ТОП 10:

Общие результаты наблюдений и Общие принципы.



Во всех судебных процессах, связанных с защитой семейного окружения ребенка и его прав на получение альтернативного попечения, при необходимости, специалисты, работающие в данной области, должны полностью уважать основную ответственность родителей по воспитанию и образованию их детей. Кроме того, все судебные процессы должны полностью соответствовать Общим принципам Конвенции о правах ребенка.

 

 

Права и обязанности родителей.

Основная обязанность родителей (или законных опекунов) заключается в воспитании ребенка и обеспечении его образования, и первостепенное значение для них должны представлять интересы ребенка. Государство должно оказывать соответствующую помощь родителям (или законным опекунам) в исполнении их обязанностей по воспитанию детей не только в случае, когда родители не в состоянии выполнить эти обязанности. В этом заключается основное обязательство, выполнение которого направлено на гарантирование и продвижения прав ребенка. И с этой целью Государство должно обеспечивать развитие учреждений, средств и услуг по опеке о детях (ст. 18, пункты 1 и 2 Конвенции о правах ребенка). Это обязательство подразумевает, что вмешательство в жизнь семьи посредством применения мер по защите детей должно рассматриваться как крайняя мера. Оно должно осуществляться путем использования всех существующих услуг и средств по заботе о детях, и только в случае, если такая поддержка окажется недостаточной для решения всех проблем в воспитании ребенка, меры по защите ребенка налагаются на родителей через суд или любой другой уполномоченный орган.

 

Согласно ст. 5 Конвенции о правах ребенка, родители (или другие лица, которые несут юридическую ответственность за ребенка), имеют соответствующие права и обязаны обеспечить выполнение соответствующих указаний и рекомендаций в осуществлении прав ребенка, прописанных в Конвенции о правах ребенка. Все это должно осуществляться в соответствии со способностями ребенка к развитию.

 

Данное положение признает самостоятельность родителей в воспитании ребенка, но в то же самое время требует, чтобы родители поддерживали ребенка в осуществлении его прав таким образом, чтобы он имел возможность принимать свои собственные решения, в зависимости от его возраста и степени зрелости. Понятие «способности к развитию» было разработано Комитетом в его Общем Комментарии № 4 (2003) об Охране здоровья и развития подростков в рамках Конвенции о правах ребенка.

 

ü Например: Государствам рекомендуется обеспечить соблюдение определенных юридических положений, включая установление минимального возраста для сексуального согласия, для брака и для возможности получения лечения без согласия родителей.

ü Подростки, которые являются достаточно зрелыми, чтобы получать юридические консультации без присутствия одного из родителей, имеют право на конфиденциальность и могут требовать получения конфиденциальных услуг,

ü В случае если специалисты разбирают дело о конфликте между ребенком и его родителями, например, относительно лечения или выбора образования, должны приниматься во внимание возраст и зрелость ребенка, то эти специалисты могут поддержать выбор/решение ребенка.

Общие принципы

Во всей судебной практике, включая решения, принятые компетентными органами, в области Семейного окружения и Детской опеки, необходимо применять Общие принципы Конвенции о правах ребенка (ст. 2, 3 и 12). Некоторые краткие замечания:

 

а. недопущение дискриминации (ст. 2) Это - самое основное право каждого ребенка в рамках юрисдикции Государства-участника Конвенции о правах ребенка. По этой причине, Комитет по реализации Конвенции о правах ребенка рекомендует, среди прочего, включать запреты, связанные с дискриминацией, в Конституцию, и гарантирует при этом, что список всех причин таких запретов будет включен в ст. 2, например, это касается ограничения дееспособности (причина запрета дискриминации явно не упоминается в других договорах о правах человека, за исключением недавнего договора о Защите лиц с ограниченными возможностями).

Комитет по реализации Конвенции о правах ребенка акцентировал внимание на различных формах дискриминации, которые могут вообще иметь место. Например, дискриминация в отношении детей, рожденных вне брака, детей с ограниченными возможностями, девочек, детей, принадлежащих меньшинствам или семьям мигрантов и беженцев, или детям, ищущим убежище, и их семей. В качестве других примеров можно упомянуть право на знание родителей и право на равный доступ к услугам, включая защиту детей.

 

б. Наилучшие интересы ребенка (ст. 3) Во всех действиях относительно детей интересы ребенка должны иметь основное значение. Это правило кажется простым, но его соблюдение затрудняется многими проблемами. Что входит в интересы ребенка в конкретном случае, например, что важнее: вынесение решения о передаче прав на опеку после развода родителей или решения о защите ребенка? Не существует однозначного простого ответа на данный вопрос. Многое зависит от обстоятельств в конкретном случае, и здесь многие факторы могут играть роль. И, вероятно, в любом деле необходимо принимать во внимание следующие факторы: непрерывность и стабильность в обеспечении соответствующей заботы о ребенке, по крайней мере, одним совершеннолетним лицом (предпочтительно одним из родителей), проявление уважения и интереса в отношении ребенка, и забота об условиях жизни ребенка и его потребностях, наличие подходящей обстановки, которая позволяет ребенку проявлять инициативу и действовать активно, соответствующее образцовое отношение со стороны заботливых взрослых, наличие контакта с подобными детьми и широких возможностей получения образования. Данный принцип играет ключевую роль в принятии решения судами по делам несовершеннолетних, но он также должен иметь первостепенное значение для обвинителей и полиции в действиях по защите детей. Можно приглашать участников для проведения тренингов. Эти участники будут представлять и обсуждать решения/случаи, в которых интересы ребенка сталкиваются с проблемами/дилеммами.

в. Право быть услышанным (ст. 12) В презентации и обсуждении Общих принципов, должны быть представлены главные элементы Общего Комментария № 12 Комитета по реализации Конвенции о правах ребенка. Внимание необходимо уделить, к примеру, положению о том, что право ребенка на выражение своих взглядов и право на то, чтобы быть услышанным, зависит от способности ребенка формировать свои собственные взгляды и мнения. Государства обязаны оценивать эту способность и допускать тот факт, что ребенок может быть способен на формирование своего собственного мнения; ребенок не должен сам доказывать наличие этой способности. Комитет не советует государствам вводить возрастные цензы, которые бы ограничивали право ребенка на то, чтобы быть услышанным. Право свободное выражение собственного мнения означает, что ребенок не должен подвергаться излишнему давлению или влиянию со стороны, ребенок должен выражать свои собственные взгляды, а не мнения других людей.

 

Положение о том, что необходимо уделять должное внимание мнению ребенка, в соответствии с его возрастом и зрелостью, означает, что недостаточно просто слушать ребенка. Мнение ребенка должно учитываться со всей серьезностью, и, в этой связи, Комитет поощряет государства вводить законодательные меры, требующие от лиц, принимающих решения в судебных или административных процедурах, объяснять содержание и смысл вопросов/проблемы, представляемых на рассмотрение ребенком, а также все будущие последствия для ребенка. Атмосфера, в которой заслушивается ребенок, должна быть дружелюбной по отношению к нему, и может потребоваться наличие специального оформления залов суда и отдельных комнат ожидания. В Общем Комментарии содержится также и другая информация. Специалисты, проводящие подготовку, также могут использовать в качестве источника информации Руководство к Общему Комментарию № 12: «Право ребенка быть услышанным», подготовленное Джерисоном Лэнсдауном от имени международной организации «Спасите Детей» и ЮНИСЕФ (Нью-Йорк, 2011 год).

 

Презентация данной информации должна сопровождаться обсуждением соответствующей практики в Казахстане. Раздел 54 Закона о Браке и Семье (от 17 декабря 1998 года, номер 321-1) содержит описание права ребенка на выражение его мнения в ходе проведения любого судебного или административное судопроизводства. В соответствии с данным правом, предусматривается принятие во внимание мнения ребенка старше десяти лет, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

 

Вопросы:

  • Как полиция, обвинители и судьи предоставляют ребенку возможность выразить его взгляды?
  • Играет ли роль при этом возраст ребенка? Если да, то каким образом?
  • Как ребенку сообщается о том, что он обладает таким правом? Например, только устно или, также, представляется брошюра? Получает ли ребенок формальное приглашение на встречу с судьей для выражения своего мнения?
  • Каким образом судья показывает в своем решении, что мнение ребенка было принято во внимание, и, в случае, если это применяется, объясняет ли он, почему интересы ребенка делают это невозможным?
  • Эти же самые вопросы могут быть подняты относительно решений органов опеки.

 

Вопросы семейного права.

Во время подготовки специалистов различные вопросы семейного права могут быть представлены в связи с соответствующими положениями Конвенции о правах ребенка. Некоторые примеры данных вопросов даются с примечанием о том, что основное внимание уделяется процессуальным нормам в судах по делам несовершеннолетних/судах по семейным делам. Но, в то же время, некоторая основная информация касательно данных вопросов, также важна для сотрудников полиции и обвинителей, которые могут, к примеру, столкнуться с проблемами отцовства или конфликтов между родителями в процессе развода.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.007 с.)