Природа как предмет ффского и научного познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природа как предмет ффского и научного познания



Понятие "П" - одно из важнейш. ффских понятий. В сознании соврем. образов. чел-ка слово "природа" ассоциируется гл.обр. с 2 значениями: 1) естественн.. среда обитания чела и 2) как объект спец. научн. исследования в рамках целой совокупности естественных наук (естествознания). В этих значениях термин "природа" восходит к лат. слову "natura" => "натуралисты" = исследователи природы, и "натурализм" как ффская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "П" при рассмотр. и решении централ. ффских вопросов бытия и познания, особенно бытия чел-ка и челов. культуры. Более внимател. анализ ист.-ффского, ист.-научн материала => важные значения термина "природа". 1) внутрен. особенности, сущность вещей (явления, системы, напр. "явление природы" и "природа явления" и т.д.). 2) в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире.=как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д. 3) как материальное начало в самом человеке, как основа его нравственной свободы." П " как сущее в целом, космос,сыграло важн. роль в разв. ффии, особенно в античности, особое значение в обсуждении ффских проблем в древнегреч. ффии после осознания важности таких противоположностей, как "П - культура" и "П - дух". Уже софисты стали придавать большое значение различению того, что сущ-ет только "по природе", и что сущ. "по положению"=>,по условным (принятым) мнениям, обычаям. С Сократа в ффии зарожд. линия на понимание нравственности, добродетели как того, что укоренено в самой природе и затем постигается естеств. разумом человека=>к условному относится как раз все то, что создано самим человеком. + стоики => "жить по природе"="жить по разуму" = "жить добродетельно". Противопоставление "жизни по природе" (естественное и добродетельное) "жизни по культуре" (условного, противоестественного) вспыхивает вновь в 18-19 вв. во взглядах Руссо и др., а в своих крайних формах находит выражение в молодежн. контркульт. движениях уже 20 в. Во вт.½XX века, осознав всю серьезность возможного глобальн. экологич. кризиса,стали вырабатываться более реалист. концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие.

"П" от лат. "natura",а древн. латиняне перевели этим термином греч."physis"="фюсис" = процесс становления или происхождения любой вещи из своего собственного, внутреннего основания. О той или иной вещи можно было сказать, что она имеет свой "фюсис" (свою "природу"), если она в процессе своего становления приобретает некоторую форму как цель, но и как жизненный рост, стремящийся к перемене форм, к переходу от одной формы к другой. Человек помещен в этой целенаправленной упорядоченности "физиса" (космоса). Именно на этом основании Аристотель=>все, что явл. противоположным природе, не может быть добрым (справедливым).В средневек. христ. кул-рецелостно-символическое и религ.видение природы. С нач.13 в. теологи обратились к изучению книг Аристотеля, астроном., мед, матем. трактатов, идей ффии, стремясь примирить их с теологич. посылками. Новое время -под влиянием принципиально новых задач и целей научн. познания=>новое понимание природы=>бурное разв. естеств-ия 17-19 вв. Англ. фф А. Уайтхеда: "Природа - это то, что мы наблюдаем в восприятии с помощью чувств. Свойство природы быть независимой от мысли лежит в основе естественных наук …"=на ффском = объектность природы. Второе понимание природы - внеисторическое царство необходимых законов. С классич. четкостью эта особенность понимания была выражена Б. Спинозой: "Природа всегда и везде остается одной и той же... законы и правила природы,…везде и всегда одни и те же…". И. Кант: "Природа есть существование вещей, поскольку оно определено по общим законам". Как категорически заявлял Г. Галилей, "тот, кто хочет решать вопросы естеств. наук без помощи матем., ставит неразрешимую задачу. Следует измерять то, что измеримо, и делать измеримым то, что таковым не является". Достижения естеств. наук в17-19вв=>формир. понимание мира как материи движущейся по необходимым законам в абсолютном пространстве и времени.= "механистич. картина мира"=> к. 19 в. электромагнитн. физич. карт. мира. Но картина мира как картина движущейся природы сохранялась. И в такой картине не просто не находилось места, но исключалось существование свойств, ассоциируемых нами прежде всего с человеком. Как нем.Л.Бюхнер, "в природе нет никакой цели, так же как порядка и беспорядка, существенного или несущественного, прекрасного или безобразного, полезного или вредного…а есть лишь просто бытие и свершение и именно как необходимый результат естественных причин". И исходя из такого понимания «П» (и мира) предлагалось изучать человека и продукты его деятельности как части этого мира.


26. Концепция коэволюции природы и общества. Понятие ноосферы
Мифологическая: Анимистические представления о силах природы
Космоцентрическая: Природа как живое, порождающее вещи начало
Теоцентрическая: Природа как нечто сотворенное, низшее по сравн. с Богом. Человек — хозяин природы.

Естественно-правовая: Природа как механизм, управляемый законами механики Ньютона. Задача науки в овладении механической энергией природы
Культуро-историческая: Материал для культуротворческой деятельности человека
Эколого-футурологическая: Природа как участник диалога с человеком
Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биогеосфера»). Ноосфера — предположительно новая, высшая стадии эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В.И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1].

Возникновение и развитие ноосферы. В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.
Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

 

1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.
История исследований.

Понятие «Ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.
В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.
Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L'évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l'élan vital).
Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l'élan) и длительности (durée).

Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.009 с.)