Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа со Шрилой Прабхупадой Бхактисиддхантой СарасватиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
О Бхактивиноде Тхакуре И слушании раса-киртанов
31-го числа месяца Бхадра 1337 г. (по бенгальскому летоисчислению), или 16-го сентября 1930 г. от Р.Х., в среду после полудня, в бхаджан-мандир Шри Гоудийа Матха на Ултаданги Джанкшн Роуд, к Шриле Прабхупаде пришёл известный землевладелец из округа Надия - Напхар-чандра Пал Чоудхури Бхакти-бхушан Махашой. Он был современником Шрилы Бхактивинода Тхакура и секретарём общества "Шри Навадвип-дхама Прачарини Сабха". Уже несколько дней он приходил к Шриле Прабхупаде слушать его Хари-катху, но сейчас он пришёл с вопросом. Напхар Бабу: До того, как Шрила Бхактивинод Тхакур покинул этот мир, мы каждый год приходили повидаться с ним, и во время празднования дня явления Шримана Махапрабху в Майапуре киртания Ганеш и другие пели песни о Лилах Господа. Тогда от Шримад Бхактивинода Тхакура никаких возражений по этому поводу не было. Махаджана йено гатах са пантах - если это так, то почему вы тогда протестуете против слушания таких киртанов? Шрила Прабхупада: У меня нет возражений против слушания киртанов о Шри Хари-Лиле. Более того, только слушанием и пением киртанов о Хари-Лиле страсть обусловленных душ к слушанию песен, наполненных историями о карми и мирской болтовнёй, полностью исчезнет, и кроме этого у них нет никаких шансов спастись. Напхар Бабу: Тогда почему же ни в Майяпуре, ни здесь, в Гоудийа Матхе, вы не поощряете пение как исполненных чувств Божественной любви киртанов о Лилах Господа, так и других подобных им киртанов? Шрила Прабхупада: Есть отличие между киртанами Лил и киртанами шрингара-расы. Находящиеся под влиянием анартх души могут слушать киртаны о Лилах Шри Гоуры, а так же о детских и им подобных Лилах Кришны, но если они будут стремиться слушать и петь киртаны о шрингара-расе, то вместо блага нанесут себе лишь вред. Напхар Бабу: Но ведь те, кто являются преданными, могут слушать и петь эти киртаны. Какие против этого могут быть возражения? Шрила Прабхупада: Кто может судить - кто предан, а кто нет? Если кто-то предан, он не будет судить о преданности других, беря за основу мнения материалистов и тем самым оставляя зависимость от Господа. В действительности киртан совершают Преданные. Зачем им нужно смешиваться с непреданными и идти слушать киртан из наёмных уст? Киртан следует слушать только из уст Шри Гурудева. Материалистичный преданный размышляет так: "Чтобы никогда не забыть Божественных уст Гурудева, кроме Рупануга-киртана я не буду слушать никаких других киртанов, пусть даже это будут повествования "Шримад-Бхагаватам" из уст Шри Шукадева, или установленный Шри Гоурой санкиртан, идущий через шрота-парампару". Но тем более такому преданному никогда не следует слушать киртаны низменных личностей, наёмных певцов, проституток, охотников за женщинами, торгашей, материалистов и разношёрстной толпы. Такой преданный должен находиться в среде сваджатийа, или тех, кто имеет такую же цель (саман-уддэшйа-йукта) и подобные наклонности сердца (сама-читта-врити-вишэш), также как и более зрелых по отношению к себе преданных, и киртан ему нужно слушать от них; а в слушании киртана от мирян, устремлённых к обретению положения, денег и женщин никогда не будет блага. Напхар Бабу: Так что же, Шримад Бхактивинод Тхакур, когда слушал и вдохновлял петь киртан "торгашей", действовал вопреки Преданности? Шрила Прабхупада: Шримад Бхактивинод Тхакур никогда не слушал киртан от торгашей, мирских обывателей, распутников или мирян привязанных к женщинам. Подобно ловцам слонов пользующихся для этой цели обученной слонихой, он, ради постепенного избавления от безумия некоторых любящих "жареные" сплетни простолюдинов, одержимых бренными мирскими удовольствиями, прибегал к подобным уловкам. Когда сильно привязанные к услаждению слуха люди, жаждущие утолить эту свою потребность, приходят в Шри Майяпур, то там, под влиянием этой святой дхамы и садху-санги, они могут получить благо. Если, не сознавая этого, они совершат служение Гоура-дхаме, то в их сердцах может отразиться отблеск великой преданности (маха-бхактйа-абхас). Если же эти любители услаждать свои уши не услышат такого рода оживляющих слух песен, то они так и не обратят своего внимания к святой дхаме, и как следствие этого не услышат Хари-катху. Поэтому он и использовал такую тактику. Эта уловка была его милостью к обусловленным душам. Тем же из нас, к кому он проявлял свою полную милость, он советовал быть особо бдительными в отношении слушания таких песен от наёмных материалистических певцов. Он говорил нам: "Берегитесь! Не ходите туда. Никогда не слушайте Хари-катху из наёмных мирских уст, то есть из уст не-вайшнавов. Кроме киртана, исходящего из Божественных уст Шри Гурудева, не слушайте ничего из чьих-либо уст". Напхар Бабу: Следует ли из этого, что он вёл двойную проповедь: одну - для своих близких, а другую - для посторонних? Шрила Прабхупада: В чём разница между "близкими", и "посторонними"? Тот, кто принимает его истинную милость и его суровые слова правды, может стать его близким; тот же, кто упорствует в удовлетворении своих чувств, либо придерживается современных оппортунистических взглядов, будет для него посторонним. В журнале "Садджон-тошани", также как и в своих книгах "Шри-Чайтанйа-шикшамрита", "Джайва-дхарма" и др., он много говорил в отношении слушания раса-киртанов. Возможно, вы читали такие его высказывания в статье "Бхакти-сиддханта-вируддха и раса-абхас" из "Садджон-тошани" (6.2): "В словах великих душ нет притворных чувств (раса-абхасы) и противоречащих вайшнавам заключений (вайшнава-вируддха-сиддханты). Когда лишённые духовных переживаний личности (араса-гйа), равно как и певцы, просто повторяют слова, то, как правило, это либо раса-абхас, либо сиддханта-вируддха. Сиддханта Вайшнавов очень глубока. Если бы они долгое время изучали Вайшнава-дхарму в обществе Вайшнавов, то тогда, несомненно, они впредь не допустили бы подобной вируддха сиддханты. …Предприимчивые певцы никогда по-настоящему не общались со святыми и не знают вайшнава-сиддханты, а их поверхностный "профессионализм" - великий грех, поэтому, когда словосочетания, исходящие из их уст, доходят до слуха Вайшнавов, тех словно оглушает громом. …В этом есть нечто ужасное, так как сами песни о шрингара-лилах Шри Радха-Говинды, равно как и слушание их, в высшей степени почитаемы и заслуживают вечного поклонения нами. Воспевать эти бхаджана-лилы вместе с обывателями неблагоразумно, а также оскорбительно (апарадха). Апона бхаджана-котха на кохибе джотха тотха: "не говори о своём бхаджане где попало". Если верить этим словам Ачарйев и продолжать слушать песни о духовных чувствах (раса-ган) из уст меркантильных предпринимателей (жаждущих славы и положения, либо внимания представительниц "прекрасного пола"), то это приведёт к апарадхе. …В тех местах, где находятся преданные разных уровней духовного осознания (сарва пракар-адхикари), там будут петься соответствующие Имена и молитвы, а также песни в духе служения (дасйа-расы). И только там, где находится беспримесный, шуддха-расика-вайшнав, допустимо слушать (в соответствии с адхикаром слушателей) песни о духовных чувствах (раса-ган), и, более того, в это время следует воспринимать их в соответствии со своим собственным (сварупочит) настроением служения (бхаджана-бхавой). Если пение будет соответствовать всему этому, то Вайшнавы и другие присутствующие обретут благо. А места, где поются, как в порядке вещей, песни о духовных чувствах (раса-ган) с желанием обогатиться и надеждой усладить свои чувства, несомненно, созданы самим Кали". Напхар Бабу: Если это так, тогда та проповедь, которую совершал Шри Бхактивинод Тхакур Махашой, не является примером для подражания? Когда в Шри Майяпуре, он не возражал против раса-киртанов из уст киртании Пешадара, а наоборот поощрял их, то в чём здесь различие между его святой жизнью (ачаром) и проповедью (прачаром)? Шрила Прабхупада: В действительности, через несколько дней после этого он сказал мне и моим сверстникам: "Если кто-либо думает, что поскольку мы не возражаем многочисленным материалистам или, по некоторым соображениям, не чиним им препятствий в том, что они делают и, мол, потому таково же и наше мнение, то они заблуждаются. Те,кто жаждет для себя духовного блага, будут всегда хранить в своей памяти шлоку, написанную Шри Рупой Госвами: саджатийашайе снигдхе. Что касается моих намерений, то если кто-то исполнен вдохновения достичь (высшей духовной) цели, тогда к нему приду я. Если кто-то желает богатств, он пойдёт к тому, кто более богат. Если он придёт к (материально) нищему (Преданному), или к не очень богатому, такому как я, то, желая получить долю нашего Богатства, он будет готов разделить и нашу (материальную) нищету. Слушать же Хари-катху следует от того, кто на все сто процентов служит Шри Хари, кто связал Его в своём сердце верёвками Премы, которые Тот не в силах разорвать. Необходимо слушать от Шри Гурудева, а не от каких-то личностей, не имеющих вес. Киртан совершает Преданный. Дитя в должное время само сможет стать отцом. Но люди "с плохим пищеварением" не должны есть незрелые плоды (то есть, слушать того, кто сам "не зрел"). Если принимать его не зрелые советы, то они не смогут усвоиться, и тогда для этих людей возникнет ещё больше препятствий. Шримад Бхактивинод Тхакур поощрял петь подобные песни лишь для любящих "жареные" сплетни бесполезных людей, но это не было его конечной целью. Он считал, что поскольку тот, кто совершает служение Шри Махапрабху, будет щедро награждён, так пусть и все его так называемые "друзья" получат награду. В основном так он поступал с материалистичными людьми. Принимая во внимание разные уровни людей, он прибегал к подобным уловкам, чтобы привлечь их к Шриману Махапрабху. Но нам (своим близким) он говорил: "Не слушай Хари-катху от тех, кто не живёт святой жизнью. Если ты не живёшь такой жизнью, то не стоит проповедовать Хари-катху. Проповедуй сам себе при закрытых дверях". Необходимо иметь глаза, чтобы видеть святую жизнь Шримад Бхактивинода Тхакура. В общении со многими окружающими он разыгрывал спектакль, но люди, слыша его и видя его святую жизнь и проповедь, не могли понять их. Напхар Бабу: То, что он запрещал вам, об этом он предостерегал и нас. Шрила Прабхупада: Мы общаемся с разными людьми, и это его указание. Я говорю людям: "Слушайте всё время Хари-катху". (Например,) кто-то мне сказал (однажды во время Хари-катхи): "Мой сын сейчас смертельно болен". Я ему отвечал: "Он всё равно умрёт, так что слушай Хари-катху! Так ты устранишь своё невежество и превратишь своё сознание, сейчас склонное к наслаждениям, в сознание, наполненное стремлением служить Кришне". (В это время Шрила Прабхупада давал подробные толкования на "Шри Чайтанйа-Бхагавату" (Мадхйа-лила 19.47-93) о путешествии Шри Гоуры со Шри Нитьянандой из Шри Майяпура в Шантипур в дом Шри Адвайта Ачарьи, с заходом по пути в дом дари-санньяси в Лалит-пуре, и тому подобных тем). Многие читают "Шри Чайтанйа-Бхагавату", но кто может понять заключённый в ней смысл? То, что предначертано судьбой, произойдёт само собой, так зачем же прилагать излишние усилия для этого? Если некуда девать силы, используй их для Хари-бхаджана. Те, кто провоцируют меня к мирскому счастью, я направляю таких людей "из своего окружения" к материалистам, чтобы я не слышал больше их слов. Они не из моего окружения. Скорее, я считаю их своими врагами.
***
Жизнь в служении Гуру
Ответная речь Его Божественной Милости Парамахамсы Паривраджакачарьи Шри Шримад Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Махараджа на Вьяса-пуджу.
Авидьяхаран Натьямандир Шри Чайтанья Матха, Шридхама Маяпур, 7 февраля 1931 г. Harmonist, т. 28, № 10
ом агьяна тимирандхасьа гьананджана-шалакайа «Я падаю ниц перед Шри Гуру. Только по его милости я смог прозреть. Он умастил мои глаза чудотворным бальзамом, исцелившим меня от слепоты невежества. О учитель, я твой вечный должник». Этот благословенный день предоставляет мне возможность выразить почтение лотосным стопам моего гуру. У меня была эта благая возможность в прошлом году и сегодня Господь проливает на меня Свою милость. По милости Господа мы получили возможность весь прошлый год служить Шри Гуру. Ведь лишись мы этого служения, мы не смогли бы жить. Но мы прожили целый год, и сегодня пришло время спросить себя, все ли мы cделали ради служения духовному учителю. Шри Гуру хочет, чтобы мы служили Господу сообща. Говоря «мы», он не имел в виду каждого из нас в отдельности. Людей, поглощенных собой, очень много. Они говорят: «Это доверено только мне. Я ни с кем не буду делиться своим служением. Я избран». Но мягкое сердце Гурудева просит: «Давайте все вместе поклоняться Господу, отбросив всякое себялюбие». Преданное служение – величайшая ценность на свете. Но лотосным стопам Гуру нельзя предлагать то, что осквернено корыстью. Он не отвергает ничье служение на том основании, что человеку не справиться с такой высокой миссией. Он также не говорит, что нельзя служить Богу, ибо люди недостойны касаться этой святыни. В санкиртане мы совместно воспеваем Святые Имена Господа, молясь Богу и прославляя Его. Молящийся или славящий добровольно ставит себя в положение нижайшего слуги Того, кому он молится или кого славит. Но при этом есть и третий участник, готовый преклонить свой слух к его словам и оценить, насколько тот, кто поет славу, действительно искренен в своих чувствах. Об этом говорит Сам Гаурасундара: «Чтобы воистину служить Святому Имени Господа, нужно стать смиреннее травинки». Невозможно молиться, не осознав собственного бессилия и ничтожества. Если мы молим о помощи, это значит, что нам не справиться в одиночку. Один никогда не сделает того, что могут пятеро, несмотря на всю свою силу. Шри Гаурасундар повелел нам петь Святое Имя Господа, а это означает – просить милости у Бога. Он сказал, что, обращаясь к Святому Имени, мы должны быть смиреннее травинки. Если же мы зовем Бога лишь для того, чтобы попросить Его об услуге или ради утоления собственных нужд, то где же взяться такому смирению? Показную скромность не сравнить с подлинным смирением, она – просто вид ханжества и лицемерия. Молитва, обращенная к Богу в фарисейском духе, никогда не достигнет Его, ибо Он – Верховное, Независимое, Совершенное, Самосознающее Существо. Он никому и ничем не обязан. Необходимо занять смиренное и повинное положение, лишь тогда наша молитва достигнет Верховного Повелителя. Нужно стать смиреннее травинки, и, во-вторых, запастись терпением. Если его нет, наше обращение к Богу ничего не даст. В нетерпении мы капризно требуем желаемого. Но капризность прямо противоположна смирению. Необходимо поверить в Господа и Его щедрость. Если мы искренне взываем к Нему, то сможем побороть все посторонние желания. Когда наша вера тверда, мы терпеливы и бескорыстны. Если же мы все время жалуемся, если наша стойкость постоянно изменяет нам, если мы втайне надеемся достичь своей цели обходным путем, опираясь на собственные силы, мы не в состоянии искренне воззвать к Богу. Молитва к Господу также несовместима с желанием одолеть с Его помощью гордыню и достичь таким образом освобождения. Мы склонны полагать, будто молимся Богу и славим Его только потому, что набожны и благочестивы, в действительности же на многое способны и без Него. Такое убеждение тоже свидетельствует о недостатке терпения. Надо молиться нашему Хранителю, чтобы Он уберег нас от опасного заблуждения, и позволил нам вечно помнить, что надобно быть смиреннее травинки. Необходимо найти убежище от этих нечистых мыслей. Нароттама Тхакур поет: «Тот, кто укрылся у лотосных стоп Кришны, никогда не будет отвергнут. Все остальные прожили свою жизнь напрасно». Найти прибежище лотосных стоп гуру – жизненная необходимость. Даже в этом мире нам нужен учитель, чтобы получить знания, освоить ремесло и достичь желаемого. Однако эти учителя не могут дать нам ничего ценного. Гуру учит, как найти величайшую драгоценность, а не дешевую побрякушку. Его лотосные стопы несут нам подлинное благо. Шри Гуру – это Господь в облике Опекуна и Хранителя. Как только мир лишается милости Шри Гуру, в него проникают порочные желания. Поэтому в поисках верного пути мы уповаем только на милость духовного учителя. Нужно искать защиту лотосных стоп Шри Гуру и с благоговением поклоняться им. Если мы своевременно не получим надлежащих наставлений духовного учителя, то утратим даже то сокровище, которое обрели. Служение Святому Имени – единственное средство доставить Господу истинное удовлетворение. Именно Шри Гурудева наделяет нас драгоценным даром этого служения. Поэтому мы начали этот год с поклонения лотосным стопам гуру, забыв на время обо всем остальном. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупа Госвами Прабху говорит: «Первая заповедь преданного служения – припасть к стопам Шри Гуру». Вторая заповедь – принять дикшу и под руководством своего духовного наставника учиться служить Кришне. Следующая заповедь – следовать по стопам гуру. Таков путь, который открыли нам садху. Человеку под силу многое. Однако какими бы способностями мы ни обладали, они не помогут нам войти в чудесную непостижимую реальность. Например, мы даже не можем представить, каким будет мир в далеком будущем, и какие существа будут его населять. Сколько бы мы ни силились проникнуть туда своей мыслью, все будет тщетно. Процесс познания материального мира бесполезен, когда мы имеем дело с трансцендентной реальностью. Мы можем судить о прошлом на основании данных чувственного опыта. Однако он не поможет нам предугадать, что произойдет завтра. Наше зрение видит только на одну или две мили вперед. Наш слух воспринимает звуки только на близком расстоянии. Знание, добытое с помощью этих чувств, ничего не скажет нам о надмирной обители, исполненной всех совершенств. Решив добраться до нее собственными силами, мы никогда ее не достигнем. Демон Равана хотел построить лестницу, по которой любой мог бы без труда попасть в рай. Но ему не удалось воплотить свой замысел. Лестница рухнула, ибо нуждалась в опоре. Без поддержки ничто не удержится в открытом пространстве и неизбежно рухнет наземь. И если мы попытаемся взойти к непостижимому миру, опираясь лишь на свои ограниченные силы, то просто с позором свалимся вниз. Мы падем и в том случае, если возьмемся судить, как постичь неведомое собственным разумением. Нужно уметь отличить гуру (тяжелого) от того, кто легковесен (лагху). Гуру может быть только тот, кто служит высшему всесовершенному Существу, единственно достойному поклонения тех, кто имеет вес (гуру). Я не имею в виду тех гуру, что обучают игре на ситаре или навыкам борьбы. Такие гуру не спасут от смерти. В «Бхагаватам» сказано: «человек не должен становиться отцом, матерью, деватой (полубогом) или родственником, если не может дать своим близким избавления от когтей смерти, подарить им вечную жизнь или спасти от смертоносного невежества, из-за которого они считают материальный мир обителью счастья». Мы попадаем в объятия смерти только по своему невежеству. Смерть – удел неразумных. Знания, добытые в этом мире не спасут нас, если вдруг мы сойдем с ума, нас разобьет паралич или заберет внезапная смерть. Если мы не найдем подлинной ценности, то лишь понапрасну потратим время, отпущенное на поиски истины. Учитель, не способный вырвать из цепких лап смерти, сбивает нас с истинного пути. А тот, кто искушает услаждением языка, рук, ног или гениталий – попросту обманывает нас. Однако лотосные стопы гуру столь могущественны, что спасут от любого обмана. Поэтому наш абсолютный долг – поклоняться лотосным стопам Шри Гурудева, океана милосердия, поклоняться им в начале каждого года, каждого месяца, недели, дня и каждый миг нашей жизни. Гурудев милостиво предстает передо мной в различных обликах. В противном случае, кто бы спас и уберег меня? Он посылает мне своих спасителей. Да не увижу я лицо нечестивца, сеющего семена безбожия, порицая моего Шри Гуру или попуская такому злословию! Лотосные стопы моего Шри Гуру всегда влекут меня к Нему. В тот миг, когда я забываю о них, покидаю их благодатную cень, я ухожу от Самой Истины. Когда я оставляю прибежище этих стоп, меня начинают обуревать бесчисленные желания. Я озабочен тем, принял ли я омовение, как мне уберечься от простуды. У меня сразу же находится множество дел, не связанных со служением лотосным стопам Шри Гуру. Однако только они могут спасти меня от слепой привязанности к вещам, не имеющим никакой ценности. Забыв о лотосных стопах Шри Гуру, не вспоминая о них в начале каждого года, каждого месяца, каждой недели, дня, каждый миг своей жизни, я наверняка собьюсь с пути и стану жертвой бесконечных тревог и волнений. Забыв о стопах Гурудева, я сам начну рядиться в одежды гуру. Это непременно случится со мной, если я отойду от Истины. Поклонение гуру – это не почести, которые мы воздаем ему единственный день в году. Мы служим ему каждый час, каждую секунду. ***
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.78 (0.012 с.) |