Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дней с преподобным ионой яшезерскимСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ИЗ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ …Основателем монастыря был преподобный Иона, один из последних учеников и соратников преподобного Александра Свирского. Приняв от учителя благословение на подвиг пустынничества, преподобный Иона поселился меж двух озер — Яшезеро и Сенное — где пребывал в безмолвии около тридцати лет. Со временем, к преподобному стали стекаться пустыннолюбцы и возникла необходимость в устройстве обители. … Любитель пустынножительства и безмолвия, по воле Божией, принял на себя новый многотрудный подвиг духовного руководства. С новыми силами и пущим усердием трудился преподобный над устройством обители для братии, к нему пришедшей. Первой постройкой была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Затем были устроены келии и хозяйственные постройки с оградою. Для сбора средств на создание монашеской общины в 1562 году была открыта вкладная книга. Этот год и можно считать годом основания Благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря. … Р асширялись пределы монастыря, увеличивалось число храмов. Глубокую любовь и уважение питали к подвижнику митрополит Новгородский Исидор, игумены Соловецкого монастыря Иаков и преподобный Иринарх, а также многие другие современники. Преставился преподобный Иона в конце XVI века и погребен в основанном им Благовещенском монастыре. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЧУДО
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7-8).
День проходит. Ему на смену спешит другой — похожий на него, как брат-близнец. Привычка к рутине замыливает взгляд и потихоньку бетонирует сердце. На что откликаться, если и так всё понятно, ожидаемо, предсказуемо? Чего там нового? «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, — вздыхает Екклезиаст, — и вот, всё — суета и томление духа!» Последнее выражение дословно переводится с древнееврейского как «погоня за ветром». То есть ерунда какая-то, которая указывает на ничтожность и призрачность бесконечных занятий, которые перманентно порождают другие занятия и так до бесконечности, пока не вмешается Христос — Вечная Новость, Который рвет шаблоны, бичует стереотипы, стандартное превращает в уникальное, не забывая по ходу дела отбивать от успокоившегося в летаргии сердца куски бетона. Чудо. Чудо объяснить нельзя, как и классифицировать, взвесить, измерить, разложить на атомы. Его можно только переживать, наблюдать и как-то с Божией помощью обдумывать. Вот когда мы с друзьями в июне 2017 г. по Р. Х. приехали на Шелтозерское подворье Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря, то ничего сверхъестественного со мною не произошло. Ну да, там красиво — и травка зеленеет, и солнышко блестит, и яблони с грушами умиротворяюще шелестят, и цветочки разные глаз радуют. Храмы вот стоят — и архитектурный облик впечатляет, и росписи, и образа, и «дизайн интерьеров»:) Прп. Иона Яшезерский с иконы взирает так, что как-то сразу доходит, кто тут перед тобой вообще — молитвенник, просветитель, воин Христов. Люди вокруг добрые, службы чинные, небо голубое, вода мокрая. Но вроде как «это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:10), да? А потом возвращаешься оттуда и… случается тихое чудо: на что бы ни смотрел — радует, кого бы ни встретил — любишь, как брата, чем бы ни занялся — «Господи, помоги!», что бы ни случилось — «слава тебе, Господи!». О Вепсском крае начинаешь думать в категориях «родная земля» и «святое место», хотя был там чуть ли ни впервые, о прп. Ионе вспоминаешь, как об отце родном. Каждый день — праздник. Что такое «рутина», уже забыл. Что это, если не чудо? Нас долго приучали к фокусам, поэтому мы ждём искрящихся фейерверков и оркестров с бравурными маршами, создающих антураж для извлечения на свет Божий очередной пустышки в блестящем фантике. И когда ты вдруг различаешь еле слышный «глас хлада тонка» (3 Цар. 19:12), то рискуешь ушам своим, оглохшим от мирской суеты, не поверить. В современных информационных потоках до нас разве что докричаться можно и то не всегда, а здесь — Господь говорит на языке тишины, веянием тихого ветра, сила которого, однако ж, превосходит многие ураганы, коим, конечно, доступны все небоскребы и глыбы мира, кроме одной — сердца человеческого. А Господу возможно всё. Слава Богу!
ДЕНЬ ВТОРОЙ. ТРУД
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф. 7:17).
Преподобный Иона Яшезерский способен поразить многим: верностью Богу, тридцатилетним молчанием, долготерпением, мирным духом, милосердным сердцем… Тем не менее, меня он изначально удивил трудом. Так вот почитаешь его житие раз, другой, и в голове невольно рисуется богатырь, которому подвластны и необъятные таёжные деревья, и каменистые почвы, и непролазные чащобы. Сам Благовещенский монастырь находится в малодоступном месте в 17 километрах от Шокши, известной на весь мир малиновым кварцитом — камнем, на котором Господь воздвиг Церковь свою для приобщения к вере вепсского народа, а потом уже можно говорить о памятниках, надгробиях, украшениях зданий и прочих мимоходящих явлениях, которые сгорят вместе с Землей. А так пока людям служат — глаз тешат. Чтобы жить в этом месте, надо было иметь абсолютное упование на Бога, железную волю и неиссякаемое трудолюбие. Сидя в доме, упакованном микроволновками, стиральными машинами, мультиварками да и просто горячей водой с газом, как-то не воспринимаешь озёрную воду в кадушке и доски вместо кровати. Ну и чтоб корою согреваться… Фантастика, короче. «Мама, а откуда мы знаем, что это было так?» — с искренним удивлением спросила меня тринадцатилетняя дочь, которой я с восторгом докладывала про подвиги прп. Ионы Яшезерского. И мне это недоумение понятно. «Да, были люди в наше время…» А сейчас? Поди знай. Потому что утверждать, что их нет, — это значит ограничивать действие Божие в мире. Лучше поостеречься. Жизнь показывает, что случается всякое. Просто это «всякое» в телевизор не рвётся, рекламой не занимается, наоборот, — тишины ищет, поэтому, пока нос к носу не столкнёшься — не узнаешь. «Богу ведомо, болтать не велено», — как мне некогда сказал один мудрый врач. Из жития мы можем почерпнуть, что «ревность преподобного Ионы по устроению основанной им обители изумительна. Помимо сооруженных в обители храмов и всех хозяйственных построек, в строительстве которых преподобный сам принимал активное участие, он в одиночку прокопал канал из Яшезерского озера в Сенное для удобства лова рыбы. Ко времени расцвета обители, преподобный Иона достиг глубокой старости. Всего же преподобный Иона прожил более ста лет: из них около тридцати в совершенном безмолвии, а в монашеском делании — порядка восьмидесяти. Заботясь о благосостоянии своей обители, он ездил верхом по окрестным и дальним селениям для нужд монастырских; сам вытачивал из дерева нужные для церкви вещи». И это не считая трудов по просвещению вепсов, пребывающих в язычестве. И тут сложно сказать: что проще — храм с нуля поставить или человеческое сердце с той же отметки к этому храму привлечь. Здесь рассказывать бесполезно, здесь нужно потрудиться, и всё делается понятным. До обмороков от усталости. В современных храмах Вепсского края народу не толпы, но глядя на присутствующих, поражаешься трудам последователей прп. Ионы Яшезерского — игумену возрождающегося монастыря Досифею (Ларионову), благочинному монастыря иеромонаху Прокопию (Каюмову) и монахине Афанасии (Наволоцкой). С виду хрупкие люди, а по мере совершаемого с Божией помощью — богатыри, которым подвластны и неохватные таёжные деревья для возведения храмов, и каменистые почвы душ человеческих, находившихся в безводной советской пустыне, и непролазные чащобы мира сего, о чьих плодах мы в курсе. До отрыжки. В общем, дело преподобного Ионы живёт и побеждает. «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31) ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ВЕРА
Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17:20).
Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в том, что диалектика суть следствие грехопадения. Двойственность несовершенна. Совсем. Вот, допустим, вера — дар Божий. Он дал, ты принял. Случается, с благодарностью:) И вот в Бога ты веришь, в достоверности Евангелия не сомневаешься, причем так, что даже агитация с многотомными комментариями не нужна. И на любой неофитский вопрос «А как же это Бог допустил /сотворил / позволил …?» поначалу внутренне закипаешь: «Да как ты мяукнуть-то посмел?! На Самого Бога!» А потом пыл поугасает — аккурат когда попадаешь в ситуации, разуму человеческому не доступные и силам твоим не подвластные. Когда годами заученные экономические расчеты, логические схемы, п(о)рочные механизмы прогнозирования и всякая аналитическая геометрия рушатся в прах, и Господь, образно выражаясь, тебе всей жизнью говорит: «Иди по воде!» Что скажешь? Ну, обычно за гидролокатором бежишь, а то вдруг… В общем, в Бога верю, а Богу — нет. И вот это самое «нет» нужно учиться преодолевать — молитвой, чтением Слова Божия, практикой духовной жизни, участием в Таинствах, доброделанием и положительным примером, допустим, святого угодника Божия. Преподобный Иона Яшезерский родился в селе Шокша. Крестьянский быт, дивный пейзаж, размеренное существование среди работящих вепсов, чей край даже сегодня, несмотря на всеобщую разруху, радует взор аккуратными оградками, опрятными дорожками и клумбами, разбитыми с тонким вкусом. Чего ещё надо? Какой смысл искать лучшего, что испокон веков враждует с хорошим? Однако, прослышав о подвигах великого старца, преподобного Александра Свирского, прп. Иона, будучи совсем молодым, уходит к нему на Свирь. И вот когда мы читаем слова «уходит к нему на Свирь», наверное, надо вникнуть, что внедорожников тогда не было, по лесам бродили волки с медведями, сервис на трассах был не развит, хотя бы потому, что не существовало самих трасс, и кроме как «Господи, спаси!», обороняться от невзгод и скорбей нечем. (Хотя можно подумать, сейчас есть чем.) В общем, «иди по воде!» на наших глазах трансформируется в «иди по лесу!». Вера в Промысл Божий в отношении своей жизни и каждого шага по ней порождает в преподобном Ионе решимость быть орудием в руках Божиих, что бы вокруг ни происходило. В житийном тексте мы встречаемся со свидетельством богоугодной жизни преподобного в обители Пресвятой Троицы: кроткий нрав, послушание наставнику, упорство, терпение. Как-то у старца Иосифа Исихаста натолкнулась на мысль, связанную с терпением. «Рвота ада бесконечна», — сказал он. Ёлки-волки-скудный стол-убогий кров — это полбеды. А вот от себя не убежишь, посему терпеть приходится — то одно в голову придёт, то другое, то третье… Ад не дремлет. И как его победить? На это отвечает ученик старца Иосифа — старец Ефрем Филофейский: «Чтобы победить, нужно решиться умереть». И понятно, что не нашим ртом эти тексты воспроизводить, но они рождают в душе истинное восхищение подвигом веры преподобного Ионы, который в тот лес дремучий шёл, судя по всему, как на войну. … На Шелтозерском подворье сегодня дел много, а делателей ровно столько, сколько в Евангелии сказано. И с одной стороны, то, что мы видим вокруг, — это явные плоды веры. Потому что в немощах только сила Божия чудеса творит. Т. е. очевидно, что отец Досифей в этот край пришёл всё равно что в лес. Только вместо деревьев и волков было плохо поддающееся истреблению наследие социализма. Но сейчас мы уже видели и Шелтозеро, и Кварцитный, и Каскесручей, и, Бог даст, Рыбреку узрим. И всё это без вмешательства какого-нибудь Норильского никеля. А с другой, — Бог ждёт делателей, чётко указуя путь через святого своего Иону Яшезерского: с верой Богу можно идти по воде, по лесу и по жизни вообще. И это куда перспективнее, не говорю уже — радостнее и спасительнее, чем по GPS-навигатору. Господи, благослови! ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. МОЛИТВА
Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, Ионе, отче наш, моли непрестанно о всех нас.
Кондак прп. Ионе Яшезерскому
В иконостасе храма прп. Ионы Яшезерского посёлка Кварцитный Прионежского района Республики Карелия есть икона этого святого угодника Божия, где он изображен молящимся на глыбе малинового шокшинского кварцита перед Божией Матерью и Младенцем Христом. С любовью глядят они друг на друга. И даже если тебя из бетона отливали на соответствующем заводе, ты всё равно умиляешься представленному сюжету — «молитвою и псалмопением дебри и леса облагоухал еси». Глядя на эту икону, невольно начинаешь молиться и… Вот знаете, что интересно: если вы действительно хотите понять святого, то помолитесь ему. Если вам нужно понять человека, помолитесь о нём. Если вы вообще жить хотите — молитесь. Молитва — она как связующая нить, чьё начало уходит к Богу. И люди, подобно бусинам, нанизываются на неё, переплетаясь и создавая некий Богу угодный узор. В нашей же воле — стать янтарем, жемчугом, булыжником, песчаником, мрамором или вообще мимо нитки катиться… «По вере вашей», как говорится. Когда прп. Иона Яшезерский пребывал в послушании у прп. Александра Свирского, то, как свидетельствует житие, «скоро обучился иноческому деланию». Ну а какое у них там делание, кроме Иисусовой молитвы? Сейчас, конечно, версии разные существуют. Кому монастыри и курортами грезятся: релакс на фоне чарующих пейзажей. А что? Смылись люди за забор от угнетающего водоворота бесконечного транспорта, «купи-продай», «успеть-не пролететь», и молятся себе в тиши. Чистое здоровье. Сколько раз с современниками пересекалась, все как один считают, что молитва и необременительное времяпрепровождение суть одно. Это тебе не закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ проводить и не кирпичи таскать с 9.00 до 18.00. И чего там прп. Силуан Афонский про «кровь проливать» писал? Может, ему и виднее: он на иконе, а мы на грешной земле. И такая прагматичная позиция, на самом деле, очень сильно отравляет существование и губит его, потому что отрывает человека от Источника Жизни — от Бога, с Которым нужно говорить как с Личностью. Это у язычников пень бессловесный, а у нас Бог-Слово, с Коим посредством Им же дарованного слова и общаешься. И Он всё для этого дал. И прежде всего, благодать Свою, без которой и «Господи, помилуй!» не пропищишь. Сказано ведь, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). А у нас молитвословий — тома бессчетные, что наводит на мысль о неисчерпаемой заботе Господа о нас, грешных, дабы на каждый вздох было утешение, на каждую благую мысль — укрепление, на каждое дело — благословение. И во всём любовь. Есть ли что выше? Прп. Иона, смотрящий на нас с иконы, — это не персонаж духовной живописи, не порождение фантазии художника (замечательного, кстати, иконописца Дмитрия Юдова), не «преданье старины глубокой». Прошение из кондака «Моли непрестанно о всех нас!» — не вопль в пустоту и не дань вепсской национальной традиции. Это реальность и сила, сворачивающая горы. Когда мы были на службе в день памяти прп. Ионы Яшезерского в Кварцитном и отмечали 455 лет его монастыря, то происходящее иначе как чудом Божиим ощутить было нельзя. Такое чувство, что на руинах расцвел дивный вертоград. (Там даже на светильниках лозы виноградные:) И ведь не благодаря, а вопреки — истории, природе, обществу, финансированию, неверию. Откуда эта красота вокруг родилась? А вот из молитв к молитвеннику за Вепсский край, из регулярного сердечного «моли Бога о нас!». После этого — хоть запыленным щебнем, только бы в Божьи бусы вплестись. Аминь.
ДЕНЬ ПЯТЫЙ. СМИРЕНИЕ
Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29).
«Но как светильник не может укрыться в ночи, так и подвиги угодника Божия не могли быть долго скрытыми от людей, ищущих спасения. По лесным тропам стекались к нему пустыннолюбцы. Любитель пустынножительства и безмолвия, по воле Божией, принял на себя новый многотрудный подвиг духовного руководства». Это как раз то место из жития преподобного Ионы Яшезерского, в котором рассказывается, как он, пребывая в уединении и непрестанной молитве на берегу Яшезеро откликнулся на призыв Божий и основал там обитель во имя Благовещения. Помнится, когда я в первый раз это прочитала, подумала: да, сильно. Это в современном мире у людей карьерная лестница, мечты о власти, чаяния о руководстве и лозунг «Всё выше! и выше! и выше!», причем Небо в виду не имеется. А у людей Божиих устремления другие — от страстей и пороков очиститься, осуждение в словах и мыслях преодолеть, от мирских финтифлюшек сердцем оторваться и спокойную совесть хранить. Это программа-минимум. А по максимуму — Царствие Божие внутри себя взращивать с помощью Господа нашего. И там места для «Я знаю! За мной! Слушай меня!» совсем нет. Так что руководство духовное, скорее, как крест воспринимается. С которого снимают. Но «если кто хочет идти за Мною, — возвещает святое Смирение, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он воссел одесную Отца. Он, Новый Адам, Родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных, избрание приемлется святым смирением, запечатлевается святой любовью». Это цитата из трудов епископа Игнатия (Брянчанинова), в которой, как в капле воды, отразилось качество, присущее в принципе всем святым вообще, ну и преподобному Ионе, в частности. Смирился, взял крест свой и пошёл по этой многотрудной дороге пахать без выходных и больничных. Ну и кто в коллективе работал, тот знает, что «руководство» — это не для всех непререкаемый авторитет и повод для послушания. Для некоторых и случай на прочность руководителя проверить. Примеров приводить не буду. Их груды книг не вместят. И может возникнуть вопрос: а зачем так пристально всматриваться в полутысячелетнюю историю, какие-то там образцы смирения выкапывать? Ну жил себе в лесу человек и жил, ну наставлял кого-то и ладно, ну трудился — так добровольно ж, нам-то что? Вот я себе этот вопрос некогда тоже задавала и… Ответ — он помимо моих волевых усилий пришёл. Не из книжек, лекций, логических построений, напряжений мысли. Это можно сравнить с разглядыванием шедевра — какого-нибудь монументального полотна. Взглянул впервые издалека — ну здорово написано, чего там. Потом ближе подошёл, повнимательнее посмотрел — побольше понял, каким-то деталям порадовался. А впоследствии, когда уже всякую точку, штришок, мазок, как свои пять пальцев узнал — восхитился мастерством создателя. Не на эмоциональном уровне — наши чувства переменнее ветра, а на более глубоком, проникнутом пониманием и внутренним переживанием уровне. Так и здесь — берёшь в руки житие прп. Ионы, читаешь абзацы, предложения, вникаешь в слова, и Бог тебе открывает святого как Свой шедевр, от которого глаз не оторвать. Потому что сладкого уже вкусил, зачем горечь, фигурально выражаясь, «Черного квадрата» и прочего, душу не радующего абсолютно? Лучше уж со смиренным общаться и смирения набираться, пока не поздно. Преподобный отче наш Ионо, моли Бога о нас!
ДЕНЬ ШЕСТОЙ. ЛЮБОВЬ
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8).
«Чтобы любовь проснулась, надо приехать сюда…» — выводила я в блокнотике дождливым ноябрьским днём, впервые попав в Шелтозеро, на подворье монастырское. Ну, потому что правда это. Живёшь, как статуя, у которой, страшно сказать, в анамнезе святыни Земли Русской — Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и прочее, чему можно обзавидоваться. И всё у тебя спокойно, статично, предсказуемо, как на кладбище. Ещё б дождик ледяной на нос не капал — совсем сказка. А тут в карельской глубинке ниоткуда ни возьмись, вдруг откуда как взялось! Современники, значительно кивая, сказали бы — глобальная перезагрузка. А мне тогда не до анализа было — как определить да на какую полочку в сознании поставить. Всё равно. Главное — пришёл, увидел, полюбил. И казалось бы, вот оно счастье, греби его лопатой! Но вдруг раз — и начинаешь умирать. Натурально, медицински оправданно. Такой контраст! Как будто солнце показали и отправили на рудники, куда-нибудь за Полярный круг, выражаясь в духе местного эпоса, «в Похъёлу, в страну тумана, в сумрачную Сариолу». Но это так виделось. Любовь же нами мыслится как кондитерский комбинат — сплошь сладко, воздушно да розы на тортах. Без шипов. А не так, чтоб вёдрами о грехах рыдать, становясь к Богу ближе. Рыдать — это типа не любовь, это трагедь. Когда преподобноисповедник Севастиан Карагандинский говорит, что болезни — гостинцы с неба, то, честно скажем, сразу не верится. Распробовать надо тех гостинцев, тогда поймешь, о чём он совершенно искренне и опытно вещал, подобно архангелу с вестью благой. Доброй значит, душеспасительной. А так… Нет, Господи, лучше здравия подай, благоденствия, терпения. И побыстрее:) В 2017 году я так осторожно, по явной воле Божией, по Вепсскому краю, освященному житием прп. Ионы Яшезерского, проехалась и… тот же результат. Как в круге света находишься и с ощущением, простите за пафос, родного дома, хотя вепсов в роду не было, и никто из предков тут вовек не селился, а мне они известны с 1800 года вместе с их географией биографий:) Ну, а с другой стороны, кто я, чтоб пути Господни разбирать? Да и не хочется, честно говоря. Потому что смотришь на эту землю, видишь её святыни, восставшие из праха, людей ангелоподобных, природу умиротворяющую, вечное небо над всей этой красотой простирающееся, и ломается вычурный слог, а заодно и дедукция с индукцией, с синтезом, аналогией и иными ненужностями. Ходишь там себе и, кроме как «Слава Тебе, Господи!» и «Радуйся, преподобный отче наш Ионо!», ничего в голову не приходит вообще. И если один раз это объясняется случайностью, два — совпадением, то далее мы вступаем на территорию, где властвует закономерность, Богом установленная. Ибо, как проповедовал святитель Иоанн Златоуст, «любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто — ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное». И не размышления на тему «откуда что берется». Безусловно, мне не известно, как там жизнь дальше сложится, где предстоит встать, где упасть, куда Господь поведёт, а где остановит, но всё увиденное, услышанное, пережитое в этом святом месте навсегда стало внутренней историей. Историей любви.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ВОСКРЕСЕНИЕ
Ты не видел телесными очами Воскресшего из мертвых? – но созерцаешь Его очами веры. Не видел Воскресшего телесными очами? Но узришь Его в бесчисленных чудесах.
Святитель Иоанн Златоуст
«Восста от мертвых земля Оптинская, яко иногда Лазарь четверодневный: прииде Господь по мольбам отцев преподобных на место погребения ея и рече: Гряди вон!» — записывал некогда себе в дневник убиенный иеромонах Василий (Росляков), работавший на восстановлении известного российского монастыря. Невероятно было наблюдать, как из обломков немощными людьми созидается неизъяснимое благолепие, воплощается с Божией помощью в жизнь мечта… Наука психология учит, что через мечту можно раскрыть личность. На что направлены воля, ум, силы, то и представляет собой высшую ценность. Евангелие говорит об этом прямо: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). В «Толковом Евангелии» епископ Михаил (Лузин) так комментирует этот стих: «Сердце всегда более занято тем, что для него дорого, что оно любит, к чему привязано; в чем человек поставляет свое высшее благо, к тому и лежит сердце его. Итак, чтобы истинно направить стремления нашего сердца, необходимо, чтобы предмет его стремлений был истинен, свят и чист». Поэтому есть смысл остановиться и осмотреться: где ты, предмет стремлений? Ау! В безлюдном месте на Яшезере находится разрушенный Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь. Что ещё могло остаться после семидесяти лет глумления над святынями христианского мира? Как обычно, стены, руины и череда плачущих ангелов при осквернённых алтарях. Дорога туда напоминает, скорее, не торный путь, а направление. Что называется, не всякая колесница долетит да середины её, а та, что долетит, вполне может накрыться на мелкие кусочки. То бишь всё против нас, кроме Господа Бога. Поэтому взирая на оставшееся в наследство запустение, вспоминаешь слова из акафиста прп. Ионе Яшезерскому: «Чудная обитель Благовещения Матери Божией, на брегах Яшезера устроися, труды и молитвами твоими. В основании оной благочестие возложив, воздвиг нерукотворенный храм духа, неветшающий и светло красующийся». Тоже, должно быть, не всякий тогда в то «устроися» безоговорочно верил. Ни крана тебе, ни лебёдки, ни круглопильного станка, из всех технических достижений — топор. А вышло-то, по Промыслу Божию, славное дело. Даже в руинах просматривающееся. И мысль о воскресении святой обители, в самом Благовещенском названии которой уже звучит окрыляющая надежда, буквально парит в воздухе Вепсского края. Сколь бы фантастически ни выглядела эта идея, она будет жить, как и созвучная ей идея Воскресения, Которое казалось невыполнимым бредом, и Которое обратило в бред всё, что Ему противоречило. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8), и не нам векторы чертить и указатели расставлять. Нам — трудиться да петь почаще прп. Ионе Яшезерскому: «Радуйся, предстательством твоим, яко щитом крепким нас заграждающий. Радуйся, края Вепсскаго преславный проповедниче. Радуйся, страны Карельской и всея России сияние». И нам бы той радости! А также чудес, трудов, веры, молитвы, смирения, любви и воскресения, которыми щедро одаривает нас Вепсская земля по молитвам святого преподобного Ионы Яшезерского, который «угодил в Троице славимому Богу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.214.226 (0.017 с.) |