Роль немецкой классической философии в формировании культурно-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль немецкой классической философии в формировании культурно-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма.



 

С конца 80-х годов наиболее ярко высветилась идея глобального эволюционизма - ее мировоззренческий аспект, что произошло, по-видимому, на фоне обозначившегося глобального кризиса (обострение кризиса научной рациональности, вступление науки в новый, неклассический этап развития; углубляющийся глобальный экологический кризис). Фокусом глобально-эволюционной проблематики является человек. Это касается всех аспектов идеи глобального эволюционизма, предстает ли она в форме мифа эпохи, или в форме фундаментальной составляющей оснований науки, или как эволюционная концепция.

Обращение к проблеме эволюции означает стремление понять сущность мира и человека в мире. Как сказал П. Поппер, существует, по крайней мере, одна фундаментальная проблема, интересующая всех думающих людей. Это проблема космологии: проблема понимания мира, включающего нас самих и наше знание. А на современном этапе научного отношения к миру как никогда актуально изучение его эволюционных аспектов. "Мир уже не может рассматриваться, - отмечает нобелевский лауреат И. Пригожин, - как своеобразный музей, в котором каждый бит информации сохраняется; мир - это процессы, разрушающие и генерирующие информацию и структуру". Стремление понять мир как процесс и место человека во всеобщем процессе развития важно с точки зрения выработки стратегии будущего развития человечества. Кроме того, идея глобального эволюционизма сопричастна экологической проблематике, которую среди глобальных проблем современности называют проблемой номер один. Настало время новой цивилизационной парадигмы, идея глобального эволюционизма - активный участник этого поиска.

Идея глобального эволюционизма явилась новой метафорой эволюции, современной формой историзма. В отличие от прежней трактовки эволюционизма, сводящей его к медленным постепенным изменениям, глобальный эволюционизм механизм изменчивости не ограничивает непрерывными процессами, напротив, включает взрывы, сальтации, бифуркации как форму изменчивости.

Термин "глобальный" обозначает не распространение непрерывной изменчивости до беспредельных масштабов, а указывает на рождение нового взгляда на эволюцию - это внутренне противоречивый процесс, антиномичный, протекающий и как прерывный, и как непрерывный, как направленный и ненаправленный, как закономерный и как случайный..., процесс, в котором постоянство и стабильность есть необходимое условие изменчивости. Фокусом глобального эволюционизма является человек, ответственный за эволюцию, ее самосознание.

Актуальность введения в научный оборот "культурной парадигмы" в качестве социально-философского понятия состоит в том, что его терминологическое использование в социальной философии может послужить успешному разрешению ряда теоретических проблем.

       Во-первых, введение данного термина в понятийный аппарат социальной философии позволит существенно обогатить философский анализ феноменов синхронной социокультурной целостности.

       Во-вторых, исследование содержания понятия «культурная парадигма» в социально-философском аспекте, то есть с точки зрения того, какое место занимает исследуемый феномен в социальном бытии людей, позволит рассматривать «культурную парадигму» не просто как концепт, виртуальную смысловую единицу, отражающую желаемую и ожидаемую реальность, а как явление объективной социокультурной действительности, реально существующий феномен синхронной целостности культурных объектов.

       В-третьих, определение понятия «культурная парадигма» и выявление основных образующих её факторов должно существенно облегчить анализ социальных и культурных процессов, протекающих в том или ином обществе, а также расширить возможности для более глубокого анализа понятий «культурная эпоха», «культурный стиль» и др.

Понятие «культурная парадигма» отражает реально существующий феномен целостности культурных явлений, фактор их стилевой синхронности. Парадигма обеспечивается единство культуры на эмпирическом уровне. Это общестилевое единство конкретного социокультурного времени, которое связано с актуальными только для него жизненными задачами и способами их решения. Причём именно стиль жизни является основным формообразующим элементом социокультурной целостности. Жизненный, общекультурный стиль обладает онтологическим статусом, он объективен. Его нельзя искусственно создать, воспроизвести, выбрать как готовую систему форм, которую можно переносить в любую социокультурную ситуацию или обстановку. Стиль выступает основой культурных эпох, которая трудно рационализируется, но реально эмпирически ощущается и видна, особенно в моменты её утраты или смены. Стиль имеет отношение ко всем сторонам культурной жизни людей, живущих в одну эпоху, это некая предустановленность их связи, внутренне конституирующая составляющая любой культурной эпохи. Философская идея, литературное произведение, производственная технология, предмет быта, одежда не обладают замкнутой в себе целостностью вещи –«излучают ту жизнь, тот смысл, что переданы им всей... культурой их времени». Стиль – это специфический способ жизни, способ самовыражения, особая манера действовать, жить. Культурная парадигма как явление жизненной реальности – это стиль жизни, образец жизнедеятельности людей как субъектов культуротворчества, субъектов смыслополагания

 

 

Вопрос № 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.005 с.)