Глава VI. - период индусского империализма в северной индии (продолжение): деятельность бенгальцев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VI. - период индусского империализма в северной индии (продолжение): деятельность бенгальцев.



 

Существовал и другой народ, который сыграл столь же выдающуюся роль в индийской морской торговле и колонизационной деятельности на Востоке. Но доказательства этого, содержащиеся в военных, религиозных и морских предприятиях и достижениях древних бенгальских буддистов в первые века христианской эры, теперь редко привлекают к себе внимание. А между тем существует неопровержимый факт, что Бенгалия древности была родиной людей, которые совершали военные походы за пределы границ современной Индии и утверждали свое господство на суше, которые бесстрашно пересекали моря на вооруженных гребных судах и привозили домой на своих кораблях посетителей из других стран. Также в равной мере заслуживает внимания, что с очень ранних времен она была очагом многих религиозных движений, чье влияние распространилось на земли, лежащие далеко за ее границами. Мало известно, что в первые столетии христианской эры группа глубоко преданных вере бенгальцев, охваченных миссионерским рвением, дошла до Китая, Кореи и Японии, неся с собой факел буддистской веры, тогда как буддистские ученые и реформаторы, уроженцы Бенгалии, такие, как Атиша, Дипанпара и Салабхадра, приобрели славу и известность во всем мире азиатского буддизма. Недавно было сделано открытие, что некоторые священные писания японского духовенства, хранящиеся в храме Хоирузи в Японии, написаны бенгальскими письменами 11 столетия (219), свидетельствуя, таким образом, о чрезвычайно энергичной бенгальской религиозной деятельности, которая дала знать о себе даже в Стране Восходящего Солнца. Художники и искусствоведы также видят руку бенгальских мастеров в великолепных скульптурах храма Боробудур на Яве, где они работали бок о бок с выходцами из Калинги и Гуджарата и таким образом внесли свой вклад в создание ее ранней цивилизации. Многочисленные изображения кораблей, предстающие перед нами в обширной панораме барельефов этого колоссального храма, показывают тот тип судов, которые жители Нижней Бенгалии строили и на которых совершали плавания на Цейлон, Яву, Суматру, в Китай и Японию, преследуя свои колонизаторские амбиции, коммерческие интересы и религиозные задачи. "Махавамса" и другие буддистские труды повествуют, как еще около 500 г. до н.э. принц Виджая из Бенгалии со своими 700 спутниками завоевал и колонизировал Цейлон и дал острову название Сингала в честь династии, из которой он был родом, - событие, ставшее отправным пунктом сингальской истории. Также утверждается, что в еще более ранний период бенгальцы из Чампы, около Бхагалпура, основали поселение в Кохинхине и назвали его именем своего знаменитого родного города (220). Не менее выдающимися были также достижения бенгальцев в художественной сфере (221); искусство Бенгалии, кроме того, что оно, как мы уже видели, оказало влияние на искусство Боробудура, повлияло на непальское посредством школы живописи, скульптуры и работы по металлу, основанной в середине 9 в. Дхиманом и его сыном Битпалом, жителями Барендры, и из Непала искусство бенгальских мастеров распространилось в Китай и другие части буддистского мира.

Эта традиция бенгальцев, некогда прославившихся своими морскими предприятиями и коммерческой деятельностью, также, как следовало ожидать, нашла отражение в их литературе. Ни один вид народного творчества не был так популярен в Бенгалии, как огромные поэтические сборники, составленные под влиянием глубокого почитания богинь Чанди и Манаса; в этих сборниках содержится описания рискованных морских приключений купцов вроде Дханапати, Шриманты и Чанд Саодагары, которые, несмотря на выдуманные и привнесенные в них благодаря набожному воображению и горячему религиозному пылу их создателей элементы чудесного, все же содержат зерно истины и безошибочно указывают на один из тех путей, посредством которых заявил о себе национальный гений страны. Так же, как у шекспировского Антония "одно судно плывет в Триполи, другое в Индию;...третье у него сейчас в Мексике, четвертое в Англии", наш индийский Шриманта представлен главой купцов, ведущих торговлю на Коромандельском побережье и Цейлоне, Малакке, Яве и в Китае. Обширный сборник поэм, известный как "Падма Пурдья", или "Манасамангала", составлен из произведений более чем 50 авторов, которые все описывают морские путешествия. Эти поэмы были написаны довольно поздно, уже в 16 в., и их ценность заключается в том, что они, таким образом, донесли до позднейших времен традиции бенгальцев, известных некогда своими коммерческими и морскими предприятиями. Старейший письменный памятник бенгальской литературы принадлежит Нараянадеве, поэту, который жил во второй половине 13 в., и который оставил живописное описание морского путешествия Чанд Саодагары. Другое описание, свободное от преувеличенных и невероятных подробностей, и, следовательно, более надежное, приводит Баньи Даса, который, конечно же, щедро заимствует у Нараянадевы.

Вкупе эти поэмы проливают много света на тогдашнее состояние торговли в Бенгалии. Моряки для морских судов тогда, как и теперь, вербовались из числа уроженцев Восточной Бенгалии, и становились объектом добродушного подтрунивания в рассказах Кавиканканы, Кетакадасы, Кшемананды и др. В те времена корабли носили более поэтические названия, чем теперь. В поэмах "Манасамангалы" мы встречаем такие названии, как "Гангапрасад", "Сагарафена", "Хансарава", "Раджаваллава" и т.п. В "Кавиканкана Чанди" также имеется очень подробное описание флота Дханапати, совершившего плавание на Цейлон, который заслуживает особого упоминания. Он состоял из 7 кораблей. Главный корабль назывался "Мадхукара", он обычно предназначался для принцев и крупных торговцев; каюты на нем были сделаны из чистого золота. Второе судно называлось "Дургавара", третье - "Гоуракхи", четвертое - "Санкхашура", пятое - "Синхамукхи", "сияющее подобно солнцу", шестое - "Чандрапака", оно использовалось для перевозки товаров, и седьмое - "Чотамукхи", то означало "везущее провизию". Весь флот дружно плыл, управляемый ритмично поющими гребцами. Были также торговые флоты, перевозившие товары и продовольствие для длительных путешествий; и в далеких странах различные безделушки часто можно было обменять на ценные товары.

Крупными торговыми центрами Бенгалии в ту эпоху были Сатгаон, который во время визита китайского паломника носил название "Чаритрапура", и описанный Птолемеем как город огромного размера, служивший царской резиденцией, а также Сонаргаон, великая гавань восточной Бенгалии. Еще одним коммерческим центром была Чампа или Бхагалпур, откуда купцы могли совершать плавания к Суварнабхуми, или побережью Бирмы. Но намного более важным эмпорием древней Бенгалии была Тамралипта, крупная буддистская гавань бенгальского побережья. Она упоминается в "Махавамсе" (гл.19) под названием "Тамалитта", и, вероятно, ее имел в виду автор "Перипла", когда он рассказывал о "большом коммерческом городе около стья Ганга, в котором ведется торговля в основном тканями самой мягкой выделки и редкой красоты". Это был очень древний город, существовавший еще до времен Ашоки, поскольку он фигурирует даже в индуистских священных писаниях. Китайский паломник Фа Сянь, побывавший в Индии в 399-414 гг., обнаружил здесь морское поселение буддистов. "В этой стране есть 24 сангхарамы, - пишет он, - в каждой из которых постоянно пребывают священники". Прожив здесь два года, он сел на борт большого торгового судна, которое он обнаружил в гавани Тамлук: выйдя в море, они взяли курс на юго-запад, и, поймав первый попутный ветер зимнего сезона (т.е. северо-восточный муссон), они плыли 14 дней и ночей и прибыли на Целлон. 250 лет спустя другой, еще более знаменитый паломник из Китая описывал Тамлук как по-прежнему важную буддистскую гавань, с 10 буддистскими монастырями, 1000 монахов и колоннами 200 футов высотой, воздвигнутыми при Ашоке. Он "был расположен в бухте, куда можно было добраться как по суше, так и по воде, и полон запасами редких и ценных товаров и богатым населением". И другой китайский путешественник, И Цзин, который побывал в индии после Сюань Цзаня, так описывал бенгальский порт: "Тамалипти находится в 40 йоджанах (йоджана - мера длины, равна 13,824 км. - Aspar) к югу от восточного края Индии. Здесь есть 5 или 6 монастырей; жители богатые... Из этого места мы отплыли при возвращении в Китай" (222).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.006 с.)