Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава III. - могольский период (продолжение): от правления акбара до правления аурангзеба.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы рассмотрели развитие индийского судостроения и судоходства в правление Акбара и вклад, внесенный в него не только его правительством, но также усилиями частных лиц, независимых индусских и мусульманских правителей. Это развитие не прервалось после смерти Акбара, но продолжалось в правление его преемников. После смерти Акбара в 1605 г. Ислам-хан, наместник Бенгалии, перенес свою резиденцию из Раджмахала в Дакку, и усилил новвару, или флот, и артиллерию, которую была создана во времена Акбара, для того, чтобы дать отпор возобновившимися нападениям афганцев и маггов. Как говорится в современном персидском рассказе Шихаб-ад-дин Талыша, "в правление Джахангира пираты-магги имели обыкновение приходить к Дакке для грабежа и похищения людей, и фактически считали всю Бенгалию соей законной собственностью (букв. "джагиром") (304). Ислам-хан вскоре после этого разгромил объединенные силы раджи Аракана и Себастьяна Гонзалвиша, который тогда владел Сандвипом и командовал армией из 1000 португальцев, 2000 сипаев (индийских наемников), 200 всадников и 80 хорошо вооруженных судов разных размеров, которые оба совершали набеги на южную часть провинции, опустошая всю страну вдоль восточного берега Мегны. В правление Шах-Джахана, в 1638 г., угроза возникла с другой стороны. Даже в последние годы правления Акбара племена на восточной границе Бенгалии, на землях Куч-Бихара и Ассама, стали источником проблем. В 1596 г. была отправлена экспедиция против Лакшми Нараяна, правителя Куч-Бихара, который возглавлял большую армию, состоявшую из 4000 всадников, 200000 пехотинцев, 700 слонов, и флот из 1000 судов (Акбар-намэ). В 1600 г. на реке Гуджадхар произошло сражение между имперским флотом, состоявшим из 500 кораблей, и флотом Паричата, правителя Куч-Хайо, который потерпел поражение и был взят в плен ("Падишах-намэ"). Но Балдео, брат Паричата, бежал в Ассам, и, собрав армию из жителей Куча и Ассама, напал на имперскую армию и флот из 500 судов, и разгромил все силы (305). Наконец, в 1638 г. ассамцы сами совершили вторжение в Бенгалию, спустившись по Брахмапутре в своих лодках, и дошли почти до Дакки, когда их встретил наместник Бенгалии, Ислам-хан Мушеди, с имперским флотом (новварой). Последовало сражение, в котором 4000 ассамцев было убито, а их лодки попали в руки правительства. Магги также продолжали свои разбойные нападения в южной части провинции. "Утвержденную сумму податей со всей страны почти полностью поглощали джагиры, выделенные для защиты ее берегов от разорений (пиратами), и доходы настолько сократились, что Федаи-хан получил пост наместника на условиях уплаты 10 лаков рупий в год, - именно, 5 лаков императору и такой же суммы Нур-Джехан-бегум (жены императора Джахангира, обладавшей большим влиянием на государственные дела. - Aspar), вместо сбора в имперскую казну; пока, во время вторжения ассамцев, не оказалось, что Дели не получил ни единой рупии". Дела, место того, чтобы улучшаться, становились все хуже и хуже из-за того, что бенгальский флот постепенно приходил в упадок, с одной стороны, а с другой, из-за растущей мощи араканских маггов и "ферингов". Когда в 1639 г. наместником провинции был назначен Шах-Шуджа, "дела пришли в полное расстройство из-за его пренебрежения обязанностями и вымогательств и насилий писцов (мутасадди), разоривших парганы, назначенные для содержания новвары (флота). Много (морских) офицеров и рабочих, державших джагиры или получавших выплаты из казны, теперь впали в нищету". В правление Аурангзеба, когда в 1660 г. в Бенгалию в качестве нового наместника прибыл Мир Джумла, снова вернувший резиденцию в Дакку, он занялся "новым упорядочиванием расходов на содержание флотилии, которые составили 14 лаков рупий" (306). Желая защитить провинцию от вторжений из Аракана, Мир Джумла построил несколько фортов близ слияния рек Лукия и Иссамутти, и создал несколько хороших военных дорог и мостов около города (307). В 1661 г. Мир Джумла выступил с армией против Куч-Бихара и легко захватил королевство, тогда как раджа Бхим Нараян бежал. В следующем году (1662) он отплыл на завоевание Ассама с большим войском, состоявшим из пехоты, артиллерии и новвары. Имперский флот подвергся атаке 800 вражеских судов, канонада продолжалась всю ночь. Наваб отправил Мухаммеда Муним-бега на помощь флоту. Его прибытие решило судьбу сражения, закончившегося захватом 300 или 400 неприятельских кораблей, на борту каждого из которых была установлена пушка. Ассамцы сожгли около 1000 с лишним судов, многие из которых были достаточно велики, чтобы на их борту могли разместиться 60, 70 и 80 моряков, включая 123 судна типа "баггари", подобных которым не существовало на верфи в Чатгаоне. В этой битве имперский флот состоял из 323 кораблей, а именно: Косахи - 159 Джалбы - 48 Гурабы - 10 Паринды - 7 Баджры - 4 Патилы - 50 Салбы - 2 Патилы - 1 Бхары - 1 Баламы - 2 Ратгири - 10 Махалгири - 5 Палавархи и другие небольшие суда - 24 Итого: 323 (308) В конце концов, это оказалась пирровой победой, поскольку в войсках вспыхнула страшная эпидемия, унесшая жизни многих флотских офицеров и рядовых, включая самого Мир Джумлу. После смерти Мир Джумлы бенгальская флотилия была совершенно разрушена, и пираты, воспользовавшись этим, в 1664 г. появились перед Даккой, и "разгромили Мунаввар-хана, который находился там с остатками новвары - несколькими сломанными и гнилыми лодками - и носил высокий титул "адмирал открытого моря" (Сардар-и-Саирал)", и "те немногие суда, которые еще оставались в составе новвары, были, таким образом, потеряны, и от нее осталось в Бенгали одно название". В 1664 г. наместником стал Шиста-хан; решив во что бы то ни стало уничтожить пиратство, он посвятил всю свою энергию восстановлению флотилии и создал ее заново. В современной персидской рукописи из Бодлеянской библиотеки приводятся некоторые интересные подробности относительно мер, к которым прибег Шаиста-хан для возрождения новвары. "Поскольку для ремонта и оснастки судов требовались строевой лес и плотники, в каждую "маузу" (округ) провинции, где имелось и то, и другое, были отправлены специальные уполномоченные с приказом доставить их в Дакку". Главными центрами судостроения в это время, по всей видимости, были Хугли, Балешвар, Муранг, Чилмари, Джессор и Карибари, где "было приказано построить и прислать в Дакку столько лодок, сколько окажется возможным". В собственной штаб-квартире Шаиста-хан также "не забывал прилагать усилия по сбору команд, обеспечивая их продовольствием и всем необходимым, и собирая материалы для судостроения и корабельных плотников. Главой судостроительной службы был назначен мансабдар Хаким Мухаммед Хусейн, старый, способный, испытанный, надежный и добродетельный слуга наваба... Во все порты этой службы были назначены опытные офицеры. Кишоре Дас, хорошо осведомленный и опытный писец, был назначен ответственным за парганы, (отведенные для содержания новвары), и выплаты дохода с джагиров, назначенных морским офицерам и рядовому составу". В результате этой непрерывной и плодотворной деятельности наваба за короткое время было построено и оснащено всем необходимым 200 кораблей. Чтобы обезопасить базы для войны против "ферингов" Чатгаона, наваб поставил офицера с эскадрой из 200 судов в Санграмаре, где сливались Ганг и Брахмапутра, а другого в Дхане, со 100 судами, для оказания в случае необходимости помощи первому. Затем он нанес поражение Диаввару, беглому капитану корабля времен Джахангира, и благодаря этому завоевал остров Сандвип. В это время отряд "ферингов", во главе с их предводителем, капитаном Моором, перешел на сторону Моголов. Имперский флот был отдан под начало Ибн Хусейна. Он состоял из 288 судов следующих видов: Гурабы - 21 Салбы - 3 Кусы - 157 Джалбы - 96 Баччари - 2 Паренды - 6 Не относящиеся к специальному классу - 3 Итого: 288 Ибн Хусейн выступил с новварой по морю совместно с армией, двинувшейся по суше; сам наваб следил за тем, чтобы экспедиционным силам постоянно подвозили припасы. Первая битва произошла в штормовом море. Араканцы были обращены в бегство и потеряли 10 гурабов, захваченных имперским флотом. Затем оба флота, с большими судами, снова встретились и всю ночь вели друг против друга канонаду с дальнего расстояния. Утром имперский флот двинулся против врага: в первом ряду шли парусники, затем - гурабы, и в последнем, бок о бок - джалбы и кусы. Араканцы отступили в устье реки Карнафули. Моголы заперли вход в реку и затем атаковали захватили военный флот араканцев, состоявший из 135 судов: Кхалу - 2 Гурабы - 9 Джанги - 22 Кусы - 12 Джалбы - 67 (68?) Баламы - 22 Кроме Бенгалии, во времена Аурангзеба своим судостроением и морской коммерцией выделялись и другие части Индии. Томас Боури (309), английский путешественник, бывший в Индии в 1669-79 гг., оставил очень ценный отчет о странах вокруг Бенгальского залива, в котором привел описания и зарисовки судов и лодок, "считавшихся для того времени наилучшими". Крупным центром торговли и судоходства того времени на Коромандельском побережье был Метчлепатам (Масулипатам), жители которого были "весьма предприимчивыми торговцами и перевозили много упомянутых товаров, как на своих собственных судах, так и на зафрахтованных английских кораблях". Среди многочисленных документов в конце "Дневника" Стрэнишема Мастера, на стр.337-339, есть "отчет о торговле Метчлепатама" Кристофера Хоттона, датированный 9 января 1676-77 гг. Он пишет: "Прибыв впервые в 1657 г., я застал этот город в очень процветающем состоянии, 20 грузовых парусников, принадлежавших местным жителям, постоянно совершали плавания в Аракан, Пегу, Танассери, Кведу, Малакку... Моку, Персию и Мальдивские острова". Король Голконды также имел торговый флот. У него было несколько кораблей, "которые ежегодно торговали с Араканом, Тенассари и Цейлоном, приобретая слонов для него и его знати. На некоторых из его кораблей привозят от 14 до 25 этих огромных животных. Они должен обладать очень значительной грузоподъемностью и строиться весьма прочными". Боури также видел судно, принадлежавшее королю Голконды и построенное для торговли с Моккой в Красном море, "которое, по моему мнению, не могло нести меньше 1000 тонн груза" (310). Нарсапур, в 45 милях к северу от Масулипатама, был одним их важных центров судоходства. Он "был в изобилии обеспечен лесом и всем необходимым для постройки и ремонта судов". Моррис, в его книге "Округ Годавари", сообщает, что "это место было хорошо известно более чем два столетия назад благодаря своим докам для строительства и ремонта больших судов". В "Generall" из Баласора, датированном 16 декабря 1670 г., факторы в (Бенгальском) заливе писали совету Ост-Индской Компании (Factory Records, Misc.N3), что они приказали построить судно в "Массапуре" вместо "мадрасской пинасы"; они добавляли: "Мы сами бы построили другое, но здесь нет ни леса, ни работников, таких же хороших, как в Массапуре" (311). Другим центром судоходства был Мадаполлум, где "ежегодно строят свои суда и корабли много английских и других купцов. Здесь есть самый лучший строевой лес в большом изобилии, самое лучшее железо на побережье; туземцы превосходно делают железные изделия всех видов, такие, как пики, болты, якоря и т.п. Здесь есть несколько очень опытных мастеров-кораблестроителей; они строят очень хорошо и спускают суда на воду с такими предосторожностями, как ни в одной другой части света. У них есть отличный способ создания вант, штагов и других частей такелажа для кораблей" (312). Боури упоминает разновидность "корабельной подати" наложенной навабом Бенгалии Шаиста-ханом на торговое сообщество, и заключающейся в том, что они должны были вносить свой вклад в военно-морскую оборону или могущество страны. Так, не довольствуясь тем, что все, и бедные, и богатые, должен были ему кланяться, но желая, чтобы и суда на воде поступали подобным образом, наваб каждый год приказывал торговцам в Хугли, Джессоре, Пипли и Баласоре построить и оснастить одно или два судна грузоподъемностью 400, 500 или 600 тонн, как если бы они находились в плавании в море, также как 10, 20 или 30 галер для того, чтобы они сопровождали их; губернаторы Мавра также имели строгие приказы наблюдать за тем, чтобы их оснастка велась со всей возможной быстротой, чтобы они были хорошо оснащены пушками и командой, и отправлять их вверх по Гангу до самой Дакки (313). О торговом флоте наваба Боури сообщает, что он состоял из примерно "20 парусных судов значительного тоннажа, которые ежегодно совершают торговые рейсы в Дакку, Баласор и Пупли, некоторые - в Цейлон, никоторые - в Тенасерим. Эти привозят слонов, а остальные, числом 6 или 7, ежегодно ходят к Двенадцати тысячам Островов, называемых Мальдивами, чтобы привезти оттуда каури и копру, и чаще всего совершают очень выгодные рейсы" (314). Наконец, Боури приводит описание различных типов судов и лодок, которые тогда строили. Лодки "массула" использовавшиеся для погрузки или разгрузки кораблей или судов, "строились очень легкими, внутри их не использовалась никакая древесина, кроме "thafts", чтобы удержать их бока вместе. Их доски - очень широкие и тонкие, сшитые вместе копрой; они плоскодонные", и лучше всего подходили для Коромандельского побережья; поскольку "вдоль всего берега постоянно бьется высокий морской прибой, они приноравливаются к нему, взмывая с волны на волну, так же как и на суше, куда их выносит волнами (315). Есть и другой тип лодки, называемый "катамаран", сделанный из 4, 5 или 6 больших кусков плавучего строевого леса, "на которые они могут погрузить 3 или 4 тонны груза". В Бенгали Боури обратил внимание на "большие и очень прочные плоскодонные суда, которые назывались "кателлы" и строились чрезвычайно прочно. Каждый из них мог взять на борт 4000, 5000 или 6000 бенгальских маундов". Боури также упоминает несколько видов лодок, которые использовались на реках. Лодки вида "олоако" имели некоторые 4, а некоторые 6 пар вёсел, их можно было нанять за небольшую плату. "Будгару", прогулочная лодка, использовалась высшими классами. "Баджра" была разновидностью большой лодки, довольно чистой, центр которой представлял небольшую каюту. "Пургус", которые можно было увидеть по большей части между Хугом, Пипли и Балесоре, использовались для погрузки и разгрузки судов. "Они проводят много времени в море, становясь на якорь, сброшенный с кормы, как они обычно делают". "Буры" были очень плоскими, легкими лодками, с 20 или 30 веслами. Они привозят из Хугли вниз по реке соль, перец и другие товары, и некоторые привозят на продажу соль в Дакку; они также берут на буксир корабли, поднимающиеся или спускающиеся по реке". Наконец, существовали "военные прау", которые использовали на Малайском архипелаге (316). Доктор Фриар, который побывал в Индии около 1674 г., также оставил несколько интересных подробностей об индийских судах и лодках. Он описывает муссолу как "лодку, в которой гребут 10 человек, два последних из них - рулевые, использующие свои вёсла вместо руля; лодка не имеет поперечных распорок, как наши; изогнутые доски сшиты месте веревками, сплетенными из волокон кокосовой пальмы и проконопаченными "даммаром" (своего рода смолы, получаемый из моря) так искусно, что она легко взмывает на гребень самого мощного прибоя" (317). Он пишет, что катамараны были сделаны из бревен, связанных веревками, и на них перевозят все их товары; они имели только один парус посредине судна, и вёсла, чтобы управлять ими". Д-ра Фриара высадила в Масулипатме одна из этих туземных лодок, которую он описывает как "такую же большую, как наша грузовая баржа, и почти такого же вида, плывшую только под одним парусом, подобно им, управляемую веслами, и с легкостью несущую большой груз; при пересечении бара (отмели) она обгоняет любой корабль или английскую шлюпку". На западном побережье также были важные центры судоходства во времена Аурангзеба. Согласно д-ру Фриару (1672), у Аурангзеба были в Сурате четыре больших корабля, всегда готовых бесплатно доставить паломников в Мекку. Эти суда были "большими бесформенными посудинами". Он также заметил в Сурте несколько индийских торговых судов, несущих 20 или 40 пушек на борту, и "3 или 4 военных корабля размером с третьесортное судно, также как и фрегаты, на которых можно было идти на веслах или под парусом, у которых вместо носов были "клювы", более полезные на реках и речных протоках, чем в открытом море". Капитан судна звался "накуэда" (перс. "нахуда", "шкипер"), а боцман - "тинда". Несколько больших индийских кораблей в Сурате, названия которых также известны, стали добычей пиратов, которые кишели вдоль всего западного побережья и во времена императора Аурангзеба стали страшным бичом для индийской торговли, подобно тому, как их собратья по ремеслу на восточном побережье, магги и "феринги", наводили ужас на всю бенгальскую дельту. Так, в августе 1691 г. судно, принадлежавшее Абдул-Гафару, богатому и наиболее влиятельному купцу в Сурате, было захвачено пиратами в устье реки Сурат с 9 лаками наличных денег на борту. Вскоре после этого англичанин Эвери, самый известный пират того времени, захватил другое судно, "Фатих-Махмуд", также с ценным грузом. Спустя несколько дней после захвата "Фатих-Махмуда", Эвери захватил у Санджана, к северу от Бомбея, другое судно, принадлежавшее самому императору Аурангзебу, называвшееся "Ганг-и Савай" ("Непревзойденное сокровище"). Согласно историку Хафи-хану, "Ганг-и Савай" было самым крупным судном, базирующимся в порту Сурата. Она имела на борту 8 пушек и 400 мушкетов и считалась настолько сильной, что не нуждалась в сопровождении конвоя. Ее ежегодно отправляли в Мекку с индийскими товарами для продажи в Мокко и Джидде. Она возвращалась в Сурат с доходом от сезонной торговли, равным 52 лакам рупий золотом и серебром, с Ибрагим-ханом в качестве капитана, и когда находилась в 8 или 9 днях пути от Сурата, то подверглась нападению и была захвачена английским пиратом, плывшим на судне гораздо меньшего размера и вооружение которого составляло не более 1/3 или 1/4 от ее вооружения". Еще одним захваченным пиратами судном была "Рампура" из Камбея, с грузом, оценивавшимся в 70000 рупий. Шиваджи, предводитель маратхов, как мы увидим, также нередко совершал захваты этих судов Моголов, совершавших плавание между Суратом и Меккой, посредством своего флота, который он создал в своих портах, построенных на побережье (318). Шиваджи (319), великодушно покровительствуя судостроению, дал в этот период большой импульс индийскому судоходству и морским предприятиям. Рост могущества маратхов сопровождался образованием грозного флота. Было построено несколько доков, как, например, в гаванях Виджаядурга, Колабы, Синдхуварги, Ратнагири, Анджанвелы и т.п., где строились большие суда (320). В 1698 г. командующим военно-морским флотом маратхов стал Конаджи Ангрия, с титулом "Дарья саранга". Карьера Конаджи представляет собой длинный ряд морских подвигов и достижений, редко встречавшихся в анналах индийской морской деятельности, но, к сожалению, "почти оставлена без внимания нашими индийскими историками" (321). При нем морское могущество маратхов достигло своего зенита. Бомбею пришлось вести затянувшуюся почти на полвека "любительскую" войну, чтобы сокрушить могущество Ангрия. Было бы утомительно рассказывать обо всех подробностях их затяжного конфликта, но мы можем упомянуть некоторые наиболее важные события. От имени вождя Сатары Ангрия был господином всего берега от Бомбея до Вингорлы и, с флотом вооруженных судов, несущих по 30 и 40 пушек каждое, он вскоре превратился в угрозу для европейской торговли на западном побережье. В 1707 г. его суда напали на бомбейский фрегат, который был взорван после непродолжительного сражения. В 1710 г. он захватил и укрепил Канхеру, и его суда в течение двух дней сражались с "Годольфином". В 1712 г. он захватил вооруженную яхту губернатора Бомбея и сражался с двумя вооруженными кораблями ОИК, направлявшимися в Бомбей. В 1716 г. он захватил 4 частных судна из Махима, одно судно ОИК под названием "Успех", и бенгальское судно под названием "Выдра". Затем одна за другой последовали экспедиции против Гхерии, Канхеры и Голабы, которые все оказались безуспешными вследствие мощи флота Ангрии. В 1729 г. Конаджи Ангрия умер и ему наследовал в Северндурге Самбхуджи Ангрия, который в течение почти 30 (очевидно, ошибка вместо 13. - Aspar) лет продолжал его грабительскую политику. В 1730 г. эскадра Ангрии из 4 гурабов и 15 галиотов уничтожила галеры "Бомбей" и "Бенгалия" у Колабы. В 1732 г. 5 гурабов и 3 галиота атаковали "Окхэм", судно, принадлежавшее ОИК. В 1735 г. в руки Самбхуджи попало другое ценное судно ОИК под названием "Дерби", с большим грузом флотских припасов. В 1738 г. маратхи отбросили от Гхерии эскадру из 7 военных кораблей и 7 шлюпов. В 1740 г. около 15 парусников флота Ангрии дали бой 4 судам, возвращавшимся из Китая. В том же году Самбхуджи со своей армией и 40 или 50 галиотами атаковал Колабу, но был отбит англичанами. В 1743 г. Самбхуджи умер, завещав продолжать свою политику преемнику, Туладжи. Своего величайшего успеха последний добился в 1749 г., когда его флот из 5 гурабов и множества галиотов окружил и подверг пушечному обстрелу "Реставрацию", наиболее сильный корабль бомбейского флота. "Туладжи теперь стал очень могущественным. От Кача до Кочина его корабли опустошали берег в большем количестве, чем когда-либо при Кунаджи. Превосходные морские качества маратхских судов позволяли им держаться за пределами дальности стрельбы больших пушек, тогда как они захватывали "призы" на виду у военных кораблей". В 1754 г. Туладжи нанес серьезный ущерб голландцам, захватив судно, нагруженное боеприпасами, и два больших корабля. В следующем году англичане и пешва заключили против него союз и совместно атаковали Северндруг, который был взят поле 48-часвого сражения. Затем последовала хорошо спланированная экспедиция во главе с адмиралом Уотсоном и Клайвом против Гхерии, закончившаяся сожжением флота Ангрии, состоявшего из "3 трехмачтовых кораблей, несущих 20 пушек каждый, 9 двухмачтовых, несущих от 12 до 16 пушек, 13 галиотов, несущих от 6 до 9 пушек, 30 других второразрядных судов, 32 находившихся на стапелях, в борту одного из которых были проделаны 40 пушечных портов". Ниже приведено очень интересное описание флота Ангрии, сделанное очевидцем: "Его флот состоит из гурабов и галиотов... Гурабы редко имели больше двух мачт... Они очень широкие, принимая во внимание их длину... На главной палубе под кормовой надстройкой установлены две 9- или 12-фунтовых пушки, которые выдвинуты вперед через иллюминаторы, прорезанные в переборке, и ведут огонь поверх носа судна; бортовые пушки - от 6 до 9 фунтов. Галиоты имеют спардек (палубный настил), сделанный для легкости из стеблей бамбука, и несут только "pettera roes" (разновидность пушки), которые установлены на вертлюгах на борту судна; но галиоты самого большого размера имеют жестко закрепленную палубу, на которую ставят 6 или 8 пушек, от 2 до 4 фунтов каждая. У них есть 40 или 50 толстых весел, и они могут идти на них со скоростью 4 мили в час. Главный флот Ангрии, силами которого происходят нападения на военные или купеческие суда, состоит из 8 или 10 гурабов и 40 или 50 галиотов, полных людей" (322). Падение Гхерии означало угасание морского могущества маратхов, которые наводили ужас на побережье в течение целого полувека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.011 с.) |