Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия техники. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта

Поиск

Философия техники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» (1877). Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.

Основные идеи: - в основе техники лежит органопроекция, т.е. техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма; - техника — это путь к новым горизонтам бытия.

Философы техники

Энгельмейер, Петр Клементьевич (1855—1939) — техника как инструмент прогресса.

Эспинас, Альфред (1844—1922) — отстаивал идею сакрального происхождения техники.

Чиммер, Эберхард (1873—1940) — техника как инструмент освобождения.

Дессауэр, Фридрих (1881—1963) — техника выступает как инструмент продолжения человеком божьего творчества.

Мамфорд, Льюис (1895—1990) — историк техники.

Ортега-и-Гассет, Хосе (1883—1955) — техника как средство освобождения человека.

Хайдеггер, Мартин (1889—1976) — техника как способ самораскрытия бытия.

Эллюль, Жак — определение техники как «тотальности методов, рационально направленных на эффективность».

Ясперс, Карл Теодор — техника есть средство формирования и облегчения человеческого бытия.

Философия искусственного интеллекта

Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», рассматривает вопросы: - Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений? - Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек. Может ли она чувствовать? - Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером?

Эти вопросы отражают интересы различных исследователей искусственного интеллекта, философов, исследователей познавательной (когнитивной) деятельности. Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимается под понятиями «интеллект» или «сознания», и какие именно «машины» являются предметом обсуждения.

Может ли машина мыслить?

Наиболее горячие споры в философии искусственного интеллекта вызывает вопрос возможности мышления творения человеческих рук. Вопрос «Может ли машина мыслить?», который подтолкнул исследователей к созданию науки о моделировании человеческого разума, был поставлен Аланом Тьюрингом в 1950 году. Две основных точки зрения на этот вопрос носят названия гипотез сильного и слабого искусственного интеллекта.

Термин «сильный искусственный интеллект» ввел Джон Сёрль, его же словами подход и характеризуется: «Более того, такая программа будет не просто моделью разума; она в буквальном смысле слова сама и будет разумом, в том же смысле, в котором человеческий разум — это разум.

Напротив, сторонники слабого искусственного интеллекта предпочитают рассматривать программы лишь как инструмент, позволяющий решать те или иные задачи, которые не требуют полного спектра человеческих познавательных способностей.

В своем мысленном эксперименте «Китайская комната», Джон Сёрль показывает, что даже прохождение теста Тьюринга может не являться достаточным критерием наличия у машины подлинного процесса мышления.

Мышление есть процесс обработки находящейся в памяти информации: анализ, синтез и самопрограммирование.

Аналогичную позицию занимает и Роджер Пенроуз, который в своей книге «Новый ум короля» аргументирует невозможность получения процесса мышления на основе формальных систем.

Что считать интеллектом?

Существуют разные точки зрения на этот вопрос. Аналитический подход предполагает анализ высшей нервной деятельности человека до низшего, неделимого уровня и последующее воспроизведение этих функций. Существует определение интеллекта как способности решить интеллектуальные задачи. Здесь под интеллектуальной задачей понимается та задача, у которой не существует известного алгоритма решения. То есть задача, для которой нужно создать алгоритм с нуля. Например, доказательство недоказанной теоремы, научное открытие, художественная деятельность и так далее. Некоторые специалисты за интеллект принимают способность рационального, мотивированного выбора, в условиях недостатка информации. То есть интеллектуальной просто считается та программа деятельности, которая сможет выбрать из определенного множества альтернатив, например, куда идти в случае «налево пойдёшь …», «направо пойдёшь …», «прямо пойдёшь …».

Наука о знании

Также, с проблемами искусственного интеллекта тесно связана эпистемология — наука о знании в рамках философии. Философы, занимающиеся данной проблематикой, решают вопросы, схожие с теми, которые решаются инженерами искусственного интеллекта о том, как лучше представлять и использовать знания и информацию.

Этические проблемы создания искусственного разума

Если в будущем машины смогут рассуждать, осознавать себя и иметь чувства, то что тогда делает человека человеком, а машину — машиной? Если в будущем машины смогут осознавать себя и иметь чувства, возможно ли будет их эксплуатировать или придется наделять их правами? Если в будущем машины смогут рассуждать, то как сложатся отношения людей и машин? Данный вопрос был не раз рассмотрен в произведениях искусства на примере противостояния людей и машин. К примеру, батлерианский джихад в романе "Дюна" Фрэнка Герберта, проблемы взаимоотношения с ИскИнами в романе Дэна Симмонса "Гиперион", война с машинами в кинофильме "Терминатор" и так далее.

Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских ампутаций заменили 99 процентов тела на искусственные органы, считаться машиной?

Вопрос № 56



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.87.157 (0.007 с.)