Школы, направления и концепции философии Средневековья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школы, направления и концепции философии Средневековья



Специфика философии средневековья обусловлена возникновением и развитием христианства. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывания линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствования находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии.

  Основные идеи философских систем средневековья диктовались догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как теоцентризм, креационизм, провиденциализм.

Теоцентризм - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало.

Креационизм (лат. творение, создание) основывается на идее о том, что Бог сотворил мир «из ничего», сотворил действием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.

Провиденциализм - рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

На всех этапах своего развития – примерно первые 14 веков – средневековая философия органически была связана с интерпретацией идей Платона, Аристотеля и неоплатоников.

Этапы средневековой философии:

1. Патристика. (II – VIII вв.) Патристика (от лат. pater - отец) - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II - VIII вв., которых принято называть "святыми отцами (и учителями) церкви". Основные проблемы периода: систематизация христианского учения, определение основных догм. Представители: Филон Александрийский, Августин Блаженный. Согласно концепции Августина Блаженного, Бог есть высшее бытие, высшая субстанция и высшее благо. В отличие от бога, сотворенный им мир не обладает самостоятельностью, он непостоянен, изменчив. Существуют два источника зла, первый – греховность самого человека, второй – стремление государства встать выше церкви.

2. Этап становления схоластики – переходный этап от патристики к схоластике(VII – XII вв.).Северин Боэций.

3. Расцвет схоластики. (XIII – XIV вв.) Схоластика (от греческого scholastikos - школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога, соотношение истин веры и разума. Представители: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Пьер Абелер, Уильям Оккам.

Статус и роль философии:

Патристика Этап становления схоластики Расцвет схоластики
декларировалась абсолютная несовместимость религиозной веры с идеями человеческого разума попытки гармонично совместить религию и философию философиия независимая от религии область человеческого познания

Выделяются следующие философские школы (различаются взглядами на универсалии):

Реализм (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский) Номинализм (Пьер Абелер, Уильям Оккам)
Подлинной реальностью обладают универсалии (общие понятия), которые существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Реалисты–утверждали, что общие понятия(универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей(дом вообще существует как и конкретный дом). Номинализм - направление в философии, которое отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, универсалии – только имена, существующие не до вещей, а после вещей. Возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв.

Фома Аквинский – выдающийся представитель зрелой схоластики, опирался на учение Аристотеля при обосновании основных принципов теологии. Вся философия Фомы основывается на категории бытия, под бытием он понимает христианского бога, сотворившего мир; привел новые доказательства бытия бога, развивая идею о том, что Бог вне времени и вне пространства, поэтому мог сотворить безначальный и бесконечный мир.

   Соотношение веры и разума. В его концепции признается роль разума. К истине (Христос и его учение) можно идти двумя путями:

1. путь веры, откровения – короткий непосредственный путь, приоритетный перед разумом;

2.  путь разума, науки, этот путь длинен и сложен, требует многих доказательств.

В итоге у Аквинского теология не подменяет философию и науку, но все же ставится выше их, поскольку философия рассматривается только как преамбула веры.

Учение Фомы Аквинского, пользовавшееся большим влиянием в средние века, представляло собой комплексную философскую концепцию, обосновывавшую христианскую картину мира

Итак, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Средневековая философия внесла существенный вклад в развитие гносеологии, особенно формальной логики, поставила проблему соотношения знания и веры, обосновывала необходимость изучения природы.

 

 

Вопрос №12

 

Роль философии 17 века (Декарт, Бэкон, Гоббс, Спиноза) в формировании классического естествознания иестество-правовой парадигмы социального знания

1. Переходная эпоха от феодализма к капитализму. Философия выражала интересы буржуазии.

· Борьба с феод. строем предполагала и борьбу с религиозностью.

· Буржуазия была заитересованна в развитии производства. Увеличился интерес к естественным наукам.

2. Создается техногенная цивилизация, отличающаяся динамичностью и научной рациональностью.

Ф.БЭКОН. (1521 – 1626) Лорд-канцлер Англии. Политик. Человек гос. масштаба.

Философия эмпиризма – показать единство Ф. и естественных наук. Философия – наука о реальном мире, основанная на опытном знании с помощью органов чувств и разных приборов. Изучение природы вооружают человека знаниями и увеличивают могущество человека.

Вывод Бэкона: низкие темпы научного познания природы в том, что нет верных методов исследования + несогласованность человеческих действий в этом направлении.

Задача Бэкона: вооружить человечество методами. Основа – ИНДУКЦИЯ. Основа – кол-во элементов, из которых состоит материя множество, сочетание же их безгранично. Нужно постичь естество этих элементов.

                       «Новая Атлантида» - утопия. Академия наук на острове. Кооперация и специализация наук. Необходимо финансировать науки.

                       «Новый Органон». Полемика с Аристотелем и схоластами. Людей можно разделить на муравьев (чистые эмпирики, получают отдельные факты),

            пауков (рационалисты-догматики, рассуждают даже без фактов),

            пчелы (извлекается материал из природы и перерабатывается в мед познаний).

Препятствия открытиям – ИДОЛЫ:

1. пещеры – наша личная жизнь, привычки, воспитание, темперамент.

2. театра – давление авторитетов

3. площади – неточное словоупотребление; слухи.

4. рода – мы стремимся схематизировать дейст-ть, подогнать все новое под уже имеющуюся сетку понятий. Предвзятость взглядов. Мы обращаемся к природе не с вопросом ПОЧЕМУ? а с вопросом ЗАЧЕМ? – целесообразность, взгляд в будущее. Этот предрассудок сложно отрефлексировать.

 

Т.ГОББС. Сын сельского священника и крестьянки, был лично знаком с Галилеем, обучал будущего короля Карла.

«Левиафан» - книга. Это гос-во.

Более последовательный материалист. Мат-изм носит механистический хра-р, материя приобрретает геометрические очертания.

Речь Гоббс тоже математизирует (речь – сложение звуков, слов, предложений и пр.). Упрощенно-схематичное изображение мышления.

Атеист. Критика язычества и христианства.

Соц.-полит. учение. Гос-во это продукт земной жизни людей. «Когда Адам пахал, а Ева пряла, где были дворяне?». Постепенно люди пришли к выводу, что лучше отказаться от благ ради покоя и безопасности.

Абсолютная монархия.

 

РЕНЕ ДЕКАРТ. (1596 – 1650). Сын мелкого чиновника, воспитывался в иезуитском колледже, шеф короля. Эмигрировал в Голландию, занимался естествознанием (физика, математика, физиология). Открыл механизм рефлекса, разработал стройную механистическую картину мира: мировое S заполнено мельчайшими частицами, они движутся.

Деист.

Мир – производное от двух субстанций. 1. духовное мышление, нечто неделимое, существует в трех модусах: воображение, желание. Чувства + врожденные идеи (сам Бог).

                                                                 2. материальное, природное, делимое. Главное свойство – протяженность. Модусы: фигура, положение, движение.

Основатель рационализма. Математика- универсальная наука, ее помощью можно изменить структуру общества. «Я мыслю, значит я существую».

Ф. служит научному познанию. Практическая философия.

Попытка разработать дедуктивный метод познания. Чувствам доверять нельзя (рельсы, палка в воде). Общепринятым мнениям тоже верить нельзя.

Правила 1. никогда не принимать за истину то, что нельзя исследовать.

2. сложную проблему делить на более легкие.

3. от простого к сложному.

4. составлять общие и обширные положения, чтобы ничего не упустить.

Убежденность в силе чел-го разума привела к абсолютизации рационалистического метода, следовательно, к идеализму. Декарт забывает про опыт. «я мыслю … я существую… я субстанция, которая мыслит».

 

СПИНОЗА (1632 – 1677). Еврейская купеческая семья. Не относился ни к одному вероисповеданию; шлифовал стекла.

Преодолел деизм. В основе мира – единая субстанция – БОГ. Природу он называет богом, т.е. объявляет ее творящим началом. Атрибуты природы: 1. протяженность – объемность материальных образований. 2. мышление – одушевленность материи.

Спиноза против Декарта, который разделяет тело и душу человека. В основе человека – единая субстанция.

Последовательный детерминизм. Все происходить с объективной необходимостью в мире. Случайность – явление субъективное, так считают люди, не знающие причин. Жизнь чел-ка предопределена, у него нет свободы выбора. Чел-к не может отвечать за свои поступки. Проблемы этики.

Свобода – это познанная необходимость. Спиноза понимает этот тезис ограниченно, трактует свободу в индивидуально-личностном плане. Она заключается в победе разума над страстями + есть налет фатализма. Необходимо действовать в соответствии с познанной необходимостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.022 с.)