ТОП 10:

Насилие над детьми и Комитет



Комитет по правам ребенка с первого заседания очень активно борется с проблемой насилия над детьми. С верой, что существует «необходимость увеличить дальнейшее внимание нарушению прав ребенка, которого необходимо защищать от любых форм насилия, ненадлежащего обращения и оскорблений», на 23 заседании в январе 2000 года Комитет решил посвятить два дня ежегодных общественных дискуссий теме насилия над детьми.[11] Первый день был посвящен Государственному насилию над детьми (в сентябре 2000 года), а второй день был посвящен насилию над детьми в семьях и школах (сентябрь 2001 года). Комитет был во главе обеих этих интересных дискуссий и издал две группы рекомендаций. Наконец, в феврале 2011 года Комитет принял общее замечание №13 к статье 19: Право ребенка на свободу от всех форм насилия. Для целей общего замечания Комитет определяет «насилие» как «все формы физического и морального насилия, вреда или оскорбления, халатности или халатного отношения, плохого обращения или эксплуатации, включая сексуальное насилие», как перечислено в параграфе 1 статьи 19, в соответствии с терминологией, использованной в 2006 году в исследовании ООН по насилию над детьми, хотя другие термины, используемые для описание видов нанесенного вреда (вред, оскорбление, халатность или халатное отношение, плохое обращение и эксплуатация) имеют равную ценность.[12] В просторечии термин «насилие» часто подразумевает только «физический» вред и/или «международный» вред. Однако Комитет акцентирует внимание на том, что выбор термина «насилие» в современном общем замечании нельзя использовать для того, чтобы снизить влияние и необходимость обращения к нефизическим и/или немеждународным формам вреда (таким как халатность и моральное плохое обращение среди прочего)».

 

Хотя большинство Общих замечаний Комитета касаются насилия над детьми, Общее замечание №8 «Право ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких и унизительных форм наказания» очень важно, так как это является одной из форм насилия.[13] Оно начинается с обращения к Государству, что «внимание к широкому использованию или терпимости к телесным наказаниям детей и воздержание от них в семье, школах и других институтах – это не только обязанность», но и «ключевая стратегия для снижения и предотвращения всех фор насилия в обществе» (параграф 3). Общее замечание предлагает определение Общее замечание предлагает определять телесные наказания как «любые наказания с применением физической силы и намерением причинить боль или дискомфорт любой степени» (параграф 11).[14] Комитет часто получает доводы от правительства против запрета всех телесных наказаний. Представители многих государств открыто заявили, что определенная степень «разумного» или «сдержанного» телесного наказания осуществляется «в интересах» ребенка. Общее замечание №8 отмечает, что ни одно извинение, основанное на стереотипах и неправильном восприятии, не может быть «использовано для оправдания практики, включающей в себя телесные наказания и другие формы жестокого и унизительного обращения, что противоречит человеческому достоинству ребенка и его праву на телесную неприкосновенность» (параграф 26). Общее замечание предлагает список мер и механизмов, необходимых для исключения телесного наказания и других жестоких и унизительных форм наказаний.

Исследование ООН по насилию над детьми

Генеральная Ассамблея ООН была созвана для изучения насилия над детьми в 2001 году (постановление 56/138), действуя по рекомендациям Комитета по правам ребенка. Изучение основано на знаниях, исследованиях и сборе данных. Ключевые результаты и выводы изучения заключаются в признании того, что насилие над детьми не является неизбежным фактом и что его можно и нужно предотвращать. Лучший способ борьбы с насилием над детьми – остановить его прежде, чем оно произошло, внедрив превентивные программы. Государства и все ячейки общества должны выполнять свои обязательства по защите детей и привлекать к ответственности тех, кто подвергает их риску.

 

Изучение определяет риски и факторы, которые порождают насилие. Хотя насилие происходит в любой точке земного шара, экономическое развитие, статус, возраст, пол, социальные и культурные особенности находятся в числе факторов риска. Уровень убийств детей в два раза выше в странах с низким доходом, чем в странах с высоким доходом. Самый высокий уровень убийств наблюдается среди подростков, особенно мальчиков, в возрасте от 15 до 17 лет и среди детей от до 4 лет. Дети младшего возраста находятся в группе повышенного риска физического насилия, в то время как сексуальное насилие главным образом затрагивает тех, кто достиг половой зрелости. Мальчики больше, чем девочки, подвержены физическому насилию, в то время как девочки чаще подвергаются сексуальному насилию, халатности и принудительной проституции. Дети с ограниченными возможностями, из этнических меньшинств и других изолированных групп, «уличные дети» и дети, конфликтующие с законом, беженцы и другие отверженные дети особенно подвержены насилию.[15] Изучение разработало «всеобъемлющие» и «специфические рекомендации». Они были представлена на собрании Генеральной Ассамблеи ООН.[16]

 

 

Вопросы:

  • Как насилие определяется в законодательстве Казахстана?
  • Имеется ли широкое определение и запрет телесных наказаний в Казахстане?
  • Основываются ли эти определения в национальном законодательстве на правах человека (подход, основанный на праве)?
  • Четко ли определены в законодательстве государств-участников ответственности и обязанности перед семьей и другими институтами?
  • Является ли халатность и моральное насилие частью вышеупомянутых определений?
  • Являются ли такие виды насилия над детьми как вредная практика, членовредительство, насилие в СМИ и насилие в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) частью национального законодательства и основной темой планов и программ действий?
  • Хорошо ли информирована полиция, обвинители и судьи о содержании и основных формах насилия над детьми?
  • Какие меры приняты, и в какие государственные департаменты необходимо обращаться, чтобы предотвратить насилие над детьми и наказать виновных?
  • Доступны ли детям и взрослым в Казахстане службы и консультации по проблемам насилия над детьми?

 

Альтернативное попечение для детей, лишенных родительской опеки.

Общее введение.

 

Когда ребенка отделяют от семьи, навсегда или на время и не важно, по какой причине, необходимо предоставить ему особую защиту. Меры по защите, которые будут приняты, зависят, во-первых, и это самое важное, от индивидуальной ситуации ребенка. Конвенция о правах ребенка в статье 20 утверждает обязательства государств по предоставлению особой помощи детям, лишенным семьи, и обеспечению альтернативного попечения по национальному законодательству. В статье перечисляются четыре типа альтернативного попечения, однако здесь есть место для других решений, которые не указаны открыто: передача на воспитание, кафала по исламскому праву, усыновление и помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. Важно помнить, что «при рассмотрении вариантов» альтернативного попечения для детей государства должны «должным образом учитывать» необходимость «преемственность воспитания ребенка», а также «этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык». В отличие от статьи 9 КПР об отлучении ребенка от родителей, это положение касается семьи. Это важное отличие, которое подтверждает веру в то, что решения всегда должны обдумываться в первую очередь с позиции семьи.

 

Но если разделение с родителями необходимо в интересах ребенка, или если ребенок лишен семьи по другим причинам, должно быть предоставлено альтернативное попечения. Статья 20 отмечает, что альтернативным попечением по возможности должно стать семейное окружение (передача на воспитание, кафала или усыновление), и только в случаях крайней необходимости ребенок помещается в соответствующие учреждения по уходу за детьми.

 

Учитывая это, в настоящем параграфе мы кратко изложим информацию по соответствующим международным положениям и стандартам альтернативного семейного попечения, акцентируя внимание на усыновлении. Такая информация будет сопровождаться сведениями об альтернативном попечении в рамках учреждений (детские дома, сиротские приюты, образовательные учреждения и т.д.).

 

Помимо самой КПР, важными документами, имеющими отношение к альтернативному попечению детей, являются следующие:

ü Декларация ООН о социальных и правовых принципах от 1986 г., касающихся защиты и благополучия детей, в частности при передаче детей на воспитание и их усыновлении;

ü Доклад и рекомендации Комитета КПР Дня общей дискуссии в 2005 г. на тему «Дети, оставшиеся без попечения родителей»; включены в Доклад сороковой сессии 40 Комитета, состоявшейся в сентябре 2005 г. (документ ООН CRC/C/153)

ü Принципы ООН альтернативного попечения детей (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 64/142, 24 февраля 2010 г.);

ü различные замечания общего порядка (ЗОП) Комитета КПР, в которых внимание уделяется альтернативному попечению детей, как, например, ЗОП № 3 (2003 г.) по вопросам ВИЧ/СПИД и правам ребенка, п. 28 – 32; ЗОП № 6 (2005 г.) по вопросам обращения с несопровождаемыми и разлученными с семьей детьми за пределами страны их происхождения, п. 91 (об усыновлении); ЗОП № 7 (2005 г.) по осуществлению прав ребенка в раннем детстве, п. 36 под пунктом (б); ЗОП № 9 (2006 г.) по правам детей с ограниченными возможностями, п. 41 – 50.

 

Рекомендуется, чтобы тренера по мере необходимости использовали данные документы в качестве источников информации в своих программах обучения.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.248.180 (0.005 с.)