Естественно-научное и социально-гуманитарное познание 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественно-научное и социально-гуманитарное познание



 

Eстественные науки Социально-гуманитарные науки
1. Изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека 2. Изучают объективные связи между природными явлениями. 3. Дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. 4. Г. Х. фон Вригт [5] сравнивает естествознание и гуманитарное знание, считая центральным в первом случае объяснение, во втором – понимание. 5. Номологическая (выявлением существенно необходимых связей в математизированных рассмотрениях при формально-аксиоматическом задании причинно-следственных связей и их гипотетико-дедуктивном отслеживании, В.В. Ильин) ориентация естествознания. 6. Ценности и мировоззренческие компоненты остаются внешними по отношению к содержанию знания. 7. Естественнонаучная парадигма. 8. Формой постижения объекта является монолог (ибо "природа молчит") 9. Гипотетико-дедуктивный метод, 1. Не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. 2. Важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют. 3. Изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п. 4. Всегда отражают идеализированные объекты, и закономерности, фиксируемые в гуманитарных науках, носят статистический характер, это законы-тенденции, они скорее качественные, чем количественные. 5. Принцип историзма имеет в социально-гуманитарном знании большее значение (прослеживание истоков явления, рассмотрение его в тенденциях развития.). 6. Принципиальное значение имеет процедура понимания, т. е. поиска, выявления, теоретической реконструкции смысла. 7. Характерна опосредованная взаимосвязь субъекта и объекта. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек. Поэтому это не только субъект-объектные, но и субъект-субъектные отношения (общение, ком-муникации и т. п.). Между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники. 8. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими компонентами. Они входят в само содержание знания. 9. Отсутствие общепризнанных парадигм. 10. Формой постижения объекта является диалог. 11. Основной метод – диалектика.

В самом широком смысле предмет социального познания – сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах. Природа – предмет естествознания.

С развертыванием НТР появилась и наукотехника. В техногенном (индустриальном и постиндустриальном) обществе развитие осуществляется на основе наукотехники и создаваемой ею искусственной предельно урбанизированной среды - техносферы, которые, взаимодействуя с социумом и биосферой, подчиняют, трансформируют и разрушают их. Техносфера целенаправленно создается людьми для приобретения ими независимости от неблагоприятных факторов природной среды и более того – комфортного существования, то есть для удовлетворения социально-экономических потребностей населения. Техносфера является посредником в системе «человек-биосфера». Поэтому, помимо технико-технологических связей, для техногенного общества присущи еще социотехнические, биосферотехнические, экономические, научные и культурные связи на индустриальной и постиндустриальной ступени исторического развития. Таким образом, техногенное общество представляет собой систему «социум-техносфера-биосфера» и развивается на основе техногенеза, техногенной эволюции современного земного мира. Совокупность национальных техногенных обществ образует в отдельных регионах техногенную цивилизацию, а совокупность последних – сообщество техногенных цивилизаций.

В техногенном обществе прогресс основывается на ускоряющемся развитии наукотехники, появлении более сложных форм производства благодаря систематическому применению в нем научных знаний, увеличивающимся темпам социальных изменений, интенсификации хозяйственной деятельности, возрастанию техно-социальной детерминированности общественной и природной жизни.

Примечательно, что в настоящее время на эталоны социально-гуманитарного знания отчасти переориентируется естествознание. Такие особенности социально-гуманитарного знания, как процессуальность, индивидуальность, субъект - субъектное отношение, ценностная размерность, диалогичность, мультипарадигмальность, начинают рассматриваться как новые эталоны познания.

Предметом технического знания является человеческая деятельность по созданию предметного инструментария всех видов деятельности. С одной стороны, техническое знание ориентировано на использование природных закономерностей, с другой – связано с определенным типом человеческой деятельности; таким образом, техническое знание соединяет в себе некоторые основания и естественнонаучного, и социально-гуманитарного знания. Сравнивая его с двумя рассмотренными выше типами наук, можно зафиксировать его общие свойства:

· если естествознание берет в качестве объекта природу, социально-гуманитарное знание – природу человека, то техническое знание имеет своим объектом «вторую природу», искусственную реальность;

· если естествознание изучает то, что есть, социально-гуманитарное знание – также то, что должно быть, то техническое знание – то, что может быть сделано;

· если естествознание ориентировано репрезентативно, социально-гуманитарное знание – аксиологически, то техническое знание ориентировано конструктивно;

· если естествознание отвечает на вопрос «Почему?», социально-гуманитарное знание – на вопрос «Что это?», то техническое знание – на вопрос «Как?»;

· если для естествознания характерна логическая рациональность, для социально-гуманитарного знания – ценностная, то для технического знания основной является целевая рациональность.

Основной особенностью технического знания является его проектная направленность.

По М. М. Шитикову, специфику технического знания можно определить:

o по объекту: процессы, которые изучает естествознание, происходят и без человека, техническое знание существует только в активной деятельности;

o по методу: в естествознании основным является гипотетико-дедуктивный метод, а в технических науках – моделирование; естествознание может абстрагироваться от очень многих обстоятельств, которых не могут не учитывать технические науки;

o по целям: для технических наук к ним относятся прежде всего эффективность, эксплуатационная надежность, устойчивость функционирования, а не новое знание как таковое. В. А. Канке определяет главное различие так: «Естествознание строится по законам корреспондентской истинности, технические науки – по законам эффективности и полезности»;

o по ценностям: в техническом мире приоритетны утилитарные ценности.

Дисциплинарная структура науки подвижна: в науке на всем протяжении ее истории имеют место два противоположных процесса – интеграция и дифференциация, т. е. объединение, взаимопроникновение, синтез наук и их разветвление, «отпочкование», превращение отдельных задатков в самостоятельные области знания. Исторически они иногда преобладают одна над другой: так, первая половина ХIХ в. была периодом обособления отдельных наук, во второй половине, напротив, началось возникновение гибридных наук. Для современного этапа развития науки в равной степени характерны обе указанные тенденции.

Гуманитарная парадигма, выступая в качестве парадигмы «целостности» познания, выступает в данном случае основанием для сопоставления естественно-научных данных об особенностях, свойствах и качествах личности и осмысления ее базисных свойств, таких как мировоззрение, идеалы, личностные смыслы, духовные ценности и потребности, моральное и эстетическое сознание. Противоположность гуманитарного и естественнонаучного познания сращивается в основании гуманитарной парадигмы общенаучного познания.

 

Вопрос № 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.005 с.)