Общее введение в сферу прав ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее введение в сферу прав ребенка



 

В настоящее время понятие о правах ребенка больше не является таким сухим, непонятным и пугающим. В течение нескольких десятков лет повсеместно говорилось об охране детей. Это явилось результатом того, что законы, стратегии и положения рассматривали детей как слабых, незрелых и недееспособных созданий на пути к взрослению. На этом этапе ребенку требуется защита и помощь взрослых, и общество должно принимать решения, исходя из понятий солидарности, сострадания и здравого смысла. В то время, когда во всем мире постепенно формировалось понятие «прав человека», работа в отношении детей проводилась менее интенсивно, понятие «ребенок» все еще не было отделено от крайне размытого и общего понятия «человек». Теоретически, все мужчины, женщины, дети, инвалиды, сезонные рабочие и другие люди (например, пожилые люди, люди, относящиеся к малым народам, пропавшие без вести, подвергшиеся пыткам и дискриминации) являются людьми, и общего признания и соблюдения их прав должно быть достаточно. На практике для каждой из этих групп недостаточно такого общего признания, поэтому были предприняты попытки разделить различные группы и лица как субъектов права. В результате сегодня мы говорим не только о правах человека, но и о правах женщин, о правах детей, о правах людей с ограниченными возможностями и т.д.

 

Чтобы выделить группу лиц, необходимо определить особенность или отличительную черту данной группы. Кроме того, понятие «права человека» подразумевает, что отнесение человека к какой-либо специфической группе необходимо в том случае, когда мы имеем какое-либо ограничение, которое не позволяет человеку осуществлять свои права на общей основе. Таким образом, одной из главных задач данной главы является предоставление ответов на следующие вопросы: каковы отличительные особенности детей, которые отличают их от остальных людей (взрослых) и почему им необходимы как специальная защита, так и специальные права? Но чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в понятии «детство» и сформировать правильное отношение к нему, что является нашей первой задачей.

 

Так как специфическая природа детства и детей привело к многочисленным спорам о правах ребенка, государства, международные организации, научные сотрудники и гражданское общество приложило немало усилий, чтобы добиться юридического признания этих прав, как на международном, так и на государственном уровне. Результатом явилось принятие Конвенции о правах ребенка от 1989 г. (КПР) и Факультативного протокола к КПР от 2000 г., а также других многочисленных прав человека и иных международных договоров и документов, в которых рассмотрены специфические права детей. Но, что еще более важно, мы приняли конституции, в которых содержатся положения о правах ребенка, во многих странах приняты специальные законы, касающиеся прав ребенка, кроме того, принимаются и корректируются соответствующие законы, обеспечивающие большую ориентацию на права детей. Законодательная реформа, направленная на права детей, проходит во всем мире.

 

Принятие КПР, безусловно, является важнейшим событием в сфере прав ребенка. Данный документ является инновационным, и повсеместное принятие этого документа достигло небывалых масштабов (193 Государства-участника). КПР представляет собой масштабный документ, в котором перечислены все права ребенка. Кроме того, Конвенция постоянно эволюционирует, так как права детей постоянно дополняются и корректируются международным правом. Эта эволюция отражается в национальных законах и стратегиях. Очень важно ознакомиться со списком прав детей и получать информацию о его содержании. Таким образом, в данной главе также представлен обзор прав ребенка по категориям.

 

КПР и другие международные законы в отношении детей, так же как юридическая практика в отношении этих документов являются ценным руководством для государств по реализации прав детей. КПР относится не только к Государствам-участникам, их законодательству и практике, но и к остальным отраслям международного права. Поэтому очень важно ознакомиться с международными стандартами по правам ребенка наряду с соответствующей практикой. Данные знания необходимы для того, чтобы внедрить КПР и соответствующее международное законодательство в работу национальных законодательных органов, судебных органов и правительства, а также экспертов, гражданского общества, жизнь родителей и семей, а также самих детей.

 

Один из основных неразрешенных вопросов: насколько эффективной является КПР и ее реализация, начиная с 1989 г. В связи с этим возникают и другие вопросы. Способствует ли признание прав детей улучшению их жизни? Поддается ли это измерению и как? Изменили ли мы, взрослые, наше отношение к правам детей и пришли ли к тому, чтобы принять детей, как полноценных людей, заслуживающих уважения? В достаточной ли мере это изменение отражено в наших законах, стратегиях и практике? Имеют ли дети право голоса? Слышим ли мы их и учитываем ли мы их мнение? Наконец, что мы можем предложить детям, чьи права были нарушены, и детям, которые стали жертвами насилия или эксплуатации? В данной части предоставлена основная информация по правам ребенка, международному законодательству о правах ребенка, а также краткий обзор международных и национальных механизмов по защите прав, что облегчает поиск ответов на многочисленные нераскрытые вопросы.

 

Ребенок, права человека и права ребенка

 

Начать обсуждение прав ребенка можно с различных аспектов. Во-первых, очевидно, что между ребенком и взрослым человеком имеется определенная разница. Во-вторых, в Конвенции и многих конституциях и законах ребенок определяется, как человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста. В-третьих, невозможно говорить о правах ребенка без привлечения самого ребенка. Именно на основании данных аспектов выстаивается законодательство и практика сферы прав ребенка.

 

 

Ребенок

 

Анализ концепции «ребенок» и отношения к ребенку должен основываться на том, что детство является социальным продуктом, который зависит от существующей социальной организации, который изменяется в зависимости от исторического периода и социальной обстановки. Понимание детства непосредственно связано с культурой, традициями и социальной структурой. Однако чтобы более широко охватить и понять данную категорию, читателю необходимо будет обратиться к литературе по детству, опубликованной в Казахстане. Анализ различных социальных общностей и групп в настоящее время сконцентрирован на развитии, это означает, что в настоящее время еще имеются различные группы и люди, относящиеся к различным социальным структурам или уровням развития. Поэтому, достаточно сложно говорить об универсальных теориях и идеях в отношении детей, так как они универсальны только в отношении повсеместной ратификации Конвенции о правах ребенка. Если все 193 Государства-участника принимают и соблюдают обязательства по реализации данного международного документа, это означает, что они достигли минимального взаимопонимания по вопросам детей.

 

Понятие детства, по крайней мере, в его исходном смысле, представляет собой период жизни, в течение которого доминируют черты, характерные для ребенка. Общество прекрасно осведомлено о понятии «ребенок», даже не имея четкого определения для данного понятия. Понимание детства изменялось с развитием общества и установлением современной структуры. Именно в этот период государствами были предприняты первые попытки защитить детей. Такие вопросы как: следует ли разрешать детям работать, жениться, участвовать в принятии решений, касающихся их, служить в армии, получили теоретические и юридические ответы, основанные на специфической природе детей.

 

В начале двадцать первого века ситуация для множества детей оставалась без изменений. Ребенок продолжал участвовать в экономической деятельности семьи и продолжал находиться под властью родителей, преимущественно под властью отца, а воспитание ребенка определялось, прежде всего, той социальной группой, к которой принадлежит семья. В свою очередь, во многих странах от ребенка ожидается покорность. Дети, как и прежде, начинали работать в очень раннем возрасте, их воспитание продолжало определяться строгими классовыми правилами, отцы принимали решение в отношении судьбы своих детей, а у детей не было иного выбора, чем подчиниться решению взрослых. Однако в основном благодаря международному законодательству по правам человека, в особенности, благодаря Конвенции о правах ребенка, стратегиям и законам, которые во многих государствах направлены на признание большей независимости ребенка и, что наиболее важно, уважения достоинства и неприкосновенности ребенка, как человека.

 

Барьеры между детьми и взрослыми, которые мы наблюдаем на сегодняшний день, вполне вероятно, являются результатом сильным стремлением к защите детей. Как во Всеобщей декларации прав человека, так и в Декларации о правах человека имеется положение о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь»[2]. В начале двадцатого века очевидной стала необходимость особой заботы о детях, которая основана на убеждении, что дети нуждаются в защите; и царило убеждение, что дети относятся к «проблемной» или «подверженной риску» части населения. Очевидно, что дети нуждаются в охране, защите и воспитании взрослыми. Трудоспособный возраст был снижен и множество детей перестали работать вместе с взрослыми людьми, что свидетельствует об отделении детей от взрослых людей. Однако разделение взрослых и детей не является характерным для всех культур. В некоторых странах дети постепенно приучаются к работе в процессе игры. Но это не оправдывает трудовую эксплуатацию детей, которая вызвана, чаще всего бедностью в данном государстве или части мира.

 

Понятие «ребенок» не является и не должно быть радикально отделено от понятия «взрослый человек», хотя и необходимо принимать во внимание различия, относящиеся к психологическому, социологическому, образовательному, биологическому и юридическому аспектам. Наиболее распространенный подход предполагает, что детство является периодом развития человека, и учитывает характерные черты каждого ребенка. Такой подход особенно выражен при реализации КПР.

 

Вопросы:

o Привело ли появление концепции «детства» к появлению барьеров между взрослыми и детьми? Если да, то в какой степени?

o Существует ли некая золотая середина и есть ли возможность наладить приемлемое сотрудничество и уважение между «детьми» и «взрослыми»?

o Каково отношение к детям в Казахстане?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.012 с.)