Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Изучение нового материала. 1. Слово учителя о поэте, демонстрация портрета.
1. Слово учителя о поэте, демонстрация портрета. 2. Знакомство со статьей о поэте в учебнике (с. 226–228). – Какие события и жизненные впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта? – Какие вы знаете произведения Некрасова? 3. Подготовка к восприятию стихотворения «Железная дорога». Индивидуальное сообщение учащегося о железнодорожном строительстве в России; рассматривание репродукции картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874 г.). 4. Знакомство со стихотворением «Железная дорога». 1) Выразительное чтение стихотворения учителем. 2) Работа по вопросам: – Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения «Железная дорога»? – Если бы вам предложили выразить свое впечатление от стихотворения «Железная дорога» в рисунке, что бы вы изобразили? – Чем идея картины Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта? – Какое значение имеет в стихотворении эпиграф – «Разговор в вагоне»? – Почему стихотворение посвящается детям? – Обратите внимание на эпитеты в I главке стихотворения. Воздух – «здоровый, ядреный», речка – «студеная», Русь – «родимая». Есть ли сходство в окраске этих слов? Что можно сказать о человеке, который так говорит? Мог бы так сказать генерал, отец Вани? – Как вы понимаете слова: «Все претерпели мы, Божии ратники, мирные дети труда»? Почему поэт называет строителей дороги ратниками, то есть воинами; почему добавляет к этому другое определение: «мирные дети труда»? – Каково значение слова «дорога» в выражении: «и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»? 5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения. 1) Чтение I главки. – Подумаем, в чем особенность осеннего пейзажа, нарисованного в I главке стихотворения. Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к увиденному из окна вагона. – В чем же видит поэт красоту? Представим себе: лед, похожий на тающий сахар, желтые листья, лежащие как ковер, болота моховые, пни, кочки. Все такое обычное, где же здесь красота? Но нет, все залито волшебным лунным даже не светом, а сиянием, все это «хорошо»: ведь это «родимая Русь»! Осень увидена глазами человека-творца, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Ведь творчество – это и есть открытие нового, преображение мира.
Поэт любит свою родину не за какие-то дивные красоты, а потому, что это его родина. Так любят мать. Он называет ее не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом «Русь». – А почему поэта радует воздух, который «усталые силы бодрит»? Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Да, это труженик, уставший от тяжелой работы. И в этом он тоже частица своего народа, о котором написано стихотворение. Так, еще ни слова не сказав о труде народа, построившего железную дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, народе, красоте, труде, творчестве. 2) Чтение II главки. Перейдем ко II главке. Посмотрим, как развивается мысль Некрасова. Попытаемся выделить отдельные части этой главы: а) царь-голод; б) песнь мертвецов; в) белорус; г) мысли о будущем народа. – Подумайте, как меняется интонация при переходе от одной части к другой. – Как прочитать строки о царе-голоде: торжественно и твердо, или печально, с горечью? – Где сделать логические ударения в строках: «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»? – Заметили ли вы, как в словах «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты» сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колес? – Из приведенных далее слов выберите те, которые помогут вам определить интонацию II и III отрывков. На доске открываются слова: сочувствие, жалость, восхищение, возмущение, гордость, горечь, печаль, поэтичность, негодование. В каких словах открыто проявляется чувство поэта? – Как должны прозвучать заключительные строфы главки? Не забудьте, что это слова, обращенные к ребенку, и что заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением: Жаль только – жить в эту пору прекрасную Уж не придется – ни мне, ни тебе. 3) Чтение III главки. Третья главка начинается с резкого перелома интонации: свисток паровоза развеял «сон удивительный». Мальчик еще под впечатлением сна, хочет рассказать о нём отцу. Но генерал окончательно разрушает поэтическую картину своим хохотом.
Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор-рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее. Для него народ – «варвары, дикое скопище пьяниц». Нет, не тронут его сердца ни славная осень, ни труженики-мужики, ценой героического труда проложившие дорогу среди «бесплодных дебрей». Для него все эти картины – зрелище смерти, печали, которое не должно тревожить сердце ребенка. – С каким же чувством говорит поэт о генерале? Слова на доске: презрение, негодование, насмешка, ирония, гнев. – Какое из этих слов более всего подходит для определения авторской интонации? 4) Чтение IV главки. Четвертая главка – изображение того, что генерал считает «светлой стороной» жизни. – А как относится к этой картине рассказчик? Верно ли, что у него картина вызывает чувства горечи, досады, гнева? Чем вызваны его чувства? – Постарайтесь передать иронию автора при чтении этой главки.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.008 с.) |