Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы и целей урока.
1. Сообщение темы и целей урока. 2. Чтение статьи учебника (с. 40–41, II часть) о М. М. Пришвине, ее обсуждение. – Что пишет Паустовский об особенностях творчества М. М. Пришвина? Перечислите отмеченные Паустовским особенности: а) своеобразный писатель (то есть отличный от других); б) его учитель – русский народ; в) любовь писателя к природе соединилась с любовью к человеку; г) «его занимает суть человека». – Как определяет Паустовский жанры созданных Пришвиным произведений? (Повести, рассказы, «географические очерки».) – Повторите понятие жанра по «Краткому словарю литературоведческих терминов». – Что такое эпиграф? (По «Краткому словарю…».) – Какие слова автора статьи о Пришвине подтверждает эпиграф? (У Пришвина «все объединено человеком».) 3. Словарная работа. Суть – самое главное и существенное в чем-нибудь1. Сокровенный – свято хранимый, тайный2. «Его не интересует наносное». Синонимы: случайный, привнесенный со стороны. 4. Рассказ учителя и подготовленных учащихся о писателе. «М. М. Пришвин считал и не считал себя детским писателем. Первый опубликованный им рассказ («Сашок») был для детей и появился в детском журнале «Родник» в 1906 году. В 1931 году Пришвин писал: «Исследуя написанное мною за 25 лет литературного труда, я нахожу бесспорную ценность в том, что написано мною для юношества и детей». И в то же время говорил, что обращается своими книгами не к детям, а к тому внутреннему ребенку, который сохраняется в душе почти каждого взрослого человека. Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля 1873 года неподалеку от Ельца в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем его отцу. Отец – Михаил Дмитриевич, происходивший из елецких купцов, – был по-барски разумен, принадлежал к разряду тех немногочисленных в русском купечестве прошлого века натур, сочетавших в себе несомненную и яркую талантливость с полной неспособностью управлять своим талантом и обращать его на пользу людям. Поэт и мечтатель в душе, он растил орловских рысаков, сажал сады, выводил новые сорта цветов, был превосходным охотником, удивительным рассказчиком, неплохо рисовал. Крупный проигрыш в карты не только разорил Михаила Дмитриевича, но и вконец подорвал его здоровье. Когда Мише, младшему в семье, шел восьмой год, отца парализовало. В автобиографическом романе «Кащеева цепь» писатель рассказывает, как отец здоровой рукой одним движением нарисовал на бумаге каких-то необыкновенных животных и подписал: голубые бобры. Потом сердобольные соседки и родственницы, разглядывая рисунок, вздыхали: «Фантазер был. Все профуфукал покойник, и правда, остались какие-то голубые бобры».
Кто бы мог подумать тогда, что как раз «голубые бобры» и станут для Михаила Пришвина самой дорогой частью отцовского наследства. Вместе с ним унаследовал будущий писатель поэтическое мироощущение, великую способность верить в реальность мечты, умение создавать творческой силой воображения небывалую в мире красоту3. Будущий писатель рос среди крестьянских детей, учился в Елецкой гимназии и был исключен оттуда с «волчьим билетом» за крупную ссору с учителем географии… Переехал в Тюмень к дяде, крупному сибирскому промышленнику. Шесть лет учился в реальном училище Тюмени, сдал экстерном4 экзамены за курс классической гимназии в Елабуге, поступил в Рижский политехнический институт, за участие в социал-демократической организации был арестован и после годичного заключения и суда выслан на родину под гласный надзор полиции. В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, где поступает в университет на агрономическое отделение философского факультета. Отходит от революционной борьбы. Через 4 года возвращается на Родину с дипломом агронома. Он работает в графском имении, в земстве, на опытной сельскохозяйственной станции, пишет агрономические книги, готовит себя к научной деятельности. Но пробудившийся интерес к литературному творчеству заставляет его резко изменить свою судьбу. С 1905 года Пришвин становится писателем-путешественником, этно-графом5, очеркистом. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты «сказки собственного детства»6. Первая книга М. Пришвина – «В краю непуганых птиц». Пришвин стремится не только записать произведения устного народного творчества, но и понять душу человека-сказителя. У него этнографический подход к материалу, он видит в фольклоре единство формы и содержания.
В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь бурундук», «Дедушкин валенок», «Рассказы егеря Михаила Михалыча» и др.), сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца Вэша Куоннэзина «Серая Сова». Демонстрируется выставка книг писателя. 5. Чтение вслух учителем и заранее подготовленным учеником начала сказки-были «Кладовая солнца». Учитель. Сказка-быль – не просто произведение о природе. В дневниковой записи М. Пришвин рассказывает: «В «Кладовой солнца» я написал, что правда есть суровая борьба за любовь…». Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому как солнце откладывает свою энергию в торфяных залежах, писатель вместил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе… Правда – не просто любовь к человеку. Она заключена в суровой борьбе за любовь и раскрывается в столкновении двух начал: зла и любви. Зло, стремящееся удовлетворить хищные инстинкты, наталкивается на силу любви, на страстное желание выжить. Потому сказка Пришвина светится не только любовью, – в ней борьба, в ней столкновение добра и зла. «Кладовая солнца» – сказка, и вместе с тем события в произведении имеют реальную основу. «Кладовая солнца» была написана в первые дни после войны, в конце мая – начале июня 1945 года. Радостное ощущение победы согревает каждую строчку. Герои сказки-были Настя и Митраша – сироты, однако они не беззащитны. Быстро научились вести домашнее хозяйство и стали «жить хорошо». И соседи помогают им, чем могут. Не отрываются они и от артельной жизни. Но характеры у них разные. И эта, казалось бы, незначительная разность характеров приводит их порой к ссорам. Одна из таких ссор и стала конфликтной основой сюжета.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.007 с.) |