ТОП 10:

Основные направления и принципы социальной политики в современной России



Современная государственная социальная политика в интересах детей получила свое развитие начиная с Указа Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)». В 1998 г. был принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в который включены многие положения и требования Конвенции о правах ребенка. [7]

Социальная политика государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых социально значимыми, с целью выравнивания социального положения граждан. К системе социального обеспечения относят все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат на социальное обслуживание, медицинскую помощь, различные льготы.[28]

Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты, т.е. установленные законодательством нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты. Минимальные социальные стандарты устанавливаются в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, здравоохранения и в других социальных сферах.

Социальная политика — это социальный феномен, который создается людьми в целях регулирования взаимоотношений между ними посредством власти. Новое понятие «политика» характеризуется двояким смыслом: в одних случаях она представляет собой способ достижения согласия между людьми на основе консенсуса или компромисса в целях совместного разрешения актуальных общественных проблем, в других — политика выливается в форму социального конфликта. Посредством борьбы достигается господство одних социальных субъектов над другими.

Социальная защита граждан – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.[10]

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.[24]

Политика по социальной защите граждан, имеющих детей в Российской Федерации сохранила сегодня специфику советского периода, когда политика граждан, имеющих детей рассматривали прежде всего с точки зрения исполнения репродуктивной функции. Законодательство в этой области в большей мере регулирует имущественные, нежели личные права и обязанности граждан. Современная Российская семья, адаптируясь к социально-экономическим переменам, претерпевает значительные изменения, обусловливающие возникновение различных моделей семьи. Федеральный закон « О мерах по социальной защите семей» от 5 мая 1992 г. № 143.[6]

Государственная социальная поддержка оказывается многодетным и неполным семьям. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля семей благополучных, состоящих из супружеских пар с детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление именно таких категорий семей среди малообеспеченных требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты прежде всего на создание оптимальных условий для самообеспечения семей, самозанятости, стимулирование развития семейного предпринимательства. Семейная политика включает как социальную защиту граждан, имеющих детей, так и создание условий, в которых члены семьи могли бы эффективнее, чем ранее, извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания приемлемого для себя образа жизни. [27]

Социальная защита семей представляет собой важное для настоящего времени направление из общей системы мер по укреплению института семьи. Несмотря на декларативные положения и принятых и действующих федеральных целевых программ, в реальной жизни делается еще недостаточно для охраны детства. Остаются крайне острыми проблемы организации социальной защиты граждан, имеющих детей образования в сельской местности; вне поля зрения находятся вопросы, связанные с положением детей в городах: распространение теневых и криминальных форм детской занятости, включая проституцию и попрошайничество, рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, распространение ВИЧ-инфекции среди детей и подростков.[29]

Особое место в государственной политике по социальной защите граждан, имеющих детей и охране детства занимает проблема детской инвалидности и плохого здоровья детей. Для улучшения социально-экономического положения семьи и детей необходимо не только расширить финансовую базу для повышения материального положения граждан, подключая средства регионов, муниципалитетов, предприятий и организаций, но и подготовить и включить комплексную программу по поддержке семьи и охране детства в Среднесрочную программу социально-экономического развития РФ с поэтапным ее выполнением, с указанием ответственных за это государственных и общественных институтов. Причем выполнение такой программы должно быть взято под контроль не только государственными органами власти, но и общественными организа- циями.[13]

Основными принципами социальной работы с семьей являются интересы ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб; соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми; обоснованное использование власти и контроля; учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.[25]

Социальная защита граждан, имеющих детей в России представляет собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита граждан, имеющих детей проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений: в сфере образования: в среде обитания ребенка. Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.[20]

В соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ: гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях; бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания; гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда; социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей; социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; право на жилище в соответствии с законодательством РФ; организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении; организация квалифицированной юридической помощи.[22]

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации. Первый уровень социальной защиты связан прежде всего с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами. Социальные учреждения, которые реализуют программу в России, это- муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.[11]

Наиболее важной формой социальной защиты граждан, имеющих детей является опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. Эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать физические лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. Законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. Опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получает на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей. В определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. Во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.

К приоритетным группам семей имеющих детей, нуждающихся в социальной защите, в первую очередь следует отнести: детей педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.[14]

Социальная защита семей представляет собой лишь одно, хотя и, безусловно, важное для настоящего времени направление из общей системы мер по укреплению института семьи.

Однако, несмотря на обилие декларативных положений и принятых и действующих федеральных целевых программ, в реальной жизни делается еще недостаточно для охраны детства. Остаются крайне острыми проблемы организации социальной защиты, образования в сельской местности; вне поля зрения находятся вопросы, связанные с положением детей в городах: распространение теневых и криминальных форм детской занятости, включая проституцию и попрошайничество, рост детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, распространение ВИЧ-инфекции среди детей и подростков.

Любые изменения и проблемы семьи немедленно влияют на ребенка. В этой сложной и многоаспектной проблеме особое место занимает вопрос о роли государства. С одной стороны, оно должно иметь законную власть для вмешательства в отношения родителей и детей, так как отмечается в последние годы рост числа фактов насилия над ребенком в семье. С другой стороны, существует опасность злоупотребления государством властью, чрезмерного вмешательства в частную жизнь семьи.

В выборе методов помощи семье и охраны детства важно найти «золотую середину» и избежать перегибов. В настоящее время в ходе реформирования семейной политики приоритетным направлением признано обеспечение социальных гарантий и улучшение благосостояния семей с детьми, поскольку именно семья представляет наиболее комфортные условия для рождения, воспитания детей.

Остается низким и уровень пособий на детей, которые существенно ниже прожиточного минимума ребенка.

Таким образом, несмотря на принимаемые государством меры по социальной защите семьи и охране детства, нужно признать, что как размеры оказываемой финансовой помощи, так и комплекс мер организационно- технического характера остаются в настоящее время неудовлетворительным.

Для улучшения социально-экономического положения семьи и детей необходимо не только расширить финансовую базу для повышения материального положения граждан, подключая средства регионов, муниципалитетов, предприятий и организаций, но и подготовить и включить комплексную программу по поддержке семьи и охране детства в Среднесрочную программу социально-экономического развития РФ с поэтапным ее выполнением, с указанием ответственных за это государственных и общественных институтов. Причем выполнение такой программы должно быть взято под контроль не только государственными органами власти, но и общественными организациями.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.008 с.)