Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Изучение нового материала. 1. Слово учителя.
1. Слово учителя. 1) О роли пейзажа в произведении. Прочитав стихотворение еще раз, надеюсь, вы почувствовали в некрасовском отношении к природе народность поэта: и воздух у него «здоровый, ядреный», и речка «студеная». В общем, это не просто пейзаж. Значение пейзажа в этом стихотворении не в том, чтобы сказать: в природе все прекрасно, а в жизни народа все плохо. Мысль Некрасова совсем другая. И в природе есть то, что не кажется красивым, но это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами любящего сына или равнодушно оценивающего эстета. И в жизни народа есть много уродливого, даже ужасного, но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли труженика. Поэтому сразу после страшных картин подневольного труда строителей дороги, после изображения белоруса, в котором, кажется, все ужасно, и даже работает он «механически» – где уж говорить о творчестве! – но именно после этих слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться к нему внимательно, но и призывает его «мужика уважать». Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим. Мало того, такой ценой и достигается преобразование мира. Гибнут труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит. Нельзя представить себе путь цивилизации как движение «от победы к победе», а труженика этаким плакатным богатырем, без напряжения идущим вперед. 2) Главный вывод Некрасова. Понимание созидательной силы труда и дает поэту основание провозгласить свою веру в будущее. И одно дело, когда слова поэта «Да не робей за отчизну любезную…» воспринимаются как простая декларация, и совсем другое, когда они стали выводом из глубоких и горьких раздумий, из увиденного его зорким взглядом высокого и трагического облика труженика. Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване. Вспомним, у Некрасова есть немало стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед Мазай и зайцы». И везде поэт стремится «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне. Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда – как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов – такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя – такая же созидательная деятельность, как и труд строителя, крестьянина, рабочего у станка. Вероятно, не только темнотой народа объясняется его покорность. Не так просты пути, ведущие к «выпрямлению» человека, согнутого рабством.
Корней Иванович Чуковский, который был не только детским писателем, но и автором большой книги о мастерстве Некрасова, так сказал о стихотворении «Железная дорога»: «Железная дорога» Некрасова явилась впервые раздавшимся в русской поэзии гимном во славу строительной, творческой, массовой народной работы». И еще раз повторил эту мысль: «Железная дорога» есть первая по времени поэма о творческом народном труде». Верны ли эти утверждения? Конечно, решить, действительно ли это была «первая по времени поэма о творческом народном труде», «впервые раздавшимся гимном» народной работе, вы сможете лишь тогда, когда изучите историю русской литературы и сравните произведения Некрасова с тем, что было написано до него. Но мысль о том, что это «гимн во славу строительной, творческой, массовой народной работы», что это «поэма о творческом народном труде», вы вполне можете оценить, обратившись еще раз к тексту стихотворения. – Итак, прав ли Чуковский? 2. Высказывания учащихся, их выводы. Учитель. В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. А что оно открывает вам, живущим теперь?
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.004 с.) |