Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правополушарное рисование - средство для профилактики синдрома эмоционального выгорания

Поиск

- Мы переходим к практической части нашего семинара. Перед тем, как начать рисовать в необычной технике, которая как нельзя лучше снимает эмоциональное напряжение, немного расскажем об истории её возникновения. В основу правополушарного рисования легла теория Лауреата Нобелевской премии нейропсихолога Роджера Сперри, который доказал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Согласно его теории, левое полушарие отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно является доминирующим, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, эмоциональное, отвечающее за воображение и интуицию. В конце 1970-х годов данную теорию использовала для своего метода правополушарного рисования преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс, которая частично перевернула представление людей о написании картин, доказав, что для этого совершенно не важен ни возраст, ни вид деятельности человека, ни наличие творческих навыков. Так и мы сейчас покажем, что рисовать красиво и эффектно может каждый, поскольку данный метод помогает снять внутренние барьеры, раскрепоститься и активизировать работу правого полушария для решения любых вопросов. В целом польза правополушарного рисования очевидна, поскольку оно позволяет расслабиться, снять тревожность, а также поднять себе самооценку, проработать развитие воображения и когнитивных функций.

Для начала пройдем за наши столы, где приготовлены все необходимые материалы, откроем сразу все краски и «разбудим» их, размешав деревянной палочкой или обратным кончиком кисточки, после каждой краски просто протерев палочку тряпкой, не используя воду (вода нужна лишь для того, чтобы немного добавлять в краску, если она недостаточно влажная). Одним из способов работы с краской является снятие брезгливости, страха запачкаться. Для этого давайте нарисуем левой рукой на тыльной части ладони правой руки всё, что нам хочется любыми цветами, при этом опять же не прополоскивая кисть в стакане с водой, а вытирая ее тряпкой, снимая остатки краски. Это очень экономит время, поскольку не надо часто менять воду в стакане. Покажем наши прекрасные картины, которые мы нанесли на свои руки и приступаем к рисованию на бумаге. Основа любого рисования – нанесение фона. Для этого мы закрашиваем (грунтуем) полностью наш лист бумаги белилами при помощи широкой кисти, стараемся делать это быстро и даже небрежно, выходя за края листа. Пока белила не высохли, берём поочередно 3 ярких цвета (например, красный, желтый, оранжевый) и наносим их на наш фон «звездочками» или «капельками» вразнобой по всему листу бумаги средней кистью. После этого большой кистью с каплей белил на кончике щетины от правого верхнего края листа до левого верхнего края одним длинным движением проводим прямо по нашим цветным капелькам, как бы соединяя их всех в одну цветную радугу. И так параллельными полосками слева направо повторяем до самого низа. Важное правило – вести большой кистью нужно только 1 раз в одном направлении, в противном случае, цвет из «радужного» превратится в грязный. Когда фон готов, берём чёрную краску средней кистью и рисуем 2 небольших полоски, например, в самом низу слева примерно на 1/3 листа и одну в середине справа на 1/3 листа. Как вы думаете, что мы будем рисовать? Правильно, это похоже на небольшие острова на закате, их мы и дорисовываем в виде небольших кочек. После этого средней кистью от каждого «острова» размашистым свободным движением рисуем той же черной краской небольшие отростки. И это уже появились на наших островах пальмы. Листья пальм рисуем от верхней части ствола дугами вниз, а «распушаем» их на ветру каплей черной краски, которая лежит на кисточке, растрепанной «солнышком» после того, как мы ей постукали о тряпочку рядом. Самое главное в данном процессе рисования не зацикливаться на мелочах, а рисовать свободно и спокойно, даже если думаете, что у вас что-то не получается. В правополушарном рисовании нет чётких аспектов, каждому открывается поле для экспериментирования. Мы лишь показали, как можно просто и без усилий переключиться на другой вид деятельности, тем самым восстановив свой эмоциональный ресурс. Давайте посмотрим, какие чудесные рисунки у нас получились. Кто-то из вас впервые попробовал данный способ рисования, но при этом картины ваши очень хороши. Осталось купить рамочки, чтобы данные рисунки радовали вас и ваших близких долгие годы.

Второй лист заготовленной бумаги для нашего практикума расстригаем на 4 части. Нам эти мини-листочки пригодятся для придумывания новых «правополушарных» фонов. Каждый из них мы грунтуем и наносим на каждый по 3 цвета краски «тычком» в разных сочетаниях. При помощи крупной кисти или обычной губки для посуды создаем фоны: 1ый делаем от центра к краям, раскручивая в виде улитки, 2ой – закрашиваем по диагонали, 3-ий - от центра лучиками и 4ый делим пополам: одну часть листа закрашиваем горизонтально (как делали фон для пальм), другую часть вертикально. Не забываем про главное (и единственное) правило: одно движение большой кисти (или губки) в одном направлении, чтобы фоны нас радовали красками. Какие можно делать ещё интересные рисунки – смотрите подробнее в видео уроке вебинара №3 (от12.05.2021) в группе Профилактики выгорания педагогов ДОУ.

Правополушарное рисование – не только доступный метод борьбы с эмоциональным выгоранием, но и отличная тренировка мозговой деятельности для повышения уровня саморазвития, активизации умственных способностей, а также это эффективный способ профилактики возрастных заболеваний головного мозга, о чем пишет в своей книге Бетти Эдвардс, основательница метода правополушарного рисования.

Вот и подошёл к концу наш семинар – практикум по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Просим вас вернуться на свои места в наш круг, а по дороге туда прихватите из нашей волшебной шкатулки небольшой подарок. Это пожелание и обещание самой себе поможет вам чуть больше полюбить себя, не давая неприятностям сломить вас, подсказывая вашему сердцу, где можно черпать силы для вдохновения и для восстановления энергетических ресурсов. Хотелось бы сейчас услышать от каждого из вас ваши впечатления о данном занятии: что было трудно, что было легко и понятно, а можно просто небольшой комментарий по поводу той записки, которую вы сейчас вытянули себе в подарок.

(педагоги передают цветок по кругу и поочередно делятся впечатлениями)


Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций

Евстюничева Наталья Владимировна, педагог – психолог; Топорова Наталия Ивановна, старший воспитатель, БДОУ СМР «Детский сад №30», г. Сокол.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Цель: поиск ресурсных состояний и способов, противодействующих

эмоциональному выгоранию специалистов образовательных организаций

Задачи:

1. Научить участников практическим навыкам борьбы с синдромом эмоционального выгорания.

2. Содействовать участникам в активизации личностных ресурсных состояний.

3. Снизить участникам тренинга уровень психического выгорания и эмоционального напряжения.

4. Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

5. Содействовать формированию у участников профессиональных качеств: коммуникативные способности, рефлексия, способность к эмпатии.

6. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

Помещение, оборудование и материалы:

- аудитория вмещающая 15 человек с пространством для активных действий, оборудованная ПК, проектором, колонками;

- -стулья по количеству участников тренинга;

- парты, по количеству подгрупп участников (2-3 шт.);

- ручки, фломастеры;

- карточки из бумаги форматом А5;

- карточки формата А7

Вводная часть

Приветствие ведущего. «Я рада, что мы встретились, сегодня мы постараемся немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что-то сделать с целью профилактики эмоционального выгорания».

Настрой на работу

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Поднимите руку те, кто…

- Кто хочет получать удовольствие от работы?

- Кто хочет от работы получать больше ресурсов для личного и профессионального роста?

- Кто ждет творческой самореализации от работы?

- Кто для этого готов приложить определенные усилия?

Нет лучшего способа сказать себе «спасибо», за то, что вы готовы и вам интересно. А также нет лучшего способа сказать себе «спасибо», чем себе поаплодировать.

Описание проблемы.

Для начала, необходимо дать определение, что такое «Синдром эмоционального выгорания».

«Выгорание» определяется как синдром и включает три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация («обезличивание» человека), а также редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства. Выгорание (англ. burnout) — понимается, как состояние физического и психического истощения, возникшее в ответ на эмоциональное перенапряжение при работе с людьми.

Крайняя степень эмоционального выгорания - депрессия.

Практическая часть

3. Работа в парах. Задание: «Составьте список из 5 пунктов: «Причины профессионального выгорания». 

Ведущий записывает ответы участников, прописывает на доске проблемы. Совместно этот список анализируется, и число пунктов сокращается до 7-11.

Вопросы для обсуждения: что целесообразно сделать, чтобы эти проблемы преодолеть? Что необходимо сделать и как, чтобы они не являлись стрессогенными?

Ведущий предлагает участникам за 5 минут обсудить вопросы в микрогруппах, мнения заслушиваются.

Выводы. Многие стрессы зависят от нашей способности к самоорганизации и саморегуляции. Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса или боятся его. Необходимо управлять стрессом, использовать его полезные функции и исключать негативные. Поэтому каждому необходимо знать свой порог чувствительности к стрессу, чтобы выработать свои индивидуальные способы защиты от его разрушающих последствий.

4. Упражнение "Ловец блага".

Цель: актуализировать представления о ресурсной деятельности, ресурсные состояния.

Материалы: доска/флипчарт, маркеры.

Ход упражнения:

Ведущий: Хорошо установлен факт, что со стрессом легче всего справляются те люди, которые во всем стараются видеть не только ограничения и минусы, но и плюсы – возможности… Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всем видеть возможности и ресурсы. Это поможет понять Ваши потребности и найти альтернативные способы их удовлетворения.

В народе говорят: "Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше". Мы так устроены, что стараемся устраивать свою жизнь максимально комфортным для нас образом. А если мы длительное время живем в таких условиях, которые раздражают или изматывают нас, значит, нам пришлось найти для себя в этой ситуации какие-то плюсы и адаптироваться к ней…

Потренируйтесь в умении находить "плюсы" в течение каждого дня.

Например, какие возможности (плюсы) может подарить сильный дождь? Он прибивает пыль, воздух становится чище. Поливает все живое – и растительный мир предстает нам всей красе Благодаря дождю Вы можете, наконец-то, заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь хорошо читается, спится и т.д. От дождя растут грибы, лучше клюет рыба. Так во многих вещах и явлениях можно найти свои возможности. Давайте попробуем перевести каждый из Ваших стрессовых факторов в Ваши ресурсы и "плюсы".

Далее участникам предлагается перевести в позитив стрессогенные факторы, которые были отмечены ранее в упражнении "Список проблем". Прописываются на доске решения стрессовых ситуаций.

Вывод: посмотрите еще раз на этот список, вспомните все, что предлагалось для нейтрализации этих факторов. Возможно, Вы обнаружите в этих списках то, что пригодится именно Вам…. Возможно, что-то осталось и ни одно предложение не подходит к силе Вашего стрессогена. Мы сейчас продолжим работу с отношением к тому, что создает сложности в Вашей жизни.

3. Мозговой штурм "Как справиться с эмоциональным выгоранием?"

Цель: выработка способов предотвращения эмоционального выгорания.

Ход упражнения:

1 этап: генерирование идей.

Участники разбиваются на несколько команд (по 5-6 человек в каждой).

Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них будут записываться новые идеи – по одной на каждой. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. По одной идее на каждой карточке.

Ведущий: Сейчас мы вместе с Вами постараемся найти новые решения в вопросах профилактики эмоционального выгорания. У каждой команды будут карточки, где Вы сможете записывать любые идеи, приходящие на ум. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческой мысли.

Необходимо поддержать и зафиксировать любую высказанную мысль, даже если она кажется безумной. Это поможет включить наш внутренний генератор идей на полную мощность и найти порой неожиданные и очень действенные способы, о которых мы ранее не задумывались. Постарайтесь посмотреть на проблему с другой точки зрения, откажитесь от шаблонов и стереотипов. По окончании отведенного времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

2 этап – анализ идей. Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений. Правила этого этапа: самая лучшая идея - та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте ее так, как будто других идей не существует. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. 

Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть необоснованной.

В завершение ведущий просит команды зачитать топ-10 самых доступных и реалистичных способов профилактики эмоционального выгорания, а также 5 самых оригинальных идей. 

Вывод: каждому из нас доступно множество самых разнообразных способов улучшения своего эмоционального состояния и только от нас зависит, как часто мы можем обращаться к ним. 

Мы подготовили для вас несколько простых, но очень эффективных упражнений, которые могут помочь вам в эмоционально непростые и напряженные времена. И при этом не отнимут много вашего времени. Максимум – 10 минут, если вы решите выполнить каждое из них. 

4. Упражнение "Сосулька/мороженое".

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза.

Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения.

Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что по действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. При желании можно повторить 1-2 раза.

5. Упражнение "Успокаивающее дыхание"

Цель: развитие навыков психоэмоциональной саморегуляции. 

Инструкция: сядьте так, чтобы Вам было максимально комфортно и удобно.

Положите одну ладонь на живот, а другую на грудную клетку. 

При успокаивающем дыхании выдох в 2 раза дольше вдоха. 

Длинный глубокий вдох длится 4 секунды. 

На счет "раз-два" – сделайте вдох и почувствуйте, как надувается ваш живот, а затем и грудная клетка. На "три-четыре" – грудная клетка и живот полностью наполнены воздухом…

Задержите дыхание на 2 секунды.

А теперь делаем длинный медленный выдох в течение 8 секунд.  

Снова представьте, как медленно сдувается, словно шарик, сначала Ваш живот, а затем грудная клетка.

Давайте повторим еще 2 раза. (1 минута).

Примечание: для тех, кому сложно придерживаться длительности вдоха и выдоха, продолжительность можно сократить вполовину, постепенно ее увеличивая. 

6. Упражнение "Пять этажей".

Цели: сменить обстановку, никуда не выходя.

Упражнение поможет отдохнуть и за короткий промежуток времени восстановить свои силы. После него можно заняться деятельностью, требующей сосредоточения.

Инструкция: Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Теперь представь себе, что Вы стоите перед дверью лифта. Вы нажимаете на кнопку и вызываете лифт... Дверь открывается, и Вы в него заходите. Рядом с кнопками Вы обнаруживаете 5 табличек. На первой из них написано "Игровая комната" (это наша аудитория), на второй – "Чудесное спокойное место", на третьей – "Приятный умный человек, с которым можно хорошо поговорить". На четвертой табличке написано "Потрясающее приключение", на пятой – "Встреча с другом, которого Вы давно не видели".

Выберите этаж, на который Вам больше всего хочется попасть, и нажмите на кнопку. Следите за тем, как медленно закрывается дверь лифта, и постарайся ощутить, как медленно лифт едет к выбранному Вами этажу. Вот Вы уже приехали, и дверь медленно открывается. Выйдите из лифта и осмотрись вокруг.

Делайте то, что Вам хочется здесь делать. У Вас есть около минуты, но в Вашем воображении за эту минуту пройдет гораздо больше времени. Его будет достаточно для того, чтобы Вы успели сделать там все, что Вам нужно. (1-2 минуты.)

Теперь приходит время возвращаться назад. Попрощайтесь с этим местом и со всеми, кого Вы там встретили. Дверь лифта осталась для Вас открытой. Зайдите в кабину и из нее еще раз взгляните на место, где Вы были. Теперь нажмите на кнопку, около которой написано "Игровая комната". Смотрите, как закрывается дверь, и почувствуйте, как лифт медленно опускается вниз. После того, как дверца откроется, откройте глаза, потянись, выпрямитесь.

Заключительная часть

7. Упражнение "Подарки".

Цель: положительное завершение тренинга.

Материалы: конфеты с "секретом" в вазочке.

Ход упражнения:

Ведущий: когда говорят о поражениях, то рядом ставят слово «горечь», когда о победах – "сладость". Если считать нашу сегодняшнюю работу маленькой победой, то можно получить награду – конфету. Только конфета не простая – к каждому фантику прикреплены особые помогающие пожелания и позитивные мысли. Предлагаем каждому выбрать свою конфету из вазочки.

Участники вытаскивают конфеты, разворачивают их и, при желании, зачитывают то, что написано на бумажках.

Список источников

1. 1. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души [электронный ресурс]: – режим доступаhttp://www.riku.ru/lib/vygoranie.htm

2. Психологическая работа с синдромом эмоционального выгорания [электронный ресурс]: – режим доступа https://mariadolgopolova.ru/stati/psikhologicheskaya-rabota-s-sindromom-emotsionalnogo-vygoraniya.html

3. Составление синквейна [электронный ресурс]: – режим доступа

4. https://multiurok.ru/files/sostavlieniie-sinkvieina.html).

5. Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания души [электронный ресурс]: – режим доступа ttp://открытыйурок.рф/статьи/650857/

1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и

упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 1.— М.: Генезис, 1998

2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.— М.: Генезис,

2.1998

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.011 с.)