I. Изучение нового материала. II. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Изучение нового материала. II. Подведение итогов урока.



Ход урока

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: ответить на вопросы 1, 5 (с. 4–5).

Урок 2
Обрядовый фольклор

Цели: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни); развивать эстетический вкус учащихся.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Вы уже знаете, что у древних славян были боги, сопровождавшие их в обыденной жизни. В каждом доме жил Домовой, покровитель дома, в бане – Банник, а хозяином леса, покровителем зверей и птиц считался Леший. И важной частью народного быта был фольклор.

Запись на доске и в тетрадях учащихся.

Фольклор – устное народное творчество. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды.

А что такое обряд? Это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года.

– Как вы знаете, начинается год с красивого и веселого праздника. Как он называется? (Новый год, Рождество.)

Начинались эти рождественско-новогодние праздники колядованием.

Колядки – песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т. д.

2. Чтение статьи учебника «Колядки».

3. Рассматривание иллюстрации – репродукции картины «Масленица» Б. Кустодиева, чтение статьи учебника.

– Когда праздновалась Масленица?

– Какова тема масленичных песен?

II. Проверка домашнего задания.

Домашние индивидуальные задания:

а) исполнение масленичных песен заранее подготовленными учащимися;

б) рассматривание рисунков с изображением праздника;

в) конкурс на лучшее исполнение колядок и масленичных песен (по выбору учащихся).

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: читать статью учебника, ответить на вопросы 1, 2, 3 (с. 10); индивидуальные задания по группам.

Урок 3
Обрядовый фольклор.
Весенние, летние и осенние песни

Цели: продолжить знакомство с обрядовым фольклором; работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

1. Что такое фольклор? Какой фольклор называется обрядовым?

2. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чем их отличие от других песен?

III. Обобщение по теме.

Беседа по вопросам:

– Символом каких песен была березка? Когда они исполнялись?

– Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Когда они исполнялись?

– Обратите внимание на нежность, музыкальность песен; найдите повторы, обращения, эпитеты.

– Объясните значение слов:

жито (всякий хлеб в зерне или на корню);

толокно (мука из поджаренного (предварительно заваренного) очищенного овса);

лапти (плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги);

серп (ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня);

жать (срезать под корень).

Подготовка и выразительное чтение одной из песен.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: читать песни, ответить на вопросы учебника.

Урок 4
Пословицы и поговорки

Цели: закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц; дать элементы конспектирования.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

– Народная поэзия привлекала многих русских писателей и композиторов: А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Пришвина, С. Есенина, А. Твардовского, М. Глинку, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Г. Свиридова. Что же всех их, по-вашему, интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение и анализ придуманных детьми рассказов по пословицам.

Загадки древнего мира

В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.

В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.

Загадки английских сказок

Напомню вам еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.

Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании?

На экране проецируются загадки.

Не увидать ее корней, Вершина выше тополей, Все вверх и вверх она идет, Но не растет.             (Гора.) Без замков, без засовов дом, Слиток золота спрятан в нем.                    (Яйцо.)
Ее не видать И в руки не взять, Царит надо всем, Не пахнет ничем. Встает во весь рост На небе меж звезд. Все начинает И все кончает.            (Темнота.) На красных холмах Тридцать белых коней Друг другу навстречу Помчатся скорей. Ряды их сойдутся, Потом разойдутся. – И смирными станут До новых затей.                    (Зубы.)
Две ноги на трех ногах, А безногая в зубах, Вдруг четыре прибежали И с безногой убежали.            (Человек, табуретка,            рыба, собака.) Уничтожает все кругом: Цветы, зверей, высокий дом. Сжует железо, сталь сожрет И скалы в порошок сотрет. Мощь городов, власть королей Его могущества слабей.                    (Время.)

– Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок: зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, трехногая табуретка.

– Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.)

2. Отгадывание загадок.

Попробуйте отгадать и такие загадки:

– Летом одет, зимой раздет. (Лес, дерево.)

– Я хожу, а он остается. (След.)

– Кверху дном – полная, книзу дном – пустая. (Шапка.)

– Днем обручем, ночью змеей. (Пояс.)

– Весь мир одевает, а сама нагишом. (Игла.)

– Только родился, а уже с усами. (Котенок.)

– Хожу на голове, хотя и на ногах.

Хожу я босиком, хотя и в сапогах.

                                               (Гвоздь в туфле.)

– В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок,

Одна рука – и та на спине.

                                               (Чайник.)

– Дом шумит, хозяева молчат,

Пришли воры, людей забрали,

А дом в окошки ушел.

                                               (Река, рыба, рыбаки, сеть.)

– Мету, мету, не вымету,

Несу, несу, не вынесу,

Пора придет – сама уйдет.

                                               (Тень.)

– Чем больше от нее отбавляешь,

Тем она больше становится.

                                               (Яма.)

Ход урока

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Художественный пересказ «Сказания…».

2. Класс оценивает ответ учащегося.

Если ребята принесли репродукции, можно часть урока посвятить их обсуждению, устроить выставку. Если учитель сам найдет изобразительный материал, он может показать слайды, кадры диафильма.

Ход урока

Ход урока

VII. Обобщение.

Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, необидная насмешливость – эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение (наизусть) одной из полюбившихся басен. Знать биографию писателя.

Урок 10
А. С. Пушкин. Страницы жизни.
Стихотворение «И. И. Пущину»

Цели: познакомить учащихся с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее; учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет.

Ход урока

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «И. И. Пущину» наизусть.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение стихотворения «Узник».

2. Чтение письменных работ.

Ход урока

Ход урока

Ход урока

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Изложение биографии М. Ю. Лермонтова:

а) детские годы поэта в Тарханах;

б) жизнь Лермонтова в Москве.

2. Чтение наизусть стихотворения «Парус».

3. Выставка работ учащихся по стихотворению «Парус».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Конкурс «Знаток стихотворного размера» (по рядам).

2. Выразительное чтение стихотворения «Тучи».

Ход урока

I. Организационный момент.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

– Почему книга, в которую входят рассказы, названа «Записки охотника»? (В каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик.)

– Какова основная тема «Записок охотника»? Тургенев страстно любил охоту, и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью, а дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не ускользает от его верного поэтического и пытливого взгляда!

События в рассказах, которые произошли в Орловской губернии, знакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, – словом, все то же, что и в образованном». Слова великого русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошел Тургенев.

Попытаемся восстановить композицию рассказа.

I. «Прекрасный июльский день» (погода установилась надолго):

1) «кроткая заря»;

2) знойный полдень;

3) спокойный закат.

II. Скитания охотника:

1) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);

2) теперь путь найден («…нужно вправо взять»);

3) заблудился совершенно («пошел наудалую»);

4) Бежин луг.

III. У костра в ночном:

1) костер в ночи;

2) пять деревенских мальчиков;

3) рассказ Илюши о случае в рольне;

4) рассказ Кости о том, как русалка «испортила» Гаврилу;

5) рассказ о псаре Ермиле и оборотне;

6) неожиданная тревога;

7) рассказ Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;

8) рассказ Павлуши о «предвидении»;

9) рассказы Илюши и Павлуши о Тришке (антихристе);

10) разговоры о бучиле, лешем, водяном;

11) рассказ Кости об утонувшем Васе («Я Васин голос слышал»).

IV. Наступило утро:

1) рассвет;

2) мальчики возвращаются с табуном.

V. Эпилог (заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейшей судьбе героев): смерть Павлуши.

2. Работа с текстом.

1) Чтение учителем описания природы.

2) Задание: определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень, закат).

Утро – назвать эпитеты, объяснить значение («кротким» – застенчивым, невызывающим, назойливым, слабым; солнце – «приветно-лучезарное», облака «лазурны»).

Сравнения и метафоры: «пылает пожаром» – чуть розовая, алая, солнце «всплывает», «погрузится» в туман, облака «не трогаются», «сдвигаются», «теснятся», «проникнуты светом и теплотой»; «засверкает змейками», блеск – блеску кованого серебра, облака – «острова». полдень (облака, «как дым», звезда – «свечка», солнце «закатилось», звезда – «затеплится»; ветер – «разгоняет, раздвигает накопившийся зной», вихри – «гуляют»; «трогательной кротости»).

Вывод. Каждое слово дышит любовью к родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое слово, чтобы передать нежную красоту рус-ского лета. Природа у Тургенева наполнена живыми звуками и запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью и гречихой…»).

Задание: зачитать строчки, рисующие состояние охотника (удивление – «эге!», испуг – «как-то жутко», «странное чувство», «отдернул… ногу»). Автор, оказавшись ночью в незнакомых местах, в полном одиночестве, испытывает робость и тревогу.

– Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и великолепно знавшего природу? (Вечерняя мгла – «угрюмый мрак», «отчаянно устремился», «странное чувство», камни «сползлись».)

Задание: зачитать описание наступления ночи. Найти метафоры
(«ночь… росла», «звездочки зашевелились»), сравнения («ночь… как грозовая туча»), эпитеты («пугливо нырнула», «громадными клубами», «побледневшее небо»).

Ход урока

I. Организационный момент.

III. Р абота по новой теме.

1. Аналитическая беседа.

– Какой момент избрал художник, задумав создать живописные портреты крестьянской детворы? (На первом плане мы видим нескольких детей, лица которых обращены к рассказчику. Привлек внимание детей стоящий на коленях мальчик, что-то он рассказывает такое, что дети не могут оторвать от него глаз. Ни сидящие, ни лежащие на земле не шелохнутся, боясь пропустить хоть одно слово.)

– О чем же говорит мальчик? (Выражение лица и жест рассказчика убеждают нас в том, что речь идет о чем-то фантастическом, страшном. Глаза его расширены, смотрят поверх голов слушателей, будто видят что-то, не видимое другим. Руки согнуты в локтях, подняты вверх, пальцы растопырены и скрючены.)

– Какое представление об этом мальчике составилось у нас? (Художник наделил его богатым воображением, впечатлительностью, способностью увлекаться, фантазировать и увлекать своим рассказом других. Он весь во власти своего рассказа, убежден в реальности, правдивости того, о чем он говорит.)

– Что объединяет всех остальных детей? (Затаив дыхание, слушатели (их семеро) впились глазами в лицо рассказчика. Среди них нет равнодушных.

Слева от рассказчика мы видим белокурого мальчика. На лице его написаны доброта и сострадание.

Перед рассказчиком полулежат два друга. У одного, что поменьше, картуз, видимо, отцовский, съехал на лоб, но он этого не замечает. Из-под козырька на маленьком и подвижном личике сверкают глазенки мальчика. Он весь внимание. Ему не терпится узнать продолжение любопытной истории. Другой мальчик, чуть постарше, серьезен и спокоен. Он смотрит на рассказывающего, но взгляд его, словно обращенный внутрь, задумчив.

Слева на картине мы видим девочку. У нее худенькое смуглое личико и печальные черные глаза. Нет, нежная душа нашей героини не может выдержать таких страстей.

Вот еще один герой с уздечкой через плечо. Он только что подошел или собирается уйти, но никак не может этого сделать: сочувствие чужой беде и желание услышать о наказании виновного удерживают его.

У крайнего мальчика справа умный, смелый, но суровый взгляд, который сверкает гневом и осуждением.)

– Каков пейзаж, на фоне которого изображены наши герои? (Мы видим луг, на котором пасутся или отдыхают кони. Проступают только силуэты коней, они как бы растворяются в тумане, поднимающемся от реки. Слева стеной стоит темный лес.

Вечер. Солнце зашло, но горизонт еще розовый.

Радует светлое небо, которое будто старается задержать наступление сумерек. Небо поэтически прекрасно. Но поднимающийся молочный туман обволакивает, расплываясь, все видимые нами предметы, придавая им загадочную таинственность.

Эта таинственность соответствует настроению детей, в чьем воображении в эти минуты картины одна чудеснее другой.

Одно жаль: картина исполнена в темно-серых тонах! Но, несмотря на это, всё воспринимается ярко, и, находясь там, вместе с детьми, мы бы тоже прониклись теми же чувствами, что и наши герои.)

2. Рассказы учащихся о судьбе одного из героев (домашнее задание).

3. Сопоставительная характеристика мальчика с иллюстрации В. Лебедева со сверстником учащегося.

Ход уроков

II. Основной этап урока.

1. Выразительное чтение стихотворений.

Желательно, чтобы учащиеся подготовили выразительное чтение заранее под руководством учителя.

2. Анализ поэтических произведений.

Можно предложить учащимся разбиться на группы и каждой группе выбрать стихотворение для анализа.

3. Составление таблицы «Художественный мир Тютчева и Фета».

Особенности художественного мира Тютчев Фет
Настроение. Цвет. Образы. Характер лирического героя    

Ход урока

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение, комментарий, анализ идейного содержания по вопросам:

– Почему Некрасов называет голод царем?

– В чем проявляется власть этого царя?

– Зачем автор рисует толпу мертвецов?

– Что думает о народе генерал? А ваше мнение?

– С каким чувством Некрасов изображает рабочих и хозяев?

2. Чтение записи толкования слов:

ядреный – свежий, чистый;

студеный – очень холодный.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1) Выразительное чтение I части стихотворения наизусть.

2) Тест по стихотворению Некрасова «Железная дорога».

1. Тема стихотворения:

а) любовь к Родине:

б) быт и нравы крестьян при крепостном праве;

в) тяжелый труд крепостных.

2. Изображение осени в начале стихотворения представляет собой:

а) повествование;

б) рассуждение;

в) описание.

3. Пейзаж увиден глазами:

а) Вани;

б) генерала;

в) пассажира.

4. Стихотворение посвящается детям, потому что:

а) они не были свидетелями описанных событий и должны знать правду;

б) они должны знать, как жили простые люди при крепостном праве;

в) в стихотворении упоминается мальчик Ваня.

5. Описывая картины природы и сон мальчика, автор использует:

а) сравнения;

б) антитезу;

в) аллегорию.

6. В строках:

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей, –

речь идет о:

а) царе;

б) нужде;

в) голоде.

7. Значение, которое приобретают слова «к жизни воззвав эти дебри бесплодные», следующие:

а) строители железной дороги принесли цивилизацию в глухие, непроходимые леса;

б) строители напрасно трудились в непроходимых лесах и болотах;

в) на бесплодной земле ничего нельзя сделать.

8. Укор, с которым обращаются к мальчику во сне строители дороги:

а) «Нам не ездить по этой дороге!»;

б) «Вы наши плоды пожинаете!»;

в) «Мы не знали счастья!».

9. Автор предлагает Ване:

а) перенять благородную привычку к труду;

б) подвергнуть сомнению высказывания генерала;

в) изучать историю Родины.

10. Генерал считает русских крестьян:

а) лентяями;

б) варварами;

в) глупцами.

11. Качество русского народа, которым восхищается автор:

а) терпение;

б) выносливость;

в) немногословность.

12. В словах генерала: «Ваш славянин, англосакс и германец не создавать – разрушать мастера» наблюдается явление:

а) антонимии;

б) синонимии;

в) омонимии.

13. Дорога в стихотворении является символом:

а) прошлого;

б) настоящего;

в) будущего.

14. Размер, которым написано стихотворение:

а) дактиль;

б) амфибрахий;

в) анапест.

Ключ к тесту:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
в в в а б в а б а б б а в а

Материал для учителя

Ход урока

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Художественный пересказ глав 4, 6, 7, 8, 9.

2. Анализ «Сказа…» – работа с иллюстрациями, беседа по вопросам.

– Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому?

– Что общего в манере художников и чем их рисунки отличаются друг от друга?

– Какие иллюстрации вам понравились больше, почему?

– Озаглавьте рисунки словами текста.

– Один из критиков так выразил свое мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина… озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый… Стиль… рожден самим текстом, в который вошел художник, чтобы пережить «изнутри» его события».

Согласны ли вы с этим утверждением?

– Еще раз обратите внимание на иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли, по-вашему, согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?

– Сказ «Левша» иллюстрировали и другие художники: И. Глазунов, Б. Семенов, Ст. Косенков, Т. Шишмарева. (Показ иллюстраций.) Чем они отличаются друг от друга? Подумайте, какие бы сцены выбрали вы, если бы рисовали иллюстрации к «Левше»?

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение по ролям диалогов:

а) Левши и царя (гл. 13, 14);

б) Левши и англичан (гл. 15).

Ход урока

II. Работа над изложением.

Изложение пишется от лица героя.

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению (Н. С. Лесков. «Человек на часах»).

Урок 29
Завершение работы над «Сказом…».
Н. С. Лесков. «Человек на часах»
(внеклассное чтение)

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. С. Лескова.

Ход урока

I. Закрепление знаний по «Сказу…».

1. Слово учителя.

Л. Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал писатель в эти слова?

Интерес к «Левше» за 100 с лишним лет с момента появления этого произведения не уменьшается. Художники, режиссеры, композиторы по-прежнему обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ – 1924 г., Ленинградский театр оперы и балета им С. М. Кирова, Московский театр Спесивцева – 1980 г. и др.). Мультфильм и телефильм «Левша» с большим успехом прошли на экранах.

2. Демонстрация фрагмента из мульт- или телефильма «Левша» (конец сказа).

Учитель. Конец «Сказа…» Лесков считал особенно сильным. «Мне кажется, что лучшая часть все-таки в конце – левша в Англии и его трагическая кончина», – писал он.

– Как вы думаете, какой смысл вкладывал автор в эти последние главы сказа?

– Понравился ли вам фильм?

– Что художник привнес от себя?

– Какими предстают герои «Сказа…»?

– Совпадают ли ваши представления от прочитанного с увиденным?

3. Викторина по «Сказу…».

– Кому принадлежат следующие слова и как вы их понимаете:

«Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, и того мастера сейчас же благородным бы сделал».

«Это, – говорит, – ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке, – тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, – не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».

«Сиди, – говорит, – здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь».

«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

«Это, – говорит, – против нашего не в пример превосходнейше».

«Это все равно, – отвечает, – где умереть, – все единственно, воля Божия, а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни Бог, война, они стрелять не годятся».

4. Рассказ подготовленных учащихся о последователях левши.

Ход урока

Ход урока

I. Проверка знаний.

1. Тест по рассказам А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» и «Толстый и тонкий».

1. Рассказ «Лошадиная фамилия» относится к произведениям:

а) сатирическим;

б) юмористическим;

в) трагическим.

2. Необычное в названии рассказа:

а) фамилия акцизного не имеет отношения к лошадям;

б) у лошадей не бывает фамилий;

в) фамилии, оказывается, бывают и у лошадей.

3. Бывший акцизный лечил зубы:

а) травами;

б) заговором;

в) вырывал их.

4. «Лошадиная» фамилия бывшего акцизного:

а) Жеребкин;

б) Лошаков;

в) Овсов.

5. Смех в рассказе:

а) добродушный;

б) уничтожающий;

в) снисходительный.

6. Тема рассказа «Толстый и тонкий»:

а) встреча одноклассников;

б) неравноправие людей;

в) приспособленчество.

7. Встречу с одноклассником восторженно воспринимает:

а) толстый;

б) тонкий;

в) тонкий и его семья.

8. Тонкий дополнительно подрабатывает изготовлением:

а) трубок;

б) пепельниц;

в) портсигаров.

9. Слово, которое находит толстый, чтобы устыдить тонкого:

а) бесчинство;

б) чинопочитание;

в) чинуша.

10. Неискренность тонкого в зрелом возрасте объяснима, так как он еще в детстве:

а) устраивал истерики;

б) обманывал одноклассников и педагогов;

в) ябедничал.

2. Рассматривание иллюстраций Кукрыниксов к юмористическим рассказам Чехова.

– Как вы считаете, передают ли эти рисунки своеобразие чеховских рассказов?

3. Инсценирование рассказов Чехова учащимися, рецензирование игры «актеров».

Учитель. Создавая смешной рассказ, Чехов проявляет неистощимую фантазию и изобретательность. Постарайтесь и вы, ребята, проявить фантазию и изобретательность, инсценируя понравившиеся эпизоды из чеховских рассказов.

А зрители наши будут еще и рецензировать игру «актеров».

Докажите, что «смех – дело серьезное».

Инсценирование эпизодов, рецензирование игры.

4. Анализ рассказа «Пересолил» по вопросам:

– Какие моменты, по-вашему, делают этот рассказ смешным?

– Что общего, на ваш взгляд, в рассказах «Лошадиная фамилия» и «Пересолил»?

– Докажите, что «Пересолил» – это рассказ, а не повесть.

Чтение и запись в тетради определений понятий рассказ и эпизод.

– Какие иллюстрации можно было бы нарисовать к этому рассказу?

Выставка иллюстраций учащихся (индивидуальное задание.)

– Разгадайте кроссворд к рассказу.

1) Профессия героя.

2) Какую работу должен был он выполнить?

3) Что более всего напугало возницу?

4) Название деревни.

5) Крик напуганного возницы.

Слова для справок: землемер, межевание, Девкино, караул, револьвер.

Домашнее задание: придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; прочитать рассказ «Смерть чиновника».

Урок 32
Родная природа
в стихотворениях русских поэтов

Цели: расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века; продолжить работу над выразительным чтением учащихся.

Ход урока

II. Итоги урока.

Вновь звучит музыка из «Времен года» П. И Чайковского. Ученики читают понравившиеся стихи. Учитель подводит итоги урока.

Материал для учителя

Сведения о жизниЯ. П. Полонского.

Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился 6 декабря 1819 года, умер 18 октября 1898 года.

Писательская деятельность – шесть десятилетий. Впервые выступил в печати еще при жизни Лермонтова, а окончил свой творческий путь, когда писал А. Блок.

Родился и вырос в Рязани, в небогатой дворянской семье. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать на хлеб насущный. Но в душе он поэт. Его друзья – Аполлон Григорьев и Афанасий Фет. Среди товарищей Полонский слывет малообразованным провинциалом, «недалеким малым». Среди чиновников и богачей – человеком с незавидной судьбой неимущего студента.

Через год, в 1840 году, Я. П. Полонский впервые напечатался в журнале, в 1841 году издал небольшой сборник стихов «Гаммы», который имел успех.

Пять лет (с 1846 по 1851 год) работает в Тифлисе, в канцелярии наместника, и сотрудничает в редакции местной газеты.

Грузия стала для поэта источником новых тем и сюжетов.

К 1851 году Полонский поселился в Петербурге. Целых 4 десятилетия вел Полонский изнурительную жизнь литературного труженика, журнального поденщика, добывал средства к жизни в качестве домашнего учителя, служил секретарем Комитета иностранной цензуры. Его стихия – стихия чистого лиризма. Вместе с тем он чутко прислушивался к тому, чем жила, о чем думала, на что надеялась передовая Россия.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его по достоинству оценили такие писатели, как Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, хотя у него учились поэтическому мастерству Иван Бунин и молодой Александр Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью поэт говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он остается прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным, со своим собственным, пусть не очень громким, но берущим за душу голосом.

На его личности и творчестве лежал последний отблеск пушкинской и лермонтовской эпохи.

В чем особенности лучших стихов Полонского?

а) В глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме.

б) В его стихах присутствует неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений.

Типичный для него пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны, костер в ночи.

Слабый свет в ночи – основной мотив поэзии Полонского, мотив неясного смятения, панической растерянности, тревоги.

Светлая часть суток, весна, светлые стороны жизни не интересуют поэта. Лирический герой Полонского – печальный, унылый, он замирает перед величием природы, ее тайнами.

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

Основные темы поэзииА. А. Фета – природа и любовь, слитые воедино. Именно в них сосредоточены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Поэт воспринимает эту вселенную всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в ее описании. Глаз художника замечает в природе и человеке тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщены благоуханием ароматов цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки, качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.

Но этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь в его представлении – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Только искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.).

Поэт родился 23 мая 1821 года в Москве в семье академика живописи. Детские годы прошли в подмосковной усадьбе недалеко от Троице-Сергиевой лавры.

Его воспитатель в детстве – писатель И. А. Гончаров.

1837 год – поступление на юридический факультет Петербургского университета. По окончании университета в 1841 году поступил на службу в Московское казначейство.

Писать стихи начал с 15 лет, его призвание – живопись и поэзия.

В 1840 году в «Одесском альманахе» появились его первые стихи – «Сон» и «Картина вечера»; их высоко оценил Белинский.

1842 год – вышел первый сборник стихов. Белинский писал о нем: «Это большое приобретение для русской поэзии, важный факт в истории ее развития… Но жаль было бы, если бы только на этом остановился г. Майков. Антологические стихотворения, как бы они ни были хороши, – не более как пробный камень артистического элемента в поэзии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.297 с.)