Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Понятие эколого-футурологической парадигмы социального знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Понятие эколого-футурологической парадигмы социального знания.



Социальная реальность – это специфический объект исследования;есть множество версий освоения этого объекта в мышлении; эти версии, имеющие между собой что-то общее, можно сгруппировать в основные стратегии, в рамках которых идет развитие нюансов в виде концепций.

Общество – это единство материальных и духовных процессов. Это противоречивое единство общих черт, объединяющих людей в какие-то коллективы, и индивиудальных людей, живущих сами по себе. Можно рассматривать общество как целостное образование, индивидуальный человек не интересует, а интересны только общие закономерности. Натуралистическая концепция – рассматривает общество как материальную систему природного происхождения. Социальная физика у Конта – механические взаимодействия. Биологическая версия (Мечников, Спенсер) – перенесение эволюционной концепции на жизнь общества. Это все редукционизм. Социальные потрясения обнаруживают связь с космическими явлениями. Концепция этногегнеза Гумилева. Концепция географического детерминизма.

Следующий вариант описания общества. Общество – это система отношений, но не механических, а производственных. Во внимание принимаются производственные связи, связи не природного, а социального характера. Общество, по Марксу, рассматривается как единое целое, а отдельные индивиды его особо не интересуют. Процесс развития общества предстает как естественный, а следовательно, прогнозируемый процесс. Для марксистсткого подхода характерен наукоцентризм. Маркс учитывал европоцентризм. Общество в рамках марксизма – это некая материальная система, у которой есть еще одно свойство, не присущее другим материальным системам – духовная жизнь общества. Ограниченность марксизма – развитие общества по Марксу имеет строго направленный порядок, линейность; акцент ставится на общее, на материальное.

Вторая версия – историцизм. Уйти от субъект-объектной оппозиции, обращает внимание на индивидуальное и духовное начало в жизни общества. Для натуралистической концепции важно объяснение, а для историцизма ­ понимание. Есть некая система ценностей. Каждый человек по факту рождения ее застает. Эта система ценностей и ориентиров обладает множеством смыслов, человек для себя этот смысл подчиняет и превращает в действие. Культурологический подход – акцентирует внимание на духовные ценности (Гегель). Психо-аналитическая версия (Хорни, Юнг, Фромм) – акцентирует внимание на важность сферы психики, которая напрявляет жизнь человека, а следовательно, и общества. Философия жизни.

Достоинства концепции историцизма – акцент на духовные ценности, стремление посмотреть на человека и его роль в процессе социодинамики. Но нет явных закономерностей, все основано на индивидуальности, следовательно, трудно прогнозировать.

Поэтому появляется синтетический подход (Вебер). Не только материальные производственные отношения и духовное начало, а социальное действие, в котором участвует человек, обладающий сознанием. Основой выступает социальное действие, всегда ориентированное на другого и несущее в себе определенный смысл (коммуникация – это проявление социального действия). Человеческая история – это не переход от одних производственных отношений к другим, а это изменение типа социального действия. В архаичном обществе это аффективное действие, потом – традиционное действие, потом – ценностно-рациональное действие, и в конце концов – целе-рациональное действие.

Общество – это сложное структурированное целое с различными подсистемами. Подсистема, обеспечивающая адаптацию с природой – экономика, подсистема, вырабатывающая цель – политика, подсистема,обеспечивающая интегрированность, слитность, цельность общества – право, мораль, подсистема, которая обеспечивает воспроизводство общества – система социолизации. Все эти системы обеспечивают развертку процесса эволюции социального организма.

Понимающая социология (Альфред Шюц) – социальные связи это не что иное как реализация выявляемых смыслов в культуре.

Синтетическая теория тоже не умирает. Социальное действие в современных условиях – это коммуникативное действие. Теория коммуникативного действия Хабермаса. Коммуникативный дискурс связывает общество в единое целое. Функционирование общества – это постоянное воспроизводство социальных институтов людьми, которые пытаются в результате дискуссий и рассуждений найти позицию, приемлемую для всех.

Возникает теория социальной практики (Бурдье, фр.). Носительсоциальных практик – агент– это человек, который действует в социальном пространстве, осуществляя там свои стратегии. Эти стратегии осуществляются под влиянием полученной им информации, а так же под влиянием его личных мотивов и факторов, убеждений, эмоций и т.д. Как баскетболист на площадке замысловато щемится к кольцу. Социальное пространство – это пространство, в котором есть точки напряжения, ресурсы капитала – материального, властный, культурный и т.д.

Идейные источники эколого-футурологической парадигмы социального знания. Современное человечество в глубочайшем кризисе. Речь идет о существовании человека. Для преодоления кризиса необходимо изменить систему понятий и ценностей, с помощью которой понимаем и оцениваем существующую социальную реальность, т.е. изменить парадигму социального знания. Ее условно можно назвать эколого-футурологической парадигмой.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.004 с.)