Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный этап языковой политики в Северной ОсетииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Можно отметить только незначительное число мероприятий в области языковой политики, реализованных в конкретных сферах социальной жизни за постсоветский период. Речь, в частности, идет об отдельных акциях, предпринятых в системе образования республики. С1989 года в ряде школ начальное образование было переведено на осетинский язык обучения, а в 1999 году произошло увеличение часов на изучение осетинского языка в русскоязычных школах до 4–5 часов в неделю. Можно отметить также создание самостоятельного Дигорского театра. Произошло также некоторое увеличение объемов телевещания на осетинском языке. Это практически все, что за десять пореформенных лет было сделано в Северной Осетии в области языковой политики и языкового строительства. До сих пор не принята, в отличие от большинства субъектов Российской Федерации, юридическая база для такой политики — Закон о языках республики, государственная целевая программа по сохранению и развитию осетинского языка. Соответственно, нельзя говорить о координации мероприятий, а тем более о возможности их радикального влияния даже в отдаленной перспективе на тенденции развития языковой ситуации. Можно скорее говорить об определенных негативных результатах. Так, не подготовленные, не обеспеченные кадровой, методической, и, самое главное, идеологической базой изменения в сфере образования могут вызвать обратный эффект: велика опасность того, что отсутствие позитивных результатов может вновь дискредитировать идею национализации школы и вызвать обратное движение. Уже сейчас обучение в начальных классах на осетинском языке, введенное 10–12 лет назад в 72 школах, продолжает осуществляться только в 60 школах. Некачественное преподавание приводит к отторжению учащихся от родного языка, вызывает недовольство родителей, как русских, так и осетин. Высказывается мнение о том, что перевод на осетинский язык обучения в начальной школе и увеличение часов по осетинскому языку в средней школе приводят к ухудшению положения с русским языком, и, в итоге, дети остаются полуграмотными в целом в языковом отношении. В то же время, оценивая состояние осетинского языка, 66,7% осетин считают, что он постепенно умирает, и только 21,6% полагают, что ему ничто не угрожает. При этом 99,2% уверены, что утрата этнического языка будет иметь негативные последствия для осетинского народа. И если 98,4% указывают на необходимость принятия мер, необходимых для его сохранения и развития, то только 34,5% осетин согласны с тем, что в настоящее время в республике делается все необходимое для этого, а 60,9% отмечают недостаточную активность и эффективность действий. Очевидно, что состояние осетинского языка и тенденции развития языковой ситуации в республике, действительно, требуют принятия более серьезных мер. Речь должна идти о комплексном решении проблемы, о разработке концепции, способной обеспечить, во-первых, реальные гарантии сохранения и полноценного этноязыкового развития осетинского народа, во-вторых, упрочить баланс этнических интересов различных национальных групп на территории республики и, в-третьих, вписаться в рамки федеральной национально-языковой концепции. Причем приоритеты, на наш взгляд, должны быть расставлены именно в этой последовательности: интересы этноса, интересы общества, интересы государства. Видимое отсутствие на этом фоне реальных акций языковой политики требует своего объяснения. Вряд ли в данном случае речь идет о непонимании значения и последствий этноразрушающих процессов. Причины, очевидно, в другом, и их правильное определение может позволить оценить, насколько вообще можно считать реальной осуществление в Северной Осетии политики, нацеленной на возрождение осетинского языка. Нам представляется, что современное состояние северо-осетинского общества таково, что динамику этно-возрожденческих процессов трудно инициировать на месте. Об этом свидетельствует усиливающаяся апатия местных субъектов языковой политики. В частности, даже при обсуждении проекта «Закона о языках» республики в нем приняли участие, в основном, рядовые обыватели, а из специалистов в области осетиноведения, кроме профессоров В.И. Абаева, М.И. Исаева, Т.А. Гуриева и Н.Г. Джусойты, практически, никто не присоединился к дискуссии. Другие возможные субъекты — национальные осетинские движения — переживают период кризиса, связанного с падением интереса к их деятельности со стороны народных масс. При этом в настоящее время в национальном осетинском движении наблюдается раскол между умеренным крылом, представленном во Всеосетинском совете «Стыр Ныхас», и более радикальной частью, отколовшейся в рамках Международного Аланского конгресса. Вторая часть осетинского национального движения находится в оппозиции к действующей власти, но не имеет практически никакого влияния на политические процессы в республике, способные изменить динамику этнических процессов. Наконец, позиция властных структур в отношении языковой политики также характеризуется недостаточной активностью. При этом динамика языкового строительства отражает амплитуду колебаний «автономизации» и «унитаризации» общероссийской политики: наиболее заметные акции в области языковой политики — разработка проектов «Закона о языках» республики, «Концепции национального образования», придание осетинскому языку статуса государственного, перевод части начальных школ на осетинский язык обучения — состоялись в первой половине 1990-х годов, затем активность постепенно снижалась, и в последние несколько лет языковая политика практически не регулируется. На этом этапе, как известно, происходят определенные изменения в общефедеральной политике в области государственного строительства, что не могло не найти своего отражения в регионах, особенно, в Северной Осетии, в целом исторически ориентированной на Москву. Можно предположить, что в определении приоритетов языковой политики в республике ее руководство, скорее всего, выступает в качестве сторонника идеи этнокультурной унификации российской нации, хотя прямых высказываний, подтверждающих это предположение, впрочем, как и опровергающих его, обнаружить в официальных выступлениях нельзя. Таким образом, социально-политические условия, на фоне которых развивается в настоящее время языковая ситуация в Северной Осетии, таковы, что ни общественные организации, ни научная и творческая интеллигенция не в состоянии выступить в качестве инициаторов языкового строительства, а исполнительная власть, вероятно, не является сторонником перспективной возрожденческой языковой политики, а скорее ориентируется на ретроспективную политику, направленную на сохранение действующих тенденций этноязыкового развития, возможно, более соответствующих новым приоритетам федеральной государственной политики. Впрочем, отсутствие интереса к проблемам этнического возрождения характерно и для законодательной ветви власти республики: ни в одном выступлении более чем 500 кандидатов в депутаты Парламента нынешнего созыва не содержалось никаких упоминаний о состоянии осетинского языка и мерах, необходимых для его сохранения и возрождения [Мах дуг, 2000, №2]. Общий уровень этнической мобильности осетинского народа четко сформулирован писателем Г.А. Тедеевым: «Мир, в сущности, движется от прав личности к правам целых наций. И вот факт — мы, осетины, не готовы ступить на этот путь. Более того, делаем все, чтобы сойти на обочину исторического тракта, по которому двигаются нации, расположенные к историческому творчеству» [Осетия: вчера, сегодня, завтра 2001: 197]. Анализ социально-политической и общественно-психологической ситуации в Северной Осетии, таким образом, приводит к выводу о том, что изменение вектора развития языковой ситуации в республике оказывается связанным с приоритетами федеральной национальной политики и, возможно, опосредованно — с мировыми этноязыковыми процессами. Современная международная правовая система предполагает, что политико-правовое регулирование процессов национально-культурного развития народов Российской Федерации становится не особым, исключительно внутренним делом России, а будет развиваться в контексте тех усилий, которые предпринимает мировое сообщество для решения этнополитических проблем. Есть надежда на то, что вся существующая современная нормативно-правовая база в области национально-культурного развития, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, будет постепенно приходить в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации в области обеспечения прав и свобод гражданина. Очевидно, что чем более сложные задачи межнациональных отношений придется решать российскому обществу, тем большее значение будет приобретать зарубежный опыт национально-государственного и национально-культурного строительства, правового обеспечения национально-культурного развития народов. Определяя приоритеты языкового строительства в Северной Осетии, мы исходим из предпосылки, что совокупность изменений российской национальной политики, с одной стороны, будет отражать новое понимание значения этнического многообразия в деле сохранения и развития государственной интегрированности и социальной мобильности полиэтничного сообщества, а с другой, предполагать определенное воздействие федерального центра, направленное на активизацию этноразвивающих тенденций в национальных регионах. В противном случае, можно предполагать, что тот уровень сохранности национального «духа», этнического иммунитета, который существует в Северной Осетии, впрочем, как и во многих республиках России, уже недостаточен для того, чтобы реально повернуть процесс деэтнизации и избежать ассимиляции ее населения со всеми вытекающими последствиями, основной удар которых, скорее всего, будет ощущать все Российское государство, которое может, в случае продолжения ассимиляционных процессов, получить огромную критическую массу маргинального населения со всеми известными характеристиками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.008 с.) |