Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Изучение нового материала. 1. Характеристика левши
1. Характеристика левши. Беседа по вопросам: – Перечитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царем и его окружением? При чтении сцены подчеркните простоту и непосредственность левши, удивление царя и его свиты. Прочитайте так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка. – Почему «на каждой подковке мастерово имя выставлено», а имени левши там не оказалось? – Почему левша понравился англичанам? Как он ведет себя за границей? – Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии? 2. Фигура рассказчика в «Сказе…». Учитель. Рассказчик выступает от лица народа, как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас». – Найдите и прочитайте те места в сказе, где виден сказитель, обратите внимание на его речь. («Через свою ласковость», «домой манил», «на свою сторону преклонять хотели», «чужестранностью пленить» и т. д.) Вывод: сказ близок к произведениям устного народного творчества. – Выделите приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку – и подумайте, какую роль они играют в этом произведении. – По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичане сделали блоху из стали, а русские ее подковали». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и другие. Найдите еще пословицы и поговорки. 3. Работа над новыми словами. Учитель. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкиваются с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка – укушетка, вестовые – свистовые, таблица – долбица. Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех персонажей, кому принадлежат эти слова. 4. Изучение вопроса об авторской позиции в «Сказе…». Учитель. Со слов простодушного рассказчика мы узнаем о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации, о талантливых русских людях. А что же думает о том же самом автор? Все содержание лесковского сказа дает нам ответ на этот вопрос: правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним, они привыкли к абсолютной власти и ни перед кем не несут ответственности; не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые тульские мужики. Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И вместе с тем автор дает возможность понять трагическую судьбу этого народа.
5. Обсуждение цитатного плана к рассказу о левше (в. 5, – Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план. – Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы. – Рассмотрите портрет левши художника Н. Кузьмина. Охарактеризуйте его: а) в какой момент изображен герой; б) на что художник обращает внимание во внешнем облике левши; в) определите главную мысль рисунка. – Сравните портрет левши Кузьмина с рисунком художников Кукрыниксов. – Какой из портретов, по-вашему, наиболее верно передает характер героя? – Какой из них произвел на вас большее впечатление? III. Подведение итогов урока. Домашнее задание: подготовиться к изложению на тему «Левша в гостях у англичан». Урок 28 Цель: учить излагать содержание близко к тексту, сопровождая цитатами из сказа Лескова. Ход урока I. Объявление (сообщение) темы и цели урока. II. Работа над изложением. Изложение пишется от лица героя. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению (Н. С. Лесков. «Человек на часах»). Урок 29 Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. С. Лескова. Ход урока I. Закрепление знаний по «Сказу…». 1. Слово учителя. Л. Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал писатель в эти слова? Интерес к «Левше» за 100 с лишним лет с момента появления этого произведения не уменьшается. Художники, режиссеры, композиторы по-прежнему обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ – 1924 г., Ленинградский театр оперы и балета им С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева – 1980 г. и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли на экранах.
2. Демонстрация фрагмента из мульт- или телефильма «Левша» (конец сказа). Учитель. Конец «Сказа…» Лесков считал особенно сильным. «Мне кажется, что лучшая часть все-таки в конце – левша в Англии и его трагическая кончина», – писал он. – Как вы думаете, какой смысл вкладывал автор в эти последние главы сказа? – Понравился ли вам фильм? – Что художник привнес от себя? – Какими предстают герои «Сказа…»? – Совпадают ли ваши представления от прочитанного с увиденным? 3. Викторина по «Сказу…». – Кому принадлежат следующие слова и как вы их понимаете: «Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, и того мастера сейчас же благородным бы сделал». «Это, – говорит, – ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке, – тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, – не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались». «Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши». «Это, – говорит, – против нашего не в пример превосходнейше». «Это все равно, – отвечает, – где умереть, – все единственно, воля Божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать». «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, они стрелять не годятся». 4. Рассказ подготовленных учащихся о последователях левши.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.007 с.) |