II. Изучение нового материала. Учитель. Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Изучение нового материала. Учитель. Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.



Учитель. Мы продолжаем наше знакомство с удивительным миром лермонтовских стихов.

1. Из истории создания стихотворения «На севере диком…».

Перед вами черновые варианты стихотворения Лермонтова «На севере диком…»

На хладной и голой вершине

Стоит одиноко сосна,

И дремлет… под снегом сыпучим,

Качаяся дремлет она.

(И дремлет, и снежным покровом,

Метелью одета она)

Ей снится прекрасная пальма

В далекой восточной земле,

Растущая тихо и грустно

На жаркой песчаной скале.

– Сравните черновые тексты с окончательной редакцией. Что более выразительно: «На хладной и голой вершине / Стоит одиноко сосна…» или «На севере диком стоит одиноко / На голой вершине сосна…»? Почему? Что лучше: «На жаркой песчаной скале…» или «…на утесе горючем»? Почему?

«На севере диком…» – вольный перевод стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Это же стихотворение перевел и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев. Вот этот перевод:

С чужой стороны
(из Гейне)

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одиноко…

– Отличаются ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Какое из них вам больше нравится?

Вы обратили внимание, что у Тютчева в стихотворении фигурирует не сосна, а кедр? Объяснить это могут слова замечательного исследователя биографии и творчества Лермонтова Ираклия Луарсабовича Андроникова:

«Лермонтов отступил от подлинника. По-немецки сосна – «он», а пальма – «она»… У Лермонтова же сосна и пальма получились одного грамматического рода. Поэтому у Гейне – стихотворение о судьбе двух любящих существ, которым не суждено встретиться, а у Лермонтова в основе стихотворения – мысль об одиночестве».

2. Анализ содержания стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Учитель. Удивительная глубина и тайна есть во всех произведениях М. Ю. Лермонтова, стихи эти обладают свойством расти вместе с читателем, обогащаясь по мере духовного роста человека новым содержанием и помогая его развитию.

В детстве «На севере диком…» – это прекрасный пейзаж, в юности стихотворение отвечает мечте о родной душе, в зрелые годы это еще и мысль о недостижимости идеала.

Так же и «Три пальмы»: вначале это яркая живописная картина, затем восхищение самоотверженностью, позже – горькие раздумья о добре и зле.

3. Чтение стихотворения «Три пальмы».

– Подумаем над поэтическим словом. В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов называет пальмы «питомцами столетий». Он говорит «пали без жизни» – как о людях, воинах. Вслушайтесь в строфу, где рассказывается об их гибели. Какое чувство вызвало у вас это изображение, какие мысли возникли?

4. Самостоятельная работа: изучение понятия метафоры.

Учитель. В словаре литературоведческих терминов прочитайте определение метафоры.

Почему слова «одежду их сорвали малые дети, изрублены были тела их…» можно назвать метафорой? Зачем поэт употребил эти слова в переносном смысле?

5. Выразительное чтение стихотворений «Утес» и «Листок» подготовленными учащимися.

– Послушайте эти стихотворения и подумайте над их смыслом.

– Попытайтесь представить нарисованные в них картины, вслушайтесь в звучание стиха, прочувствуйте выраженное в них настроение.

6. Вопросы и задания.

– В чем вы видите сходство между «героями» лермонтовских стихотворений: парусом, сосной, утесом, дубовым листком, пальмами? Отчего они страдают, чего хотят?

– Вы, конечно, почувствовали, что в нарисованных поэтом картинах речь идет не только о природе. Попытайтесь рассказать об одном из прочитанных стихотворений: какие картины вы представляете, какие мысли пробуждает у вас это стихотворение.

– Что нового узнали вы о себе, читая стихотворения Лермонтова?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.005 с.)