Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее введение в сферу прав ребенкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время понятие о правах ребенка больше не является таким сухим, непонятным и пугающим. В течение нескольких десятков лет повсеместно говорилось об охране детей. Это явилось результатом того, что законы, стратегии и положения рассматривали детей как слабых, незрелых и недееспособных созданий на пути к взрослению. На этом этапе ребенку требуется защита и помощь взрослых, и общество должно принимать решения, исходя из понятий солидарности, сострадания и здравого смысла. В то время, когда во всем мире постепенно формировалось понятие «прав человека», работа в отношении детей проводилась менее интенсивно, понятие «ребенок» все еще не было отделено от крайне размытого и общего понятия «человек». Теоретически, все мужчины, женщины, дети, инвалиды, сезонные рабочие и другие люди (например, пожилые люди, люди, относящиеся к малым народам, пропавшие без вести, подвергшиеся пыткам и дискриминации) являются людьми, и общего признания и соблюдения их прав должно быть достаточно. На практике для каждой из этих групп недостаточно такого общего признания, поэтому были предприняты попытки разделить различные группы и лица как субъектов права. В результате сегодня мы говорим не только о правах человека, но и о правах женщин, о правах детей, о правах людей с ограниченными возможностями и т.д.
Чтобы выделить группу лиц, необходимо определить особенность или отличительную черту данной группы. Кроме того, понятие «права человека» подразумевает, что отнесение человека к какой-либо специфической группе необходимо в том случае, когда мы имеем какое-либо ограничение, которое не позволяет человеку осуществлять свои права на общей основе. Таким образом, одной из главных задач данной главы является предоставление ответов на следующие вопросы: каковы отличительные особенности детей, которые отличают их от остальных людей (взрослых) и почему им необходимы как специальная защита, так и специальные права? Но чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в понятии «детство» и сформировать правильное отношение к нему, что является нашей первой задачей.
Так как специфическая природа детства и детей привело к многочисленным спорам о правах ребенка, государства, международные организации, научные сотрудники и гражданское общество приложило немало усилий, чтобы добиться юридического признания этих прав, как на международном, так и на государственном уровне. Результатом явилось принятие Конвенции о правах ребенка от 1989 г. (КПР) и Факультативного протокола к КПР от 2000 г., а также других многочисленных прав человека и иных международных договоров и документов, в которых рассмотрены специфические права детей. Но, что еще более важно, мы приняли конституции, в которых содержатся положения о правах ребенка, во многих странах приняты специальные законы, касающиеся прав ребенка, кроме того, принимаются и корректируются соответствующие законы, обеспечивающие большую ориентацию на права детей. Законодательная реформа, направленная на права детей, проходит во всем мире.
Принятие КПР, безусловно, является важнейшим событием в сфере прав ребенка. Данный документ является инновационным, и повсеместное принятие этого документа достигло небывалых масштабов (193 Государства-участника). КПР представляет собой масштабный документ, в котором перечислены все права ребенка. Кроме того, Конвенция постоянно эволюционирует, так как права детей постоянно дополняются и корректируются международным правом. Эта эволюция отражается в национальных законах и стратегиях. Очень важно ознакомиться со списком прав детей и получать информацию о его содержании. Таким образом, в данной главе также представлен обзор прав ребенка по категориям.
КПР и другие международные законы в отношении детей, так же как юридическая практика в отношении этих документов являются ценным руководством для государств по реализации прав детей. КПР относится не только к Государствам-участникам, их законодательству и практике, но и к остальным отраслям международного права. Поэтому очень важно ознакомиться с международными стандартами по правам ребенка наряду с соответствующей практикой. Данные знания необходимы для того, чтобы внедрить КПР и соответствующее международное законодательство в работу национальных законодательных органов, судебных органов и правительства, а также экспертов, гражданского общества, жизнь родителей и семей, а также самих детей.
Один из основных неразрешенных вопросов: насколько эффективной является КПР и ее реализация, начиная с 1989 г. В связи с этим возникают и другие вопросы. Способствует ли признание прав детей улучшению их жизни? Поддается ли это измерению и как? Изменили ли мы, взрослые, наше отношение к правам детей и пришли ли к тому, чтобы принять детей, как полноценных людей, заслуживающих уважения? В достаточной ли мере это изменение отражено в наших законах, стратегиях и практике? Имеют ли дети право голоса? Слышим ли мы их и учитываем ли мы их мнение? Наконец, что мы можем предложить детям, чьи права были нарушены, и детям, которые стали жертвами насилия или эксплуатации? В данной части предоставлена основная информация по правам ребенка, международному законодательству о правах ребенка, а также краткий обзор международных и национальных механизмов по защите прав, что облегчает поиск ответов на многочисленные нераскрытые вопросы.
Ребенок, права человека и права ребенка
Начать обсуждение прав ребенка можно с различных аспектов. Во-первых, очевидно, что между ребенком и взрослым человеком имеется определенная разница. Во-вторых, в Конвенции и многих конституциях и законах ребенок определяется, как человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста. В-третьих, невозможно говорить о правах ребенка без привлечения самого ребенка. Именно на основании данных аспектов выстаивается законодательство и практика сферы прав ребенка.
Ребенок
Анализ концепции «ребенок» и отношения к ребенку должен основываться на том, что детство является социальным продуктом, который зависит от существующей социальной организации, который изменяется в зависимости от исторического периода и социальной обстановки. Понимание детства непосредственно связано с культурой, традициями и социальной структурой. Однако чтобы более широко охватить и понять данную категорию, читателю необходимо будет обратиться к литературе по детству, опубликованной в Казахстане. Анализ различных социальных общностей и групп в настоящее время сконцентрирован на развитии, это означает, что в настоящее время еще имеются различные группы и люди, относящиеся к различным социальным структурам или уровням развития. Поэтому, достаточно сложно говорить об универсальных теориях и идеях в отношении детей, так как они универсальны только в отношении повсеместной ратификации Конвенции о правах ребенка. Если все 193 Государства-участника принимают и соблюдают обязательства по реализации данного международного документа, это означает, что они достигли минимального взаимопонимания по вопросам детей.
Понятие детства, по крайней мере, в его исходном смысле, представляет собой период жизни, в течение которого доминируют черты, характерные для ребенка. Общество прекрасно осведомлено о понятии «ребенок», даже не имея четкого определения для данного понятия. Понимание детства изменялось с развитием общества и установлением современной структуры. Именно в этот период государствами были предприняты первые попытки защитить детей. Такие вопросы как: следует ли разрешать детям работать, жениться, участвовать в принятии решений, касающихся их, служить в армии, получили теоретические и юридические ответы, основанные на специфической природе детей.
В начале двадцать первого века ситуация для множества детей оставалась без изменений. Ребенок продолжал участвовать в экономической деятельности семьи и продолжал находиться под властью родителей, преимущественно под властью отца, а воспитание ребенка определялось, прежде всего, той социальной группой, к которой принадлежит семья. В свою очередь, во многих странах от ребенка ожидается покорность. Дети, как и прежде, начинали работать в очень раннем возрасте, их воспитание продолжало определяться строгими классовыми правилами, отцы принимали решение в отношении судьбы своих детей, а у детей не было иного выбора, чем подчиниться решению взрослых. Однако в основном благодаря международному законодательству по правам человека, в особенности, благодаря Конвенции о правах ребенка, стратегиям и законам, которые во многих государствах направлены на признание большей независимости ребенка и, что наиболее важно, уважения достоинства и неприкосновенности ребенка, как человека.
Барьеры между детьми и взрослыми, которые мы наблюдаем на сегодняшний день, вполне вероятно, являются результатом сильным стремлением к защите детей. Как во Всеобщей декларации прав человека, так и в Декларации о правах человека имеется положение о том, что «дети имеют право на особую заботу и помощь»[2]. В начале двадцатого века очевидной стала необходимость особой заботы о детях, которая основана на убеждении, что дети нуждаются в защите; и царило убеждение, что дети относятся к «проблемной» или «подверженной риску» части населения. Очевидно, что дети нуждаются в охране, защите и воспитании взрослыми. Трудоспособный возраст был снижен и множество детей перестали работать вместе с взрослыми людьми, что свидетельствует об отделении детей от взрослых людей. Однако разделение взрослых и детей не является характерным для всех культур. В некоторых странах дети постепенно приучаются к работе в процессе игры. Но это не оправдывает трудовую эксплуатацию детей, которая вызвана, чаще всего бедностью в данном государстве или части мира.
Понятие «ребенок» не является и не должно быть радикально отделено от понятия «взрослый человек», хотя и необходимо принимать во внимание различия, относящиеся к психологическому, социологическому, образовательному, биологическому и юридическому аспектам. Наиболее распространенный подход предполагает, что детство является периодом развития человека, и учитывает характерные черты каждого ребенка. Такой подход особенно выражен при реализации КПР.
Вопросы: o Привело ли появление концепции «детства» к появлению барьеров между взрослыми и детьми? Если да, то в какой степени? o Существует ли некая золотая середина и есть ли возможность наладить приемлемое сотрудничество и уважение между «детьми» и «взрослыми»? o Каково отношение к детям в Казахстане?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.75.156 (0.012 с.) |