которого он не может себя представить. Но независимо от того, считает ли индивид свою работу ремеслом, призванием или даже миссией, что весьма существенно для него самого и для морально-психологической оценки его как личности, социологически он во всех случаях исполняет определенную профессиональную роль. И если энтузиастов на данный вид работы не находится, а обойтись без него общество не может, оно включает такие вполне объективные механизмы, как материальное стимулирование, государственное распределение специалистов. Любая классификация социальных ролей предполагает точку зрения либо общества (группы), либо индивида, причем учитывается как степень жесткости, структурированности соответствующих отношений («позиционно-статус-ные» или «ситуативные», «структурные» или «межличностные» роли), так и уровень индивидуальных усилий, необходимых для их получения («предписываемые», «приписываемые» или «достигаемые» роли). Но хотя социальные роли и идентичности — необходимый компонент, отправная точка самокатегоризации, ни экзистенциальное, ни рефлексивное «Я» не сводится к ним. Во-первых, разные социальные идентичности и роли (скажем, профессиональные и семейные) не совпадают и часто противоречат друг другу. Связанные с этим межролевые конфликты создают контекстуальный диссонанс и активизируют работу самосознания, побуждая индивида координировать и иерархизировать разные стороны своей жизнедеятельности соответственно какой-то шкале ценностей. Во-вторых, каждая «социальная роль» есть взаимоотношение, которое его участники могут определять и фактически определяют по-разному (например, требования, предъявляемые к учителю школьной администрацией, коллегами, родителями и учениками, могут существенно расходиться). Внутриролевые конфликты также предполагают необходимость самостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности. В-третьих, отношение индивида к выполняемым ролям избирательно: одни функции и виды деятельности воспринимаются как органические, центральные, неотделимые от собственного «Я», другие — как более или менее внешние, периферийные, «искусственные». Любая перестройка ролевой системы личности сопровождается соответствующими изменениями в «образе Я»; потеря социально и личностно значимых ролей, не компенсированная получением новых, равноценных или лучших ролей, обычно переживается болезненно. Но самоуважение индивида зависит не только от социальной престижности его ролей, но и от того, как он оценивает свою успешность, эффективность в осуществлении главных, личностно-значимых ролей.
Чем объясняется и что выражает идентификация личности с какой-то «ролью» или, наоборот, подчеркнутое дистанцирование, отдаление от нее, нарушение подразумеваемых ею правил и ожиданий. На первый взгляд, все дело в уровне развития индивидуальности — более яркая личность более независима и допускает больше вариаций в своем поведении. На самом деле тут могут действовать и социальные обстоятельства. Например, фотография собственных детей под стеклом служебного письменного стола руководящего работника явно демонстрирует нежелание резко разграничивать свою служебную и личную жизнь, косвенно давая понять посетителю, что хозяин кабинета и в своей служебной деятельности не склонен к формализму, готов к «человеческим контактам». Это как бы символизирует определенный стиль управления. Для хирурга умение вольно пошутить в напряженный момент операции — часть профессиональной экипировки, средство поднять настроение персонала, т. е. здесь тоже проявляются не просто личные качества, а некоторый стиль работы. Подчеркивание «ролевого расстояния» в одном случае выражает отчуждение личности от данной роли, желание подчеркнуть свою автономию от нее, а в другом, наоборот, именно прочная идентификация, слияние с ролью позволяет индивиду относительно свободно варьировать свое поведение, на что не способен новичок, строго придерживающийся «предписанных» рамок. Сокращено по источнику: Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. Гл. 4. Л. Е. Шепелев Сословная иерархия в России
Характерная черта сословий — наличие социальных символов или знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству. Что же это за символы? Титулы — установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие их правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство и светлость.
Мундиры — официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально их выражавшая. Ордена — вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляет собой частный случай мундира, а собственно орденский знак — обычное дополнение любой форменной одежды. Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин — ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послужила «Табель о рангах». С тех пор «чин» получил более узкое, специальное значение, относящееся только к государственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая из них делилась на 14 рангов, или классов. Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших — 3 — 4 года). Высших должностей в иерархии было меньше, чем низших. Класс обозначал ранг должности. Ранг без должности получил название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как должности и звания), а за его обладателем закрепилось наименование «чиновник». Чин давал право на замещение должностей государственной службы и являлся показателем выслуги лет, старшинства. Исполнение государственной службы возможно лишь в том случае, если чиновник имел статус дворянина. Преимущественное право на государственную службу предоставлялось потомственному поместному дворянству. Имущественная обеспеченность и более высокий образовательный уровень дворянства сыграли решающую роль в том, что государство сделало ставку именно на него. Обеспеченность являлась важной ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась уставной обязанностью дворянства. Оба типа дворянства — поместное и служилое — являлись потомственными: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, преданий, титулов и орденов. В сознании возникало чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени.
Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) составляла в середине XIX в. 1 млн человек. Потомственные дворяне (по происхождению) составляли 37% общей численности сословия. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед отечеством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян — «ваше благородие». Частный титул «дворянин» — в быту не употреблялся. Заменой частного титула служил предикат «господин», который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе использовались другие замены: «фон» — при немецких фамилиях, «дон» — при испанских, «де» — при французских. В России данная формула трансформировалась в указание имени, отчества и фамилии. Именная трехчленная формула применялась лишь в обращении к благородному сословию: пользование полным именем являлось прерогативой дворян, а полуимя считалось признаком принадлежности к неблагородным сословиям. В Древнем Риме существовал обычай давать военачальникам почетные прозвания по названиям тех мест, где ими были одержаны выдающиеся победы. Позже он утвердился и в России. Родовая фамилия дополнялась почетным наименованием в виде добавочной фамилии с указанием титула. За победу на р. Рым-нике А.В.Суворов получил титул графа с добавлением к фамилии наименования Рымникский, а затем при Павле I за швейцарско-итальянский поход он получил еще титул князя Италийского. Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т. е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и другие родовые титулы. В Европе они обозначали разные степени вассальной зависимости от сюзерена, прежде всего от короля. До XVIII в. в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения (государственного управления) на определенной территории страны. При Петре I впервые введены родовые титулы западных государств: граф и барон. В древней Европе баронский титул был самым важным и почетным. Барон — непосредственный вассал короля. Граф в средневековой Европе — должностное лицо, представляющее власть короля в графстве, т. е. крупном наследственном феодальном владении. В XVIII в. графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский. Князья и графы могли быть: 1) владетельными (действительными), имевшими земельный участок; 2) титулярными, не обладавшими земельным владением. Графских родов в конце XIX в. насчитывалось 310, баронских родов 240, а княжеских родов 250 (40 из них вели свою родословную от потомков Рюрика и Гедимина). Родовые титулы могли быть пожалованными и полученными по наследству. Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который принадлежал только членам императорской фамилии. Великий князь — наследник престола (обычно старший сын императора) имел еще титул «Цесаревич». Император обладал общим титулом «ваше императорское величество», а наследник и другие великие князья— «ваше императорское высочество». В 1914 г. императорская фамилия насчитывала более 60 человек. В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигнутый и предписанный (или прирожденный) титулы. Наличие родословной указывало на предписанный статус, а ее отсутствие — на достигнутый. Адаптировано по источнику: Шепелев А.Е. Титулы, мундиры, ордена. М., 1991. Задание 2 Некоторые специалисты считают, что апартеид, существовавший еще недавно в ЮАР, во многом напоминает кастовую систему. А вы согласны с таким мнением? Какими правами обладало и не обладало черное население? В чем сходство и различие кастового строя и апартеида? Если надо, воспользуйтесь дополнительной литературой. Дайте аргументированный ответ.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.011 с.) |