Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Роль философии в становлении античного идеала науки.
Содержание книги
- К кандидатскому экзамену по курсу
- Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия как основа формирования ценностных ориентаций личности.
- Место социальной философии в системе философского знания
- Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
- Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
- Теория научного прогресса. Понятие научной революции
- Естественно-научное и социально-гуманитарное познание
- Особенности восточной философии.
- Роль философии в становлении античного идеала науки.
- Эвдокс .(около 400 г. до н.э.)
- Школы, направления и концепции философии Средневековья
- Рационалистическая концепция познания.
- Роль немецкой классической философии в формировании культурно-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма.
- Отличительные черты классической и неклассической философии. Неклассическая философия и неклассическая наука первой половины 20 века.
- Глобальные проблемы современности и кризис техногенной
- Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Понятие эколого-футурологической парадигмы социального знания.
- Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.
- Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени
- Вопрос 24 . Материализм как всеобщий метод научного познания
- Природа как предмет ффского и научного познания
- Основные этапы становления и развития диалектического мышления.
- Категории диалектики и их методологическая роль в научном познании
- Детерминизм как методологический принцип
- Системный подход и синергетика как методы научного познания. Диалектика и синергетика.
- Проблема сознания и основные традиции ее философского осмысления
- Социокультурная размерность сознания. Язык и сознание
- Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология
- Исторический и логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- Основные формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория.
- Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
- Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы
- Человек как предмет философии и научного анализа
- Биосоциальная природа человека. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации
- Личность и общество. Права человека
- Категории «деятельность- творчество- практика», их методологическое значение
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории человечества.
- Линейные и нелинейные интерпретации истории
- Философия техники. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта
- Основные направления современного философского анализа культуры
- Формы культуротворчества и их взаимосвязь.
- Вопрос № 58 Проблемы смысла истории. Философские основания современных футурологических прогнозов.
- Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность учёного.
И.Д.Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.
1. Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний.
2. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания.
3. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний.
4. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.
Периодизация
Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.
Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.
Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма, появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.
Пифагор (570 г. до н.э)
Пифагор пришел к убеждению, что все в мире определяется числами или соотношениями чисел - привело в конечном итоге к разработке новой научной дисциплины – геометри-ческой алгебры. К тому же времени относилась и разработка метода математической дедукции. Многое было сделано пифагорейцами и в области астрономии. Согласно древним источникам, впервые идея о шарообразности Земли была высказана Пифагором и потом в письменном виде сформулирована Парменидом. В области оптики, он считал, что объекты становятся видимыми благодаря “выстреливаемым” ими крохотным частицам, попадающим в глаз человека. Потрясающее предвидение Пифагора вспоминали на всех этапах создания корпускулярной теории. Зная законы отражения,развивал геометрические методы построения мнимых изображений плоскими и кривыми зеркалами, основанные на прослеживании отраженных лучей и их продолжений за зеркало.С именем Пифагора связана легенда о первом доказательстве теоремы, носящей его имя.
|