Проблемы организации исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы организации исследования



Изучение социально-психологических явлений – сложная исследовательская задача, требующая применения специальных процедур. Полученные в ходе исследования эмпирические результаты нередко могут носить вероятностный, случайный характер. Для повышения их достоверности и точности в ходе анализа подобных данных используются специальные процедуры, определяющие объем наблюдаемых случаев, способ выдвижения статистических гипотез, методы проверки статистической значимости.

Перед началом любого исследования психолог сталкивается с проблемой объективного изучения психического явления, а именно встесторонностью, стабильностью, точностью выводов. Для разрешения этого необходимо обеспечить достаточное количество наблюдений явления с учетом максимально возможных случаев воздействия на изучаемое явление. Количество зарегистрированных наблюдений иначе называется выборочной совокупностью (выборкой).

Выборка – совокупность элементов (людей, серий, подходов и пр.), с которыми проводятся исследовательские действия. Перед проведением любого исследования предполагается, что выборочная совокупность отражает часть генеральной совокупности, т. е. всего имеющегося объема явлений. Выборочная совокупность применяется тогда, когда нет возможности изучить проявления определенного свойства в масштабе генеральной совокупности. Например, в статистических исследованиях полового состава генеральной совокупностью может выступать все население Земли, а выборочной – жители отдельной области, края, района.

Объем выборочной совокупности обычно обозначается буквой n. В статистическом анализе психологических исследований различают малую (n < 30), среднюю (30 < n < 100) и большую выборку (n > 100).

В зависимости от объема исследования различают сплошное, когда анализу подвергаются все элементы генеральной совокупности, и частичное (выборочное), когда изучается малая часть элементов, а полученные выводы распространяются полностью на всю генеральную совокупность. В связи со значимостью выборочной совокупности существуют определенные требования к ее формированию. Самыми актуальными направлениями являются состав, объем и способ формирования выборки. В наиболее общем виде выборка психологического исследования должна быть:

1. Однородной, т. е. соответствовать по основным критериям целям и задачам исследования.

2. Репрезентативной, позволяя распространять полученные выводы на генеральную совокупность. Данное свойство репрезентативной выборки называется генерализуемостью. В репрезентативной выборке признаки генеральной совокупности представлены с пропорциональной частотой, т. е. выборка исследования представляет собой уменьшенную «модель» генеральной совокупности.

Объем выборки определяет точность результатов исследования, в связи с чем увеличение количества наблюдений (респондентов, элементов, признаков) способствует повышению значимости получаемых выводов. Ограничение по объему выборочной совокупности накладывают и методы статистического анализа, применяемые при обработке эмпирических данных. Так, например, при использовании факторного анализа объем выборки должен быть не менее 300 испытуемых[10].

Формирование выборочной совокупности может происходить случайным и специальным образом. Испытуемые при случайном выборе причисляются к данной группе произвольно (количественно). Специальный отбор может проводиться путем стратификации (определения значимых для исследования признаков и включения в выборку испытуемых пропорционально выраженности данных условий либо их количеству в генеральной совокупности), парным способом (выделения значимого признака и включения в выборочную совокупность в зависимости от его наличия или отсутствия).

Важный этап в проведении психологического исследования – выдвижение гипотез об особенностях свойств, характеристик явления, наблюдаемых на всем объеме генеральной совокупности. Особенностью данного рода гипотез является возможность их статистической проверки, а роль статистической гипотезы в эксперименте, таким образом, состоит в формулировании предположения о сходстве или различии функциональных либо параметрических характеристик изучаемого явления[11]. Традиционно в ходе эксперимента принято выделять нулевую (Н 0) и альтернативную (Н 1) гипотезу. Нулевая гипотеза свидетельствует о сходстве изучаемых свойств и проявлений, альтернативная, наоборот, о различии. При проверке гипотезы экспериментальные данные могут противоречить гипотезе Н 0, в результате чего данная гипотеза отклоняется и принимается Н 1. В случае, если отклонение было принято ошибочно, данная ошибка называется ошибкой первого рода. Ошибка второго рода возникает, когда принимается решение не отклонять Н 0, хотя в действительности верна Н 1.

Решение о принятии либо отрицании Н 0 определяется уровнем значимости результатов, т. е. вероятности ошибки первого рода при принятии решения. Для обозначения такой вероятности применяют символ α либо Ρ. В психологических исследованиях традиционно принято определять несколько уровней вероятности ошибки первого рода – стандартных уровней статистической значимости.

Рассматривают Ρ = 0,01 (1 %), Ρ = 0,05 (5 %), Ρ = 0,001 (0,1 %). Иначе говоря, утверждение о том, что Ρ = 0,01 предполагает, что обнаруженное явление обладает 1 %-й вероятностью статистической ошибки, т. е. при 100 наблюдениях 1 наблюдение не будет соответствовать гипотезе Н 1. Либо, иначе говоря, вероятность отклонить Н 1 равна 0,01 %, а вероятность принять ее равна 100 – 0,05 = 99,99 %.

Принятие Н 0 происходит путем расчета эмпирических значений и сопоставления полученных статистических величин с теоретическими, заранее определенными для каждой из математических процедур анализа в специальных таблицах (см. прил. 2).

В случае преобладания теоретического значения над эмпирическим уровень статистической значимости, полученной в ходе исследования эмпирической зависимости, является ничтожным (незначимым), и Н 0 принимается. В случае, если эмпирическое значение меньше, чем теоретическое, принимается Н 1, подтверждается наличие различий, Н 0 отклоняется.

Большинство задач, решаемых в ходе психологического исследования, предполагают проведение ограниченного ряда операций. Классифицируя их по методу математико-статистических средств, применяемых для решения, можно выделить задачи[12]:

– требующие установления связи между явлениями;

– требующие установления сходства или различия;

– требующие группировки и классификации данных;

– на анализ вариативности структуры психологических явлений;

– на прогнозирование психологических явлений.

Задачи исследования могут быть решены в эмпирической форме – с применением методов психологической диагностики и математико-статистического анализа. Так, при выполнении исследования задача исследования представляется в виде гипотезы, причем каждому виду гипотезы может соответствовать метод математико-статистического анализа (см. табл. 4).

Таблица 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.008 с.)