ТОП 10:

Обращение с детьми, ставших жертвами торговли



Различные правила и положения по оказанию помощи детям-жертвам торговли детьми, представлены в ФПТД и Палермском протоколе. Данные правила имеют особое значение для сотрудников полиции и прокуроров, ведущих уголовный процесс по делам детей-жертв, торговли в целях привлечения виновных к ответственности, а также судей, рассматривающих меры по защите прав детей-жертв торговли.

 

Основное положение заключается в том, что ребенок, ставший жертвой торговли по той или иной причине должен восприниматься не как правонарушитель, а как жертва. Во-вторых, возраст ребенка может быть неточным, поэтому необходима проверка возраста. Если существуют причины предполагать, что жертвой является ребенок, к нему следует относиться как к жертве, пока не будет выполнена проверка. Это означает, что ребенку следует предоставить необходимую защиту, и, если он стал жертвой торговли, его следует вывезти из территории до завершения проверки.

 

Проверка возраста ребенка должна быть выполнена корректным способом независимым и беспристрастным лицом или органом и по мере возможности основываться на дате регистрации рождения или других официальных документах. Если это невозможно, следует, применяя безобидные методы, основываться на результатах полного допроса ребенка. При этом следует учитывать физическое состояние ребенка и его или ее психологическую зрелость, а также быть осведомленным о возможности более скорого процесса созревания по вине обстоятельств, приводящих к увечью и смерти, а также учитывать констатацию ребенка.

При обращении с детьми-жертвами торговли, необходимо уметь отличать обращение с детьми при рассмотрении дела в суде (уголовное судопроизводство) и оказание помощи для полного восстановления и социальной реинтеграции, включая вопросы компенсации и поиск надежных решений проблем детей-жертв торговли.

 

Обращение с детьми-жертвами при рассмотрении дела в суде

Более подробные положения об обращении с детьми-жертвами торговли и свидетелями при рассмотрении дела в суде представлены в ст. 8 ФПТД и пункты 1 и 2 ст. 6 («Помощь жертвам торговли людьми и их защита») Палермского протокола в сочетании со ст.24 («Защита свидетелей») Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Различные аспекты обращения с такими детьми более подробно представлены в Главе 5 данного руководства. Основные правила и принципы вышеуказанных статей:

 

ü необходимость предоставления ребенку информации об его или ее правах, а также об их роли в судебном разбирательстве, результатах работы, успехах и решений по делу.

ü защита на всех стадиях уголовного производства конфиденциальной информации о личности ребенка.

ü обеспечение возможности ребенка в выражении его или ее точки зрения, а также потребностей и интересов на всех стадиях судебного процесса.

ü оказание ребенку должной правовой и социальной помощи в течение всего судебного процесса специально подготовленным лицом (юристом, социальным работником) или опекуном, как того требует комитет КПР. О процедуре назначения и ответственности опекуна смотрите руководство ЮНИСЕФ по защите прав детей-жертв торговли.

ü принятие необходимых мер по обеспечению выполнения всех этапов процедур.

 

Для получения более подробной информации см. Главу 5, которую следует применять в качестве основы для обсуждения следующих вопросов.

 

Обсуждаемые вопросы:

o Кто должен предоставить ребенку необходимую информацию - полиция, прокурор, опекун, назначенный на время судебного процесса или другие?

o Кто является гарантом того, что ребенок получает соответствующую помощь в течение всего процесса? Является ли назначение опекуна правильной мерой, и если да, то кто должен его назначать?

o Кто должен проводить досудебную беседу ребенка, сотрудник полиции или психолог, если возраст ребенка менее 10 лет?

o Какие меры необходимо принимать для проведения деликатной беседы? Например: комнаты для проведения бесед с детьми по деликатным вопросам, особое внимание следует уделять обустройству зала судебного заседания, составлению расписания слушания дела в суде (отметка времени, продолжительность и т.д.)?

 

Восстановление, реабилитация, дальнейшие пути решения

В дополнении к мерам по привлечению виновника к ответственности (и привлечение к этому процессу ребенка), необходимо принять меры по полному выздоровлению, социальной реинтеграции и принятию дальнейших решений проблем детей-жертв торговли (ст. 9 ФПТД; ст. 6 – 9 Палермского протокола); также см. ст. 39 КПР, согласно которой Государства-участники должны принять все необходимые меры, предусматривающие для ребенка соответствующие процедуры, не допуская дискриминации, компенсируя за причиненный ущерб на основе юридической ответственности (ст. 9., п. 4 ДПТД; ст. 6, п. 6 Палермского протокола). Принимаются все необходимые меры для содействия физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка-жертвы любых видов эксплуатации или злоупотребления, пыток, или любых других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения.

 

Для всех детей-жертв торговли необходимо оказывать содействие по воссоединению ребенка со своей семьей (при возможности) и применимо для жертв торговли на территории страны так и за ее пределами. ФПТД не содержит конкретных норм в этом отношении, однако ст. 22. КПР содержит некоторые нормы по поиску родителей и членов семьи любого ребенка-беженца. Нахождение – важнейшая часть поисков в дальнейшем решении проблем детей.

 

В соответствии со ст. 7 Палермского протокола Государство-участник рассматривает возможность принятия мер, позволяющих жертвам торговли людьми оставаться, в надлежащих случаях, на его территории на временной или постоянной основе, при этом учитывая гуманитарные соображения и проявляя сострадание. Детям необходимо время на лечение (восстановление) и избежание опасности нападения лица, занимающегося торговлей.

 

В ст. 8 Палермского протокола изложены правила по репатриации/возврату детей-жертв торговли на родину, с учетом их возвращения на добровольной основе, при должном обеспечении безопасности такого лица. Для получения более подробной информации по данному вопросу см. Руководство ЮНИСЕФ по защите прав детей-жертв торговли.

 

Обсуждаемые вопросы:

o Соответствуют ли настоящие положения и программы Республики Казахстан требованиям ФПТД и Палермского протокола по восстановлению, реабилитации и дальнейших путей решения проблем детей-жертв торговли.

o Оказывается ли детям-жертвам торговли медицинский уход, получают ли они образование, предоставляется ли им жилищное или другое пособие?

o Соответствуют ли правила и методы возврата детей-жертв торговли на родину или место постоянного проживания правилам Палермского протокола?

o Если нет, какие недостатки следует устранить?

 

Ювенальная юстиция

Введение

КПР содержит разработанные положения о правосудии по делам несовершеннолетних относительно правил оказания помощи детям, вовлеченным в конфликт с нарушением уголовного законодательства (ст.40 и 37). Разработанные правила можно найти в Нормах ООН – Правилах ООН для отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (минимальные стандарты) (Пекинские правила, 1985 год), Правилах ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы (Гаванские Правила, 1990 год) и Руководящих принципах ООН по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 год). Более того, в 2007 году Комитет КПР выпустил Замечание общего порядка касательно прав детей в рамках ювенальной юстиции, (КПР/C/GC/10, 25 апреля 2007 год),содержащее для государств-участников множественные рекомендации по осуществлению законодательных и других мер по приведению своих правил и методов в полное соответствие с международными стандартами. Эти документы являются ключевыми источниками информации для обучения специалистов, работающих внутри системы правосудия по делам несовершеннолетних; тексты можно найти в Приложении к настоящему руководству. Есть множество международных документов (к примеру, Протокола ООН) и региональные декларации и протокола, в частности выпущенные Советом Европы, в которых опубликована научно-исследовательская работа по вопросам правосудия по делам несовершеннолетних (причины, характер, распространенность, последствия вступления несовершеннолетних в процесс, исходя из разделения на возрастные группы, по половому признаку и т.д.). Одним словом: правосудию по делам несовершеннолетних уделяется большое внимание не только со стороны правительства, но и со стороны НПО, а также научно-исследовательских организаций.

Многие страны в ходе исполнения законодательных мер привели свое отечественное право в соответствие с международными стандартами, одновременно развивая и выполняя государственную политику по предотвращению вмешательства в преступность несовершеннолетних. С глобальных перспектив невозможно установить одну широко распространенную тенденцию в деятельности, направленной на решение проблем в сфере преступности среди несовершеннолетних. С одной стороны можно развивать политику, которая придавала бы особое значение необходимости применять более жесткий подход к проблеме преступности несовершеннолетних (увеличив сумму взыскания), но в тоже время (и зачастую в той же стране) можно найти меры по сокращению действий касательно лишения свободы путем введения альтернативных мер и проектов восстановительного правосудия.

 

В Замечаниях общего порядка №10 Комитет КПР определил, что оказание помощи детям не должно противоречить пенитенциарному праву и должно соответствовать следующим основным принципам:

ü обращение с ребенком не должно унижать чувство собственного достоинства и значимости ребенка;

ü обращение с ребенком должно укреплять чувство уважения ребенка к правам человека и свободе других;

ü обращение с ребенком должно учитывать возраст ребенка и способствовать реинтеграции детей, а также принятию на себя конструктивной роли в обществе;

ü уважение достоинства ребенка требует, чтобы были запрещены и предотвращены все формы насилия при оказании помощи ребенку.

 

«Ювенальная юстиция» - это устоявшийся термин в области защиты прав детей. Однако не существует международно утвержденного определения данного термина. К тому же термин «система ювенальной юстиции» используется часто, опять-таки без точного определения того, какой круг вопросов этот термин охватывает.

Обсуждаемые вопросы:

o Какое определение вы бы дали термину «ювенальная юстиция»?

o Или: каковы основные элементы «ювенальной юстиции», и что мы подразумеваем под термином: «система ювенальной юстиции»?

 

Возможное «определение» термина «ювенальная юстиция» означает нормы и правила, применимые к несовершеннолетним, совершившим действие (включая бездействие), являющееся наказуемым в соответствии с законодательством и которые несут уголовную ответственность по достижении минимального (или старше) возраста уголовной ответственности (МВУО). Ювенальная юстиция – практика применения свода правил к особой группы детей/несовершеннолетних: лиц, достигших минимального возраста уголовной ответственности (как указано в федеральном законе) и младше 18 лет на время предположительного совершения преступления. Ювенальная юстиция – специальная форма уголовного судопроизводства, означающее, что принципы уголовного судопроизводства применимы до тех пор, пока законом не предусмотрены иные исключения.

 

Систему ювенальной юстиции можно определить как включающую органы управления, ответственных за отправление правосудия по делам несовершеннолетних (полиция, прокуратура, суд и комиссия по делам несовершеннолетних), а также услуги, оказываемые такими органами управления как диверсионная служба, следственные изоляторы, исправительные учреждения и специальные школы.

Обсуждаемые вопросы:

o Каковы основные учреждения и услуги имеются в системе ювенальной юстиции Казахстана?

o Каковы, если такие имеются, недостатки системы ювенальной юстиции?

 

 

3.2. Ювенальная юстиция: основные принципы и цели

 

В соответствии со ст. 40, п. 3 КПР государства-участники стремятся содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении (нарушившими пенитенциарное право). Данное положение является правомерным обстоятельством и/или обоснованием для отдельной системы правосудия по делам несовершеннолетних. Но можно обсудить вопрос: «Почему во всех странах действует данная система?»; для этого см. п.10 Замечания общего порядка №10 Комитета КПР.

 

Основными принципами КПР ювенальной юстиции являются статья 2 (недопущение дискриминация), 3 (наилучшее обеспечение интересов ребенка), 6 (право на жизнь, выживание и развитие) и 12 (право быть заслушанным).

Данные принципы были обсуждены в общей части учебного пособия. Однако будет полезно обсудить значение данных принципов в области системы ювенальной юстиции.

Недопущение дискриминации (ст. 2): равное обращение со всеми детьми, находящимся в конфликте с законом, особенно при работе с детьми, принадлежащих к этническому меньшинству, с детьми из неблагополучных семей (беспризорные дети).

В отчетных данных системы правосудия по делам несовершеннолетних такие дети представлены в значительном количестве. Существует множество причин неравного обращении с детьми, такие, как расовая дискриминация, выборочное задержание, а также высокий уровень подвержения, например малолетних несовершеннолетних факторам риска, связанным с преступностью.

Осведомленность об этих факторах крайне важна для запрещения дискриминации при противодействии преступности среди несовершеннолетних.

В рамках права на устранение дискриминации также важно обеспечить рассмотрение действия или деяния в качестве преступного или наказуемого при совершении преступления взрослым и не рассматриваемых как преступление и наказуемость при совершении противоправных действий несовершеннолетним. Такие проблемы поведения ребенка, как бродяжничество, уклонение от посещения школы, побег из дома (статусные правонарушения) зачастую являются результатом психологических и социально-экономических проблем, и их не следует вносить в разряд правонарушений, влекущих уголовную ответственность.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 3). Данный принцип означает, что традиционные методы уголовного судопроизводства, такие как пресечение/наказание должны уступать месту реабилитации и исправительным целям правосудия в отношении детей-правонарушителей. Но в тоже время наилучшее обеспечение интересов ребенка не может использоваться в качестве оправдания для вмешательства, как например приказ суда о направлении несовершеннолетнего на лечение на длительный срок. Принцип уголовного права пропорциональности также необходимо соблюдать при работе с несовершеннолетними преступниками.

Ювенальная юстиция должна обеспечивать работу с детьми в порядке соответственно обстоятельствам и преступлениям (ст.40 п.4). Комитет КПР особо отметил, что наказание детей-правонарушителей должно быть соразмерно не только с обстоятельствами и тяжестью преступления, но и с возрастом, степенью вины, обстоятельствами и потребностями ребенка, а также различными и, главным образом, длительными потребностями общества.

Метод строгого наказания не соответствует основным положениям правосудия по делам несовершеннолетних, представленных в ст.40, п.1 (Замечание общего порядка №10, п. 71).

Право быть заслушанным(ст. 12). Данное право необходимо соблюдать на всех этапах процесса отправления правосудия по делам несовершеннолетних. Ребенку должно быть предоставлено право свободного выражения своих взглядов и свою точку зрения по всем вопросам (без оказания правового давления) при ведении дела полицией, прокурором или судьей, ведущим судебное дело. Это право также применимо к этапу ведения дела в суде и исполнения назначенных мер наказания. Мнению ребенка о (альтернативных) мерах, которые могут быть назначены и какие он может иметь их в связи с конкретными пожеланиями и предпочтениями необходимо уделить должное внимание.

Несомненно, что ответственность за принятие решений лежит на судьях, участвующих в разбирательстве. Однако обращение с ребенком как с пассивным объектом означает непризнание его прав и не способствует эффективному реагированию на его/ее поведение. Активное участие ребенка в исполнении назначенной меры или мер наказания в большинстве случаев способствует достижению позитивного результата (чтобы получить более подробную информацию см. Замечание общего порядка №10, пп.43-46).

Цели и конкретные принципы (ст. 40, п. 1)

Общая цель правосудия по делам несовершеннолетних изложена в п.1,ст. 40 КПР (единственная норма в правозащитном инструменте по целям уголовного производства); см. введение.

Это означает, что каждое действие, предпринятое в процессе отправления правосудия по делам несовершеннолетних полицией, прокуратурой и другими компетентными органами (Комиссия Республики Казахстан по делам несовершеннолетних) является общей целью. К тому же это может считаться неотъемлемым компонентом/элементом усилий для достижения общих целей – обращение с ребенком, которое:

ü способствовало развитию у ребенка чувства собственного достоинства и значимости;

ü укрепляло бы в нем уважение к правам человека и основным свободам других.

Обсуждаемые вопросы:

o Попросить участников конкурса привести примеры общения с несовершеннолетними, которые соответствуют требованиям или нарушают право ребенка на получение такого обращения (например: не отнесение ребенка к разряду «преступников» и мы объясним вам что это значит, и т.д. никакого оскорбительного обращения; скажите ему присесть; не смейтесь над ним и т.д. ознакомьте его с его правами, например на хранение молчания, получение правовой помощи); воспитание у ребенка уважения, к правам человека уважая его/ее права; см. далее Замечание общего порядка №10 п.13).

В дополнении к основным принципам и целям, обсуждаемым по сей день, существует два других основных принципа криминального правосудия, также применяемого к ювенальной юстиции.

Неретроактивная юстиция (также известна как «nullum crimen sine lege» («Нет преступления без предусматривающего его закона»)(ст. 40, п. 2 (a)) и СТ. 15 МПГПП).

Ребенок, совершивший действие (оплошность), не являющееся преступлением, не несет уголовной ответственности и не осуждается за такое деяние, если в результате (последнего) изменения законодательства это действие становится преступлением. Аналогичное правило применяется к максимальному наложению взыскания.

 

В случае совершения преступления, после изменения законодательства позволяющего наложить более тяжелое наказание, ребенок не может быть осужден на отбывание такого тяжелого наказания. Например: молодой человек 15-ти лет совершает крайне серьезное преступление. Спустя некоторое время изменение законодательства вносит такое преступление в ряд крайне серьезных преступлений с минимальным сроком уголовной ответственности с 14 лет. Но этот парень не может быть обвинен и приговорен, так как на момент совершения преступления новый закон не вступил в силу.

Презумпция невиновности(ст. 40, п. 2, б (1) и ст. 14, п. 2 МПГПП)

До тех пор пока ребенка не признали виновным в соответствии с законодательством, он/она имеет право оставаться невиновным.

 

Обсуждение:

o Спросите у участников, какие условия/последствия данного принципа возникнут или могут возникнуть в их практике.

o Способ обращения с ребенком, например в полицейском участке или встрече с прокурором на судебном процессе. Объясните ему, что он (только) подозреваемый и умейте сочетать обращение с ребенком с развитием у него чувства собственного достоинства и значимости. Обсудите цель его принципов для применения досудебного задержания: срок досудебного ареста должен быть как можно коротким и досудебный арест не может применяться в качестве наказания; исследуйте и используйте возможности досрочного освобождения (см. под пунктом «Лишение свободы» настоящего руководства).

o При досудебном аресте с ребенком необходимо обращаться не как с осужденными несовершеннолетними преступниками. Обсудите вопросы, касающиеся обращения с ребенком в таких случаях.

3.3. Минимальный и другой возраст уголовной ответственности (МВУО).

Формулировка в ст. 40, п. 3 (1) КПР неубедительна и вводит в заблуждение общественное мнение в том, что каждое государство-участник КПР имеют право самостоятельного установления минимального возраста уголовной ответственности (МВУО), в частности двух МВУО. МВУО не означает, что ребенок младше этого возраста не может совершить преступление, и официально осужденными могут только дети, совершившие преступления по достижении МВУО или старше. Комитет КПР считает 12 лет абсолютно минимальным возрастом. Ни в одном государстве-участнике МВУО не должен быть меньше 12 лет (см. Замечание общего порядка №10, п. 30-35).

В Казахстане правосудие по делам несовершеннолетних отправляется в возрасте несовершеннолетних 14-18 лет за особо тяжкие преступления. Двадцать одно преступление вносится в разряд особо тяжких, в том числе: убийство, изнасилование, похищение, серьезное нападение и вандализм. За другие преступления действуют правила правосудия по делам несовершеннолетних, применимы к несовершеннолетним в возрасте 16 или 17 лет.

Обсуждаемые вопросы:

o Объективна ли система двух МВУО и/или соответствует ли она требованиям? Понятен ли список 21 особо тяжких преступления для МВУО 14 лет?

o Все ли они носят серьезную степень?

o Есть ли преступления, которые можно было бы исключить из списка и/или включить в список особо тяжких преступлений?

o Каковым является/может быть соотношение при условии наличия двух минимальных МВУО?

o (Почти) Всегда несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, можно приговорить к лишению свободы?

 

Максимальный возраст, к которому применяются/действуют правила правосудия по делам несовершеннолетних - 18 лет. Это означает, что несовершеннолетний в возрасте 18 лет на момент совершения преступления, будет осужден согласно правилам (обычного) уголовного права для взрослых (см. Замечание общего порядка №10 п. 36-39).

 

Комитет КПР считает, что случаи снижения максимального возраста недопустимы. Государствам, в которых разрешено действие уголовного законодательства для совершеннолетних преступников в возрасте 16-17 лет, необходимо отменить это правило. В некоторых странах допускается применение правил правосудия по делам несовершеннолетних (при определенных обстоятельствах) к лицам, достигшим 18, 19 или 20 лет на момент совершения преступления. КПР не запрещает продление срока применения правил правосудия по делам несовершеннолетних.

Вопрос:

o Необходимо ли применять такие правила в Казахстане? К примеру, в отношении преступников, совершивших мелкое преступление; для преступников психически неполноценных или умственно отсталых.

 

3.4. Дивергенция, медиация, восстановительное правосудие

В соответствии с п.3 (б) ст. 40 КПР Государства-участники, применимо к правосудию по делам несовершеннолетних, в случае необходимости и желательности стремятся содействию в принятии мер по обращению с детьми без использования судебного разбирательства, при условии полного соблюдения прав человека и соблюдению правовых гарантий.

Это положение является правовым основанием в качестве альтернативных мер для твердо установленных методов судебного разбирательства. Следует учесть, что могут использоваться также такие понятия как медиация, восстановительное правосудие и т.д. Не существует очевидных международно-признанных определений методов отклонения дела правосудия по делам несовершеннолетних от традиционных методов отправления правосудия по делам несовершеннолетних в суде.

 

Новой разработкой стало внедрение восстановительного правосудия по делам несовершеннолетних. Это процесс, в котором жертва и преступник, и, когда это возможно, другое лицо или члены сообщества, против которых совершено преступление, участвуют сообща в вынесении решения по совершенному преступлению, обычно с помощью посредника. Процесс восстановительного правосудия может включать медиацию (МЖП), кружки ведения беседы и осуждения. Для использования этих программ и условий, см. Основные принципы по применению восстановительных программ в уголовных делах (Постановление ЭКОСОС 2002/12).

 

Некоторые примеры альтернативных мер:

ü Общественная работа: правонарушителю предлагается возможность выполнять общественную работу (количество часов устанавливается компетентным органом; учитываются такие факторы как возраст, степень вины нарушения). Это решит проблемы уборки парков, ремонта и других мероприятий в общественных центрах, школах, домах престарелых. Работа должна быть хорошо спланирована и контролироваться. Если услуги благополучно оказаны, дело будет закрыто без рассмотрения в суде.

ü Медиация жертвы/правонарушителя (МЖП) Целью МЖП является предоставление безопасных условий для жертвы и правонарушителя для обсуждения преступления, его последствий и оценке причиненного вреда, а также допущения возможности устранения причиненного вреда.

ü Обычно медиацию проводят тет-а-тет между жертвой и правонарушителем, с участием медиатора, выступающего в качестве нейтрального посредника. Но когда проведение встречи тет-а-тет недопустимо, например, по инициативе жертвы, возможно также применение челночного» вида взаимодействия или «посредничества».

ü Встреча семейных групп для решения спорных моментов. Альтернатива, изначально разработанная в Новой Зеландии, с использованием традиционной практики Маори по разрешению споров. Жертва и правонарушитель вместе со своими семьями и друзьями (естественно они участвуют, если желают, без обязательств) встречаются и обсуждают спорную ситуацию (преступление) и ее влияние и стараются согласовать решения. Эти конференции координирует посредник, каждому участнику дают возможность выступить, задать вопросы и внести свои предложения в план мероприятий для решения спора.

ü Существуют другие практики применения дивергенции, как, например, предупреждение полиции, отмена обвинения при условии устранения причиненного ущерба или ущерб жертве будет компенсирован другим способом.

 

Данные альтернативы официального рассмотрения судебных дел по преступлениям несовершеннолетних всегда ограничены мелкими правонарушениями, такими как кража в магазинах и другие имущественные преступления с причинением ограниченного ущерба и совершившими преступление впервые. Но Комитет КПР рекомендует допустить использование альтернативных мер для других, более тяжких преступлений.

Полное уважение прав человека и правовая гарантия являютсяосновными условиями использования альтернативных мер (далее термин «дивергенция» будет использован в качестве общего обозначения этих мер, так как это все означало «отклониться» от традиционных методов проведения судебных процессов). Согласно Комитету КПР это означает следующее:

ü дивергенцию необходимо использовать только при наличии очевидных оснований/доказательств того, что ребенок совершил предполагаемое преступление и того, что он по собственной воле (без оказания давления/угрозы) берет на себя ответственность;

ü ребенок должен дать согласие (свободно + по собственной воле) в письменной форме для дивергенции, основанной на адекватной и конкретной информации, предоставленной ему, содержание и продолжительность мер по осуществлению дивергенции и по последствиям невыполнения меры. В случае ребенка младше 16 лет, согласие родителя для участия может быть дополнительным требованием;

ü ребенку необходимо дать возможность получения правовой и иной помощи для составления мнения по соответствию и целесообразности дивергенции, предложенной ему;

ü выполнение дивергенции должно привести к окончательному прекращению дела. Запрещается хранить учет осуществленной дивергенции и рассматривать в качестве «криминального учета», значение дивергенции не следует определять как судимость и использовать против ребенка.

ü В заключении: дивергенция должна применяться во многих странах на разных этапах процесса правосудия по делам несовершеннолетних. Полиция может отклонить дело, обычно согласно представлениям/указаниям прокуратуры. Это может быть наиболее честной формой дивергенции. Но прокурору дозволено отклонить дело и передать его в суд. Хотя это не может восприниматься в качестве наиболее честной формы дивергенции, некоторые федеральные законы позволяют суду по делам несовершеннолетних применять одну или другую альтернативную меру, с учетом вышеуказанных условий.

 

Однако в целях соблюдения полного уважения прав человека и обеспечения его правовой защиты, крайне важно содержание в законе конкретных норм о возможном применении дивергенции, определения характера, сроков и последствий (не)выполнения мер по проведению дивергенции правоохранительными органами (полиция, прокуратура, суд и другие органы), уполномоченными на принятие решений в пользу дивергенции и некоторых видов преступления и/или преступников.

Обсуждение:

o Учитывая важность дивергенции, рекомендуется обсуждение с участниками действующих методов применения дивергенции в правосудии по делам несовершеннолетних, трудности, усиление возможности назначения и применения дивергенции. В этой связи хотелось бы отметить, что Закон Республики Казахстан (№59-II от 9 июля 2004 года) «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» содержит конкретные нормы о мерах индивидуальной профилактики (Гл.3, ст. 19 и 19-1, с 19 по 5 и 20 и 21). Они применимы в отношении детей, подозреваемых или которым предъявлено официальное обвинение в совершении преступлений, к которым были выбраны превентивные меры, не связанные с лишением свободы (пп.9,ст.19) и в отношении детей, осужденных за совершение преступления небольшой и средней степени тяжести, освобожденные судом от наказания с использованием обязательных мер образовательного характера. (ст. 19, пп. 12). Согласно ст. 19-1 индивидуальными мерами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних (помимо прочего) являются мероприятия по проведению конференций и другие мероприятия, утвержденные законом. Возможно, эти положения могут быть рассмотрены на обсуждении.

Общая информация: имеется большой круг источников литературы и исследований по методам проведения дивергенции (к сожалению немногие опубликованы на русском и казахском языках). Документы и материалы, рекомендуемые к чтению в дополнение к Замечанию общего порядка № 10 (п. 24-27;

ü Постановление ЭКОСОС 2000/12 по использованию программ восстановительного правосудия по уголовным делам (текст на русском языке имеется);

ü Лимская декларация от 2009 года о Восстановительном правосудии по делам несовершеннолетних;

ü Джонатан Дик и Дэвид О´Махони, Развитие медиации и восстановительное правосудие по делам молодых преступников в Европе, в Фред Дункеле и др., Система правосудия по делам несовершеннолетних в Европе. Текущая ситуация и документы по реформированию, 4 изд. 1691-1720 стр. (Форум Верлаг Годесберг 2010 года).

 

3.5. Основные процессуальные нормы и принципы

 

В п.2 ст. 40 КПР содержатся конкретные правила и принципы справедливого судебного разбирательства. Некоторые из них применяются для решения проблем, возникших ранее: неретроактивное правосудие (т.е. преднамеренное наказание) (п. 2, под пунктом а), презумпция невиновности (п. 2 б (i) и право быть заслушанным (ст.12). Другие правила и принципы активно применяются по нормам из Замечаний общего порядка №10 (п. 47-67). Далее приводится краткое описание разработанного замечания с общими предложениями внедрения таких правил в практику правосудия по делам несовершеннолетних в Казахстане, и обсуждение соответствия их международным правилам.

Незамедлительное и непосредственное информирование о предъявлении обвинения (п. 2 б (ii). Данное правило не ограничивается официальными обвинениями. Оно требует, чтобы полиция незамедлительно информировала несовершеннолетнего об обвинениях, выдвинутых против него, как считается, за нарушение уголовного законодательства или его нарушении. Информировать целесообразно непосредственно самого несовершеннолетнего (а не только его/ее родителей или законного опекуна), на его языке, который он понимает. Иногда может потребоваться помощь переводчика. Предписание составляется прокуратурой с юридической терминологией, при этом нередко может оказаться необходимым устное разъяснение и значение официального документа. Ребенок должен осознать факт обвинения и возбуждения против него уголовного дела и его последствия. Это также должны понимать родители и законные опекуны. Не осознавая этого, они не смогут оказать ребенку надлежащую помощь и поддержку. Информацию о возбуждении уголовного дела должна сопровождаться понятной информацией о правах осужденного несовершеннолетнего, его/ее родителей и полномочий различных действующих лиц в процессе правосудия по делам несовершеннолетних. Для несовершеннолетнего и его/ее родителей может быть разработана Вспомогательная брошюра на основном языке и языке национального меньшинства.[29]

Правовая и другая необходимая помощь (п, 2 б (ii))

Это право на получение помощи не ограничено судебным процессом. Несовершеннолетний имеет право на получение правовой и другой необходимой помощи непосредственно с самого начала процесса отправления правосудия по делам несовершеннолетних, с момента задержания полицией.

Согласно последнему решению Европейского совета по правам человека (Страсбург), лицо, подозреваемое в совершении преступления, имеет право на правовую консультацию перед первым допросом полицией (ЕКЗП от 27 ноября 2008 года №36391/02, Салдуз и Турция, и ЕКЗП от 11 декабря 2008 года № 4268/02, Пановитс и Кипр, оба дела в отношении 17-летних юношей). Полиция обязана уведомить несовершеннолетнего о его правах. Высший суд Нидерландов считает, что эти решения заключаются в праве несовершеннолетнего на получение правовой помощи еще в ходе полицейского расследования. (Права человека, 30 июня 2009 года).

Предложение:

o Обучающие лица могут углубленно рассмотреть представление по обвинению и обсудить эти решения с участниками в целях ознакомления их с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (обратив особое внимание на ст.6) и ролью Европейского суда.

 

КПР рекомендует Государствам-участникам принятие мер по организации надлежащей квалифицированной правовой помощи силами экспертов-юристов или работниками социальной сферы, но такие лица должны располагать достаточными знаниями и пониманием различных юридических аспектов процедур отправления правосудия по делам несовершеннолетних и должны иметь подготовку для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом. Согласно Комитету КПР, по







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.239.102 (0.022 с.)