Шелтозеро. Северное возрождение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шелтозеро. Северное возрождение



 

1. Шелтозеро. Утро 4 января 2018 г. по Р. Х. Сельский пейзаж с узкой журчащей сквозь нелепую деревянную оградку речушкой, ограниченной серо-снежными берегами с бурыми проталинами, погрузил меня в мир Северного Возрождения. Вспомнилась брейгелевская «Перепись в Вифлееме».

Зимняя деревенька с высоты птичьего полёта. Жизнь идёт своим чередом: на заднем плане замёрзший водоем, по которому бродят люди с разной поклажей, чиновники чертят что-то в своих амбарных книгах — видно, ведут перепись, крестьяне строят сарай, режут свинью, собирают хворост… Люди погружены в повседневную рутину, поэтому не замечают, как в город входит Святое Семейство. Иосиф Обручник с привычным плотницким инструментом в руках и Матерь Божия верхом на ослике направляются к постоялому двору. В одной из критических статей отмечено, что этим полотном П. Брейгель утверждает факт присутствия Иисуса Христа здесь и сейчас, показывая, что Он находится среди нас. И мы Его не видим, пока Он вне нас. Но вот когда точка зрения кардинально меняется…

2. На Шелтозерском подворье Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря Рожественскую ёлку треплет беспощадный ветер. Даже прикрученные на проволоку игрушки сдаются на милость неуёмной стихии и время от времени отправляются в свободный полёт. Серый снег норовит обнажить землю. Плюсовая температура в январе, наверное, несколько приближает нас к тем широтам, где более двух тысяч лет назад развернулись известные всему миру события. Тихо и неприметно родился Спаситель, Царь и Бог, предпочтя дворцовой роскоши бедный вертеп. Глядя на погодные условия, невольно думаешь о бедности грядущих рукотворных вертепов на Рождество.

Мы, кажется, чем-то похожи на брейгелевских персонажей, увлекаясь во дни гражданского новолетия и предрождественской лихорадки кухней, стиркой, уборкой, разговорами, планами, подарками. Поправить мишуру, не забыть купить мандарины, позвонить тёще, выбить ковёр… Кто-то пишет, кто-то собирает хворост, кто-то строит сарай. Тем временем Святое Семейство на подходе. Не пропустить бы в суете.

3. На подворье это особенно ощущается, потому что там тихо. Всегда. В храме Рождества Христова неспешно служится молебен святителю Николаю Чудотворцу. В воздухе несостоявшимся вопросом зависают евангельские слова: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8). О чём просить в эти дни, когда мы замираем в ожидании чуда? Нет, честнее сказать, пытаемся замереть. Продираясь сквозь суету, бесконечные разговоры, погружённость в… а по большому счёту, в нечто, в свете грядущего Рождества не достойное человека. О чём просить Тебя, Господи? Нам, грешным мятущимся людям, буквально купающимся в Твоей благодати да так, что сердце не всегда выдерживает? Или и это ещё не всё? И милостям Твоим бессчетным меры нет? Так удивительно, право. И неудивительно одновременно.

«Если Бог даровал нам бытие — самый великий дар благости, если после того, как мы отпали от Него и пали из жизни в смерть, Он даровал нам для возрождения нас, для приведения к жизни — Сына Своего, то как малы все другие блага, которых мы просим у Него в молитве, чтобы по первому искреннему слову веры даровать нам их, если они существенно для нас необходимы, и как неизвинительны мы, когда сомневаемся получить их от Бога в молитве!» — так размышлял святой праведный Иоанн Кронштадтский в «Моей жизни во Христе».

И Бог всё дарует, дарует, дарует… Тишины хочешь? Пожалуйста. Вечности? Сколько угодно. Благодати? Не унести. Молитвы? Заикнись только. Смирения? Покаяния? Милости? Слова закончатся быстрее, чем дары Божии. Иногда сам себе позавидовать готов, до того чудесно!

Да и место это, подворье то бишь, само по себе — большой подарок. Не зря сам прп. Иона Яшезерский молится и хозяйствует здесь. Его явное присутствие — непреложный факт. Как заходишь на территорию, сразу радостью веет. Речка чахленькая шепчет что-то невразумительное, снег на глазах сереет и уходит в небытие, ёлка из последних сил пытается дожить до Рождества, сохранив праздничный вид, из туч то снежинки мокрые сыплются, то дождик капает, небо давит, а на сердце только «Слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе!» И тепло, и хорошо, и солнечно. И суета умирает, словно вредный атавизм. И Христос здесь и сейчас. Что это как не дух северного возрождения, вышедшего из искусствоведческой терминологии в реальную жизнь? Что это как не чудо?

А сколько их впереди:)…

ДЕНЬ 4 ЯНВАРЯ

(Шелтозеро)

 

Господи,

Как сохранить в глазах небо, а в сердце Твою благодать,

Как не споткнуться о камень и всё это не расплескать,

Не попасться в лукавые сети и с выкупом не отдать,

За ломаный грош не продать, не зарыть, не забыть, не проспать?

 

У меня ведь руки дырявые и такая же голова,

Там, где многие находили, я спускала всё на раз-два.

А Ты мне отмерил столько, что не знаю, как и дышать —

Не то что там гонять думку или чего-то желать!

 

Тебя, Господи, всегда много — без границ и без берегов,

И сколько ни примеряйся, никогда не будешь готов

К твоей Любви необъятной, Которую пить и пить...

Помоги благодать Твою в сердце да небо в глазах сохранить.

 

ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ

 

Сегодня в стране широко праздновался День учителя. Тысячи добрых слов лавинами обрушились на тех, кто ежедневно обучает, воспитывает, наставляет, терпит и любит. Потому что без любви — к детям, предмету, делу — всё это бесполезно. Дети досаждают, предмет навевает скуку, а дело превращается в каторгу. А ведь дело-то не простое, а благословенное Самим Богом. И брак в нём катастрофичен, посему как быть и что делать, да?

Как котик, бродя по лужайке интуитивно выбирает нужную травку, чтобы помогла в его кошачьей жизни, так и мы с друзьями — людьми, имеющими к педагогике кой-какое отношение, — по наитию решили отметить профессиональный праздник в поселке Кварцитный, в храме преподобного Ионы Яшезерского, чью память ныне совершали. И у простого человека может возникнуть вполне резонный вопрос, а причём здесь День учителя и прп. Иона? Попытаюсь ответить.

 

х х х

Тема учительства и ученичества красной нитью проходит через всё житие этого дивного угодника Божия, один из эпизодов которого рассказывает о его отношениях с прп. Александром Свирским. От юности прп. Иона прослышал о подвигах прп. Александра и по достижении совершеннолетия отправился к нему на Свирь. Жажда Бога творит чудеса. Юноша бросает всё и уходит с обжитого места навстречу неизвестности, потому что хочет научиться богопознанию, молитве, посту, смирению… Т. е. стать ближе к Богу, потому что другой цели просто нет. 

У человека, как рассуждал прп. Силуан Афонский (цитирую не дословно), два пути — либо возненавидеть себя и возлюбить Бога, либо возлюбить себя и Бога возненавидеть. Это не имеет никакого отношения к самобичеванию и психическому расстройству. Речь идёт о пресловутой формуле «я хочу!», которая тащит то к одной иллюзии, то к другой, возбуждает то одну страсть, то другую, швыряет из огня да в полымя. И существует только один способ преодолеть этот порочный круг — возненавидеть грех, который коренится в человеческой природе, как сорняк борщевик — по виду судя, вроде зелень, а как сорвёшь, так и ожог получить можно, и отравление, и рвоту, и анафилактический шок. И борьба с ним ведётся не на жизнь, а на смерть. Прп. Иона выбрал узкий путь и сурово подвизался в обители Живоначальной Троицы, пребывая в послушании у прп. Александра. Один учил, другой благодарно учился. Именно прп. Александр благословил прп. Иону на подвиг пустынножительства, который он нёс на берегу Яшезеро, где и основал святую обитель, коей в текущем, 2017-м, году насчитывается 455 лет.

И вот с этого времени прп. Иона становится просветителем Вепсского края, т. е. учителем веры православной. «По лесным тропам стекались к нему пустыннолюбцы». Когда я регулярно читаю подобную фразу в различных житиях святых, в земле карельской просиявших, то невольно улыбаюсь, потому что когда пустынножители собираются в коллектив, то какая уж тут пустыня? Пустынник ведь человеческого одиночества ищет, диалога с Богом. Прп. Иона 30 лет молчал и, скорее всего, возвещать истину народу не рвался, но по любви к Богу и ближним встал на предначертанный путь — подвиг духовного руководства.

И здесь опять урок нам, людям современным, которым даже благодати хочется для себя. Ну вот чтобы молиться, в храм ходить, книжки читать, в паломничества ездить, иконы по дому расставлять — и при этом, чтоб не мешал никто, под ногами не болтался, да? А житие прп. Ионы буквально кричит, что слова «мой, моя… моё мнение, я так считаю, я так хочу» — это нечто из адского лексикона. «Да будет воля Твоя!» — вот восклицание небесных человеков. Поэтому прп. Иона скромно руководил теми, кого ему Бог послал, сам трудился, сеял, рубил, кашеварил, строил… В работе — первый, в молитве — первый, в добродетелях — первый, в своих глазах — хуже всех. И каждый шаг — по воле Божией. Дивно!

х х х

Праздники в Вепсском краю — это всегда радость неисчерпаемая. В Кварцитном сегодня собрались богомольцы из Карелии, абсолютно разные люди, которых объединила любовь к прп. Ионе Яшезерскому. Игумен Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря Досифей (Ларионов), благочинный иеромонах Прокопий (Каюмов) и монахиня Афанасия (Наволоцкая) показывают себя достойными учениками прп. Ионы, поэтому там на службе побывать — дорогого стоит. Рассказывать об этом нет смысла, потому что это как раз тот случай, когда — «прииди и виждь». «Виждь» благость, мир, красоту, смирение и радость о Господе. Когда Бог в центре жизни, а всё остальное на предписанных местах. «Не пером описать», как говорится.

Мы вот часто кроссовки до дыр истреплем, чтоб узнать волю Божию о себе — старца нам какого-нибудь дай-подай, да поэкзотичнее, прорицателя и фокусника. Уже туристические маршруты проложены с таким бонусом за большие деньги. А зачем? Рядом ведь всё. Вот прп. Иона Яшезерский — земляк наш великий. Просветитель. Житие прочитаешь, помолишься — и не надо на край света, неизвестно за какой там посиневшей птицей тащиться. Ясно ж всё, как Божий день — учись! Бога любить учись, ближнего, от себя оторви — другому дай, для возвышения — умались, для радости — смирись, терпи, терпи и терпи. И будет с тобой, как говорили подвижники, неизреченное. Что именно? Ответит Небесный Учитель. Когда спросишь. Не сможешь сам понять — ну тогда по молитвам преподобного отца нашего Ионы получится. Учителя.

Главное — захотеть: «Да будет воля Твоя!»

 

ВМЕСТЕ
(Кварцитный, 05.10.2019 г. по Р. Х.)

 

А по праздникам нашим почему-то хочется плакать —

Не вмещает сердце любви, дарованной Богом Всевышним —

Внимательным к вздоху молитвы, которой преспел срок капать

Слезами октябрьского дождика... Шорохи слышишь? —

 

Он шепчет о том, как вепсский святой Иона,

Собрал нас, рассеянных, словно горох, в тихом храме,

Где осень людскими руками прибрала, как флорист, икону

Киноварью кленовой да узорчатыми цветами.

 

Что мы приносим сюда? Болезни да вздохи.

Во что переплавил их Бог? В горнюю радость.

Мы воздух вдыхаем грядущей во Свете эпохи,

Не понимая, за что нам столько досталось

 

Мира, любви, тишины, счастья усыновленья,

Возможности знать святых и заключать в объятья

Братьев, сестёр... Христова семья в селенье

Кварцитном днесь скреплена была благодатью,

 

А листья летели с берёз, золотя земные дороги,

И онежские волны псатирили, разбиваясь о берег пологий.

И Иона смотрел с иконы, радуясь, что так много

Близких ему людей собрались вместе... Слава Богу!

 

МОЙ АДРЕС — ПОЛЕ ЧУДЕС

(Кварцитный – Вехручей – Шёлтозеро, 01.09.2019 г. по Р. Х.)

 

«Утро. У христианина два верных состояния: первое, когда он общается с Богом; второе, когда он ищет Его. Все остальные состояния сразу или постепенно уводят в страну далече…» Это у меня в тетрадке бумажка приклеена на память — отрывок из книги монаха Салафиила (Филипьева) «Тайна Афонской пустыни (дневник пустынножителя)».

Я тоже, случается, дневниковыми записями развлекаюсь — черкаю, что вздумается, выписываю задевшие чем-то цитаты из книжек умных, листики календарные вклеиваю с изречениями, картинки из журналов, стихи, понятное дело, — куда ж мне без них? — ксерокопии статей степлером прикрепляю… За год набирается толстый гроссбух, считай — самостоятельная «книга из книг», ну и можно полистать-повспоминать, чего там было да как, Бога поблагодарить, потому что обычно было так, что… не передать, в общем, сколь искусно ни цитируй. Мой адрес не дом, короче, и не улица. Мой адрес — Поле чудес. Божьих. 

 

х х х

Утро. У тёти Вали два верных состояния: первое, когда она не может открыть глаза; второе, когда она совсем не может открыть глаза. Все остальные тащат её в страну далече, как козу на верёвке. Посему неудивительно, что в воскресенье я обнаружила себя в Кварцитном — в чудесном храме преподобного Ионы Яшезерского. Про него можно много говорить, потому что второго такого нет. Абсолютно точно. Он уникален, как Спасская башня Московского Кремля или Ростральные колонны на Васильевском острове. Всё. Без аналогов и подделок. Прииди и виждь.

Мне он, помимо архитектурных тонкостей и изысканного убранства, нравится тихими уютными уголками, коих не счесть. Где иконочка небольшая из цветов выглядывает, где салфеточка столик украшает, где изречение в рамочке, где табуреточка притулилась… Чувствуется, что пришёл ты в Дом Божий — настоящий, тёплый, а не в отстраненное музейное пространство попал. Раньше как-то мимо этих «финтифлюшек» летела. Зачем нам, исихастам чокнутым, салфеточки? У нас там это… как его… трезвение с созерцанием и с огуречную бочку цитат из «Добротолюбия». Рогожа и дерюга — вот декоративные элементы нашего быта и основа бредового дизайна. Угу. Но Бог милостив, мозги вправляет, слава Ему! Так что сидела там, резьбе умилялась и глядела, как лучики сквозь витражи рассеиваются. А что? Красиво! «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя…»

 

х х х

Раз уж о молитве начала… Где молитва, там монахи. На меня давно и стабильно производит неизгладимое впечатление матушка Афанасия, монахиня за 70, с Шелтозерского подворья Ионо-Яшезерского монастыря. Т. е. если б меня за рукав поймали и сказали «Так, тётя Валя, быстро, в двух словах дай характеристику матушке Афанасии, а то секир те башка!», я б не растерялась и прямо ответила «Монахиня-монахиня!».

Ну, она такая носительница монашеского духа, как будто из книг вышла: не видать, не слыхать, а изыми её из картины мира, и картина начнет сыпаться к немалому своему удивлению:) Её можно сравнить с яйцом, которое скрепляет каменную кладку на века. Сидит себе молится, а если что скажет — в двух словах, так потом три дня думаешь. Дорогого стоит. Иными словами, в мире фейков да симулякров, матушка являет собой форму убедительной «ханы» всей это лжи.

Помнится, у монахини Евфимии (Аксаментовой) были размышления о преподобии, когда она на кухне помогала в день памяти прп. Сергия в Троице-Сергиевой Лавре: «В этом дне словно раскрывался сокровенный смысл преподобия. Преподобия, вовсе не закрытого от человека под личиной напускной суровости или замысловатой сложности. Оно было действительно рядом и повсюду. Как воздух или осенняя свежесть. В будничных и простых вещах. В радушии и открытости. В готовности помочь и посочувствовать. В надежде и юношеской окрыленности…» В общем, не буду об очевидном, и так всё понятно.

 

х х х

После Кварцитного заезжали в деревню Вехручей в часовню свв. апп. Петра и Павла. Часовня удивительная — маленькая, крепкая, утопающая в зелени, а наверху вместо луковицы… шишка. С крестом. Лесной вепсский колорит, так сказать.

Отец Прокопий всё вещал о происках тёмных сил на вверенной ему территории: то голос у него пропадёт, то аналой они забудут, то одно, то другое… Уф. Наверное, чё-то тут местные и химичат. Поди знай. У меня чувствительности к таким национально-инфернальным затеям нет. Наоборот. На молебне стоишь — так легко дышится, так спокойно молится, так тихо думается. И это объяснимо. Вот, допустим, с иконы глядят на нас апостолы Петр и Павел — две кардинально разные личности, которые подчас в упор друг дружку не понимали. Чего не разбежались-то? Что их объединяло? Вера во Христа. Посему и нас, людей разных-распрекрасных, тоже объединяет Христос. Чудо!

х х х

Шёлтозеро встретило нас осенними плодами — спрятавшимися в траве красными яблоками, и «поучением от человеков». Отец Прокопий назидал нас в Первом послании к Коринфянам святого апостола Павла. Про любовь говорили. А о чём ещё можно говорить в воскресный день, когда Вепсский край изутюжен и вымолен вдоль и поперёк? Только о том, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7). Потому что такие дни — это, первое, когда мы общаемся с Богом; а второе, когда мы ищем Его. Аккурат то, о чём я в тетрадке своей заветной читала.

И слово плоть бысть.

Слава Богу!

 

 

КАСКЕСРУЧЕЙ. 28 АВГУСТА

Серые тучи освящает подоблачный крест,

Разгоняя тоску почуявших осень небес.

Мы сегодня, подобно Марии, избрали благую часть,

Которую моли не съесть и хитрым ворам не украсть:

Приехали в храм Успенский почти что на край земли —

У строптивых онежских волн, в необозримой дали.

Собраны Божией Матерью, как рассыпанный в мире горох.

И за что нам такая радость? Знает лишь Бог,

Который сегодня пришёл в вепсский студёный край

И показал, что на мшистых камнях тоже может ждать рай —

Чутких сердцем, с любовью в глазах, друг на друга по-братски похожих.

Слава Тебе за всё, милосердный Боже!

За это тоже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.062 с.)