Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава VI. - период индусского империализма в северной индии (продолжение): деятельность бенгальцев.
Существовал и другой народ, который сыграл столь же выдающуюся роль в индийской морской торговле и колонизационной деятельности на Востоке. Но доказательства этого, содержащиеся в военных, религиозных и морских предприятиях и достижениях древних бенгальских буддистов в первые века христианской эры, теперь редко привлекают к себе внимание. А между тем существует неопровержимый факт, что Бенгалия древности была родиной людей, которые совершали военные походы за пределы границ современной Индии и утверждали свое господство на суше, которые бесстрашно пересекали моря на вооруженных гребных судах и привозили домой на своих кораблях посетителей из других стран. Также в равной мере заслуживает внимания, что с очень ранних времен она была очагом многих религиозных движений, чье влияние распространилось на земли, лежащие далеко за ее границами. Мало известно, что в первые столетии христианской эры группа глубоко преданных вере бенгальцев, охваченных миссионерским рвением, дошла до Китая, Кореи и Японии, неся с собой факел буддистской веры, тогда как буддистские ученые и реформаторы, уроженцы Бенгалии, такие, как Атиша, Дипанпара и Салабхадра, приобрели славу и известность во всем мире азиатского буддизма. Недавно было сделано открытие, что некоторые священные писания японского духовенства, хранящиеся в храме Хоирузи в Японии, написаны бенгальскими письменами 11 столетия (219), свидетельствуя, таким образом, о чрезвычайно энергичной бенгальской религиозной деятельности, которая дала знать о себе даже в Стране Восходящего Солнца. Художники и искусствоведы также видят руку бенгальских мастеров в великолепных скульптурах храма Боробудур на Яве, где они работали бок о бок с выходцами из Калинги и Гуджарата и таким образом внесли свой вклад в создание ее ранней цивилизации. Многочисленные изображения кораблей, предстающие перед нами в обширной панораме барельефов этого колоссального храма, показывают тот тип судов, которые жители Нижней Бенгалии строили и на которых совершали плавания на Цейлон, Яву, Суматру, в Китай и Японию, преследуя свои колонизаторские амбиции, коммерческие интересы и религиозные задачи. "Махавамса" и другие буддистские труды повествуют, как еще около 500 г. до н.э. принц Виджая из Бенгалии со своими 700 спутниками завоевал и колонизировал Цейлон и дал острову название Сингала в честь династии, из которой он был родом, - событие, ставшее отправным пунктом сингальской истории. Также утверждается, что в еще более ранний период бенгальцы из Чампы, около Бхагалпура, основали поселение в Кохинхине и назвали его именем своего знаменитого родного города (220). Не менее выдающимися были также достижения бенгальцев в художественной сфере (221); искусство Бенгалии, кроме того, что оно, как мы уже видели, оказало влияние на искусство Боробудура, повлияло на непальское посредством школы живописи, скульптуры и работы по металлу, основанной в середине 9 в. Дхиманом и его сыном Битпалом, жителями Барендры, и из Непала искусство бенгальских мастеров распространилось в Китай и другие части буддистского мира.
Эта традиция бенгальцев, некогда прославившихся своими морскими предприятиями и коммерческой деятельностью, также, как следовало ожидать, нашла отражение в их литературе. Ни один вид народного творчества не был так популярен в Бенгалии, как огромные поэтические сборники, составленные под влиянием глубокого почитания богинь Чанди и Манаса; в этих сборниках содержится описания рискованных морских приключений купцов вроде Дханапати, Шриманты и Чанд Саодагары, которые, несмотря на выдуманные и привнесенные в них благодаря набожному воображению и горячему религиозному пылу их создателей элементы чудесного, все же содержат зерно истины и безошибочно указывают на один из тех путей, посредством которых заявил о себе национальный гений страны. Так же, как у шекспировского Антония "одно судно плывет в Триполи, другое в Индию;...третье у него сейчас в Мексике, четвертое в Англии", наш индийский Шриманта представлен главой купцов, ведущих торговлю на Коромандельском побережье и Цейлоне, Малакке, Яве и в Китае. Обширный сборник поэм, известный как "Падма Пурдья", или "Манасамангала", составлен из произведений более чем 50 авторов, которые все описывают морские путешествия. Эти поэмы были написаны довольно поздно, уже в 16 в., и их ценность заключается в том, что они, таким образом, донесли до позднейших времен традиции бенгальцев, известных некогда своими коммерческими и морскими предприятиями. Старейший письменный памятник бенгальской литературы принадлежит Нараянадеве, поэту, который жил во второй половине 13 в., и который оставил живописное описание морского путешествия Чанд Саодагары. Другое описание, свободное от преувеличенных и невероятных подробностей, и, следовательно, более надежное, приводит Баньи Даса, который, конечно же, щедро заимствует у Нараянадевы.
Вкупе эти поэмы проливают много света на тогдашнее состояние торговли в Бенгалии. Моряки для морских судов тогда, как и теперь, вербовались из числа уроженцев Восточной Бенгалии, и становились объектом добродушного подтрунивания в рассказах Кавиканканы, Кетакадасы, Кшемананды и др. В те времена корабли носили более поэтические названия, чем теперь. В поэмах "Манасамангалы" мы встречаем такие названии, как "Гангапрасад", "Сагарафена", "Хансарава", "Раджаваллава" и т.п. В "Кавиканкана Чанди" также имеется очень подробное описание флота Дханапати, совершившего плавание на Цейлон, который заслуживает особого упоминания. Он состоял из 7 кораблей. Главный корабль назывался "Мадхукара", он обычно предназначался для принцев и крупных торговцев; каюты на нем были сделаны из чистого золота. Второе судно называлось "Дургавара", третье - "Гоуракхи", четвертое - "Санкхашура", пятое - "Синхамукхи", "сияющее подобно солнцу", шестое - "Чандрапака", оно использовалось для перевозки товаров, и седьмое - "Чотамукхи", то означало "везущее провизию". Весь флот дружно плыл, управляемый ритмично поющими гребцами. Были также торговые флоты, перевозившие товары и продовольствие для длительных путешествий; и в далеких странах различные безделушки часто можно было обменять на ценные товары. Крупными торговыми центрами Бенгалии в ту эпоху были Сатгаон, который во время визита китайского паломника носил название "Чаритрапура", и описанный Птолемеем как город огромного размера, служивший царской резиденцией, а также Сонаргаон, великая гавань восточной Бенгалии. Еще одним коммерческим центром была Чампа или Бхагалпур, откуда купцы могли совершать плавания к Суварнабхуми, или побережью Бирмы. Но намного более важным эмпорием древней Бенгалии была Тамралипта, крупная буддистская гавань бенгальского побережья. Она упоминается в "Махавамсе" (гл.19) под названием "Тамалитта", и, вероятно, ее имел в виду автор "Перипла", когда он рассказывал о "большом коммерческом городе около стья Ганга, в котором ведется торговля в основном тканями самой мягкой выделки и редкой красоты". Это был очень древний город, существовавший еще до времен Ашоки, поскольку он фигурирует даже в индуистских священных писаниях. Китайский паломник Фа Сянь, побывавший в Индии в 399-414 гг., обнаружил здесь морское поселение буддистов. "В этой стране есть 24 сангхарамы, - пишет он, - в каждой из которых постоянно пребывают священники". Прожив здесь два года, он сел на борт большого торгового судна, которое он обнаружил в гавани Тамлук: выйдя в море, они взяли курс на юго-запад, и, поймав первый попутный ветер зимнего сезона (т.е. северо-восточный муссон), они плыли 14 дней и ночей и прибыли на Целлон. 250 лет спустя другой, еще более знаменитый паломник из Китая описывал Тамлук как по-прежнему важную буддистскую гавань, с 10 буддистскими монастырями, 1000 монахов и колоннами 200 футов высотой, воздвигнутыми при Ашоке. Он "был расположен в бухте, куда можно было добраться как по суше, так и по воде, и полон запасами редких и ценных товаров и богатым населением". И другой китайский путешественник, И Цзин, который побывал в индии после Сюань Цзаня, так описывал бенгальский порт: "Тамалипти находится в 40 йоджанах (йоджана - мера длины, равна 13,824 км. - Aspar) к югу от восточного края Индии. Здесь есть 5 или 6 монастырей; жители богатые... Из этого места мы отплыли при возвращении в Китай" (222).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.006 с.) |