II. Изучение нового материала. 1. Характеристика левши 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Изучение нового материала. 1. Характеристика левши



1. Характеристика левши. Беседа по вопросам:

– Перечитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царем и его окружением?

При чтении сцены подчеркните простоту и непосредственность левши, удивление царя и его свиты. Прочитайте так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.

– Почему «на каждой подковке мастерово имя выставлено», а имени левши там не оказалось?

– Почему левша понравился англичанам? Как он ведет себя за границей?

– Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии?

2. Фигура рассказчика в «Сказе…».

Учитель. Рассказчик выступает от лица народа, как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».

– Найдите и прочитайте те места в сказе, где виден  сказитель, обратите внимание на его речь. («Через свою ласковость», «домой манил», «на свою сторону преклонять хотели», «чужестранностью пленить» и т. д.)

Вывод: сказ близок к произведениям устного народного творчества.

– Выделите приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку – и подумайте, какую роль они играют в этом произведении.

– По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичане сделали блоху из стали, а русские ее подковали». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и другие. Найдите еще пословицы и поговорки.

3. Работа над новыми словами.

Учитель. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкиваются с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка – укушетка, вестовые – свистовые, таблица – долбица. Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех персонажей, кому принадлежат эти слова.

4. Изучение вопроса об авторской позиции в «Сказе…».

Учитель. Со слов простодушного рассказчика мы узнаем о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации, о талантливых русских людях. А что же думает о том же самом автор? Все содержание лесковского сказа дает нам ответ на этот вопрос: правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним, они привыкли к абсолютной власти и ни перед кем не несут ответственности; не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые тульские мужики. Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И вместе с тем автор дает возможность понять трагическую судьбу этого народа.

5. Обсуждение цитатного плана к рассказу о левше (в. 5,
с. 307).

– Подумайте, какими пунктами можно было бы дополнить этот план.

– Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

– Рассмотрите портрет левши художника Н. Кузьмина.

Охарактеризуйте его:

а) в какой момент изображен герой;

б) на что художник обращает внимание во внешнем облике левши;

в) определите главную мысль рисунка.

– Сравните портрет левши Кузьмина с рисунком художников Кукрыниксов.

– Какой из портретов, по-вашему, наиболее верно передает характер героя?

– Какой из них произвел на вас большее впечатление?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовиться к изложению на тему «Левша в гостях у англичан».

Урок 28
Изложение на тему
«Левша в гостях у англичан»

Цель: учить излагать содержание близко к тексту, сопровождая цитатами из сказа Лескова.

Ход урока

I. Объявление (сообщение) темы и цели урока.

II. Работа над изложением.

Изложение пишется от лица героя.

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению (Н. С. Лесков. «Человек на часах»).

Урок 29
Завершение работы над «Сказом…».
Н. С. Лесков. «Человек на часах»
(внеклассное чтение)

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. С. Лескова.

Ход урока

I. Закрепление знаний по «Сказу…».

1. Слово учителя.

Л. Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал писатель в эти слова?

Интерес к «Левше» за 100 с лишним лет с момента появления этого произведения не уменьшается. Художники, режиссеры, композиторы по-прежнему обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ – 1924 г., Ленинградский театр оперы и балета им С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева – 1980 г. и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли на экранах.

2. Демонстрация фрагмента из мульт- или телефильма «Левша» (конец сказа).

Учитель. Конец «Сказа…» Лесков считал особенно сильным. «Мне кажется, что лучшая часть все-таки в конце – левша в Англии и его трагическая кончина», – писал он.

– Как вы думаете, какой смысл вкладывал автор в эти последние главы сказа?

– Понравился ли вам фильм?

– Что художник привнес от себя?

– Какими предстают герои «Сказа…»?

– Совпадают ли ваши представления от прочитанного с увиденным?

3. Викторина по «Сказу…».

– Кому принадлежат следующие слова и как вы их понимаете:

«Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, и того мастера сейчас же благородным бы сделал».

«Это, – говорит, – ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке, – тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, – не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».

«Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь».

«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

«Это, – говорит, – против нашего не в пример превосходнейше».

«Это все равно, – отвечает, – где умереть, – все единственно, воля Божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, они стрелять не годятся».

4. Рассказ подготовленных учащихся о последователях левши.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.007 с.)