Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Языковая политика в программах общественно-политических и культурных движений и организаций
Проблемы языковой политики стали одним из ключевых вопросов, занявших свое место в программах различных осетинских национальных общественных организаций и движений, возникавших в этот политически активный период реформирования советского и постсоветского общества. В их программных документах отражены проблемы родного языка, культуры и национального самосознания, их сохранения и развития. Одним из первых документов является «Резолюция о первоочередных мерах по национальному спасению и возрождению осетинского народа», принятая Чрезвычайным съездом осетинского народа, прошедшим в г. Владикавказе 13–14 декабря 1991 г. Съезд определил в сфере национальной культуры следующие приоритеты: «— признать необходимым разработку долгосрочной комплексной программы национального и культурного возрождения Осетии; — направить значительные силы и средства на изучение осетинским народом родного языка, литературы и истории, в возможно более короткие сроки добиться обеспечения функций осетинского языка, соответствующих его государственному статусу, создать необходимые условия для пробуждения интереса к осетинскому языку и изучения его представителями других национальностей, проживающих в Осетии...» [Северная Осетия, 1991, 25 декабря]. Второй съезд осетинского народа, состоявшийся 21–22 мая 1993 г. в г. Владикавказе, подтвердил намерение: «— признать главной социально-культурной целью возрождение и развитие осетинской исторической и культурной традиции; — принять государственную программу сохранения, развития осетинского языка (его иронского и дигорского диалектов); — добиваться всемерного расширения сферы применения осетинского языка, признанного государственным, в производственной, общественной и культурной жизни, возвращения ему функции языка делопроизводства, науки, обучения и т.д.; — создать национальную систему образования, в том числе: сеть осетинских дошкольных учреждений, средних школ и профтехучилищ, отделений вузов с преподаванием на осетинском языке» [Северная Осетия, 1993, 9 июня]. Проблема осетинского языка нашла отражение и в программных документах отдельных общественных организаций. Так, программа общественного движения «Адамон Цадис», принятая 28 января 1989г., предусматривала следующие положения:
«5. Движение выступает за конституционное признание осетинского языка государственным языком СО АССР и добивается в перспективе всемерного расширения его применения в разнообразных сферах общественной, культурной и производственной жизни... 7. Движение считает неотложной задачей принятие государственной программы сохранения и развития осетинского языка. Необходимо вернуться к первоначальному осетинскому алфавиту. Необходимо также создать полномочную Терминологическую комиссию для подготовительной работы по возвращению осетинскому языку функции языка делопроизводства, науки, образования и т.д. Движение настаивает на необходимости защиты и развития дигорского диалекта осетинского языка;... 9. Система народного образования — база национальной культуры. Движение добивается создания в Осетии национальной системы образования, в том числе: создание сети осетинских детских дошкольных учреждений, открытия средних школ и профтехучилищ с преподаванием на осетинском языке, открытия отделений или групп с осетинским языком обучения в вузах и средних специальных учебных заведениях; 10. Движение добивается возврата и утверждения норм осетинской ономастики (системы собственных имен), прежде всего — антропонимии (имен и фамилий) и топонимии (географических названий). Для этой цели необходимо создать Ономастическую комиссию» [Северная Осетия: Этнополитические процессы, II, 64–71]. Задачами республиканского общества «Уастырджи», устав которого был принят 14мая 1991 г., провозглашались: «Консолидация осетинского народа, сохранение и развитие его языка, культуры (традиций и обычаев); воспитание национального самосознания...» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 76]. Основными задачами моздокского городского культурного общества осетин «Фарн», созданного 12 декабря 1991 г., являлись: «пропаганда культурного наследия осетинского народа, укрепление национального единства; формирование национального самосознания; оказания влияния на развитие осетинской культуры и языка среди населения осетинской национальности...» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 80].
Фонд развития осетинской культуры «Зилахар», созданный 23 января 1992 г., имел целью создание условий «для изучения, развития и популяризации национальной культуры» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 82]. Устав общественного исполнительного органа съезда осетинского народа «Стыр ныхас», зарегистрированный в мае 1993 г., определил, в числе прочих, задачу: «Укрепление национально единства осетинского народа, содействие его национальному, духовному, культурному и социально-экономическому развитию;...содействие формированию национального самосознания осетинского народа, содействие в развитии его культуры, науки, образования, искусства, языка...» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 82–87]. Культурно-просветительское общество осетин-выходцев из Казбекского района Грузии «Къобы ныхас» (зарегистрировано в феврале 1994 г.) среди своих главных задач определяло: «осуществление мер, направленных на возрождение многогранной осетинской культуры и быта; активное включение в процессы по сохранению языка и культуры осетинского народа, повышения национального самосознания» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 93–94]. В Уставе общественно-политической организации «Союз национального возрождения Алании», зарегистрированном 28 апреля 1991 г., устанавливается задача: «национально-культурное и культурное возрождение, прежде всего основной этнической части населения республики путем внедрения в быт, искусство и литературу основных диалектов осетинского языка, а также путем поощрения научной историко-исследовательской деятельности представителей ученой общественности и пропаганды ее результатов...; способствовать консолидации осетинского народа, укреплению его единства и повышению национального самосознания» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 182]. Следует отметить место русского и других языков в программах осетинского национального движения. Второй съезд осетинского народа постановил «считать необходимым обеспечение культурной автономии для представителей всех национальных групп, проживающих в Осетии» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 52]. Декларация о принципах национального согласия в Северной Осетии, принятая вторым съездом народов Северной Осетии, гласила: «Наиболее полное обеспечение равноправия представителей всех народов, проживающих в Северной Осетии, независимо от их численности, национальности, этнических особенностей, религии, культуры, языка, подлинное уважение, охрана и свободное развитие их национальной самобытности, традиционных культурных ценностей и жизненного уклада». [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 109]. В программе движения «Адæмон цæдис» указано: «4. Движение считает возможным гармоничное развитие нашего общества только при обеспечении подлинного равноправия всех граждан, населяющих республику, вне зависимости от национальности; 5. Движение считает, что национальное равноправие в республике может быть достигнуто только при условии признания всеми национальными группами государственности и суверенитета Северо-Осетинской АССР, территориальной целостности, уважения осетинской истории, культуры, языка. 6. Движение борется со любыми проявлениями национализма и шовинизма, с попытками разжигания национальной розни и унижения национального достоинства... Движение выступает за культурную автономию для представителей национальных групп, проживающих в Осетии (обучение родному языку, национальная школа, культурно-просветительные общества, издание литературы и т.д.)... Движение считает, что русский язык должен оставаться общегосударственным языком межнационального общения» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 68–69].
В уставе республиканского общества «Уастырджи» наряду с воспитанием национального самосознания устанавливается задача — «борьба против проявления национализма, эгоизма и шовинизма» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 75]. В Уставе «Стыр ныхас» определен приоритет — «укрепление дружбы и взаимопонимания между всеми национальностями в Осетии» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 84]. В основных направлениях предвыборной программы кандидата в президенты республики А.Х. Галазова четко сформулировано языковое кредо осетинского народа: «Разработка и реализация широкомасштабной государственной программы возрождения и дальнейшего развития языка, культуры, прогрессивных традиций осетинского народа должны сочетаться с полным учетом интересов русского, армянского, грузинского, азербайджанского, греческого, кумыкского, еврейского, татарского и другого населения республики» [Северная Осетия, 1994,11 января]. Цели сохранения языковой, культурной и этнической самобытности заявлены в программных документах 26 национально-культурных объединений: славянского «Русь», армянского «Эребуни», татарского им. Г. Тукая, азербайджанского «Азери», еврейского «Шолом», греческого «Прометей», грузинского «Эртоба», терского казачества, корейского, чеченского «Барт», кабардинского «Мэз-дэгу Адыгэ», немецкого, дагестанского, кумыкского «Намус» и других. Программы политических партий и движений уделяли меньше внимания этноязыковым вопросам. Прогрессивно-Демократическая партия Северной Осетии выступает «за создание условий для формирования свободной и нравственной личности, развития семейной, правовой, экологической культуры, сохранения и развития языка, культуры, традиций и обычаев всех народностей, населяющих республику» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 174]. В уставе Республиканского Клуба избирателей — движения «Гражданское согласие» заложена задача: «Защита национально-культурных интересов всех народов, проживающих на территории республики» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 180].В программе Северо-Осетинской организации Республиканской партии Российской Федерации указано намерение бороться «за сохранение и развитие языка, культуры, традиций и обычаев всех народностей, населяющих республику» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 193].Республиканское народное движение «Осетия» в качестве одной своих целей видит «возрождение языков, многовековых традиций и обычаев всех народов, населяющих Северную Осетию» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 202]. Хартия Народной партии Северной Осетии намерена содействовать возвращению «к духовным истокам жизни народа. Обеспечение права народов республики на свободное выражение и развитие своей этнической, религиозной, культурной самобытности» [Северная Осетия: Этнополитические процессы 1995: 208].
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.008 с.) |