Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По прохождению практики в юнисефе

Поиск

Цель практики – становление специальной компетентности студентов в процессе решения профессионально-управленческих задач в условиях образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.

Задачи практики:

- Развитие основных управленческих умений студентов: анализировать, планировать, организовывать, руководить и контролировать инклюзивные процессы в образовательном учреждении.

- Развитие умений проектировать варианты совершенствования системы управления инклюзивными процессами в ОУ.

- Совершенствование умений студентов взаимодействовать с субъектами инклюзивного процесса в условиях решения профессионально-управленческих задач.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), созданный в 1946 году и работающий в настоящее время в 191 стране посредством страновых программ и Национальных комитетов, является движущей силой, которая помогает построить мир, в котором права каждого ребенка соблюдаются. Он имеет глобальный авторитет для оказания влияния на лица, ответственные за принятие решений, а также множество партнеров среди населения, которые способны претворить в жизнь самые инновативные идеи. Это делает ЮНИСЕФ уникальной организацией, как среди всемирных организаций, так и среди организаций, работающих с подрастающим поколением.

Службы, дружественные к молодежи, существуют во всем мире. В Казахстане эта служба была инициирована Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Нацинальным центром проблем формирования здорового образа жизни (НЦПФЗОЖ) в 2004 году под названием «Молодежный центр здоровья» (МЦЗ). Здесь подростки могут получить комплексную медико-психологическую, социальную и правовую помощь. Кроме того, молодые люди могут принять участие в занятиях по арттерапии, участвовать в образовательных и обучающих тренингах.

МЦЗ использует в своей работе эффективные технологии, направленные на сохранение здоровья, снижение рискованного поведения среди подростков, социальное сопровождение и защиту их прав на основе принципов доброжелательности, доступности, добровольности и доверия.

Правительство Республики Казахстан и представители местной исполнительной власти поддержали данную инициативу ЮНИСЕФ и в настоящее время в Казахстане открыты и успешно работают с подростками и молодежью семнадцать Молодежных центров здоровья в гг. Астана, Алматы, Талдыкорган, Караганда, Тараз, Усть-Каменогорск, Семей, Шымкент, Уральск.

За прошедшие годы работы в МЦЗ был накоплен значительный опыт работы с подростками и молодежь, и в данное время МЦЗ – это место, где подростки и молодые люди могут получить весь необходимый спектр услуг с учетом специфики их возраста, бесплатно и конфиденциально.


Здесь молодые люди могут получить консультации по таким вопросам, как:
• Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения
• Профилактика стресса и депрессивных состояний
• Репродуктивное и сексуальное здоровье
• Планирование семьи
• Профилактика инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИДа
• Рациональное питание
• Психическое здоровье
• Профилактика несчастных случаев и травматизма
• Проблемы жестокости и насилия
• Правовое консультирование

Адреса молодежных центров здоровья (МЦЗ):

г. Астана, МЦЗ «Демеу», пр. Абылайхана, 1, цокольный этаж, тел. +7 (7172) 27 45 12, 27 45 15
г. Астана, МЦЗ «Жас толкын», ул. Биржансал, 1, в здании Городской поликлиники №3, тел. +7 (7172) 94 29 17, 38 04 52
г. Астана, МЦЗ «Рауан», ул. 103, д.1, в здании Городской поликлиники №4, тел. +7 (7172) 32 23 72
г. Астана, МЦЗ «Шуак», ул. Акан сери, 20, в здании Городской поликлиники №5, тел. +7 (7172) 28 91 70
г. Астана, МЦЗ «Шанырак», ул. Абая, 193, в здании Городской поликлиники №7 тел. +7 (7172) 79 36 82
г. Алматы, пр. Бухар жырау, 14, на базе Студенческой поликлиники, тел. +7 (727) 376–36–64, 376–36–71
г. Алматы, мкр. Аксай, 4, д. 17 (Момышулы-Жубанова), в здании Городской поликлиники №10, тел. +7 (727) 22 03 27
г. Алматы, Жибек Жолы 124, в здании Городского Центра репродукции человека, тел. +7 (727) 279 02 09, 279 02 12
г. Шымкент, ул. Казыбек би, 6, в здании Областного центра формирования здорового образа жизни, тел. +7 (7252) 53 93 93
г. Тараз, МЦЗ «Жігер», мкр. «Жайлау», дом 19, в здании Областного центра формирования здорового образа жизни, тел. +7 (7262) 34 97 32
г. Семей, МЦЗ «Жас асыл», ул. Байтурсынова, 27, в здании поликлиники №2, тел. +7 (7222) 34 14 38, 34 36 40
г. Семей, МЦЗ «Жас омiр», ул. Кабанбай батыра, 81, в здании поликлиника № 5, тел. +7 (7222) 64 33 71, 64 33 34
г. Уральск, МЦЗ «Жалын», ул Жангирхана д.67, в здании Медицинского колледжа, тел. +7 (7112) 52 19 49
г. Талдыкорган, МЦЗ «ДОС», ул. Гаухар анна 86, (в здании городской поликлиники, блок Б, 2 этаж), тел. +7 (7282) 24 39 47, 24 77 88
г. Усть-Каменогорск, МЦЗ «Нур салауат», ул. Серикбаева, 1, тел: +7 (7232) 76 79 70


Тезисы лекций:

 

Тема 1. История появления и развития прав человека

План:

1. История развития прав человека

2. Понятие «права человека»

3. Классификация прав человека

1. Как в древнегреческой философии, так и в различных мировых религиях можно найти принципы, лежащие в основе идеи прав человека. Однако только в XVIII веке сформировалась концепция прав человека в современном ее понимании: человек от природы наделен некоторыми неотъемлемыми правами, кото­рые не должны нарушаться государством; соблюдение прав чело­века является необходимой предпосылкой достойного человече­ского существования.

4. Среди первых исторических документов, кодифицировав­ших права человека, необходимо отметить английские Великую хартию вольностей 1215 года и "Билль о правах" 1689 года. Эти документы гарантировали права, которые могут быть поставлены под угрозу в определенных обстоятельствах (например, угроза свободе вероисповедания), но не содержали всеобъемлющей кон­цепции прав и свобод индивида. В то время свободы рассматри­вались как права, которыми индивиды или группы наделены в силу своего социального статуса или положения.

5. В последующие столетия концепция свобод индивида отде­лилась от концепции его социального статуса и стала рассматри­ваться не как привилегия, но как право, присущее всем человече­ским существам. Выдающуюся роль в этом процессе сыграли ис­панские теологи и правоведы. Среди них необходимо отметить Франсиско де Виториа (1486—1546) и Варфоломея де Лас Касаса (1474—1566), которые разработали доктрину о необходимости признания прав населения земель, открываемых и колонизируе­мых Испанией. Другой выдающийся испанский юрист, Васкес де Мончоа, обосновывал теорию естественных (то есть укорененных в самой природе человека и мироздания) прав (ius naturalism).

6. Век Просвещения стал свидетелем дальнейшего развития идеи прав человека. Идеи Гуго Гроция (1583—1645), "отца" современного международного права, Самуэля фон Пуфендорфа (1632—1694) и Джона Локка (1632—1704), разработавших все­объемлющую концепцию естественного права, вызвали большой интерес в тогдашней Европе. Жан-Жак Руссо (1712—1778) вы­двинул концепцию, согласно которой монарх (правитель) получа­ет власть в результате "общественного договора" со своими под­данными. Шарль Монтескье разработал концепцию разделения властей. Термин "права человека" (droits de l'homme) впервые по­явился во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Эти теории послужили руководством к действию для населения британских колоний в Северной Америке.

7. Американская Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года, основывалась на том, что все люди равны и содержала ссылки на такие неотъемлемые права, как право на жизнь, свобо­ду и стремление к счастью. Эти же идеи отражены в "Билле о правах", принятом штатом Вирджиния в том же году. В дальней­шем положения Декларации независимости были приняты остальными американскими штатами, а также включены в "Билль о правах", дополнивший в 1791 году Конституцию США 1787 года.

8. Международная теория прав человека получила свое разви­тие и во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Обе декларации — американская и французская — были задуманы как систематическое перечисление универсаль­ных прав человека. Таким образом, классические права XVIII— XIX веков относились к свободе индивида. Однако уже в то вре­мя получила свое развитие идея о том, что граждане имеют право ожидать от своего государства улучшения условий жизни. В не­которых европейских конституциях XIX века содержались не только положения о классических правах человека, но и статьи, возлагавшие на государство ответственность в сфере занятости, социального обеспечения, общественного здравоохранения и об­разования. Социальные права были гарантированы в конституци­ях Мексики 1917 года, РСФСР 1918 года и Германии 1919 года.

9. В XIX веке Европа стала свидетелем конфликтов, связанных с защитой прав меньшинств. Эти конфликты привели к ряду "гу­манитарных интервенций" и выработке международных гарантий в этой области. Например, Берлинский договор 1878 года обу­словливал международное признание освободившихся от Османской империи Балканских государств (Сербии, Черного­рии, Болгарии и Румынии) соблюдением прав религиозных мень­шинств (мусульман и евреев) в этих государствах.

10.Необходимость выработки международных стандартов в об­ласти прав человека впервые была осознана в конце XIX века. В это время промышленно развитые страны начали принимать тру­довое законодательство, которое подняло уровень оплаты и, сле­довательно, стоимость наемного труда. В связи с этим промыш-ленно развитые страны оказались в экономически проигрышном положении по отношению к странам, не имеющим законов о тру­де. В результате консультаций появились первые конвенции, в которых государства брали обязательства друг перед другом в от­ношении своих граждан. Бернская конвенция 1906 года о запре­щении ночного труда женщин стала первым международным до­говором в области социальных прав. Значительное количество конвенций в области труда было разработано Международной организацией труда, созданной в 1919 году. Таким образом, соци­альные права нашли свое отражение в международном праве зна­чительно раньше классических прав.

11.Преступления против человечности, совершенные во время Второй мировой войны, показали несостоятельность традицион­ной точки зрения о том, что обращение государств со своими гра­жданами является исключительно внутренним делом государств. Подписание Устава ООН 26 июня 1945 года сделало права чело­века неотъемлемой частью международного права. Согласно Уставу, государства — члены ООН обязались принимать сов­местные меры, направленные на поощрение и защиту прав чело­века во всем мире. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства".

12.Принятие Всеобщей декларации прав человека послужило толчком к дальнейшей разработке международных стандартов в области прав человека и созданию механизмов международного контроля. За последние пятьдесят лет только под эгидой ООН было заключено свыше 60 соглашений по правам человека. На Европейском континенте исключительно важная роль в поощре­нии и защите прав человека принадлежит Совету Европы и Орга­низации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

13.2. Права человека, в целом, могут быть определены как пра-
ва, присущие нам от рождения и без которых мы не можем жить
как человеческие существа. Права человека отличаются от дру-
гих прав в двух отношениях.

14.Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права че­ловека нельзя предоставить или приобрести. В рамках, опреде­ленных законом, права человека неотчуждаемы и в равной степе­ни относятся ко всем людям.

15.Во-вторых, обязанности по соблюдению прав человека ле­жат на государстве и его органах, а не на других индивидах. Дру­гими словами, государство обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других.

16.Права человека должны быть защищены законом (принцип верховенства закона). Кроме того, любые споры, связанные с на­рушением прав человека, должны разбираться компетентным, беспристрастным и независимым судебным органом, процедуры которого являются равными для всех сторон и который принима­ет решения в соответствии с законом.

17.Идея прав человека выросла из необходимости защитить ин­дивида от злоупотреблений государственной власти. Поэтому первоначально идея прав человека фокусировалась на обязатель­ствах государства воздерживаться от определенных действий. Другим источником идеи прав человека являются представления о том, что необходимо человеку для достойного человеческого существования. В этом отношении права человека являются для государства ориентиром в принятии мер, направленных на все­стороннее развитие человеческой личности.

18.3. Термин "права человека" относится к очень широкому
спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в
культурной жизни общества. На международном уровне различие
обычно проводится между гражданскими и политическим права-
ми, с одной стороны, и экономическими, социальными и культур-
ными правами, с другой.

19.Термин "гражданские права" используется в отношении прав, изложенных в первых 18 статьях Всеобщей декларации прав человека. Из этой группы прав можно выделить права, каса­ющиеся неприкосновенности личности (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, на свободу от пыток и бесчеловеч­ного обращения, произвольного ареста, задержания или ссылки, рабства, вмешательства в частную жизнь, право владеть имуще­ством, на свободу передвижения, свободу мысли, совести и рели­гии). Другая группа гражданских прав — процессуальные права — включает право на равенство перед судами и трибуналами, право на справедливое и публичное разбирательство дела компе­тентным, независимым и беспристрастным судом, презумпцию невиновности, запрещение ретроактивного применения уголов­ного законодательства и др.

20.К политическим правам относятся права, изложенные в ста­тьях 19—21 Всеобщей декларации прав человека: свобода выра­жения мнения, свобода мирных собраний и ассоциаций, право из­бирать и быть избранным в ходе периодических и нефальсифици­рованных выборов.

21.Экономические и социальные права изложены в статьях 22 —26 Всеобщей декларации прав человека и включают в себя: право на труд и его свободный выбор, на справедливые и благо­приятные условия труда, справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд, разумное ограничение рабочего дня, пра­во создавать профсоюзы и вступать в них, право на отдых, на до­стойный жизненный уровень, медицинский уход, социальное об­служивание и образование.

22.Культурные права изложены в статьях 27 и 28 Всеобщей де­кларации прав человека: право на участие в культурной жизни общества, право пользоваться благами научного прогресса и пра­во на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных тру­дов.

23.Одной из возможных классификаций прав человека является разделение на "классические" и "социальные" права. Классиче­ские права включают в себя гражданские и политические права, цель которых — ограничение власти государства в отношении индивида. Под "социальными" правами подразумеваются эконо­мические, социальные и культурные права, которые требуют от государства обеспечить индивиду достойное человеческое суще­ствование: работу, образование, медицинскую помощь.

24.Можно сказать, что классические права обязывают государ­ство воздерживаться от определенных действий (например, не практиковать пытки), тогда как социальные права — предприни­мать активные действия (например, обеспечивать нормальное функционирование системы народного образования).

25.В дебатах по поводу классических и социальных прав не­редко поднимается вопрос о приоритете одних прав перед други­ми: является ли обеспечение социальных прав предпосылкой соблюдения классических прав или же классические права лежат в основе всех остальных прав?

26.В годы "холодной войны" страны Запада настаивали на необходимости соблюдения в первую очередь классических прав, тогда как государства социалистического лагеря выдвигали на первое место обеспечение социальных прав. С прекращением идеологического противостояния двух систем преобладающим стало мнение о том, что все права человека универсальны, неде­лимы, взаимозависимы и взаимосвязаны.

27.Различие между классическими и социальными правами не является абсолютным. Например, классическое право на спра­ведливый суд требует от государства не только не вмешиваться в деятельность судебных органов, но и создавать условия для их нормального функционирования. Другим примером может быть организация выборов, которая связана со значительными госу­дарственными расходами.

28.Несмотря на то, что целью прав человека является защита каждого отдельного человека, некоторые из прав могут осуще­ствляться индивидами только сообща, коллективно: свобода мир­ных собраний и ассоциаций, свобода вероисповедания, право со­здавать профсоюзы и вступать в них. Коллективный элемент яв­ляется особенно очевидным в случае прав, связанных с принад­лежностью индивида к той или иной группе: например, право лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религи­озным и языковым меньшинствам, пользоваться достоянием сво­ей культуры

 

Тема 2. Международные документы о правах человека

План:

1. Права человека в истории международных отношений.

2. Деятельность ООН по защите прав человека

3. Всеобщая декларация прав человека 4.Международные пакты о правах человека

1. В различные исторические эпохи понятие, содержание и
объем прав человека не были одинаковыми. Еще сравнительно
недавно, вплоть до начала XX века, права человека рассматрива-
лись как внутреннее дело каждого государства. Международное
право не вмешивалось во взаимоотношения государства с его
собственными гражданами.

Однако уже после Первой мировой войны в рамках Лиги наций1 были заключены международные соглашения о борьбе с рабством и работорговлей, о защите религиозных и националь­ных меньшинств.

В то же время государства - члены Лиги наций даже не ста­вили перед собой задачу выработать универсальный международ­ный документ, который содержал бы нормы об уважении и соблюдении хотя бы элементарных прав и свобод человека.

Возникновение международного сотрудничества по содей­ствию всеобщему уважению и соблюдению прав человека в основном связано с учреждением и деятельностью ООН (Орга­низацией Объединенных Наций) - международной организацией по поддержанию мира и безопасности.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью выяви­лись недостатки в международном регулировании прав человека. Создание в 1945 году и принятие Устава этой организации яви­лось первым шагом в развитии сотрудничества государств по правам человека.

1 Лига наций - международная организация, сформированная после Первой мировой войны для решения международных споров. Создана в 1920 году в Женеве. Была распущена в 1946 году и заменена Организацией Объединенных наций.

2. Идея прав человека появилась задолго до возникновения
Организации Объединенных Наций, однако только с ее создани-
ем эта идея получила официальное и всеобщее признание. Права человека - один из основных объектов деятельности ООН.

История показывает, что права человека не могут быть толь­ко национальной проблемой, поэтому закономерно, что права че­ловека были расценены мировым сообществом как важнейшая, фундаментальная проблема.

Международное сотрудничество в области прав человека протекает в определенных формах:

1. Создание единых универсальных стандартов по поводу того, какие именно права и свободы должны уважаться и соблю­даться.

2. Принятие на себя государствами - участниками междуна­родных договоренностей обязательств придерживаться данных стандартов внутри стран.

3. Создание специального механизма контроля за соблюде­нием принятых государствами обязательств. Этот механизм включает в себя процедуру представления в различные междуна­родные органы и комитеты (например, в Комиссию по правам че­ловека) докладов - отчетов государств - участников о проведе­нии ими в жизнь положений соглашений. Доклады рассматрива­ются на открытых заседаниях, доступных для общественности и прессы. Комиссия по правам человека также рассматривает жало­бы отдельных лиц о том, что они являются жертвами нарушения каких-либо прав государством, в котором они проживают.

В настоящее время международный кодекс, определяющий права человека, включает в себя около пятидесяти международ­ных договоров и деклараций1.

Особое место среди них занимают документы, получившие в силу принципиальной важности заключенных в них положений общее название «Хартия прав человека» (или «Билль о правах че­ловека»):

1 Декларация - это международный документ, в котором провозглашены какие-либо принципы. Не носит обязательный характер

1. Всеобщая декларация прав человека 1948 года;

2. Международный пакт1 об экономических, социальных и культурных правах 1966 года;

3. Международный пакт о гражданских и политических пра­вах 1966 года;

4. Факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах;

5. Второй факультативный протокол к Международному
пакту о гражданских и политических правах, направленный на
отмену смертной казни.

Эти документы имеют различную юридическую силу. Так, положения декларации являются нормами-рекомендациями, по­ложения же пакта обязательны для исполнения государствами, которые ратифицировали данное соглашение.

4. В сентябре 1945 года закончилась самая кровопролитная война в истории человечества - Вторая мировая, и перед международным сообществом встала задача создания до­кумента о правах человека, на основе которого будут раз­рабатываться и заключаться все международные догово­ры.

Выработка Всеобщей декларации прав человека проходила в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие было итогом согласования различных точек зрения. Декларация была принята ООН 10 декабря 1948 года. Всеобщая декларация содержит ши­рокий перечень прав человека и выступает в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы, все госу­дарства.

Декларация состоит из преамбулы и 30 статей, из которых 28 статей формулируют конкретные права и свободы человека, а 29-я и 30-я статьи определяют обязанности человека перед обще­ством и пределы ограничения прав и свобод человека. Всеобщая декларация прав человека провозглашает основные права челове­ка, охватывающие все главные области его жизнедеятельности.

1 Пакт - это международный договор, содержащий обязательные для госу­дарства нормы поведения.

Первую группу составляют гражданские и политические права и свободы (статьи 3-19), вторую - социальные, экономиче­ские и культурные права (статьи 20-28). Во всеобщей Декларации прав человека провозглашены права на труд, на отдых, на опла­чиваемый отпуск, на социальное обеспечение и другие. Есте­ственно, у разных государств разные материальные возможности для реализации этих прав. Поэтому декларация создает эталон, образец для социальной политики государств.

Признавая приоритет человеческой личности, Всеобщая де­кларация прав человека - важнейший международный документ о сотрудничестве стран мира в области прав человека. Деклара­ция носит рекомендательный характер и не является законом. В то же время положения декларации утверждены в конституциях государств (в том числе, и в Конституции РФ), на основе деклара­ции созданы и подписаны другие международные документы, важнейшими из которых являются пакты о правах человека.

4. В конституциях XVIII - XIX веков провозглашались, в основном, гражданские и политические права. Экономические, социальные и культурные права лишь сравнительно недавно ста­ли провозглашаться законодательством отдельных стран.

В Международном праве принятый в 1966 году Пакт об эко­номических, социальных и культурных правах впервые провоз­гласил право на труд (статья 6), на благоприятные и справедли­вые условия труда, на социальное обеспечение (статья 9), на до­стойный уровень жизни (статья 11), на образование (статья 13) и другие.

Международный пакт о гражданских и политических свобо­дах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, содержит широкий перечень основных прав и свобод, кото­рые должны быть предоставлены каждым государством-участни­ком всем лицам, «находящимся в пределах его территории без ка­ких-либо различий» (статья 2, п.1).

Среди политических прав пакт признает право каждого гра­жданина участвовать в управлении государством (как непосред­ственное, так и через своих представителей), голосовать и быть избранным на выборах, производимых на основе всеобщего изби­рательного права при тайном голосовании.

Один из Факультативных протоколов к Международному пакту о гражданских и политических правах направлен на отмену смертной казни. Государства, его подписавшие, не должны при­менять на своей территории подобной меры наказания.

Пакты, в отличие от Всеобщей декларации прав человека, являются документами обязательными и возлагают на государ­ства, подписавшие их, конкретные обязанности в области прав человека.

Таким образом, разработка и принятие ООН «Международ­ного билля о правах человека» оказали большое влияние на раз­витие международных отношений, международное право и на со­вершенствование национальных законов.

 

 

Тема 3. Основное содержание «Конвенции о правах ре­бенка»

План:

1. Понятие о Конвенции о правах ребенка

2. Общие положения Конвенции о правах ребенка

 

1. Конвенция о правах ребенка - это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права наря­ду с экономическими, социальными правами, что подчеркивает их важность в равной степени.

Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Ге­неральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исклю­чением двух: США и Сомали.

Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимо­му к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Конвенция устанавливает необходимые юридические и мо­ральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государ­ственных договорах. Государства-участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребен­ка путем административных, законодательных, юридических и других мер по воплощению Конвенции.

2. Основные принципы Конвенции

1. Недискриминация

2. Наилучшее обеспечение интересов ребенка

3. Право на жизнь, выживание и развитие.

4. Уважение взглядов ребенка.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обес­печении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение актив­ного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как при­даток своих родителей и других опекунов. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социаль­ных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления дру­гих. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружа­ющей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспе­чения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всего этого в первую очередь, всегда в приори­тетном порядке, детям.

К основным положениям Конвенции относятся:

- каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а го­сударства обеспечивают в максимально возможной степени вы­живание и здоровое развитие ребенка.

- каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с мо­мента рождения.

- во всех действиях судов, учреждений социального обеспе­чения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспе­чению интересов ребенка.

- государства обеспечивают осуществление каждым ребен­ком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

- дети не должны разлучаться со своими родителями за ис­ключение случаев, когда это осуществляется компетентными ор­ганами в интересах их благополучия.

- государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

- родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

- государства должны обеспечивать защиту детей от причи­нения им физического или психологического ущерба и от плохо­го обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплу­атацию.

- государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщатель­но регулируется и необходимо стремиться к заключению между­народных соглашений, чтобы обеспечить гарантии и юридиче­скую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намере­ваются вывести ребенка из страны, где он родился.

- дети со специальными нуждами, включая детей без одного или обоих родителей, лишенные опеки, дети улицы, дети с физи­ческими либо умственными недостатками имеют право на особое обращение, образование и заботу.

- ребенок имеет право на пользование наиболее совершен­ными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей с уделением первооче­редного внимания профилактическим мерам, медико-санитарно­му просвещению и сокращению детской смертности.

- начальное образование должно быть бесплатным и обяза­тельным.

- школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ре­бенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе по­нимания мира и терпимости.

- дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельно­стью.

- государства должны обеспечивать защиту ребенка от эко­номической эксплуатации и работы, которая может помешать по­лучению образования или нанести ущерб его здоровью и благо­получию.

- государства должны защищать детей от незаконного упо­требления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

- смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.

- дети должны содержаться под стражей отдельно от взрос­лых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и уни­жающему достоинство обращению.

- ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженным конфликтом, находятся под особой защитой.

- дети из национальных (этнических) меньшинств и корен­ного населения должны свободно пользоваться достоянием соб­ственной культуры и родным языком.

- дети, которые были подвергнуты плохому обращению, на­силию, задержанию или пострадали от недосмотра, должны полу­чать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.

- с детьми, ставшими участниками нарушений уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости и чтобы содей­ствовать их реинтеграции в жизнь общества.

- государства должны широко информировать о правах, со­держащихся в Конвенции, как взрослых, так и детей.

 

 

Тема 4. Структура Конвенции о правах ребенка

План:

1. Категории прав

2. Классификация статей

3. Разделы Конвенции о правах ребенка

 

Конвенция состоит из 54 статей. Каждая из статей охватыва­ет определенное право, которым обладает каждые ребенок. Все права, указанные в Конвенции можно условно разделить на 4 группы:

1. Права на обеспечение развития. Данные права призва­ны обеспечить раскрытие потенциала каждого ребенка, способ­ствовать его полноценному развитию как личности и как гражда­нина. Например, право на образование, досуг, участие в культур­ных мероприятиях, получение информации, право на вероиспове­дание и другие относятся к группе прав на развитие.

2. Права на защиту. Эти права призваны защищать детей от насилия и эксплуатации. Они включают, например, такие пра­ва как право на особую защиту детей беженцев, право на защиту от насилия, телесного наказания, право не быть вовлеченным в военные конфликты, не быть подвергнутым эксплуатации, а так­же быть защищенным от эксплуатации труда.

3. Права на участие. Данные права охватывают вопросы равноправного участие всех детей в жизни общества. Эта группа включает такие права, как право на выражение собственного мне­ния, право объединяться в ассоциации, участвовать в решении проблем, касающихся их жизни и развития. С ростом и развитием ребенка уровень его участия в жизни сообщества и уровень во­влеченности в решение проблем должен также возрастать. Это, несомненно, приведет к развитию ребенка как гражданина.

4. Права на жизнь. К данной группе относятся права на обеспечение необходимых потребностей ребенка для его нор­мальной жизни. Сюда относится право на обеспечение адекват­ными жилищными условиями, питанием и медицинским обслу­живанием.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи и системы прав ребенка в мире, историческую справку о преем­ственности документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» (каждое челове­ческое существо до 18-летнего возраста); утверждают один из основных принципов Конвенции - приоритетность интересов де­тей перед интересами общества, подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомя­нутых в Конвенции прав.

Статьи 5-11 определяют права детей на жизнь, имя, гра­жданство; сохранение своей индивидуальности; право знать своих родителей и право на их заботу и неразлучение; право, от­ветственность и обязанность родителей (одинаковая для обоих); право на воссоединение с семьей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на сво­боду мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларирова­лись в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей особо непри­вилегированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям; сиротам и лишенным родительского по­печения, беженцам, неполноценным в умственном или физиче­ском отношении; отмечаются также права всех детей на соответ­ствующий уровень медицинского обеспечения, а ну



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.014 с.)