Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Изучение нового материала. 1. Слово учителя.
1. Слово учителя. Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям. Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль. Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения. Запись в тетрадях учащихся. 2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования. Общее в пословицах и поговорках: – в них мудро и точно отразилась жизнь народа; – создавались многими поколениями людей; – появились еще в то время, когда не было письменности; – они, как правило, безымянны; – в течение столетий совершенствовались; – темы бесчисленны и безграничны. Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка). В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку. 3. Беседа по прочитанной статье учебника. – О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них? – Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.) 4. Чтение пословиц, их комментирование. Задание: озаглавить каждую группу пословиц. Слова для справок: с. 16, вопрос 2. Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок. Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц: џ Лес рубят – щепки летят. џ Не зная броду, не суйся в воду. џ Цыплят по осени считают. џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки. В чем смысл следующих поговорок: џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов). џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо). џ «рвет и мечет» (злится, бесится). џ «при царе Горохе» (очень давно). џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха). 5. Объяснение учителя с элементами беседы. Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».
– Вспомните, из каких басен эти пословицы? На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» – Как вы думаете, в чем его смысл? – Почему именно это изречение выбрал Даль? III. Подведение итогов урока. Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц. Урок 5 Цели: организовать самостоятельное чтение; дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе; учить детей придумывать загадки. Ход урока I. Проверка домашнего задания. Чтение и анализ придуманных детьми рассказов по пословицам. II. Изучение нового материала. 1. Рассказ учителя с элементами беседы. Загадки древнего мира В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть. В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.005 с.) |