К кандидатскому экзамену по курсу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К кандидатскому экзамену по курсу



Вопросы

К кандидатскому экзамену по курсу

«Философия и методология науки» 2010 г.

 

Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение.

Философия как основа формирования ценностных ориентаций личности.

Формирование современной системы философского знания. Место социальной философии в этой системе.

Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Наука и паранаука.

Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

Теории научного прогресса. Понятие научной революции.

Особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Понятие парадигмы социального и естественнонаучного знания. Взаимосвязь научных и социальных революций в период становления и развития техногенного общества.

Роль философии в развитии социального и естественнонаучного знания.

Генезис философии и науки. Особенности восточной философии. Восточная преднаука.

Роль философии в становлении античного идеала науки.

Философия и наука в период средневековья. Идейные предпосылки коперниканской научной революции и Реформации.

12. Роль философии XVII в. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза) в формировании классического естествознания и естественно-правовой парадигмы социального знания.

13. Роль философии эпохи Просвещения в идейной подготовке великих социальных и научной революции конца XVIII – первой половины XIX в. Формирование дисциплинарно организованного естествознания и обществознания.

Роль немецкой классической философии в формировании культуро-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма.

Отличительные черты классической и неклассической философии. Неклассическая философия и неклассическая наука первой половины XX в.

16. Марксизм как великий проект социальных преобразований.

Глобальные проблемы современности и кризис техногенной цивилизации.

Философия второй половины XX в. и идейные источники постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания.

Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности.

Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Понятие эколого-футурологической парадигмы социального знания.

Философское осмысление проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.

Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени.

Материализм как всеобщий метод научного познания.

Природа как предмет философского и научного познания.

Концепция коэволюции природы и общества. Понятие ноосферы.

Методологическое значение законов диалектики.

Основные этапы становления и развития диалектического мышления.

Методологическое значение категорий движения и развития в научном познании.

Категории диалектики, их методологическая роль в научном познании.

Формальная и диалектическая логика как методы научного познания.

Детерминизм как методологический принцип.

Системный подход и синергетика как методы научного познания. Диалектика и синергетика.

Сознание как предмет философского осмысления.

Методология постановки и решения проблемы «сознание–язык–речь».

Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.

Проблема истины в философии и науке.

Исторический и логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.

Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).

Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы.

Основные сферы социальной жизни техногенного общества. Дисциплинарно организованное обществознание.

Вопрос №1

Вопрос № 2

 

Вопрос № 3

Вопрос № 4

Вопрос №5

Вопрос № 6

Вопрос № 7

Вопрос № 8

Вопрос № 9

Восточная преднаука.

Преднаука — начальный этап становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока. Особенности преднауки: непосредственная связь с практическими задачами, рецептурный характер, догматичность, сакральность. Преднаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые аккумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астрологии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии. Систематизация знания шла вокруг решения практических задач. Знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Например,астрономия применялась почти исключительно для службы времени и регулирования строгого расписания ритуальных обрядов(положение звезд, календарь).

 

 

Вопрос № 10

Периодизация

Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Пифагор (570 г. до н.э)

 Пифагор пришел к убеждению, что все в мире определяется числами или соотношениями чисел - привело в конечном итоге к разработке новой научной дисциплины – геометри-ческой алгебры. К тому же времени относилась и разработка метода математической дедукции. Многое было сделано пифагорейцами и в области астрономии. Согласно древним источникам, впервые идея о шарообразности Земли была высказана Пифагором и потом в письменном виде сформулирована Парменидом. В области оптики, он считал, что объекты становятся видимыми благодаря “выстреливаемым” ими крохотным частицам, попадающим в глаз человека. Потрясающее предвидение Пифагора вспоминали на всех этапах создания корпускулярной теории. Зная законы отражения,развивал геометрические методы построения мнимых изображений плоскими и кривыми зеркалами, основанные на прослеживании отраженных лучей и их продолжений за зеркало.С именем Пифагора связана легенда о первом доказательстве теоремы, носящей его имя.

Эмпедокл (ок. 493 – 433 до н.э.).

 Поставил несколько оригинальных опытов для объяснения путем аналогии некоторых явлений природы. Эмпедокл выдвинул теорию, впоследствии названную теорией окулярных пучков, по которой предметы становятся видимыми благодаря использованию неуловимого щупальца, простирающегося от глаза и захватывающего видимый предмет. По существу, пытался свести зрение к осязанию, начав тем самым научную дискуссию, длившуюся несколько столетий и окончательно прекратившуюся только в средние века.

  Аристотель (384-322 до н.э.)

 В оптике установил основные законы оптических явлений: прямолинейное распростра-нение света, отражение световых лучей от зеркальных поверхностей, преломление лучей на границе прозрачных сред, например, стекла и воздуха. Среди многочисленных работ Аристотеля особое место занимают трактаты по логике (“Метафизика”, “Риторика”, “Поэтика” и т.д.), а также физические трактаты: “Физика”, “О небе”, “О возникновении и уничтожении”, “Метеорологика”. Темы, затронутые, например, в “Метеорологике”, являются в наше время предметами различных наук, и эта книга интересна не только как попытка объяснения явлений природы, но и как опыт применения единых принципов для объяснения разнородных явлений. Многие объяснения Аристотеля научны если не по результату, то по методу. Опираясь на учение о четырех элементах (вода, воздух, огонь, земля) и исходя из представления о двух испарениях – сухом и влажном – Аристотель обнаруживает единство явлений огромного диапазона: ветра, дождя, землетрясений, комет, болидов, Млечного Пути. Рассуждения основаны на установке: объяснить как можно больше эмпирических фактов исходя из единого теоретического принципа.

Архимед (287-212 до н.э.)

 Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Разработал научные основы статики. Заложил основы гидростатики. Известен описанный самим Архимедом прибор для определения видимого диаметра Солнца. Этот прибор можно считать первой известной нам из литературы научно-измерительной установкой. Величайший ученый древности предвосхищает идеи интегрального и дифференциального исчисления нового времени.

 Аристарх Самосский первая половина III в. до н.э

 Был создателем первой в истории человечества гелиоцентрической системы мира, работавший в первой половине III в. до н.э. Эта его система отнюдь не пользовалась популярностью, в отличие от другой его идеи: вращения Земли вокруг своей оси.

Эвклид (III в. до н. э.)

 Является автором первого дошедшего до нас трактата по математике, в котором подведен итог предшествующему развитию древнегреческой математики, в частности, изложены планиметрия, стереометрия и ряд вопросов по теории чисел. Создатель геометрической системы (евклидовой геометрии), на которой основывается вся классическая физика. Капитальный труд Эвклида"Элементы" - наложил отпечаток на все последующее развитие европейской науки. В этом труде основные достижения греческой математики V-IV вв. были изложены в дедуктивно-аксиоматической форме, которая являлась впоследствии образцом и идеалом научной строгости. В трактатах Эвклида “Оптика” и “Катоптрика” изложены результаты его оптических исследований. Он внес вклад в установление законов распространения и отражения света. Все это дает основание считать Эвклида основоположником геометрической оптики.

  Аполлоний из Перги (III век до н.э.)

 Основное сочинение – “Конические сечения” из восьми книг. Теория конических сечений дана была настолько полно и в такой завершенной форме, что никто из древних автором не сумел ничего к ней добавить.

Клеомед

Клеомед подробно исследовал изменение направления света при попадании в воду или на стеклянную поверхность. Установил, что при попадании в более плотную среду луч “прижимается” к перпендикуляру. Положил начало систематическому изучению диоптрики, т.е. науки о преломлении света.

 Герон Александрийский (вероятно, I-II вв. н. э.)

 Наиболее полно систематизировал знания древних в области световых явлений. Следуя его трудам, все ученые стали разделять оптику на катоптрику, т.е. науку об отражении и диоптрику, т.е. науку об изменении направления световых лучей при попадании в прозрачные среды, или, как мы теперь говорим, о преломлении.

Вопрос №12

 

Роль философии 17 века (Декарт, Бэкон, Гоббс, Спиноза) в формировании классического естествознания иестество-правовой парадигмы социального знания

1. Переходная эпоха от феодализма к капитализму. Философия выражала интересы буржуазии.

· Борьба с феод. строем предполагала и борьбу с религиозностью.

· Буржуазия была заитересованна в развитии производства. Увеличился интерес к естественным наукам.

2. Создается техногенная цивилизация, отличающаяся динамичностью и научной рациональностью.

Ф.БЭКОН. (1521 – 1626) Лорд-канцлер Англии. Политик. Человек гос. масштаба.

Философия эмпиризма – показать единство Ф. и естественных наук. Философия – наука о реальном мире, основанная на опытном знании с помощью органов чувств и разных приборов. Изучение природы вооружают человека знаниями и увеличивают могущество человека.

Вывод Бэкона: низкие темпы научного познания природы в том, что нет верных методов исследования + несогласованность человеческих действий в этом направлении.

Задача Бэкона: вооружить человечество методами. Основа – ИНДУКЦИЯ. Основа – кол-во элементов, из которых состоит материя множество, сочетание же их безгранично. Нужно постичь естество этих элементов.

                       «Новая Атлантида» - утопия. Академия наук на острове. Кооперация и специализация наук. Необходимо финансировать науки.

                       «Новый Органон». Полемика с Аристотелем и схоластами. Людей можно разделить на муравьев (чистые эмпирики, получают отдельные факты),

            пауков (рационалисты-догматики, рассуждают даже без фактов),

            пчелы (извлекается материал из природы и перерабатывается в мед познаний).

Препятствия открытиям – ИДОЛЫ:

1. пещеры – наша личная жизнь, привычки, воспитание, темперамент.

2. театра – давление авторитетов

3. площади – неточное словоупотребление; слухи.

4. рода – мы стремимся схематизировать дейст-ть, подогнать все новое под уже имеющуюся сетку понятий. Предвзятость взглядов. Мы обращаемся к природе не с вопросом ПОЧЕМУ? а с вопросом ЗАЧЕМ? – целесообразность, взгляд в будущее. Этот предрассудок сложно отрефлексировать.

 

Т.ГОББС. Сын сельского священника и крестьянки, был лично знаком с Галилеем, обучал будущего короля Карла.

«Левиафан» - книга. Это гос-во.

Более последовательный материалист. Мат-изм носит механистический хра-р, материя приобрретает геометрические очертания.

Речь Гоббс тоже математизирует (речь – сложение звуков, слов, предложений и пр.). Упрощенно-схематичное изображение мышления.

Атеист. Критика язычества и христианства.

Соц.-полит. учение. Гос-во это продукт земной жизни людей. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, где были дворяне?». Постепенно люди пришли к выводу, что лучше отказаться от благ ради покоя и безопасности.

Абсолютная монархия.

 

РЕНЕ ДЕКАРТ. (1596 – 1650). Сын мелкого чиновника, воспитывался в иезуитском колледже, шеф короля. Эмигрировал в Голландию, занимался естествознанием (физика, математика, физиология). Открыл механизм рефлекса, разработал стройную механистическую картину мира: мировое S заполнено мельчайшими частицами, они движутся.

Деист.

Мир – производное от двух субстанций. 1. духовное мышление, нечто неделимое, существует в трех модусах: воображение, желание. Чувства + врожденные идеи (сам Бог).

                                                                 2. материальное, природное, делимое. Главное свойство – протяженность. Модусы: фигура, положение, движение.

Основатель рационализма. Математика- универсальная наука, ее помощью можно изменить структуру общества. «Я мыслю, значит я существую».

Ф. служит научному познанию. Практическая философия.

Попытка разработать дедуктивный метод познания. Чувствам доверять нельзя (рельсы, палка в воде). Общепринятым мнениям тоже верить нельзя.

Правила 1. никогда не принимать за истину то, что нельзя исследовать.

2. сложную проблему делить на более легкие.

3. от простого к сложному.

4. составлять общие и обширные положения, чтобы ничего не упустить.

Убежденность в силе чел-го разума привела к абсолютизации рационалистического метода, следовательно, к идеализму. Декарт забывает про опыт. «я мыслю … я существую… я субстанция, которая мыслит».

 

СПИНОЗА (1632 – 1677). Еврейская купеческая семья. Не относился ни к одному вероисповеданию; шлифовал стекла.

Преодолел деизм. В основе мира – единая субстанция – БОГ. Природу он называет богом, т.е. объявляет ее творящим началом. Атрибуты природы: 1. протяженность – объемность материальных образований. 2. мышление – одушевленность материи.

Спиноза против Декарта, который разделяет тело и душу человека. В основе человека – единая субстанция.

Последовательный детерминизм. Все происходить с объективной необходимостью в мире. Случайность – явление субъективное, так считают люди, не знающие причин. Жизнь чел-ка предопределена, у него нет свободы выбора. Чел-к не может отвечать за свои поступки. Проблемы этики.

Свобода – это познанная необходимость. Спиноза понимает этот тезис ограниченно, трактует свободу в индивидуально-личностном плане. Она заключается в победе разума над страстями + есть налет фатализма. Необходимо действовать в соответствии с познанной необходимостью.

Вопрос №13

Философия Нового времени

Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимает механика. Философия Нового времени обязана своими достижениями отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. Представления о таком универсальном методе и разделило философов Нового времени на ряд различных направлений.

Рационализм

Рационалисты фактически предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному). Для этого им приходилось признать существование врожденных идей. Из этих идей можно вывести любое знание, вплоть до знания о существовании Бога. Идеи существуют до ощущений и независимо от них. Понятно, что сведения о природе мы получаем из ощущений. Мышление использует опыт и эксперимент, но оно прилагается к их результатам и служит единственным критерием истины. Образцом 'для методов всех наук и философии служат математические методы, данные вне опыта и исходящие из априорных аксиом, на основании которых делаются математические выводы.

Эмпирики (сенсуалисты)

Основной метод, предлагаемый сенсуалистами, индукция. Единственным источником знания они считали опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Априорные врожденные знания полностью отрицаются. Душа человека — tabula rasa (чистая доска), на которую природа наносит свои письмена. Эмпирики признавали возможную обманчивость ощущений, но считали, что для их верификации следует использовать эксперимент. На основе верифицированных знаний, добытых из опыта, мы можем строить теории. Свой метод они, как и реалисты, считали универсальным для всех наук.

Субъективный идеализм

Вряд ли кто будет оспаривать тезис, что в нашем уме существуют различные виды понятий — об отдельных предметах, их признаках, их объединениях, свойствах. Однако имеются понятия, которым не соответствуют никакие ощущения и восприятия нашего ума. Субъективные идеалисты считают, что за такими понятиями нет никакой реальности, т.е. они суть фикции. Исходя из основного постулата субъективного идеализма, выдвинутого его главным представителем Дж. Беркли, «существовать — значит быть воспринимаемым», какая-либо объективная реальность, выражаемая этими понятиями-фикциями, не существует.Но к таким понятиям, которые субъективные идеалисты считали фикциями, относятся основные категории философии — материя, субстанция и т.п. Поскольку они лежат в основе всех наук, являются их категориями, на которых строится все здание познания, субъективные идеалисты считали науку в принципе невозможной, так как она изначально строится на ложных основаниях.Кроме того, мы воспринимаем не сами вещи, а лишь их свойства, а потому в принципе не можем «ухватить» самой сути любой вещи. Человеческие же ощущения — это лишь феномены психики. Это означает, что мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии. Другими словами, в познании мы имеем дело лишь с совокупностью наших ощущений. Зерно истины в этих рассуждениях заключается в том, что восприятия человека действительно относительны и зависят от его субъективного состояния.

Агностицизм

Основы позиции агностиков в противоречии: знание может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому анализу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижимы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».Отрицая объективную причинность, агностики признавали причинность субъективную в виде порождения идеи чувственными впечатлениями. Источником знаний для них может служить только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов.Скептицизм и позитивизм агностиков сказались на мировоззрении И. Канта, который зачитывался произведениями Д. Юма.

Основные представители

1. Френсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон (1214-1292). Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Постижение законов природы возможно путем анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции. Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков». «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума).«Чтобы глубже проникнуть в тайны самой природы… нужно без колебания вступать и проникать во все такого рода тайники и пещеры, если только перед нами стоит одна цель — исследование истины.»

2. Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588—1679) — английский философ, автор трактата «Левиафан». Приверженец сенсуализма и фатализма, рассматривал волю как «силу природы». Был сторонником механистической картины мира, согласно которой объективно существуют лишь тела, а такие характеристики как размер, вес и т. п. субъективны. Признавал существование Бога как «энергию мироздания, как первопричину всего сущего», но при этом не вмешивающуюся в земные дела. Основной предмет его философии — человек как гражданин государства. Считал себя Евклидом в области общественных наук. Утверждал невозможность создания общества, используя геометрический подход, поскольку он касался бы личностей людей. Этот подход по его мнению необходимо использовать в политик. В своем трактате «Левиафан» сравнивает государство с этим библейским персонажем, принижающим людей, ограничивающим их потребности. Считает, что государство было создано в результате общественного договора, но потом отошло от людей и стало над ними господствовать. Суть добра и зла определяет государство, а остальные люди должны этих критериев придерживаться, поскольку деятельность государства должна быть направлена на обеспечение блага людей. Государство должно заботиться об интересах и счастье народа.

3. Рене Декарт

Рене Декарт (1596—1650) — французский математик и философ. Если Ф. Бэкон рассматривал опыт как основную отправную точку исследования, а Т. Гоббс привнес в эту логику математику, то Декарт ставил во главу всего разум, а опыт считал лишь инструментом, подтверждающим выводы разума. Декарт придерживался рационализма. Впервые ввел идеи эволюции, но доказывал их исходя исключительно из механистических представлений.Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории.Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».Метод научного познания, используемый Декартом, можно назвать аналитическими или рационалистическим. Рене Декарт занимался изучением многих наук, в том числе, анатомией. В своих трудах он описал психофизиологические основы деятельности мозга (души), доказав фактически рефлекторную суть психики. За это И. П. Павлов воздвиг в свое время памятник Декарту под Санкт-Петербургом.

4. Блез Паскаль

Блез Паскаль (1623—1662) — знаменитый французский философ, физик, математик и писатель. Плодотворно поработав в области естествознания и математики (он является одним из «отцов» теории вероятностей), он разочаровался в них и перешел к изучению религии и философской антропологии. Он считал, что «доводы разума», постоянно колеблющегося между сомнениями и уверенностью, ниже «доводов сердца».«Природа ставит в тупик скептиков, разум — догматиков; догматик не может справиться с непреодолимой слабостью разума, а скептик не может справиться с непреодолимой идеей истины.»Он выводил основные идеи христианства и традиционного синтеза космологии и метафизики аристотелевского толка. Указывал на незначительность человека, но в то же время и возвышал его из-за способности мыслить:«Пространство Вселенной поглощает меня, как точку; мыслью же я объемлю всё.»

5. Бенедикт (Барух) Спиноза

Бенедикт Спиноза (1632—1677) в отличие от Декарта придерживается монизма, рассматривая Вселенную как нечто, состоящее из одной субстанции (идея субстанционального единства мира), соединившей в себе духовное и материальное начала, являющейся причиной самой себе. Отвергал, таким образом, христианскую идею «творения Богом мира из ничего». Придерживался натуралистического пантеизма, рассматривал Бога безличным растворением в природе, за что подвергался при жизни различным гонениям со стороны церкви. Единая субстанция по его мнению обладала двумя характеристиками: протяженностью и мышлением. Мышление таким образом приписывалось всему, а не только человеку (см. гилозоизм). В своей философии большое место уделял пониманию диалектического единства вещей: конечного и бесконечного, единого и многого, свободы и необходимости («свобода есть осознанная необходимость», «истина открывает и саму себя, и ложь»).

6. Готфрид Вильгельм Лейбниц

Немецкий философ Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646—1716) был очень разносторонним ученым, но наибольшее значение имеют его работы по философии. Он считал, что мир состоит из мельчайших элементов — монад, духовных и материальных начал, обладающих вместе с тем движущей внутренней силой. В этом он близок к античному философу Аристотелю. Из философии Спинозы он «изъял» пантеистического Бога, считая его действительным творцом всего сущего, «виновником и господином» бытия. Единство монад есть результат Богом «предустановленной гармонии».Отрицал существование пространства и времени отдельно от материи, считая пространство местом существования вещей, координирующим их положение, а время — фактором, описывающим последовательность состояний объектов. Внес существенный вклад в развитие математики (ввел понятие бесконечно малых величин), указал на значимость доказательства в рациональном познании. Считается основателем символической и математической логики.

7. Дэвид Юм

Дэвид Юм (1711—1776) — английский философ, историк, экономист и публицист, представитель агностицизма. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Считал, что опыт не может быть критерием истинности знания, поскольку он лишь «поток впечатлений», в котором нельзя разделить причину и следствие. Опыт таким образом нельзя объяснить логически, а потому он не может давать истинного знания. Юм поэтому делает вывод о невозможности объективного познания причинности явлений. Он утверждал, что источником нашей уверенности является не теоретическое знание, а вера.

 

 

Вопрос № 14

Цивилизации.

 

Глобальные проблемы современности – это существенные проявления кризисных явлений, характерных для всей сегодняшней человеческой цивилизации. По своему характеру это довольно широкий круг проблем, объединённых одной основной чертой – они в равной степени актуальны в любой стране и в любом обществе. Глобальные проблемы порождены не только выросшими техническими средствами воздействия общества на природу, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития.

1. Проблемы, связанные с неблагоприятным воздействием человека на природную среду. Здесь с одной стороны большое значение имеет проблема загрязнения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека, с другой – проблема, связанная с исчерпаемостью природных ресурсов, активно используемых человеком. В обоих случаях это следствие потребительского отношения к природе, воспитанного, в первую очередь, в условиях западноевропейской цивилизации. Проявления данной проблемы очевидны: это сокращение биологических ресурсов планеты, «парниковый эффект», истощение озонового слоя, тотальное загрязнение окружающей среды.

2.Проблемы социально-экономического характера. Это неравномерность социально-экономического развития стран, рост нищеты, безработицы, инфляция, нехватка продовольствия, рост хронических заболеваний и смертности. Особо обостряются данные проблемы в условиях стран третьего мира, где энергетический, ресурсный «голод» зачастую перемежевывается с проблемой перенаселения и неумеренного роста населения. Также к числу проблем данного вида следует отнести проблемы политического характера, связанные с широким распространением террористических настроений, с распространением в мире оружия массового уничтожения, с ядерной угрозой.

3. Проблемы культурно-нравственного характера. Они связаны с утратой доверия в мире к государственным и социальным институтам, с отчуждением молодёжи, с этическим нигилизмом и отрицанием традиционных ценностей, с ростом преступности, наркомании, неграмотности. Будущее человека и общества.

Построение цивилизации, система ценностей которой построена на биосфероцентризме, акцентирующем внимание на уникальности феномена жизни и необходимости поддержания биосферы в состоянии равновесия. Человечество, как самоорганизующаяся живая система методом проб и ошибок ищет выходы из кризисных ситуаций, борется за свое существование, стремится к лучшему будущему. Футурология (от латинского futurum – будущее) – в широком смысле – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область насущных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов.

Римский клуб. В него вошли известные ученые, общественные деятели и бизнесмены во главе с экономистом П.Печчеи. Основными направлениями работы этой организации являются стимулирование исследований глобальных проблем, формирование мирового общественного мнения и диалог с руководителями государств. Основные идеи докладов «Римского клуба» сводятся к тому, что рост промышленного производства и населения приведёт к экономическому коллапсу, драматическими приметами которого станет исчерпание невозобновляемых ресурсов, истощение пахотных земель, предельное загрязнение окружающей среды и т.д. Предложенная «Римским клубом» концепция «нулевого роста», предусматривающая отказ от развития науки и техники, сразу подверглась резкой критике ввиду её очевидной нереализуемости. Проблемы, поднятые клубом, однако, не потеряли своей актуальности. Их обсуждение сейчас развёртывается по двум основным направлениям.

1. С одной стороны, предлагается ограничить экономический рост с учётом демографических процессов, чтобы сбалансировать соотношение между мировым производством и мировым потреблением.

2. С другой стороны, всё активнее ставится вопрос о решении

глобальной ресурсной проблемы за счёт ноосферизации и космизации

человеческой деятельности.

 


 

18. Философия второй половины XX в. и идейные источники постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания.

1. Общая характеристика философии 2й половины 20 века. Постмодернизм приходит на смену модернизму. Модернизм (modernity - современность) - особая позиция, сложившаяся в начале 40-х - 50-е годы. Пытался отразить с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.1 с.)