ТОП 10:

Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления от 1993 года.



Целями настоящей Конвенции являются (ст. 1):

 

ü создание гарантии того, что международное усыновление осуществляется в наилучших интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанных международным правом;

ü создание системы сотрудничества между Договаривающимися государствами для обеспечения действенности таких гарантий и посредством этого предотвращение похищения, продажи детей или торговли ими;

ü обеспечение признания усыновлений в Договаривающихся государствах, совершенных в соответствии с Конвенцией.

 

Конвенция охватывает только усыновление, при котором формируется стабильное взаимоотношение в системе «родитель-ребенок» (ст. 2).

 

Статьи 4 и 5 содержат подробное описание требований к международному усыновлению, которые должны соблюдаться органами страны происхождения ребенка (ст.4) и страны, в которой ребенок будет усыновлен (принимающее государство) (ст. 5). Например:

ü органы страны происхождения установили, что ребенок может быть усыновлен после надлежащего рассмотрения возможностей размещения ребенка внутри страны происхождения; при этом они должны убедиться, что получено необходимое согласие в соответствии с национальным законодательством от лиц (в частности, родителей), учреждений или органов; по необходимости, согласие матери может быть получено только после рождения ребенка; с учетом возраста и степени зрелости ребенок должен быть проинформирован о последствиях усыновления, также согласие на усыновление, если такое согласие требуется, должно быть получено добровольно (а не за вознаграждение или компенсацию какого-либо рода), в надлежащей юридической форме, выраженной или засвидетельствованной письменно; желания и мнения ребенка должны приниматься во внимание.

ü органы принимающей страны должны определить, что предполагаемые приемные родители имеют право на усыновление и подходят для этого, и что они в необходимой мере проконсультированы; также они должны определить, что ребенку разрешается или будет разрешено въезжать в эту страну и постоянно проживать в ней.

 

Для создания системы эффективного сотрудничества, каждое Договаривающееся государство назначает Центральный орган (ЦО); подробные правила изложены в ст. 6 – 13 Конвенции. Обязанности ЦО:

ü сотрудничать друг с другом и развивать сотрудничество между компетентными властями в своих Государствах, а также принимать все соответствующие меры для предотвращения неоправданной финансовой или другой выгод в связи с усыновлением;

ü собирать, сохранять информацию и обмениваться таковой о положении ребенка и перспективных приемных родителях; облегчать, соблюдать и ускорять процедуру усыновления; содействовать развитию консультирования по вопросам усыновления и услуг после осуществления усыновления;

ü создать систему аккредитации организаций, вовлеченных в процедуру международного усыновления, обеспечивая их соответствующую работу и надлежащий контроль со стороны компетентных властей. Только если организация аккредитована как ЦО в стране происхождения, так и ЦО принимающей страны, она может участвовать в процедуре международного усыновления, проводимой между этими Государствами.

 

Статьи 14 – 22 предусматривают подробное правило касательно процедурных требований при международном усыновлении, а также доклада, подготавливаемого со стороны ЦО в принимающей стране, по предполагаемым приемным родителям, и со стороны ЦО в стране происхождения по данным для усыновления ребенка, его происхождению, семье и истории болезни. Здесь ключевым положением является то, что международное усыновление может произойти только в случае согласия Центрального органа как страны происхождения ребенка, так и принимающей страны (ст.17).

 

В статьях 23 – 27 говорится о признании и последствиях усыновления. Ключевое правило заключается в том, чтоб международное усыновление, произведенное в соответствии с правилами Конвенции, должно признаваться законом всех Договаривающихся государств (ст.23), однако в признании усыновления может быть отказано в Договаривающемся государстве только тогда, когда усыновление явно противоречит его государственной политике (ст. 24).

 

Статье 28 – 42 содержат общие положения. Некоторые из них уже упоминались ранее, например, положение о том, что информация относительно происхождения ребенка, личности его родителей, а также медицинская карта не должна раскрываться (ст. 30), и положение о получении неоправданной выгоды (ст. 32).

 

В заключении представлены некоторые замечания касательно ситуации в Казахстане, связанной с усыновлением:

o o Согласно проекту доклада о курировании (Энди Билсон), многие матери оставляют своих детей в больницах и подписывают документы на разрешение усыновления. В 2007 году в Казахстане было усыновлено 3822 детей (414 на 100 000 детей от рождения до 3 лет). В 2008 году было усыновлено более 60% детей, живущих в домах ребенка. Другими словами, усыновление внутри страны является важной формой альтернативного способа ухода за ребенком в Казахстане.

o o Проводилось дальнейшее обсуждение по вопросу соответствия положений и практики стандартам КПР со ссылкой на разработанный свод правил усыновления в Главе 12 закона «О браке и семье» (ст. 76 – 99).

o o Например, ссылаясь на международное усыновление, как крайнюю меру, рассматривался следующий вопрос: если помещение такого ребенка в учреждение страны его происхождения является нормой, то должно ли являться нормой и международное усыновление ребенка?

 

 

5.3 Дети, размещенные в интернатных учреждениях: слабые стороны и угрозы.

Размещение в учреждения, или опека в интернатных учреждениях – это, как показывает опыт, самое худшее решение для ребенка, оставшегося без попечения родителей.[17] Не важно, насколько хороши условия содержания, в большинстве случаев ребенок будет расти без особых отношений с человеком, который будет о нем заботиться, любить и растить его. По этой причине Конвенция о правах ребенка предусматривает помещения ребенка в специальные учреждения только как последнюю меру, только «по необходимости». Помещение в специальные учреждения должно быть временным решением, до тех пор, пока не будет подобрана подходящая семья. Касательно содержания детей в специальных учреждениях, существует общее требование ко всем Государствам-участникам по возможности воздерживаться от такой формы размещения. Требование, в частности, касается детей в возрасте до 3 лет, которые всегда должны получать альтернативный семейный уход. Целью любой политики социальной помощи должно стать отказ от размещения в специальные учреждения и разделение существующих институтов на индивидуальные учреждения с маленькими группами подопечных.[18]

Как и в любой области прав ребенка, Государства должны принять все возможные меры по осуществлению на местах. Многие дети не нуждаются в альтернативном попечении. То же самое касается Казахстана. Большинство детей, помещенных в интернатные учреждения в Казахстане, имеют, по меньшей мере, одного родителя или близкого члена семьи. Основными элементами концепции предоставления ухода являются законодательные и административные меры, но также финансовая поддержка системы опеки. Помещение детей в учреждения по уходу – все еще распространенная практика в Казахстане. Ключевыми фигурами в этом вопросе являются Органы попечительства и Комиссия по делам несовершеннолетних, а в роли консультантов выступают педагогический, медицинский и психологический совет (см. проект первичного отчета по системе защиты детей в Казахстане; Университет Эссекса).

 

Большинство Замечаний общего порядка Комитета относятся к некоторым аспектам размещения детей или отношения к детям, лишенных семейного ухода, с акцентом на детей, помещенных в учреждениях по уходу. Кроме отсутствия прочных личных отношений между ребенком и опекуном, серьезной проблемой является уязвимость ребенка и подверженность насилию. Например, в последнем замечании 13 по праву ребенка на свободу от всех форм насилия, истолковывающем статью 19 (параграф 1) КПР, Комитет предоставляет широкий список опекунов и возможных случаев насилия, начинающийся словами «Есть много способов гарантировать права таких детей, предпочтительно в семейном окружении, которое должно быть тщательно проверено на предмет риска, то дети будут подвергаться насилию». Дети находятся в группе риска быть подверженными насилию в тех учреждениях, где профессионалы и государственные деятели злоупотребили своим влиянием на детей, таких как школы, приюты, полицейские участки и органы юстиции. Таким образом, Комитет заявляет, что «Государства-участники обязаны принять «все возможные меры», чтобы остановить нарушителей процесса, а также реабилитировать и реинтегрировать ребенка-жертву насилия. Сюда входят законодательные, административные, социальные и просветительные меры: «Начальное и действующее общее и специальное обучение (включая межотраслевое, если необходимо) по правам ребенка со ссылкой на Статью 19 и ее применение на практике, для всех профессионалов и непрофессионалов, работающих с детьми и для них (включая … адвокатов, судей, полицию, надзирателей и тюремных служащих,… местных опекунов, гражданских служащих и государственных деятелей, …)».

 

 

В Замечании общего порядка №3 по ВИЧ/СПИД и правам ребенка Комитет выражает свою озабоченность размещением детей в специальные учреждения и ситуацией с детьми-сиротами, заявляя, что «дети-сироты лучше всего защищены в окружении родственников и членов семьи, … дальних родственников, … семейного альтернативного ухода (например, патронатное воспитание)». Комитет подтверждает свое мнение о том, что «уход за детьми в специальных учреждениях может негативно повлиять на развитие ребенка», и что «необходимы жесткие меры, чтобы гарантировать, что такие учреждения отвечают особым стандартам ухода и соответствуют гарантиям правовой защиты».[19] Замечание общего порядка №4 по здоровью подростков упоминает насилие над подростками в специальных учреждениях и, выражая озабоченность подростками с психическими расстройствами, замечает, что «если необходима госпитализация или помещение в специальные учреждения по уходу, это решение должно приниматься в интересах ребенка» и «пациенту должны быть предоставлены все возможности использовать свои права, признанные Конвенцией, включая право на образование и право на отдых и развлечения» (параграф 29).[20]

 

По предложению Комитета Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие указания по альтернативному уходу за детьми по случаю 20-ой годовщины КПР 20 ноября 2009 года. Руководящие указания предназначены для способствования внедрению КПР и других соответствующих положений международного и регионального законодательства по правам человека в вопросах защиты и благополучия детей, нуждающихся в альтернативном уходе и находящихся в группе риска. Указания намерены гарантировать, что дети не будут получать альтернативный уход без надобности, и что уход вне семьи будет предоставляться в лучших интересах ребенка. [21] Этот документ ООН венчает усилия заинтересованных сторон в определении вопросов, касающихся альтернативного ухода за детьми.

Руководящие указания предлагают обширный список типов альтернативного ухода в отношении окружения, в котором он предоставляется, такого как уход в семье родственников, попечительский уход и другие формы ухода в окружении семьи, интернатный уход и контролируемое независимое проживание детей.[22]

Существует несколько общих руководящих указаний по альтернативному попечению.[23] Первое указание подтверждает право на семейную жизнь и внедрение мер по предотвращению разделения. Чтобы запретить разделение, законодательство должно добиться, по крайней мере, запрещения помещения детей младше 3 лет в интернатные учреждения любого типа, и противодействовать помещению всех детей в специальные учреждения. Дальнейшие политические меры должны касаться поддержки семей в желании оставить детей дома. Это особенно важно в отношении детей с ограниченными возможностями.

 

В случаях насилия в семье, законы и политика должны стремиться к устранению (временному или постоянному) жестоких родителей, а не к размещению детей в интернатные учреждения по уходу. Полиция в первую очередь должна добиваться устранения жестоких родителей, а обвинение и суды должны соблюдать эти указания.

 

Дальнейшие указания касаются детей, уже получающих альтернативный уход. Ребенок должен быть как можно ближе к привычному месту проживания, сестры и браться не должны разлучаться, решения должны быть постоянными и дети должны получать уход в безопасной среде с уважением их собственного достоинства. Все решения по размещению детей должны регулярно пересматриваться, о чем отдельно говорится в статье 25 КПР. Не зависимо от того, в какое учреждение – частное или государственное – помещен ребенок, в семью или к родственникам, Государство обязано регулярно пересматривать условия альтернативного ухода. Хотя положения статьи 25 КПР требуют, чтобы Государства-участники «признавали за каждым ребенком, помещенным компетентными органами на попечительство, его право», годы применения этого положения открыли двери для расширения обязанностей по размещениям, которые имеют спонтанный характер. Периодический пересмотр размещения включает в себя регулярную инспекцию и лицензирование опекунов. Дальнейшие общие указания включают в себя право ребенка, оставшегося без родительского или семейного ухода, на официального опекуна или соответствующую поддержку, запрет на опекунство в корыстных целях, уважение культуры, языка, религии и веры ребенка и право на образование, здоровье и другие основные услуги. Постепенный отказ от помещения в специальные учреждения также является одним из основных указаний управления альтернативным уходом.

 

Определение наиболее подходящего ухода для ребенка является крайне важным.[24] Процесс принятия решения должен «осуществляться в судебном, административном или ином адекватном и признанном порядке с обеспечением правовых гарантий, включая в соответствующих случаях юридическое представительство от имени детей в любом судопроизводстве». Руководящие указания добавляют, что такой процесс должен основываться на «тщательной оценке, планировании и анализе, с использованием установленных структур и органов, и исполняться в индивидуальном порядке имеющими необходимую квалификацию специалистами, по возможности входящими в состав многопрофильной группы». Любые ситуации, когда ребенок, по любой причине, задержан полицией и помещен в учреждение специального ухода, должны быть тщательно рассмотрены с юридической и психологической точки зрения. Иногда у полиции нет иного варианта, кроме как поместить ребенка, живущего на улице, в учреждение интернатного ухода. Такие решения должны иметь только временный характер, и необходимо создавать семейные приюты и приюты открытого типа, для обеспечения безопасности таких детей.

 

Существуют также «социальные» сироты, проживающие в учреждениях, именно такой случай мы наблюдаем в Казахстане (отчет Гамильтона). Суды не должны одобрять такое размещение. Суды также должны воздерживаться от одобрения родительских решений помещать детей в учреждения из-за нехватки родительских навыков по воспитанию «трудных» детей. Вместо этого, необходимо создать консультационные центры, основанные на законах и финансируемые Правительством (местными властями).

 

Важным указанием является то, что консультации с детьми должны проводиться на всех этапах судопроизводства, и для достижения лучших результатов «Государства должны прилагать все усилия для предоставления необходимых средств и каналов для подготовки и признания специалистов, ответственных за определение наилучшей формы ухода, чтобы обеспечить соблюдение данных положений». Все это легче сказать, чем сделать, в частности в Государствах с ограниченными финансовыми, организационными и человеческими ресурсами. Таким образом, международное сотрудничество в управлении системой социальной опеки также важно, как и другие права ребенка.

 

Существуют определенные правила, применимые к положениям по альтернативному попечению.[25] Руководящие указания подтверждают общее правило: «Государство или надлежащие правительственные органы обязаны разрабатывать и осуществлять согласованную политику по вопросам формального и неформального попечения над всеми детьми, оставшимися без родительского ухода». Однако Государства должны сформулировать и внедрить свою политику в вопросах сотрудничества с другими секторами общества и индивидами. Это необходимо для обеспечения качества сервиса. Другие подобные правила перечислены в рамках системы управления ювенальной юстицией, как то: контакт с родителями, доступ к необходимой информации, соответствующее образование и лечение, информация о здоровом образе жизни, положения по праву на участие в религиозных службах, уважение личной жизни и пр. Существует особое требование, чтобы ребенок, помещенный на альтернативный уход, был защищен от насилия.

 

Также озабоченность в отношении альтернативного ухода вызывает и то, что происходит после. Национальное законодательство определяет возраст, до которого Государство будет заботиться о ребенке, оставшемся без родителей или без семьи. Когда ребенок покидает родительский дом, отношения не заканчиваются, и в некоторой степени поддержка остается. Однако если ребенок находится на формальном или неформальном попечении, эта забота может прекратиться в день совершеннолетия, а не в момент начала самостоятельной жизни. Хотя многие получатели государственного альтернативного ухода могут и не быть детьми с юридической точки зрения, чаще всего это молодежь. Для детей в переходном возрасте существует много рисков, в частности это касается любых форм эксплуатации. Таким образом, необходимо ввести консультации и поддержку с учетом «пола, возраста, зрелости и особых обстоятельств» ребенка. Это особенно касается детей с особыми потребностями.[26]

 

 

Вопросы:

  • Сколько учреждений интернатного содержания в Казахстане?
  • Сколько детей содержится в интернатных учреждениях Казахстана?
  • Каковы самые распространенные причины помещения детей в интернатные учреждения?
  • Все ли международные законы включены в законодательство Казахстана? Проанализируйте совпадения.
  • Что может сделать полиция Казахстана, чтобы предотвратить помещение детей в интернатные учреждения?
  • Какова роль прокуратуры Казахстана в помещении детей в интернатные учреждения?
  • Какова роль судов Казахстана в помещении детей в интернатные учреждения?
  • Каковы юридические и практические возможности сообщать о насилии и начинать судебное производство по насилию над детьми, помещенными в интернатные учреждения, в Казахстане? Какой из трех органов имеет самую важную роль в рассмотрении вопросов о насилии над детьми, помещенными в интернатные учреждения Казахстана?
  • Существуют ли законы и программы по поддержке защиты детей, находящихся в интернатных учреждениях?

 

 

Глава 4:

МЕРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Введение

В настоящей Главе представлены данные о некоторых положениях КПР относительно мер специальной защиты. Тема «меры по специальной защите» является 8-ой группой в порядке предоставления отчета Комитета КПР. В этой группе государства-участники КПР должны представить отчет о законодательных, социальных и других мерах, предпринимаемых для защиты, в частности детей-беженцев (ст.22), детей, затрагиваемых вооруженным конфликтом (ст.38), детского труда (ст.32) и детей, подвергнутых сексуальным и другим формам эксплуатации (ст.33, 34 и 36).[27]

 

Информация в этой главе будет представлена о торговле детьми и ювенальной юстиции, включая следующие комментарии:

ü Конкретные нормы по защите прав детей, подвергнутых вооруженным конфликтам и детей, ставших жертвами сексуальной эксплуатации, представленных в Главе 2 (3.2.1. и 3.2.2.), о которых указано также в Факультативном протоколе, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (ФПУДВК), и Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (ФПТД).

ü Большинство правил о торговле детьми, как например вовлечение в преступную деятельность, экстерриториальная подсудность и экстрадиция, также применимы к сексуальной эксплуатации (детская проституция и детская порнография). Но меры по реабилитации и восстановлению жертв сексуальной эксплуатации в значительной степени отличны от мер по защите прав детей-жертв приграничной (международной) торговли (в частности вопроса о возвращении на родину). Из этого следует, что государство должно предпринимать различные меры.

ü В связи со значимостью данного вопроса для практикующих адвокатов Казахстана были выбраны две темы настоящей главы, связанные с уделением большего внимания вопросам торговли детьми и недавнего Указа Президента о развитии ювенальной юстиции.

 

Торговля детьми

Введение.

Торговля людьми и торговля детьми – явление издавна распространенное по всему миру. К примеру, Лига наций еще 30 сентября 1921 года приняла Международную конвенцию по предотвращению торговлей женщинами и детьми, в которую были внесены изменения Протоколом, утвержденным Генеральной ассамблеей ООН от 20 октября 1947 года. 2 декабря 1949 года Генеральная Ассамблея одобрила Конвенцию по предотвращению торговли людьми и проституции (Постановление №317 (IV)).

 

История показывает, что в случаях торговли людьми, особое внимание уделяется наиболее уязвимой и незащищенной группе населения - женщинам и детям. Факты сексуальной эксплуатации стали основной причиной торговли людьми. В соответствии со ст. 1 Конвенции 1949 года: «Стороны настоящей Конвенции обязуются подвергать наказанию каждого, кто для удовлетворения похоти другого лица:

(1) Сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица».

 

К Конвенции от 1949 года Казахстан присоединился в 2004 году, а 31 июля 2008 года ратифицировал Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации объединенных наций против транснациональной организованной преступности (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 года (Постановление №55/25)). Указанный протокол известен как Палермский протокол. На сегодняшний день он является самым важным международным юридическим документом, рассматривающим различные аспекты торговли людьми.

 

Ежегодно собираются достоверные данные по количеству жертв незаконной торговли людьми. По данным МОТ, в результате торговли людьми в 2005 году к принудительному труду были привлечены 980,000 – 1,250,000 детей (это – общее число, а не количество проданных в 2005 году детей). По отчетным данным ООН 2000 года, только в Азии с 1970 года совершена торговля 30-ти миллион женщин и детей для сексуальной эксплуатации, включая международную и внутреннюю торговлю.

 

В 2008 году полицией Казахстана проведено 44 расследования торговли людьми (22 случая в 2007 году). Органы расследования рассмотрели 30 судебных дел (16 судебных дел в 2007 году), в результате осуждено 24 торговцев людьми, в том числе 18 – за торговлю с целью сексуальной эксплуатации и 6 – за торговлю с целью трудовой эксплуатации. В Факультативном Протоколе к Конвенции о Правах ребенка, касающемся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (ФПТД) отражены вопросы торговли детьми.

 

В следующем пункте кратко изложены международные нормы и стандарты по торговле детьми. Основными источниками информации по данному вопросу являются Палермский протокол, Руководство по защите прав детей-жертв торговли (ЮНИСЕФ, Нью-Йорк 2007 год), ФПТД и руководство по Факультативному протоколу по вопросу торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (ЮНИСЕФ, Исследовательский центр ЮНИСЕФ, Инноченти, Флоренция, 2009 год). Подготовлено огромное количество отчетов о торговле детьми.[28]







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.36 (0.013 с.)