Права ребенка – основные характеристики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права ребенка – основные характеристики



Права ребенка на сегодняшний день – это не просто моральная категория. Они признаются на международном уровне во множестве документов, и, разумеется, наиболее важным из них является Конвенция о правах ребенка от 1989 г. Права ребенка приняли свою нормативную форму и получили всеобщее признание благодаря Конвенции о правах ребенка и другим международным документам о правах человека. Тем не менее, и в теории, и на практике возникают конфликтные ситуации в связи с концепцией наличия у детей прав. Некоторые люди считают, что признание наличия у детей прав является большим шагом вперед, другие оспаривают саму возможность наличия у детей прав. Последние объясняют свое мнение тем, что признание прав детей приведет к конфликту интересов, прежде всего, в самой семье. В случае принятия данной теории относительно прав ребенка, однако, можно утверждать, что права человека, в общем, представляют собой конфликт интересов[3]. Конвенция о правах ребенка представляет собой скорее не определение данных прав, а подробный их список, который облегчает процесс обсуждения данных прав.

 

Изменилось понимание понятия «ребенок», так же как и отношение к детям, что привело к принятию концепции прав ребенка. До недавнего времени проблемы прав ребенка обсуждались лишь в семейном контексте и всегда с точки зрения защиты детей. С точки зрения защиты прав человека, ребенок защищен в рамках существующей правовой системы и практики, как на национальном, так и на международном уровне. Необходимость защиты ребенка с помощью различных постановлений, включая международные договоры, была впервые признана около ста лет назад. Но суть норм, принятых в тот период, отражала теорию, что дети являются слабыми и незрелыми членами общества, которым необходима особая защита и забота, которую могут обеспечить только взрослые, и в том виде, в котором они считали необходимым.

 

Понятие об отдельных правах для детей и изменение отношения к предмету этих прав начали формироваться только после Второй мировой войны. Конвенция о правах ребенка от 1989 г. содержит в себе перечень прав, а ее содержание отражает мнение о том, что ребенок является предметом данных прав, и, как следствие, претензий. В этом случае ребенок является центром всех вопросов, касающихся его, при этом он должен принимать активное участие и выражать свое мнение. Право на выражение мнения является одним из важнейших принципов в сфере прав ребенка. В то же время обязательство прислушиваться к ребенку и учитывать его мнение из жеста доброй воли трансформировалось в международную правовую норму. Фундаментальным вопросом в этом отношении, который еще не получил ответа, звучит следующим образом – основывается ли международное законодательство на повсеместно принятых принципах или это еще набор недостигнутых пока целей?

 

Ранее, до разработки и принятия КПР начались и до сих пор не прекратились академические дебаты между людьми, которые относятся к двум противоположным лагерям – либерационисты и протекционисты (опекуны, консерваторы)[4]. Либерационисты придерживаются идеи, что ребенок, будучи человеком, имеет право, прежде всего, на собственное достоинство, равенство и самоопределение, и что эти права могут быть реализованы посредством активного участия в общественной жизни. Таким образом, ребенок больше не рассматривается как пассивный член общества, объект защиты, а все более как личность, которая может быть независимой в зависимости от развития ее потенциала.

 

Протекционисты встревожены возможными негативными последствиями, которые могут возникнуть в семье и общественной жизни. Каждый шаг к предоставлению большей свободы ребенку приводит к возникновению опасений, что власть взрослых, прежде всего родителей, может быть нарушено. Протекционисты исходят из того, что дети, в отличие от взрослых, неспособны принимать взвешенные, независимы и рациональные решения. Утверждение, что дети не могут обладать всеми правами, в частности, правом на участие, вызвали яростные споры после принятия КПР. Некоторые настаивали на том, что не в интересах детей, чтобы их права рассматривались наравне с правами взрослых, что вызвало сильную реакцию со стороны авторов, которые считали подобное мнение консервативным и дискриминирующим по отношению к детям[5]. В настоящее время в литературе, национальных законах и практике Государств и даже международных организаций очевидно наличие различных мнений. Кажется, что у некоторых присутствует страх перед употреблением самого выражения «права ребенка», и для многих более удобным является термин «защита». Было бы гораздо легче просто признать, что дети имеют «право на защиту».

 

Данные теории должны ответить на вопросы, связанные с дилеммой, являются ли права человека действительно универсальными или представляют собой доктрину, навязанную несколькими «сильными» и «влиятельными» странами. Вопрос в том, в какой степени нормы международных прав человека действительно представляют собой консенсус, а не только давление со стороны одной части света[6]. Вопрос в большей части относится к анализу содержания прав человека и прав ребенка. Проблемы, относящиеся к применению КПР и обоих ФП, были очевидны в процессе разработки, и еще более проявились за последние 20 лет реализации. В некоторых случаях делегации Государств-участников при обсуждении утверждали, что травмирование женских гениталий является культурным вопросом и традицией, что для молодых людей (чаще всего, мальчиков) участие в вооруженных конфликтах является честью, а телесные наказания детей – это метод воспитания многих поколений успешных людей. Однако спустя годы реализации и совместных усилий по изменению подобных убеждений, Государства постепенно изменяют свои убеждения и внедряют законы и стратегии для борьбы с традициями и пагубными последствиями[7].

 

Права человека и права ребенка не являются приобретенными, они просто существуют, вне зависимости от их признания. Следовательно, использование определенных прав не может быть связано с обязательствами в отношении субъекта данного права или обусловлено ими. Обязательство существует, но оно принадлежит государству, которое призвано активировать отдельные механизмы для признания права, защитить его и обеспечить реализацию. Тем не менее, широко распространено понятие, о том, что исполнение прав человека также подразумевает обязательство субъекта данного права. Обзор некоторых конституций, а также международных конвенций показывает, что названия некоторых глав были сформулированы таким образом, что они включают и права и обязанности. Африканская хартия прав и благополучия ребенка от 1990 г. включает в себя статью 31, в которой говорится об обязанности ребенка по отношению «его семье, обществу, государству и другому юридически организованному сообществу или международному сообществу», что является нестандартной формулировкой для международного договора о правах человека. Нередко возникают вопросы о том, как ребенок может обладать правами, если он не обладает обязанностями (обязательствами)? Данный вопрос особенно актуален по отношению к правам внутри семьи и подлежит дальнейшему обсуждению.

 

Хотя права человека не связаны неразрывно с соответствующими обязательствами, применяются некоторые ограничения. Применение прав человека ни к коем случае не является абсолютной категорией, так как подобная ситуация привела бы к их фактическому отрицанию. Аналогично, все права ребенка также не являются абсолютными, и при определенных условиях могут быть ограничены или отменены.

 

Для решения вопросов по содержанию прав ребенка существует международный каталог таких прав, который существует преимущественно благодаря Конвенции о правах ребенка и ФП. Были определены индивидуальные права, а их формулировка и интерпретация оказывают влияние на определение природы прав ребенка.

 

Вопросы:

o Что, в точности, отображают права ребенка?

o Какова их природа?

o Каково их содержание?

o Есть ли разница между правами человека и правами ребенка?

o Какие черты отличают ребенка от взрослого человека?

o Каково восприятие ребенка, прав и детства в Казахстане?

o Отвечают ли обязанности правам человека/ребенка?

o Как данное отношение отражено в законах и практике в Казахстане?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.006 с.)