ТОП 10:

Анализ роли Комитета по правам ребенка



 

Как было указано ранее, Конвенция о правах ребенка (КПР) была принята под эгидой ООН в 1989 г. Ее принятие явилась результатом длительного процесса, который начался более, чем за полвека до того, как официальное предложение было подано в 1979 г. Данный процесс был отмечен сочетанием двух процессов: с одной стороны, изменилось общее отношение к ребенку и детству; с другой стороны, наконец, были закреплены международные стандарты в области прав человека.

 

КПР является серьезным достижением в развитии и укреплении международного законодательства по правам детей. КПР является обширным документом, так в нем признаются все права – гражданские, политические, экономические, а также социальные и культурные. Для международных договоров в сфере прав человека это является новшеством. Благодаря своему широкому подходу КПР является наиболее важным документом по правам ребенка. Даже если в случае нарушений защита обеспечивается посредством иных договоров, например, через Международный пакт о гражданских и политических правах или Европейскую конвенцию, Комитет по правам человека Международного пакта о гражданских и политических правах или Европейский суд при принятии и вынесении решений ссылаются на КПР. Проще говоря, КПР является высшей инстанцией в международном законодательстве по правам детей.

 

Во многих отношениях КПР является уникальным международным договором о правах человека – этот документ впервые в практике международного законодательства дает универсальное определение термину «ребенок». Данный документ является наиболее распространенный международным договором. В настоящее время 193 Государства ратифицировали КПР. США и Сомали подписали его. Это – первый документ, содержащий все права человека. Кроме того, это новаторский документ, так как он включает в себя некоторые новые неоднозначные права человека, например, право ребенка на выражение его взглядов и право ребенка, ставшего жертвой любой формы эксплуатации на психологическое и физиологическое лечение и интеграцию. КПР является первым международным документом, признавшим роль гражданского общества в защите и применении прав ребенка. Данный документ служит основным инструментом продвижения и защиты прав ребенка, как на национальном, так и на международном уровне.

 

КПР состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле приводятся основные принципы прав человека, установленные ООН и другими организациями. В КПР подтверждается необходимость правовой и других видов защиты прав ребенка и признается крайняя необходимость международного сотрудничества.

 

В первой части КПР приводится список прав и несколько положений, согласно которым Государства-участники должны предпринять все меры для их реализации, а также уважать высокие стандарты в данной сфере, как на национальном, так и на международном уровне. Особые права ребенка не перечислены в отдельном порядке, таким образом, выражается идее о нераздельности прав. Ни одно из прав ребенка не является целью, как таковой, и ни одно право не может быть использовано без соблюдения уважения к другим правам.

 

Во второй части описывается контрольный орган КПР – Комитет по правам ребенка. Положения в третьей части регулируют технические вопросы ратификации, вступления в силу, оговорки, изменения и дополнения и другие аналогичные вопросы.

 

Едва ли можно прийти к выводу, что Конвенция о правах ребенка основывается на закрепленных всеобщих принципах – на едином моральном стандарте. Существующие нормы по правам ребенка обязуют государства исполнять положения международного договора, которые зачастую противоречат моральным устоям общества. Общей целью Конвенции является уважение достоинства каждого ребенка и обеспечение каждого ребенка всеми правами. Принимая это во внимание, тот факт, что 193 государства ратифицировали Конвенцию, кажется одновременно фантастичным и странным. Вопрос в том, действительно ли стороны Конвенции готовы обеспечить соблюдение прав ребенка, или они не до конца осознали, что главной задачей является предотвращение дискриминации по отношению к ребенку, как человеку и члену группы лиц, все еще находящихся в периоде «возрастного развития».

 

Несмотря на критику в отношении применимости КПР, принятие данного документа оказало значительное благотворное влияние на международное законодательство в сфере прав ребенка. Вместе с соответствующими положениями международных стандартов в области прав человека, КПР представляет собой шаг к завершающей стадии нормотворчества. Однако список прав ребенка не может быть полным, так как в жизни постоянно появляется множество новых сфер, которые требуют правового рассмотрения. Некоторые существующие правовые стандарты по правам детей нуждаются в более подробной разработке, особенно, если нормы являются слишком гибкими, а стандарты слишком низкими. И как следствие, через десять лет после принятия КПР были приняты два Факультативных протокола, которые обеспечили более специфическую правовую базу для защиты детей от вооруженных конфликтов, торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

СЕМЕЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ И АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПОПЕЧЕНИЕ

 

Введение

Теме семейного окружения и альтернативного попечения посвящена одна из групп статей, рекомендуемых Комитетом Конвенции о правах ребенка в его руководстве по представлению отчетов (см. Главу 2, раздел С). Согласно Комитету следующие статьи непосредственно связаны с данной темой: ст. 5 и 18, пункты 1 и 2 (права и обязанности родителей), ст. 9 - 11 (разлучение с родителями, воссоединение, незаконная передача. ст. 19 (защита от всех форм насилия в окружении попечителей, например, в семье), Воспитание в приемной семье и в специальном учреждении), ст. 20 и 21 (альтернативное попечение и усыновление), ст. 25 (контроль семей, усыновивших ребенка) и ст. 27, пункт 4 (выплаты родителям денежных пособий на ребенка). Однако, для семейного окружения ребенка важны также и другие статьи, в частности, ст. 7 (права ребенка, которые его родители обязаны знать и соблюдать), ст. 8 (право на охрану личности ребенка, включая отношения в семье), и ст. 16 (никакой ребенок не должен подвергаться произвольным или незаконным вмешательствам в его семейные отношения).

 

Кроме того, важно, также, выполнение статей Общих принципов Конвенции о правах ребенка, в частности, ст. 2 (недопущение дискриминации), ст. 3 (интересы ребенка) и ст. 12 (право на выражение мнения и право на то, чтобы быть услышанным).

 

При подготовке профессионалов, работающих с детьми или для детей, необходимо уделять внимание различным аспектам данной темы. Однако степень углубленности рассмотрения данных аспектов может меняться в зависимости от назначения специалистов, проходящих подготовку.

 

ü Например: при подготовке судей, особое внимание можно уделить изучению процессов принятия решения в делах о взятии ребенка под опеку и посещении его в случае, когда родители ребенка расходятся (разводятся) или в делах о защите детей (помещение ребенка под опеку и/или лишение родительских прав).

ü Прокуроры и полиция также могут принимать участие и объединять усилия в защите детей от насилия в семье или детском учреждении, а также могут принимать участие в расследовании дел о незаконном перемещении детей.

 

В данной главе рассказывается о содержании и выполнении положений, упомянутых в соответствующих статьях относительно семейного окружения и альтернативного попечения. Там, где это требуется, необходимо уделять внимание значению различных профессионалов, участвующих в рассмотрении подобных дел: судей, обвинителей и полиции. В следующих пунктах, прежде всего, будут рассмотрены некоторые общие результаты наблюдений и принципы, а также пункты, посвященные некоторым проблемам семейного права, в частности, важности судей в рассмотрении дел по защите детей от насилия в семье и других учреждений опеки и попечительства (ст. 19 Конвенции о правах ребенка) и рассмотрении дел о детях, лишенных родительской заботы/ухода в специальном учреждении (альтернативное попечение).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.236.68 (0.007 с.)