Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права ребенка – основные характеристикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Права ребенка на сегодняшний день – это не просто моральная категория. Они признаются на международном уровне во множестве документов, и, разумеется, наиболее важным из них является Конвенция о правах ребенка от 1989 г. Права ребенка приняли свою нормативную форму и получили всеобщее признание благодаря Конвенции о правах ребенка и другим международным документам о правах человека. Тем не менее, и в теории, и на практике возникают конфликтные ситуации в связи с концепцией наличия у детей прав. Некоторые люди считают, что признание наличия у детей прав является большим шагом вперед, другие оспаривают саму возможность наличия у детей прав. Последние объясняют свое мнение тем, что признание прав детей приведет к конфликту интересов, прежде всего, в самой семье. В случае принятия данной теории относительно прав ребенка, однако, можно утверждать, что права человека, в общем, представляют собой конфликт интересов[3]. Конвенция о правах ребенка представляет собой скорее не определение данных прав, а подробный их список, который облегчает процесс обсуждения данных прав.
Изменилось понимание понятия «ребенок», так же как и отношение к детям, что привело к принятию концепции прав ребенка. До недавнего времени проблемы прав ребенка обсуждались лишь в семейном контексте и всегда с точки зрения защиты детей. С точки зрения защиты прав человека, ребенок защищен в рамках существующей правовой системы и практики, как на национальном, так и на международном уровне. Необходимость защиты ребенка с помощью различных постановлений, включая международные договоры, была впервые признана около ста лет назад. Но суть норм, принятых в тот период, отражала теорию, что дети являются слабыми и незрелыми членами общества, которым необходима особая защита и забота, которую могут обеспечить только взрослые, и в том виде, в котором они считали необходимым.
Понятие об отдельных правах для детей и изменение отношения к предмету этих прав начали формироваться только после Второй мировой войны. Конвенция о правах ребенка от 1989 г. содержит в себе перечень прав, а ее содержание отражает мнение о том, что ребенок является предметом данных прав, и, как следствие, претензий. В этом случае ребенок является центром всех вопросов, касающихся его, при этом он должен принимать активное участие и выражать свое мнение. Право на выражение мнения является одним из важнейших принципов в сфере прав ребенка. В то же время обязательство прислушиваться к ребенку и учитывать его мнение из жеста доброй воли трансформировалось в международную правовую норму. Фундаментальным вопросом в этом отношении, который еще не получил ответа, звучит следующим образом – основывается ли международное законодательство на повсеместно принятых принципах или это еще набор недостигнутых пока целей?
Ранее, до разработки и принятия КПР начались и до сих пор не прекратились академические дебаты между людьми, которые относятся к двум противоположным лагерям – либерационисты и протекционисты (опекуны, консерваторы)[4]. Либерационисты придерживаются идеи, что ребенок, будучи человеком, имеет право, прежде всего, на собственное достоинство, равенство и самоопределение, и что эти права могут быть реализованы посредством активного участия в общественной жизни. Таким образом, ребенок больше не рассматривается как пассивный член общества, объект защиты, а все более как личность, которая может быть независимой в зависимости от развития ее потенциала.
Протекционисты встревожены возможными негативными последствиями, которые могут возникнуть в семье и общественной жизни. Каждый шаг к предоставлению большей свободы ребенку приводит к возникновению опасений, что власть взрослых, прежде всего родителей, может быть нарушено. Протекционисты исходят из того, что дети, в отличие от взрослых, неспособны принимать взвешенные, независимы и рациональные решения. Утверждение, что дети не могут обладать всеми правами, в частности, правом на участие, вызвали яростные споры после принятия КПР. Некоторые настаивали на том, что не в интересах детей, чтобы их права рассматривались наравне с правами взрослых, что вызвало сильную реакцию со стороны авторов, которые считали подобное мнение консервативным и дискриминирующим по отношению к детям[5]. В настоящее время в литературе, национальных законах и практике Государств и даже международных организаций очевидно наличие различных мнений. Кажется, что у некоторых присутствует страх перед употреблением самого выражения «права ребенка», и для многих более удобным является термин «защита». Было бы гораздо легче просто признать, что дети имеют «право на защиту».
Данные теории должны ответить на вопросы, связанные с дилеммой, являются ли права человека действительно универсальными или представляют собой доктрину, навязанную несколькими «сильными» и «влиятельными» странами. Вопрос в том, в какой степени нормы международных прав человека действительно представляют собой консенсус, а не только давление со стороны одной части света[6]. Вопрос в большей части относится к анализу содержания прав человека и прав ребенка. Проблемы, относящиеся к применению КПР и обоих ФП, были очевидны в процессе разработки, и еще более проявились за последние 20 лет реализации. В некоторых случаях делегации Государств-участников при обсуждении утверждали, что травмирование женских гениталий является культурным вопросом и традицией, что для молодых людей (чаще всего, мальчиков) участие в вооруженных конфликтах является честью, а телесные наказания детей – это метод воспитания многих поколений успешных людей. Однако спустя годы реализации и совместных усилий по изменению подобных убеждений, Государства постепенно изменяют свои убеждения и внедряют законы и стратегии для борьбы с традициями и пагубными последствиями[7].
Права человека и права ребенка не являются приобретенными, они просто существуют, вне зависимости от их признания. Следовательно, использование определенных прав не может быть связано с обязательствами в отношении субъекта данного права или обусловлено ими. Обязательство существует, но оно принадлежит государству, которое призвано активировать отдельные механизмы для признания права, защитить его и обеспечить реализацию. Тем не менее, широко распространено понятие, о том, что исполнение прав человека также подразумевает обязательство субъекта данного права. Обзор некоторых конституций, а также международных конвенций показывает, что названия некоторых глав были сформулированы таким образом, что они включают и права и обязанности. Африканская хартия прав и благополучия ребенка от 1990 г. включает в себя статью 31, в которой говорится об обязанности ребенка по отношению «его семье, обществу, государству и другому юридически организованному сообществу или международному сообществу», что является нестандартной формулировкой для международного договора о правах человека. Нередко возникают вопросы о том, как ребенок может обладать правами, если он не обладает обязанностями (обязательствами)? Данный вопрос особенно актуален по отношению к правам внутри семьи и подлежит дальнейшему обсуждению.
Хотя права человека не связаны неразрывно с соответствующими обязательствами, применяются некоторые ограничения. Применение прав человека ни к коем случае не является абсолютной категорией, так как подобная ситуация привела бы к их фактическому отрицанию. Аналогично, все права ребенка также не являются абсолютными, и при определенных условиях могут быть ограничены или отменены.
Для решения вопросов по содержанию прав ребенка существует международный каталог таких прав, который существует преимущественно благодаря Конвенции о правах ребенка и ФП. Были определены индивидуальные права, а их формулировка и интерпретация оказывают влияние на определение природы прав ребенка.
Вопросы: o Что, в точности, отображают права ребенка? o Какова их природа? o Каково их содержание? o Есть ли разница между правами человека и правами ребенка? o Какие черты отличают ребенка от взрослого человека? o Каково восприятие ребенка, прав и детства в Казахстане? o Отвечают ли обязанности правам человека/ребенка? o Как данное отношение отражено в законах и практике в Казахстане?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.175 (0.009 с.) |