Законодательство Российской Федерации о социальной защите граждан, имеющих детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство Российской Федерации о социальной защите граждан, имеющих детей



Правовая база социальной защиты граждан, имеющих детей строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций, а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Объекты особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей) и Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). С образованием Европейского Союза, корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.).[12]

Данные документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям. Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.[10]

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка». РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка. Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), «Семейный кодекс» (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складываюсь в 1992-2005 гг. на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации. В 1997 г. эти программы были расширены за счет подпрограмм «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство». Все они объединены в единую целевую программу «Дети России», рассчитанную на 2003-2006 гг. Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.[16]

Важнейшим направлением укрепления материально- экономической защиты граждан, имеющих детей является повышение уровня жизни семей, в первую очередь тех, в которых есть дети. Проблемы возникают не только в семьях, имеющих отклонения (алкогольные, семьи наркоманов, лиц, склонных к тунеядству, и др.), но во вполне благополучных семьях, столкнувшихся с безработицей, неполной занятостью, низкой оплатой труда («работающие бедные»). Требуется адресная эффективная экономическая защита детей на уровне семьи. Одним из направлений в решении этой проблемы может стать восстановление численности дошкольных детских учреждений и детских садов, находящихся на смешанном финансировании (бюджетные средства, оплата родителей, спонсорские вклады, последние могут выражаться не только в финансовой форме, но и в форме предоставления на льготной основе помещений, оборудования, компьютеров, офисной техники и т.п.). [18]

В рамках реализации семейной политики в Управлении социальной защиты населения администрации Курчатовского района разработаны Методы и формы и работы с детьми из малообеспеченных семей, многодетных и неблагополучными семьями; семьями, имеющими ребенка-инвалидаи внедрен комплекс мер социальной помощи и поддержки семьям. Многодетным семьям, воспитывающим 3, 4, 5 и более несовершеннолетних детей, были произведены единовременные денежные выплаты. Для матерей, чьи дети появились на свет 1 января, 8 марта, в День матери и День защиты детей производят акции материального поощрения. Отделом семьи и назначения детских пособий в такие семьи высылаются поздравительные открытки и приглашения на оформление детских пособий.

Бесплатное посещение многодетными семьями государственных областных учреждений (музеев, театральных и концертных организаций) подведомственных Министерству культуры Челябинской области.

Получить право на бесплатное посещение спектаклей и концертов можно, обратившись в кассы этих организаций за 10 дней до мероприятия, предъявив паспорт одного из родителей.

Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и
коммунальных услуг многодетной малообеспеченной семье. Для назначения ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг многодетной малообеспеченной семье в
орган социальной защиты заявителем должны быть представлены
следующие документы:

- заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты по соответствующей форме;

- паспорта обоих (или одного) родителей (законного представителя)
для подтверждения регистрации по месту жительства (с копиями);
- свидетельство о рождении на каждого ребенка (с копиями).
- документы, выданные уполномоченными органами, организациями и
предприятиями о регистрации членов многодетной семьи по месту жительства (месту пребывания) с указанием характеристики жилого помещения (вид и общая площадь жилого помещения);

- заявление о способе выплаты с указанием реквизитов для перечисления;
- документы, подтверждающие доход каждого члена семьи за последние
три месяца перед обращением, для определения среднедушевого дохода
семьи либо документы, подтверждающие отсутствие дохода семьи;
- акт органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства)
над ребенком (детьми).

Областной материнский (семейный) капитал многодетным малообеспеченным семьям. Закон Челябинской области № 251-ЗО от 15.12.2011 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, в Челябинской области». Данный закон устанавливает дополнительную меру поддержки семей, имеющих трех и более детей, в форме областного материнского (семейного) капитала. Право на областной материнский (семейный) капитал имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Челябинской области, в семьях со средним душевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствии с
законодательством Челябинской области. Право на получение областного материнского (семейного) капитала имеют:

- женщины, родившие (усыновившие) третьего ребенка или
последующих детей, начиная с 1 января 2012 года, если ранее они
не воспользовались правом на областной (материнский) капитал;
- мужчины, являющиеся единственными усыновителями третьего или
последующих детей, ранее не воспользовавшиеся правом на областной
(материнский) капитал, если решение суда об усыновлении вступило
в законную силу начиная с 1 января 2012 года Областной матерински капитал устанавливается в размере 50000 рублей. Право на него может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей. Средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы в полном объеме, либо по частям на получение образования ребенком (детьми), на оплату медицинских услуг, оказываемых родителю (родителям) и (или) ребенку (детям) по медицинскому заключению.

Многодетные семьи получают пособия на подготовку детей к школе. Губернатором Челябинской области принято решение о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки многодетным семьям в виде единовременного социального пособия на подготовку детей к новому учебному году. Размер пособия составит 1 500 рублей на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, обучающегося в образовательном учреждении по очной форме обучения. Документы от заявителей принимаются по 31 октября текущего года. Выплата пособия будет осуществлена через отделение управления Федеральной почтовой связи Челябинской области. Для получения данного пособия необходимо срочно обратиться в Управление социальной защиты населения Курчатовского района. Необходимые документы для получения социального пособия на подготовку к школе:

- паспорта обоих родителей (копии);

- справку из ЖЭКа о составе семьи (действительна 1 месяц);

- справки из образовательных учреждений (синяя печать, подпись директора, формулировка «обучается в настоящее время» или «является учеником (цей)», 2013-2014 учебный год);

- свидетельства о рождении всех н/л детей (копии);

- свидетельства о заключении (расторжении) брака, установление отцовства (копии);

- в случае прописки одного из родителей в другом районе, справку из УСЗН этого района о неполучении данной выплаты.

Получить право на бесплатное посещение спектаклей и концертов можно, обратившись в кассы этих организаций за 10 дней до мероприятия, предъявив паспорт одного из родителей. В ходе исследования в отделе семьи, для оформления пособия на ребенка, требуется следующие документы:

1) паспорт родителей;

2) справка с места жительства родителей с указанием всех членов семьи (действительна 1 месяц). При изменении места жительства, необходимы копии паспортов родителей;

3) сберкнижка на имя получателя;

4) оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка (для одиноких матерей - дополнительно справку формы 25 из ЗАГСа);

5) справка о доходах семьи за последние 3 месяца перед месяцем обращения (зарплата, пенсия, стипендия, алименты, соглашение об алиментах или справка от судебных приставов о задолженности по алиментам, прочие доходы);

6) для неработающих родителей:

· Оригинал или копия трудовой книжки;

· При отсутствии трудовой книжки: оригинал или документ с последнего места учебы, справку об отсутствии регистрации в качестве частного предпринимателя из налоговой инспекции;

7) справку из школы для детей, достигших 16 лет;

8) если в семье дети в возрасте от 18 до 23 лет обучаются на очной форме обучения, необходима справка с места учебы с указанием формы, периода обучения, размера стипендии;

9) оригинал или копия свидетельства о заключении брака;

10) оригинал или копия свидетельства об установлении отцовства;

11) оригинал или копия свидетельства о расторжении брака;

12) оригинал или копия свидетельства о смерти;

13) в случае прописки одного из родителей в другом районе – справку из УСЗН этого района о не назначении пособия;

14) Конверт по России.

Анализ правовой и материально-экономической базы социальной защиты детей показывает несовершенство первой и недостаточность второй. Несовершенство законодательства по социальной защите граждан, имеющих детей заключается в том, что отсутствует реально действующая система социальных гарантий выполнения тех положений, что записаны в тексте законов, указов и постановлений, слаба система санкций, закрепляющих их выполнение. Многие параметры социальной зашиты совершенно не проработаны (зашита от информационного и психологического насилия, проявляющегося в разнузданной «свободе» аудио видео продукции, изобилующей сценами насилия, жестокости, агрессии, пропагандирующей различные отклонения и извращения под видом свободы выбора).

Расширение финансирования социальной защиты граждан, имеющих детей дает вполне ощутимый эффект не только социальный, но и экономический, имея в виду формирование благополучной среды обитания для всех детей, снижение впоследствии расходов на борьбу с детской и подростковой преступностью, лечение детского алкоголизма, в целом позитивно влияет на воспитание детей. Таким образом, есть необходимость в целенаправленной работе по совершенствованию законодательства и рационализации средств, расходуемых на социальную защиту граждан, имеющих детей, в поиске новых источников финансирования.[19]

В 1994г. Указом Президента была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи». Например, органы социальной защиты Челябинска в соответствии с Законом городской Думы «О ежемесячном пособии на ребенка» от 3 ноября 2004 г. № 67 выплачивают: одиноким матерям 140 руб. в месяц (федеральное пособие) и 500 руб. (неработающим) и 170 руб. (работающим) на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, на продукты питания детям до 3 лег — 500 руб.; семьям, в которых родители уклоняются от уплаты алиментов, и женам военнослужащих по призыву — 105 руб. (федеральное пособие), на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни 170 руб. и 500 руб. на продукты питания детям до 3 лет и т.д.; Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. В целях решения выше перечисленных проблем с 18 августа 1994 года. В России повсеместно стали создаваться служба семьи. Указ президента РФ от 18.08.1994 г. № 1696 «О президентской программе «службы семьи»»[9]

Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого — обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа. На начало 1998 г. действовало 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми. В 2005 г. их количество значительно увеличилось. В последние годы стала быстро развиваться сеть консультативных учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование»), появляются семейные клубы, реализуются программы «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознательное родительство», «Семь — Я», «Согласие», «Женщина и семья» и др. Основные направления реализации семейной политики включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно- просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб.[14]

Основными функциями социального работника являются: диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала); охранно-защитная (правовая поддержка семьи); социально-психолого-педагогическая; прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи); координационная.

Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта объясняют существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.[21]

Таким образом для реализации государственной социальной политики в России осуществляется через целенаправленное выполнении законов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.075 с.)