Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Понятие эколого-футурологической парадигмы социального знания.
Социальная реальность – это специфический объект исследования;есть множество версий освоения этого объекта в мышлении; эти версии, имеющие между собой что-то общее, можно сгруппировать в основные стратегии, в рамках которых идет развитие нюансов в виде концепций. Общество – это единство материальных и духовных процессов. Это противоречивое единство общих черт, объединяющих людей в какие-то коллективы, и индивиудальных людей, живущих сами по себе. Можно рассматривать общество как целостное образование, индивидуальный человек не интересует, а интересны только общие закономерности. Натуралистическая концепция – рассматривает общество как материальную систему природного происхождения. Социальная физика у Конта – механические взаимодействия. Биологическая версия (Мечников, Спенсер) – перенесение эволюционной концепции на жизнь общества. Это все редукционизм. Социальные потрясения обнаруживают связь с космическими явлениями. Концепция этногегнеза Гумилева. Концепция географического детерминизма. Следующий вариант описания общества. Общество – это система отношений, но не механических, а производственных. Во внимание принимаются производственные связи, связи не природного, а социального характера. Общество, по Марксу, рассматривается как единое целое, а отдельные индивиды его особо не интересуют. Процесс развития общества предстает как естественный, а следовательно, прогнозируемый процесс. Для марксистсткого подхода характерен наукоцентризм. Маркс учитывал европоцентризм. Общество в рамках марксизма – это некая материальная система, у которой есть еще одно свойство, не присущее другим материальным системам – духовная жизнь общества. Ограниченность марксизма – развитие общества по Марксу имеет строго направленный порядок, линейность; акцент ставится на общее, на материальное. Вторая версия – историцизм. Уйти от субъект-объектной оппозиции, обращает внимание на индивидуальное и духовное начало в жизни общества. Для натуралистической концепции важно объяснение, а для историцизма понимание. Есть некая система ценностей. Каждый человек по факту рождения ее застает. Эта система ценностей и ориентиров обладает множеством смыслов, человек для себя этот смысл подчиняет и превращает в действие. Культурологический подход – акцентирует внимание на духовные ценности (Гегель). Психо-аналитическая версия (Хорни, Юнг, Фромм) – акцентирует внимание на важность сферы психики, которая напрявляет жизнь человека, а следовательно, и общества. Философия жизни.
Достоинства концепции историцизма – акцент на духовные ценности, стремление посмотреть на человека и его роль в процессе социодинамики. Но нет явных закономерностей, все основано на индивидуальности, следовательно, трудно прогнозировать. Поэтому появляется синтетический подход (Вебер). Не только материальные производственные отношения и духовное начало, а социальное действие, в котором участвует человек, обладающий сознанием. Основой выступает социальное действие, всегда ориентированное на другого и несущее в себе определенный смысл (коммуникация – это проявление социального действия). Человеческая история – это не переход от одних производственных отношений к другим, а это изменение типа социального действия. В архаичном обществе это аффективное действие, потом – традиционное действие, потом – ценностно-рациональное действие, и в конце концов – целе-рациональное действие. Общество – это сложное структурированное целое с различными подсистемами. Подсистема, обеспечивающая адаптацию с природой – экономика, подсистема, вырабатывающая цель – политика, подсистема,обеспечивающая интегрированность, слитность, цельность общества – право, мораль, подсистема, которая обеспечивает воспроизводство общества – система социолизации. Все эти системы обеспечивают развертку процесса эволюции социального организма. Понимающая социология (Альфред Шюц) – социальные связи это не что иное как реализация выявляемых смыслов в культуре. Синтетическая теория тоже не умирает. Социальное действие в современных условиях – это коммуникативное действие. Теория коммуникативного действия Хабермаса. Коммуникативный дискурс связывает общество в единое целое. Функционирование общества – это постоянное воспроизводство социальных институтов людьми, которые пытаются в результате дискуссий и рассуждений найти позицию, приемлемую для всех.
Возникает теория социальной практики (Бурдье, фр.). Носительсоциальных практик – агент– это человек, который действует в социальном пространстве, осуществляя там свои стратегии. Эти стратегии осуществляются под влиянием полученной им информации, а так же под влиянием его личных мотивов и факторов, убеждений, эмоций и т.д. Как баскетболист на площадке замысловато щемится к кольцу. Социальное пространство – это пространство, в котором есть точки напряжения, ресурсы капитала – материального, властный, культурный и т.д. Идейные источники эколого-футурологической парадигмы социального знания. Современное человечество в глубочайшем кризисе. Речь идет о существовании человека. Для преодоления кризиса необходимо изменить систему понятий и ценностей, с помощью которой понимаем и оцениваем существующую социальную реальность, т.е. изменить парадигму социального знания. Ее условно можно назвать эколого-футурологической парадигмой.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.004 с.) |