II. Изучение нового материала. 1. Слово учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Изучение нового материала. 1. Слово учителя.



1. Слово учителя.

Мы продолжаем наше знакомство с русским народным творчеством.

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – писал А. С. Пушкин. Эти слова великого мастера слова мы берем эпиграфом к нашему уроку. Наш разговор – о пословицах и поговорках. В чем их отличие и что между ними общего? Давайте попытаемся дать определения этим понятиям.

Пословица – краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

Поговорка меткое, яркое народное выражение, часть суждения, без выводов, без заключения.

Запись в тетрадях учащихся.

2. Чтение статьи учебника с элементами конспектирования.

Общее в пословицах и поговорках:

– в них мудро и точно отразилась жизнь народа;

– создавались многими поколениями людей;

– появились еще в то время, когда не было письменности;

– они, как правило, безымянны;

– в течение столетий совершенствовались;

– темы бесчисленны и безграничны.

Отличие сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи (цветок), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое (ягодка).

В живой речи часто поговорка становится пословицей, а пословица превращается в поговорку.

3. Беседа по прочитанной статье учебника.

– О чем говорит народ в своих пословицах, какие темы отражены в них?

– Почему пословицы легко запоминаются? (В них есть ритм и рифма.)

4. Чтение пословиц, их комментирование.

Задание: озаглавить каждую группу пословиц.

Слова для справок: с. 16, вопрос 2.

Раскрытие прямого и переносного смысла пословиц и поговорок.

Каждая пословица имеет прямой и переносный смысл. Попытайтесь раскрыть прямой, а затем переносный смысл следующих пословиц:

џ Лес рубят – щепки летят.

џ Не зная броду, не суйся в воду.

џ Цыплят по осени считают.

џ От яблони – яблоки, а от сосны – шишки.

В чем смысл следующих поговорок:

џ «на попятный двор» (отказаться от дела, от слов).

џ «заткнуть за пояс» (победить кого-либо).

џ «рвет и мечет» (злится, бесится).

џ «при царе Горохе» (очень давно).

џ «медведь на ухо наступил» (отсутствие музыкального слуха).

5. Объяснение учителя с элементами беседы.

Часть пословиц и поговорок пришла к нам из сказок («Битый небитого везет», «Кому вершки, а кому корешки» и др.), а некоторые пословицы вошли в народ из басен И. А. Крылова, например: «У сильного всегда бессильный виноват», «А воз и ныне там», «Слона-то я и не приметил».

– Вспомните, из каких басен эти пословицы?

На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа»
В. И. Даль вынес народное изречение: «Пословица несудима».

– Как вы думаете, в чем его смысл?

– Почему именно это изречение выбрал Даль?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.

Урок 5
Загадки
(внеклассное чтение)

Цели: организовать самостоятельное чтение; дополнить знания учащихся рассказом о Сфинксе; учить детей придумывать загадки.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ придуманных детьми рассказов по пословицам.

II. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Загадки древнего мира

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.005 с.)