Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Изоляция и международные отношения.

Поиск

 

Даже поверхностный взгляд на географическое положение Индии не может не показать, что нет почти ни одной части мира, лучше обособленной самой природой, чем Индия. Этот субконтинент, на самом деле, полон контрастов по своим физическим характеристикам и климату, но характеристики, которые отделяют и изолируют его от окружающих регионов, являются слишком явственными, чтобы ими пренебречь. Поистине, вся Индия, несмотря на утверждения обратного, наделена отчетливой индивидуальностью, и ее истинно множественное и сбивающее с толку разнообразие покоится на фундаментальном географическом единстве, полном территориальном синтезе.

Окруженная горной цепью на севере и опоясанная морем на юге, Индия выглядит словно бы отрезанной самой природой от остального мира, и развивала свою цивилизацию в изоляции, оставаясь незатронутой течениями, которые волновали человечество за ее пределами. И в то же время трудно найти другую такую страну в мире, которая находилась бы в таком тесном общении с чужими странами. География Индии указывает на ее естественную изоляцию; но история Индии свидетельствует о противоположном. И если мы тщательно изучим ее историю с древнейших времен, то легко признаем, что контакт или связи с другими странами были не менее важными факторами в ее становлении, чем изоляция. Можно было бы сказать, что ни одно из великих движений в мире, которые оказали влияние на историю человечества, не затронуло Индии и не внесло своего вклада в развитие и богатство ее чрезвычайно разнообразной культуры и цивилизации. Но сложнее всего понять тот загадочный импульс, который сообщил начало важному движению арийской миграции и экспансии, такой грандиозной по своим последствиям, и ставшей одним из наиболее значимых событий в мировой истории. Один из потоков этой великой миграции пионеров всемирной цивилизации, как известно, проник в Индию через горные проходы на северо-западной границе, создав ее духовный облик, точно так же, как Инд и Ганг пробили себе путь через Гималаи, чтобы сформировать ее физический характер. В течение столетий эти индо-арийцы осваивали и заселяли Индию среди борьбы и конфликтов с первоначальными обитателями страны, и образовали цивилизацию, нашедшую отражение в созданной ими литературе. Затем произошло возвышение буддизма, первой из мировых религий, детища индийской почвы, который, перешагнув ее границы, распространил свое влияние во всех странах, лежащих к востоку и к северу от Индии, - от степей Монголии и гористой глуши Тибета до Японии, а на юге и востоке, - до самой Индонезии. На протяжении столетий Индия оставалась сердцем Старого Света, формируя духовную и материальную культуру и господствуя в этих областях. Тем временем индийских берегов достигали последовательно сменявшие друг друга волны иностранных влияний, как, например, иранского, исходившего из первой подлинной империи Востока, империи Ахеменидов, которая в правление Дария включала в свои владения весь Синд и значительную часть Пенджаба к востоку от Инда, ставших 20-й сатрапией этой империи и выплачивавшей ей огромную дань в размере не менее 1 миллиона фунтов стерлингов, - влияние, которое оставило некоторые следы в индийском искусстве и архитектуре и методах управления и администрации; эллинское влияние, начавшееся со вторжения Александра и осуществлявшееся целым рядом греческих правителей Пенджаба и соседних регионов, но "затронувшее только окраины индийской цивилизации"; и греко-римское влияние во времена Кушан и индо-скифских царей. Сюда следует прибавить еще две цивилизующих силы мира, которые, возникнув в более поздний период, также не обошли стороной Индию и содействовали ее созданию, т.е. исламскую культуру и цивилизацию, и европейскую, которые, следуя по пятам иностранных вторжений и торговли, продолжают оказывать влияние на индийскую мысль и жизнь до наших дней. Таким образом, Индия представляет собой благоприятную страну, где встретились все разнообразия человеческой культуры, чтобы породить чрезвычайно богатую и многогранную культуру. Эти международные отношения - такая же характерная черта Индии, как и ее изоляция.

Едва ли не более убедительны, чем эти факты политических сношений Индии, свидетельства ее коммерческой взаимосвязи с другими странами, которые нас интересуют в первую очередь. У нас будет возможность показать на обширном материале, что в течение целых 30 веков Индия являлась настоящим сердцем Старого Света и занимала положение одной из первых морских стран. У нее были колонии в Пегу, в Камбодже, на Яве, Суматре, Борнео, и даже в странах Дальнего Востока до самой Японии. Она имела торговые поселения в южном Китае, на Малайском полуострове, в Аравии и во всех главных городах Персии, и по всему восточному побережью Африки. Она развивала торговые отношения не только со странами Азии, но также со всем известным тогда миром, включая страны, находившиеся под властью Римской империи, и как Восток, так и Запад стали театром индийской морской деятельности и дали широкий простор для ее морской энергии и пульсирования международной жизни.

Таким образом, будет видно, как вместо строгой изоляции, на которую Индию обрекла сама природа, мы найдем в высшей степени активные взаимоотношения с другими странами, установленные людьми, и завоевание взяло верх над природной средой. Великие и почти непреодолимые горные хребты на севере рассечены перевалами, через которые проходили основные торговые пути и поддерживались связи с внешним миром. В южном направлении океан по самой своей природе представлял значительно более эффективную и фатальную преграду для развития иностранных отношений, пока быстрое развитие национального судоходства не восторжествовало над этим препятствием и не превратило сам океан в великую трассу международных сношений и торговли. Ранний рост ее мореплавания и кораблестроения, вместе с гением и энергией ее купцов, опытом и смелостью ее моряков, предприимчивостью ее колонистов и энтузиазмом ее миссионеров обеспечили Индии господство на море в течение веков и помогли ей достичь и длительное время поддерживать свое гордое положение госпожи восточных морей. Индийцы древности в полной мере использовали возможности, дарованные природой, для развития индийской морской деятельности, - прекрасное географическое положение Индии в сердце Востока, между Африкой на западе и Индонезией и Австралией на востоке, ее связь с обширным азиатским материком на севере, ее владение морским побережьем, которое простиралось более чем на 4000 миль, и, наконец, сеть рек, которые открывали доступ вглубь страны. Фактически, в Индии можно найти сочетание или собрание большинства тех специфических географических условий, от которых зависит коммерческое развитие страны.

 

II. Подтверждения.

 

Источники и материалы, доступные для реконструкции индийского судоходства и морской деятельности, естественно, подразделяются на два класса: индийские и иностранные. К индийским свидетельствам относятся те, что происходят из индийской литературы и искусства, включая архитектуру и живопись, а также археологические подтверждения, полученные из трех отраслей этой науки: эпиграфики, памятников и нумизматики. Подтверждения индийской литературы основаны главным образом на трудах, написанных на санскрите, пали и персидском языках, и в некоторых случаях на работах на индийских наречиях - тамильском, маратхском и бенгальском. Иностранные подтверждения состоят из сочинений иностранных путешественников и историков, которые содержат наблюдения, относящиеся к индийским материалам, а также археологических остатков, как те, что обнаружены на Яве. Последняя группа источников представлена по большей части классической литературой, на китайском, арабском и персидском языках, с которой мы смогли ознакомиться только в переводах.

Вначале следует объяснить метод, которым я руководствовался при распределении этих различных подтверждений, письменных и монументальных, индийских и иностранных, и порядок, в котором они будут представлены. Учитывая известное изречение, что "литература, так же, как и искусство людей, рассказывает об их жизни", я подумал, что в случае с Индией обоснование тезис о ее морской деятельности можно считать доказанным только после того, как будут представлены доказательства этого в памятниках ее искусства и литературы. Первые доказательства индийской морской активности, а также существования и роста индийского судоходства, посредством которого эта активность реализовывалась, следовало, соответственно, искать в области индийской литературы и искусства, и их недостаток или скудность едва ли могли бы быть компенсированы обилием подтверждений, почерпнутых из иностранных трудов. Подтверждения, представленные в первую очередь, будут, таким образом, исключительно индийскими, взятыми из индийской литературы и искусства, а затем уже последуют подтверждения, позаимствованные из иностранных источников. Кроме того, поскольку даты написания большинства индийских литературных трудов, на которые даются ссылки, к сожалению, пока что точно не установлены, я не могу положить подтверждения, извлеченные из них, в основу любого исторического обсуждения предмета или полагаться на них для хронологического упорядочивания фактов, относящихся к судоходству, морской торговле и морской деятельности Индии. Соответственно, подтверждения из индийской литературы, которые приводятся первыми, служат только в качестве введения ко всему предмету, подготавливают почву и, так сказать, создают для него каркас. Подлинное историческое повествование о морской деятельности Индии должно быть построено на материалах, предоставленных такими иностранными, а также индийскими литературными памятниками, которые не содержат никаких хронологических трудностей.

Выдержки из древнеиндийских трудов будут представлены, по возможности, в порядке, определенном традицией. По мнению покойного проф.Бюлера, широко известного немецкого востоковеда, "в древнеиндийских трудах есть пассажи, которые доказывают, что уже в раннюю эпоху в Индийском океане существовала навигация, и, в некоторых более поздних случаях, путешествия, предпринимавшиеся индийскими купцами с торговыми целями к берегам Персидского залива и впадающих в него рек". Эти доказательства, однако, следует рассматривать как косвенный тип подтверждений: они не содержат никаких прямых сведений относительно существования и развития индийского национального судоходства, которое, несомненно, подразумевается существованием, развитием и постоянством той морской торговли, которая в них так часто упоминается. Само собой разумеется, что никакая коммерция не может возникнуть и тем более развиваться, если ей не будет способствовать национальное судоходство. Соответственно, прямые доказательства, которыми мы располагаем относительно индийского судоходства и морской деятельности, будут иметь приоритет над косвенными, и они включают иллюстрации типичных кораблей и лодок, которые представлены в древнем индийском искусстве, в скульптуре и живописи, и на монетах.

 

III. Эпохи.

 

Эпохи индийской истории, вокруг которых сгруппированы эти разнообразные подтверждения судоходства и морской деятельности Индии, можно приблизительно указать следующим образом:

1. Домаурийская эпоха, охватывающая промежуток с самых ранних времен до 321 г.до н.э. - Для этого периода мы рассмотрим подтверждения, которые можно извлечь из некоторых старейших письменных памятников человечества, таких, как Ригведа, Библия и некоторых старых книг на пали и тамильском языках, так же, как из находок египетских и ассирийских археологов относительно существования морских связей Индии с Западом в древнейший период. Подтверждения для этого периода также можно почерпнуть из трудов греческих авторов Геродота и Ктесия, 5 в.до н.э., содержащих упоминания Индии.

2. Эпоха Маурья (321-184 до н.э.). - Имеющиеся для этого периода подтверждения сохранились в работах многих греческих и римских авторов, которые описывали поход Александра (Македонского) в Индию и наблюдения, сделанные греческими послами при дворе императоров Маурья. Эти греческие и римские сведения об Индии по большей части стали доступны индийским ученым благодаря переводам м-ра Мак-Криули. Более важными и интересными, чем эти иностранные подтверждения, являются доказательства, содержащиеся в недавно опубликованном труде на санскрите, "Артхашастре" Каутильи, которая представляет собой кладезь информации относительно многочисленных аспектов высокоразвитой материальной цивилизации, существовавшей в Индии при Маурья. К этому периоду также относятся свидетельства традиции, сохранившейся в монументальном труде кашмирского поэта Кшемендры, называвшемся "Боддхисатвавадана Калпалата", который в настоящее время издает Азиатское общество Бенгалии в серии "Bibliotheca Indica". 73-я "паллава" или глава этой работы содержит рассказ, который проливает некоторый свет на морскую торговлю и морскую деятельность Индии в период правления императора Ашоки.

3 Кушанский период на севере и период Андхра на юге, продолжавшиеся приблизительно со 2 в.до н.э. по 3 в.н.э. - Это был период, когда римское влияние на Индию находилось в своем зените; фактически, весь южный полуостров при династии Андхра поддерживал прямые связи с Римом, тогда как завоевания в Северной Индии способствовали еще большему открытию торговли с Римской империей, так что римское золото хлынуло во все части Индии в качестве оплаты за ее шелка, пряности, драгоценные камни и окрашенные ткани. Это доказывают примечательные находки монет, более часто встречающиеся на юге, чем на севере, вместе с упоминанием в древних текстах на санксрите и пали "Ромаки" или города Рима, и "явана", или греков и римлян, в древних тамильских источниках, а также значением, которое имели южноиндийские порты, такие как Мусирис и Пукар, подробные описания которых приводятся в старинных тамильских поэмах. Кроме относящихся к индийской торговле с Римом подтверждений из старинной индийской литературы, мы располагаем также определенными подтверждениями из важных иностранных работ. Главнейшие среди них - это "Естественная история" Плиния Старшего, "Перипл Эритрейского моря" и "География" Птолемея, не говоря уже о случайных намеках на индийскую торговлю и судоходство, вскользь брошенных такими авторами, как Агатархид и Страбон.

4. Период индусского империализма в Северной Индии при Гуптах и Харшавардханезь инофрмцаии относииельно многочисленных аспектов всыокоразвитйо материальйно ц, продолжавшийся с 4 по 7 вв. н.э. - Это был период индийской экспансии и многосторонней колонизационной деятельности на Дальнем Востоке, импульсы которой исходили из Бенгалии, побережья Калинги и Короманделя. Как показал сэр А.П. Фэйр в "Истории Бирмы", и как подтверждают буддистские священные тексты и монеты, части Бирмы и Малакки были колонизированы, в основном, выходцами из Калинги и Бенгалии. Основные подтверждения широкой морской активности в этот период содержатся в записках многочисленных китайских паломников в Индию, первым из которых был Фа Сянь, а наиболее известным - Сюань Цзан. Все эти записки теперь доступны в переводах. Среди иностранных источников, предоставляющих ценные материалы для истории этого периода, следует упомянуть "Христианскую топографию" Косьмы (Индикоплова). Некоторые очень ценные подтверждения относительно существовавшей уже в ранние времена торговли межу Индией и Китаем имеются в китайских анналах, например, в "Квай-Юэн", каталоге китайской "Трипитаки". Юл в книге "Китай и путь туда" также приводит много фактов, относящихся к индийским взаимоотношениям с Китаем. Для правления Харши наиболее важным источником информации является "Путешествие" Сюань Цзяна, эта "сокровищница достоверной информации, необходимой каждому изучающему индийскую древность, которая внесла более существенный вклад в восстановление утраченных фрагментов индийской истории, чем любые археологические открытия".

5. Период индусского империализма в Южной Индии и возвышения Чолов, продолжавшийся с середины 7 в.н.э. до мусульманских завоеваний в Северной Индии. - В течение этого периода индийцы поддерживали тесные связи как с Западом, так и с Востоком. Завершилась колонизация Явы, и великий храм Боробудур остается великолепным памятником влияния, которым обладал некогда буддизм на этом острове. Область индийских морских предприятий простиралась вплоть до Японии, что засвидетельствовано японской традицией и официальными анналами, ставшими доступными благодаря усилиям японских ученых, таких, как д-р Такакушу. Записки И-Цзиня, знаменитого китайского путешественника, содержат много интересных подробностей относительно индийской морской деятельности в восточных водах и сношений с Китаем во второй половине 7 в. Китайские анналы также дают подтверждения относительно морских связей Чолов с Китаем, т.е. "Сунь-ши".

6. Мусульманский (домогольский) период, продолжавшийся с 11 по 15 вв. - Подтверждающие источники для этого, и, на самом деле, для всего мусульманского периода, по большей части вкраплены в персоязычные труды, которые стали доступны для ученых благодаря монументальной восьмитомной "Истории Индии" сэра Г.Эллиота. По части сведений о морских предприятиях и деятельности в Синде наши источники - Аль-Биладури и "Чач-намэ", переведенные в первом томе Эллиота. Ранние мусульманские путешественники достаточно подробно освещают индийские дела этого периода. Аль-Бируни - наш источник для 11 в., а аль-Идриси - для 12. В 13 в. очень ценным источником информации об индийском судоходстве и торговле служит иностранный путешественник, венецианец Марко Поло. В следующем столетии наши источники - это Вассаф и "Тарих-и-Фирузшахи". В 15 в. у нас есть китайское сочинение Ма Хуаня, наиболее важное иностранное сообщение об Индии после Марко Поло, которое повествует об обмене подарками между султанами Бенгалии и императорами Китая. К этом же столетию принадлежат иностранные путешественники Абд ар-Раззак, Николо Конти и Иеронимо ди Санто-Стефано, которые также являются ценными источниками информации относительно судоходства и торговли в этот период. В начале 16 в., когда на сцене впервые появляются португальцы в качестве одного из факторов индийской политики, подробности относительно индийской морской деятельности можно извлечь из трудов португальских хронистов, таких, как де Коуту, использованных в некоторых стандартных работах по истории португальского господства в Индии. Примерно в это же время итальянский путешественник Вартема оставил очень интересное описание судостроения в Каликуте.

7. Период могольской монархии, с 16 по 18 вв., т.е. от правления Акбара до правления Аурангзеба. - Подтверждения, относящиеся к правлению Акбара, происходят, во-первых, из того кладезя информации, "Айин-и-Акбари" Абу-л-Фазла, который приводит очень ценное описание адмиралтейской службы Акбара; и, во-вторых, из реферата "Аусил Тумар Джумма", содержащегося в анализе финансов Бенгалии, в "Пятом отчете" Гранта, который содержит много интересных подробностей относительно организации и развития имперской "новвары", или верфи в Дакке, источниках дохода для ее содержания, материалах, которые использовались для кораблестроении, и т.п. "Чач-намэ" у Эллиота, том первый, и "Айин-и-Акбари" Абу-л-Фазла приводят некоторые подробности о судоходстве и портах Синда. Некоторые подробности о индийской морской деятельности, торговле и судоходстве в Бенгалии также происходят из "Такмилла-и-Акбарнамэ" Элиота, том 6, из санскритского труда "Гхатака-карика", из португальских хроник де Барруша и Соузы, из записок некоторых иностранных путешественников, таких как Вартема и Ральф Фитч, и, наконец, из некоторых старых бенгальских поэм и песен, сохранивших местную традицию. В правление Аурангзеба главный источник нашей информации относительно морской деятельности "ферингов" (европейцев) и имперского флота - "Фатийя-и-Ибрийя", переведенный Блохманном, и современное персидское описание "Отчет Шихаб-ад-дин Талыша" в рукописи N589 бодлеянской библиотеки, каталог Sachau and Ethe, которая переведена проф. Джадунатхом Саркаром, М.А. Среди иностранных источников, которые снабжают нас информацией, относящейся к этому периоду, мы можем упомянуть Томаса Боури, в чьем описании стран вокруг Бенгальского залива имеется много интересных подробностей относительно судоходства и торговли. Д-р Фриар - еще один аналогичный источник нашей информации. В тот же период имело место развитие маратхского судоходства и морской активности при Шиваджи и пешвах, подробности которых можно узнать из любых стандартных трудов по истории маратхов.

 

Книга I.

Индусский период.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.013 с.)