Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фокус-группа как метод психологического исследования

Поиск

Фокус-группа это метод социально-психологического исследования, представляющий собой групповое фокусированное интервью. Метод реализуется в форме групповой дискуссии и направленн на получение информации от ее участников об особенностях восприятия социальных объектов.

Фокусированное интервью обладает признаками полустандартизованного измерения: будучи сосредоточенным на проблеме с одной стороны и позволяя его участникам высказывать свое личное мнение, интервью обладает большим количеством преимуществ по сравнению с интервью, анкетированием и опросом. Результаты фокус-группы, представленные в виде качественных оценок с примерами высказываний ее участников, являются более понятными и достаточно достоверными по сравнению с количественными показателями, представленными в виде сложных шкал. Фокус-группы могут давать относительно быстрые результаты, так как для их получения в среднем бывает достаточно проведения четырех-пяти групп. По сравнению с индивидуальными интервью они более экономичны по времени.

Термин "фокусированное интервью" получил свое распространение в практике массовых опросов в середине 40-х годов ХХ века. Данный метод использовался в годы второй мировой войны в целях исследования воздействия радиопередач на потенциальную аудиторию. Методом научного исследования фокусированное интервью стало благодаря Р. Мертону и Г. Герцог изучавших восприятие материалов пропаганды. Результаты данной работы были обобщены в 1956 г. в книге "Фокусированное интервью".

Разработке стратегий проведения фокусированного интервью были посвящены исследования социальных психологов Ф. Ретлисбергера и У. Диксона, обобщивших опыт применения ненаправленного интервью в рамках Хоторнского эксперимента, а также взгляды К. Роджерса, применявшего метод ненаправленного интервью для оказания психотерапевтического воздействия.

Психологическим механизмом фокус-группы является групповая дискуссия. Применение методики групповой дискуссии предполагает сохранение групповых правил и групповой динамики. Ключевыми правилами взаимодействия участников в фокус-группе выступают безопасность, безоценочность, доброжелательность и конфиденциальность, обеспечивающие благоприятные условия для участия в дискуссии каждого члена группы.

Поскольку фокус-группа может создаваться для решения разных задач, процесс ее проведения может претерпевать изменения. Основными этапами групповой дискуссии в фокус-группе принято считать: ориентировочный, оценивающий и завершающий.

Отличие в процессе проведения дискуссии, сосредоточенной на решении разных задач, заключается в объеме времени, которое уделяется тому или иному этапу. Для одного типа фокус-группы ключевой задачей может являться нахождение оптимального решения проблемы, для другой – поиск путей разрешения конфликта, третья группа преследует целью обучение ее участников.

Решение исследовательских задач – сбора информации – изменяет процесс ее проведения. Получение более полной и разнообразной информации о восприятии ее участниками различных объектов, предполагает сосредоточение на фазе ориентировки. На этом этапе дискуссии осуществляется определение целей и темы обсуждения, знакомство ее участников друг с другом и сбор информации об их мнениях и суждениях по теме дискуссии. В целом, в фокус-группе, нацеленной на сбор информации, исследование мнений участников, количество времени, отведенного на оценку ее участниками полученной информации или вырабатываемого решения, снижается до минимальных значений. Завершение работы подобной фокус-группы предполагает краткое подведение ее итогов без оценки вклада в дискуссию ее участников.

Эффективное проведение фокус-группы зависит от качественной подготовки различных аспектов программы групповой дискуссии, медиатора (руководителя), аудитории – группы лиц-участников интервью, а также средств фиксации мнений (аудио-; видео-; ручной записи).

Организация фокус-группы.

Организаци фокусированного интервью предполагает выполнение ряда этапов.

1. Разработка программы, в которой обозначается и обосновывается проблема, формулируется исследовательская цель, определяются задачи, конкретизируется объект и предмет измерения.

В программе определяется выборка исследования, ее количество и качественный состав входящих в нее представителей. Описывается инструментарий сбора информации и методы ее обработки. 

Программа фокус-группы не имеет исследовательских гипотез, а включает набор тем, обсуждение которых позволяет собрать необходимую информацию.

2. Подготовка команды, проводящей фокус-интервью. Как правило, в нее включается модератор (ведущий) и ассистент (несколько ассистентов). Задачей модератора выступает организация дискуссии, озвучивание тем и вопросов для обсуждения, регулирование поведения участников.

Модератор должен помнить наизусть содержание и порядок задаваемых вопросов. Это очень важно, потому что в ходе дискуссии порядок вопросов иногда нарушается. Зачитывая вопросы, модератор теряет контакт глаз с участниками и тем самым нарушает естественный ход обсуждения.

Выслушивая ответы участников дискуссии, модератор должен особым образом реагировать на них. Во-первых, вербальные и невербальные реакции должны контролироваться. Уместно использовать технику "пятисекундных пауз" и "просьб об уточнении".

    Пятисекундная пауза применяется после яркого, эмоционального высказывания участника группы. Она позволяет другим участникам беседы оценить высказывание коллеги и побуждает их к проговариванию своих мнений, выражению согласия или отрицания. 

Техника уточнения используется для вовлечения группы в дискуссию, повышения эффективности их высказываний. Поняв, что группа немногословна, модератору уместно попросить их высказываться подробнее.  Подобные просьбы используют в начале работы группы, чтобы показать ее участникам важность точных ответов.

Задачей ассистента выступает фиксация получаемой информации посредством аудио- или видеозаписи, наблюдение за поведением участников дискуссии. Большое значение следует уделять эмоциональному фону обсуждения, невербальному поведению участников.  

Подготовка респондентов. Объем участников фокус-группы находится в диапазоне от 5 до 8-12 человек. Подготовка респондентов предполагает специальный отбор участников интервью. Небольшое количество человек снижает спектр мнений, уменьшает количество информации, доступной исследователям. Напротив, большое количество участников приводит к возникновению группировок, альянсов участников. Это сказывается на поляризации мнений, способствует возникновению конфликтов в дискуссии.

Критерии отбора участников для фокус-группы зависят от множества факторов: социально-демографических, статусных, материальных, психологических и др. В зависимости от цели и предмета исследования круг респондентов может ограничиваться возрастными рамками. Кроме того, группы могут быть мужскими, женскими или смешанными.

Для отбора нередко применяются критерии, соответствующие теме, объекту или предмету исследования. Например, фокус-интервью, посвященное изучению взаимодействия сотрудников полиции с гражданами, может включать сотрудников службы, участковых уполномоченных полиции, либо сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, то есть специализированных групп, нацеленных на изучение определенных проблем. Уместно использовать предварительное анкетирование участников фокус-группы, позволяющее структурировать их в зависимости от темы дискуссии. Довольно распространенными являются требования к уровню образования и креативности респондента. Для определения необходимого уровня используются тесты на креативность, включаемые в отборочную анкету.

Респонденты должны быть достаточно общительны, при этом уравновешены в общении. В целом, д ля снижения искажений, фальсификаций или манипулирования информацией при выборе участников следует избегать включения в группу друзей, знакомых или конфликтующих лиц, руководителей и подчиненных, лиц, находящихся в должностной или служебной зависимости друг от друга.

4. Разработка плана ведения групповой дискуссии (гайда). Типовой план включает в себя приветствие участников, информирующий блок (объяснение правил), ознакомление участников с вопросами, организованными в определенной логической последовательности. Как правило, смысловые блоки вопросов предполагают переход от общих вопросов к конкретным. Также план дискуссии должен включать в себя указания на временные промежутки, посвященные обсуждению тематических блоков, перерывы и паузы в дискуссии.  Длительность групповой дискуссии в зависимости от целей исследования колеблется от 1,5 до 3,5 часов.

При подготовке плана следует уделить внимание информационным сообщениям от модератора группы, в том числе словам выражения благодарности участникам за работу в группе.

Проведение фокус-группы во многом зависит от цели исследования, его задач, условий проведения, индивидуально-психологическими особенностями участников, спецификой объекта и предмета исследования. После того, как определены цель и задача исследования, планируется процедура опроса.

Организация работы фокус-группы. Для обеспечения работы группы необходимо контролировать условия пребывания участников. Поскольку групповая дискуссия предполагает объединение разных лиц, важно подобрать для ее проведения время, удобное для респондентов.

Помещение для проведения дискуссии должно обеспечивать комфортные условия пребывания участников. Оно должно быть просторным вентилируемым, с оптимальным уровнем отопления. Мебель должна позволять участникам разместиться в равных условиях, а также видимость друг друга. Это может обеспечить группа индивидуальных столов или один большой стол, за которым будут находится все участники, включая модератора и ассистентов. В работе фокус-группы можно исключить стол, если стулья позволяют рассадить участников в форме круга либо полукруга, с модератором в центре.   

Организуя размещение участников важно обеспечить аудио-видео-фиксацию присутствующих. Расположение записывающих устройств не должно отвлекать участников - нависать над ними, вместе с тем, охватывать выражение лиц, записывать голос и интонации всех участников дискуссии. Для этого целесообразно расставить несколько видеокамер.

В процессе дискуссии модераторам и ассистенту необходимо обеспечить, чтобы речь всех участников была записана достаточно разборчиво. Поскольку участники как правило не контролируют громкость своего голоса, не следует просить их высказываться тише. Уместнее позволять говорить им в обычной для них манере. Однако следует регулировать процесс говорения – чтобы наиболее активные не заглушали других участников. Речь идет о том, чтобы не давать участникам говорить одновременно – это снижает эффективность записи. 

Во время проведения дискуссии целесообразно обеспечить изоляцию участников от других (случайных) посетителей, при этом не ограничивая всех присутствующих в возможности выходить из помещения.

Желательно, чтобы в помещении был порядок, а интерьер помещения был спокойным. Участники групповой дискуссии должны чувствовать себя комфортно не только физически, но и психологически.

8.3. Требования, предъявляемые к модератору фокус-группы. Организация групповой дискуссии требует от модератора фокус-группы высокого уровня коммуникативной компетентности, опыта общения с разными возрастными категориями, а также знаниями предмета обсуждения.

Модератор должен иметь специальные познания в области групповой динамики, для эффективного управления дискуссией. Кроме того, модератор должен оценивать психологическое состояние участников, их мотивацию, понимать и правильно интерпретировать невербальные сигналы. Как правило, модератору приходится поддерживать спонтанность высказываний, при этом не давать фокус-группе образовывать альянсы, а ее участникам конфликтовать друг с другом. Поскольку план дискуссии является насыщенным, модератору важно контролировать тематику дискуссии, побуждая участников к высказываниям, регулируя темп и глубину общения. Не менее важно умение концентрировать свое внимание не только на общем ходе группового обсуждения, но и на мнениях, высказываемых отдельными участниками дискуссии. При этом следует избегать выражать свою точку зрения.

Ограничение времени для обсуждения требует способности контролировать его, распределяя между всеми вопросами. Среди личностных качеств модератора важными являются распределение внимания, хорошая память, вербальный интеллект и словарный запас, способность слушать. Важными социально-психологическими умениями модератора являются навыки установления коммуникативного контакта, побуждение интереса к другим людям и тематике, способность вызывать доверие и создавать свободную доброжелательную обстановку для высказывания участниками дискуссии своего мнения. Конечно, модератору необходимо уметь ясно и отчетливо выражать свои мысли как письменно, так и устно. В ряде источников отмечается чувство юмора модератора, способность разрядить обстановку, избежать конфликта и сфокусировать участников на теме дискуссии.

Наконец, модератор должен обладать навыками выявления признаков стресса, диагностики неискренности в общении. Это качество позволяет ему оценивать не только содержание сообщений, но и их контекст, подмечая то, что остается недосказанным, не выраженным, но, тем не менее выражается участниками.

Роль модератора требует от психолога проявления как беспристрастности, так и искренней заинтересованности в дискуссии. Беспристрастное слушание предполагает, что модератор способен проявить выдержанность, подавить собственные чувства в эмоционально-значимой ситуации.

Модератор фокус-группы должен избегать оценочных суждений, а также невербальных реакций на высказывания участников, выражающих его отношение к их мнению.

Демонстрируя заинтересованность, модератору необходимо показывать собеседникам свое участие в разговоре, стремление понять позицию каждого, готовность делиться опытом. Подобная модель общения отличается от традиционной модели общения, поскольку требует от ведущего подавлять свои чувства и обсуждать неинтересные для себя вопросы. В тоже время, подобная модель является оправданной - модератор, выражающий собственные взгляды и мнение, неспособен собирать подлинные мнения участников, сталкивается с неискренностью либо молчанием в аудитории.

Модератору необходимо сосредоточить внимание аудитории на ключевых вопросах, сфокусировать на проблемах, которые являются непосредственным предметом исследования. При формулировании вопросов необходимо переходить от общих вопросов к более специфичным. Управляя дискуссией не стоит часто употреблять вопросительные конструкции, начинающиеся со слов «почему», «зачем» и пр. Подобный вопрос предполагает рациональный и социально-обоснованный, а не естественный для испытуемого ответ. Когда задается такой вопрос, респондент обычно дает быстрый ответ, который кажется ему рациональным и соответствующим ситуации. Наконец, подобные вопросы часто вызывают у участников дискуссии защитную реакцию, следуя которой они занимают социально-желательную позицию.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки

 

1. Опишите цель и задачи проведения фокус группы.

2. Сформулируйте преимущества и недостатки метода фокус-групп перед другими методами исследования социально-психологических представлений.

3. Перечислите этапы разработки фокусированного интервью.

4. Назовите знания, умения и навыки модератора фокус-группы.

5. Опишите способы обработки результатов фокус-группы.

 

Заключение

В настоящее время для психологических служб органов внутренних дел в целом характерно увеличение внимания к социально-психологическим проблемам служебных коллективов органов внутренних дел, и, как следствие, повышение необходимости в использовании научных методов и процедур. В этой связи психологам органов внутренних дел необходима более тщательная подготовка в области методологии и методов проведения социально-психологических исследований.

Данное пособие ориентировано на ознакомление с базовыми методологическими принципами построения исследовательской работы. Другая задача, ставящаяся автором пособия, заключается в представлении современных методов проведения социально-психологических исследований, их специфики, требований и условий в доступной, структурированной форме.

В учебное пособие включено описание тех методов, которые, как показывает анализ деятельности психологов правоохранительных органов, часто используются, однако при этом допускаются неточности в применении конкретной методики и в интерпретации ее результатов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.012 с.)