Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Изучение нового материала. 1. Размышления над взаимоотношениями героев.
1. Размышления над взаимоотношениями героев. Класс делится на 2 творческие группы: 1-я группа представляет Лидию Михайловну; 2-я группа – рассказчика. – Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Чтение по ролям сцены игры. (Обратить внимание на детали, которые выдавали учительницу во время игры. Тогда станет ясным, что мальчик все-таки понял истинный смысл игры, которую предложила ему учительница.) – «…директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение». Согласны ли вы с такой оценкой поступка Лидии Михайловны? 2. Обобщение наблюдений. Работа над пониманием истинного смысла названия рассказа. – Как вы думаете, зачем нужно послесловие? Что нового оно открывает? (Душевную щедрость, доброту, истинную любовь к детям Лидии Михайловны. Не жалея о случившемся – потере работы! – она старается ободрить героя, помочь ему. Сколько в ее поведении чувства собственного достоинства! И это сближает героев рассказа.) – Обратимся еще раз к предисловию и посвящению – теперь, когда рассказ уже прочитан. – Как вы понимаете смысл предисловия? От чьего лица звучат эти слова? (Эти мысли принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке. Таким образом, прошлое (история с «замеряшками») и настоящее (раздумья о законах доброты) соединяются воедино. Предисловие придает этой реальной истории философское звучание.) – Все «части» этого рассказа: посвящение, предисловие, послесловие, сюжет, характеры героев, название рассказа – рождают главную мысль (то, ради чего написан этот рассказ). Сформулируйте ее. О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? (а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает; б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила; в) добро возвращается добром.) – В чем смысл эпиграфа к этой теме (высказывание Л. Н. Толстого)? – Вспомните рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой». Что общего между двумя этими произведениями? – Обратите внимание на иллюстрации к рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрал художник? Озаглавьте их.
– Какую иллюстрацию можно назвать самой удачной? Почему? III. Подведение итогов урока. Домашнее задание: дописать цитатный план; подготовиться к сочинению (по выбору): 1. Герои рассказов Распутина и Астафьева. 2. Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и его делах. Подготовиться к внеклассному чтению. 1) Прочитать повесть А. Лиханова «Последние холода» и ответить на вопросы: а) От чьего имени ведется рассказ? б) Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему Коля привык, живя в своем доме? в) Когда Коля начинает видеть вокруг себя трудовую жизнь, ощущать по-настоящему беду? г) Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить? Какие качества характера спасли их? д) Как помог им Коля? е) Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли? ж) Почему повесть называется «Последние холода»? 2) Подготовить к уроку портрет А. Лиханова, выставку книг, собственные иллюстрации к повести. Урок 48 Цели: помочь учащимся войти в художественный мир произведений В. Шукшина; показать особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников; ввести понятие «странный» герой в литературе. Ход урока I. Организационный этап урока. Постановка целей. II. Основной этап урока. 1. Сообщение учащегося о жизни и творчестве В. М. Шукшина. 2. Анализ рассказа. Беседа по вопросам: – В чем же эта «непохожесть» главного героя? Как писатель раскрывает характер Глеба Капустина? Какие чувства рождает в нас, читателях, шукшинский рассказ? В чем его своеобразие? – О каком главном событии повествует автор? Как он это делает? (Шукшин без всякого вступления, очень просто, динамично начинает повествование с главного события: «К старухе Агафье Куравлевой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать и отдохнуть».) – Какой экспрессивный синтаксический прием использует здесь Шукшин? С какой целью? (Парцелляцию. Предложения интонационно делятся на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Благодаря этому мы узнаем, что он приехал не один, а также узнаем и о цели приезда. Дальше информация дополняется: «...сын с семьей, средний, Костя, богатый, учёный».)
– Что мы узнаем о Глебе Капустине? (Дается оценочный портрет главного героя – «мужик... начитанный и ехидный» – и говорится о его страсти срезать, ставить в тупик приезжих знаменитостей. Можно привести пример: случай с полковником.) – Как описана внешность Глеба Капустина? (Описание внешности ограничивается двумя штрихами: «толстогубый, белобрысый мужик лет сорока». Ничего необыкновенного.) – Шукшин редко дает развернутые портретные характеристики героев. Ведь речь персонажей настолько выразительна, что человек виден весь. Сам писатель пояснял это так: «Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? как думает? что хочет? В конце концов, мы ведь так и составляем понятие о человеке – послушав его. Тут он не соврет – не сумеет, даже если захочет». Именно язык – главное средство создания характера Глеба Капустина. 3. Работа в группах по карточкам. Карточка 1 Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию. Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания? Карточка 2 Проследите развитие словесного поединка. Как ведет себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он так любил «взмывать ввысь»? Карточка 3 Найдите в языке Глеба Капустина книжные слова и обороты, не свойственные устной речи канцеляризмы, ошибки в использовании иностранных слов, ложные термины, поговорки, присказки, сравнения. Как это характеризует героя? Что создает комический эффект? Карточка 4 Проанализируйте обвинительную речь Капустина в адрес кандидата. Можно ли назвать ее образцом идеологической проработки? Почему? Докажите. Каким видим мы здесь Глеба Капустина? В ходе деятельности в группах учитель может и сам принимать участие наравне с другими. Затем группы по очереди знакомят всех учащихся класса с проделанной работой. Учитель.Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он «срезает»? (Мужики мало разбираются в тех вопросах, которые затрагивает Глеб. Неслучайно он говорит кандидату: «Вы извините, мы тут... далеко от общественных центров, поговорить хочется, но не особенно-то разбежишься – не с кем». Своих, деревенских, он ни во что не ставит. «Откуда что берется?» – удивляются они, говоря о Глебе и не понимая того, что для кандидатов наук совершенно нет темы для разговора. «Давайте установим, о чем мы говорим», – просит Константин Иванович. Но так до конца спора Глеб будет путать его, сбивать с толку; и мужики ни на минуту не засомневаются в том, что Глеб «оттянул» кандидата, «причесал» бедного Константина Ивановича, а «Валя-то даже рта не открыла». В голосе мужиков слышится жалость к кандидатам, сочувствие. И хотя Глеб по-прежнему удивлял, восхищал, но особой любви у мужиков к нему не было.) – В начале и в конце рассказа дана авторская оценка поведения и характеристика Глеба Капустина (ученики находят по тексту). Почему же так подробно воспроизведен словесный поединок? В чем суть авторского «исследования», трагикомизм рассказа? (По словам автора, Глеб – «начитанный и ехидный» человек, любви к нему никто не испытывает. «Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще». Шукшину важно не только раскрыть через подробный словесный поединок характер героя, но и показать страшноватую природу смеха, переодевания Глеба в спорщика, «полуученого»: с одной стороны, он высмеивает затасканные формулы, весь поток информации из Москвы, а с другой – как бы предупреждает, что и провинция себе на уме, что она не только объект манипуляций, «объегоривания». Писатель одним из первых задумался над проблемой огромной важности: почему вся эта деревенская, низовая Россия так боится Москвы, владеющей «телевластью», экспериментов над собой, исходящих из столицы? В этом отношении Глеб выступает как бы заступником деревни, отражает время в его противоречиях, «срезает» один за другим «нарост догм и лжи».)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.01 с.) |