Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение.
Содержание книги
- К кандидатскому экзамену по курсу
- Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение.
- Философия как основа формирования ценностных ориентаций личности.
- Место социальной философии в системе философского знания
- Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
- Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
- Теория научного прогресса. Понятие научной революции
- Естественно-научное и социально-гуманитарное познание
- Особенности восточной философии.
- Роль философии в становлении античного идеала науки.
- Эвдокс .(около 400 г. до н.э.)
- Школы, направления и концепции философии Средневековья
- Рационалистическая концепция познания.
- Роль немецкой классической философии в формировании культурно-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма.
- Отличительные черты классической и неклассической философии. Неклассическая философия и неклассическая наука первой половины 20 века.
- Глобальные проблемы современности и кризис техногенной
- Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Понятие эколого-футурологической парадигмы социального знания.
- Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.
- Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени
- Вопрос 24 . Материализм как всеобщий метод научного познания
- Природа как предмет ффского и научного познания
- Основные этапы становления и развития диалектического мышления.
- Категории диалектики и их методологическая роль в научном познании
- Детерминизм как методологический принцип
- Системный подход и синергетика как методы научного познания. Диалектика и синергетика.
- Проблема сознания и основные традиции ее философского осмысления
- Социокультурная размерность сознания. Язык и сознание
- Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология
- Исторический и логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- Основные формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория.
- Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
- Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы
- Человек как предмет философии и научного анализа
- Биосоциальная природа человека. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации
- Личность и общество. Права человека
- Категории «деятельность- творчество- практика», их методологическое значение
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ
- Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории человечества.
- Линейные и нелинейные интерпретации истории
- Философия техники. Философское осмысление проблемы искусственного интеллекта
- Основные направления современного философского анализа культуры
- Формы культуротворчества и их взаимосвязь.
- Вопрос № 58 Проблемы смысла истории. Философские основания современных футурологических прогнозов.
- Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность учёного.
Философия как основа формирования ценностных ориентаций личности.
Формирование современной системы философского знания. Место социальной философии в этой системе.
Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Наука и паранаука.
Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.
Теории научного прогресса. Понятие научной революции.
Особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Понятие парадигмы социального и естественнонаучного знания. Взаимосвязь научных и социальных революций в период становления и развития техногенного общества.
Роль философии в развитии социального и естественнонаучного знания.
Генезис философии и науки. Особенности восточной философии. Восточная преднаука.
Роль философии в становлении античного идеала науки.
Философия и наука в период средневековья. Идейные предпосылки коперниканской научной революции и Реформации.
12. Роль философии XVII в. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза) в формировании классического естествознания и естественно-правовой парадигмы социального знания.
13. Роль философии эпохи Просвещения в идейной подготовке великих социальных и научной революции конца XVIII – первой половины XIX в. Формирование дисциплинарно организованного естествознания и обществознания.
Роль немецкой классической философии в формировании культуро-исторической парадигмы социального знания и идей глобального эволюционизма.
Отличительные черты классической и неклассической философии. Неклассическая философия и неклассическая наука первой половины XX в.
16. Марксизм как великий проект социальных преобразований.
Глобальные проблемы современности и кризис техногенной цивилизации.
Философия второй половины XX в. и идейные источники постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания.
Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности.
Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Понятие эколого-футурологической парадигмы социального знания.
Философское осмысление проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.
Эволюция представлений о материи. Современная наука о строении материи.
Пространственно-временная организация материального мира. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени.
Материализм как всеобщий метод научного познания.
Природа как предмет философского и научного познания.
Концепция коэволюции природы и общества. Понятие ноосферы.
Методологическое значение законов диалектики.
Основные этапы становления и развития диалектического мышления.
Методологическое значение категорий движения и развития в научном познании.
Категории диалектики, их методологическая роль в научном познании.
Формальная и диалектическая логика как методы научного познания.
Детерминизм как методологический принцип.
Системный подход и синергетика как методы научного познания. Диалектика и синергетика.
Сознание как предмет философского осмысления.
Методология постановки и решения проблемы «сознание–язык–речь».
Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
Проблема истины в философии и науке.
Исторический и логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
Методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы.
|