Изучение особенностей восприятия семьи ребенком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение особенностей восприятия семьи ребенком



Изучение особенностей восприятия ребенком семьи актуальная задача, необходимая для организации психокоррекционных, психореабилитационных и психопрофилактических мероприятий. Посредством диагностики представлений ребенка о семье психолог может получить представление о семейной атмосфере, отношениях между членами семьи, родителями и ребенком. Помимо оценки межличностных отношений, в ходе обсуждения результатов обследования, психолог может выяснить ключевые черты личности обследуемого – его индивидуально-психологические особенности, черты характера, ценностные ориентации.

Методы исследования восприятия ребенком отношений в коллективе и семье представляют собой психодиагностические инструменты, относящиеся к предметной области межличностных отношений. К их числу относится наиболее известный метод исследования – тест Рене Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille).

Данная методика была разработана с целью оценки черт личности ребенка, а также выяснения его отношения к родственникам и другим членам семьи, выявления значимых лиц из числа социального окружения. По своему виду, данная методика относится к проективным тестам. Ее базовый вариант был представлен Р. Жилем в 1959 году. Адаптация теста к условиям русской выборки осуществлялась в 1976–1978 гг. И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой. Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Методика эффективна при работе с детьми от 4–5 до 11–12 лет. Для старших возрастов, помимо социально-психологических качеств личности, методика позволяет оценить уровень социальной приспособленности ребенка, стиля его личностных отношений с окружающими, характеристик взаимодействия. И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева отмечают, что обследование ребенка данным тестом должно осуществляться в наиболее раннем возрасте из всех возможных. В таком случае, коррекционный потенциал результатов диагностики является максимальным. Поскольку в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка возникают существенные личностные особенности, важно установить, какие лица из ближайшего социального окружения оказывают наиболее благоприятное воздействие на их формирование. Помимо этого, своевременная коррекция позволит избежать акцентуации негативных проявлений характера, свойственных подросткам. Следовательно, измерение семейных отношений ребенка позволяет осуществить коррекцию неблагоприятных последствий и избежать отклонений в этой сфере. Негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на адаптации ребенка в детском саду и в школе, препятствовать гармоничности формирования его психики, способствовать развитию невроза.

Применение методики ориентировано на измерение совокупности межличностных отношений ребенка с другими членами семьи. Данная методика обладает диагностической ценностью для обследуемых, характеризующихся недоразвитием либо нарушением речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. Тест позволяет оценить:

– индивидуально-психологические особенности ребенка: ключевые социально-психологические черты – коммуникабельность, лидерские качества, способность к организации взаимодействия с детьми в группе, способность развивать взаимодействие и управлять детским коллективом. Кроме этого, оцениваются и негативные характеристики: агрессивность, враждебность и настороженность, неадекватность поведения, стремление к уединению.

– характеристики субъективного отношения ребенка к конкретным членам семьи и близким родственникам (отцом, матерью, дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым).

Процедура обследования. В ходе диагностики ребенку предлагается набор картинок, в процессе манипуляции которыми психолог может выявить основные особенности взаимоотношения ребенка с членами семьи.

Содержание стимульного материала описывает ситуации взаимодействия ребенка с близкими родственниками другими членами семьи, друзьями. В некоторых картинках представлена вся семья, некоторые изображают отдельных участников семьи, объединенных беседой за столом, совместным отдыхом на природе, прогулку. Некоторые ситуации представляют совместную деятельность детей. При этом, изображения обобщены, схематичны, их конкретные детали пропущены. Это не позволяет ребенку определить, кто именно изображен на рисунке, способствует его идентификации.

Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). Важно, что ребенок может на давать развернутых объяснений, как это осуществляется в тесте тематической апперцепции. Психологу необходимо установить лишь, каков выбор он делает на картинках, символизирующих определенные семейные ситуации.

Вместе с тем, при возможности после выполнения ребенком основной задачи, психологу следует уточнить у обследуемого детали относительно его отношения к различным персонажам, мотивы его выбора. Важно обсудить не только присутствующих, но и отсутствующих персонажей, понять причины их исключения ребенком.

Основным показателем, характеризующим отношение ребенка к определенному родственнику, другу или иному персонажу выражается количеством выборов данного лица из максимального числа ситуаций. Присутствие этого лица во всех картинках свидетельствует о его референтной роли, влиянии, оказываемом на ребенка.

Методологически, тест Р. Жиля относится к числу проективных тестов интерпретативного вида, позволяющих оценивать не только реакции ребенка на семейные ситуации, но и анализировать представления самого ребенка. Поэтому, данная методика может применятся как метод психологической диагностики отношений и черт личности. Существенным достоинством является также простота проведения, и легкость интерпретации. Они позволяют формализовать результаты измерения, выразить их посредством количественных показателей и подвергнуть дальнейшей статистической обработке. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Методические рекомендации для проведения. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отрешении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

По окончании исследования психолог в беседе с ребенком выясняет все те моменты, о которых испытуемый не сообщил сам. При необходимости полученные данные дополняются результатами бесед с родителями, педагогами, воспитателем, лечащим врачом, а также результатами игровых методик.

6.2. Восприятие ребенком внутрисемейных отношений [19]

Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Она помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.

Для исследования необходимы лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Инструкция. «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;

2) где работают или учатся члены семьи;

3) как в семье распределяются домашние обязанности;

4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи (по методике Дж. Дилео).

В варианте А. Ф. Ануфриева и С. Н. Костроминой содержание после тестовой беседы следующее:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать.

Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

– чувства к отдельным членам семьи;

– почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло);

– что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки).

Психологу необходимо использовать не директивный тип коммуникации.

В нем важно предоставить ребенку возможность высказаться, разъяснить смысл рисунка. Следует поощрять инициативу в объяснениях. В этом большую помощь могут оказать проективные вопросы, например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?».

Далее ребенку предлагается решить 6 ситуационных задач. Три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас одним человеком боль -те, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Методика обработки результатов. В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линии рисующего, положение объектов рисунка на бумаге, стирание рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);

2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

Рассмотрим на примерах аспекты схемы интерпретации.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.

2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и раскрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:

1) благоприятная семейная ситуация;

2) тревожность;

3) конфликтность в семье;

4) чувство неполноценности;

5) враждебность в семейной ситуации.

 

Таблица 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.035 с.)