Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Этапы социально-психологического исследования↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дидактические единицы темы. Структура психологического исследования. Формулировка задач исследования. Виды гипотез. Виды обработки и интерпретации полученных результатов исследования. 2.1. Программа исследования: основные функции и структура[1] Разработка программы социально-психологического исследования требует от исследователя четкого представления об основных категориях, а также понятиях, применяемых в исследовательской практике. Важно определять сущность таких понятий, как «цель», «объект», «предмет», «задача» исследования. При этом, помимо теоретического представления, исследователю необходимо уметь их операционализировать, то есть выражать в терминах социально-психологической науки. Поскольку понятия часто имеют многозначный характер, исследователю следует знать, как они соотносятся друг с другом не только на теоретическом, но и методологическом и операциональном уровне описания исследования. Решение этих задач производится в специальном документе, организующем всю исследовательскую деятельность психолога – программе исследования. Программа исследования – это изложение теоретико-методологических предпосылок (концепции) исследования, в соответствии с целями и задачами работы, основными гипотезами, описанием методов и методик а также определением этапов сбора, обработки и описания полученных результатов. Функция программы социально-психологического исследования – планирование, регулирование и контроль исследовательской деятельности специалиста. Изложение программы исследования осуществляется на основе концептуального аппарата социально-психологической науки, логичным и последовательным описанием его структурных составляющих. В. А. Ядовым предлагаются основные структурные элементы программы исследования, раскрывающие ее методологическую и содержательную составляющие: 1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. 2. Определение цели и постановка задач исследования. 3. Уточнение и интерпретация основных понятий. 4. Предварительный системный анализ объекта исследования. 5. Конструирование гипотез. Процедурный раздел программы: 1. Принципиальный (стратегический) план исследования. 2. Обоснование системы выборки и единиц наблюдения. 3. Набросок основных процедур сбора данных (методов и техник). 4. Схема анализа исходных данных. Программа социально-психологического исследования дополняется рабочим планом, раскрывающим этапы опытно-экспериментальной работы, сроки их осуществления, методы выполнения, ресурсы и, в случае привлечения нескольких исследователей – описание ответственных лиц. Рассмотрим основные этапы социально-психологического исследования. 2.2. Проблема и проблемная ситуация Проблема выступает начальной точкой любого исследования. Социально-психологическая проблема, как правило, базируется в области межличностных отношений участников малой группы. При этом проблема может иметь как теоретический, так и практический характер. Теоретические проблемы обусловлены необходимостью опытной, эмпирической проверки установленных закономерностей, уточнения фактов, сбора дополнительных сведений о социально-психологических явлениях. Результаты исследования разрешают противоречия в научных представлениях, восполняют недостаток знаний. Практические проблемы вызваны реальными, существующими отношениями между участниками групп – проблемными ситуациями. Посредством социально-психологического исследования собирается информация об причинах, текущем состоянии взаимодействия участников групп, актуальных конфликтах, уровне сплоченности, согласованности их совместных действий. Результаты исследования используются для решения практической проблемы: административными, управленческими, психокоррекционными мерами. Социально-психологическая проблема связана с недостатком информации о ней, недостаточным объемом эмпирических фактов. Поэтому существуют общие требования к обработке проблемы исследования: • необходимо отделить «проблемное», действительно неизвестное, требующее разрешения, и «непроблемное» - неразрешенное из-за неполного анализа, ограниченного поиска либо некомпетентности исследователя; • необходимо разделить общую проблему на отдельные составляющие, вызванные теоретическими, методологическими, методическими аспектами. • следует упорядочить проблему по этапам ее разрешения, и, если это возможно – приоритетам решения. Выделение приоритетов позволяет сфокусироваться на наиболее существенных элементах исследования. Выполнение этих задач во многом зависит от объема знаний исследователя – его эрудиции в области теорий, методологии и фактов. Поэтому, целесообразно, принимаясь за решение проблемы предварительно проанализировать существующие представления о ней, а также описанные различными исследователями попытки ее решения. Благодаря обзору научной литературы исследователь сможет определить наиболее общие направления решения проблемы, понять степень ее изученности, перспективные взгляды и способы, эффективные методы. Кроме того, литературный обзор позволяет выявить противоречия между исследовательскими подходами, понять ошибки других исследователей. 2.3. Выдвижение рабочих гипотез Определение проблемы приводит исследования к конструированию предположения о причинах ее возникновения, способах преодоления, выраженных в форме гипотезы. Под гипотезой в социально-психологическом исследовании понимаются предположения о характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению социально-психологических и социальных проблем. Как указывает В.А. Ядов, гипотеза является основным методологическим инструментом, регулирующим процесс исследования, придающим ему логичность и упорядоченность. Существует несколько представлений о разновидностях гипотез, применяемых в исследовании. Охарактеризуем наиболее распространенные виды гипотез. По степени общности предположений гипотезы разделяются на гипотезы-основания (базовые, общие) и гипотезы-следствия (частные, эмпирические). По сущности отношений между понятиями выделяются гипотезы о связи, различии, структуре, причинах и следствиях. С точки зрения цели и задач исследования гипотезы подразделяются на основные и второстепенные: По уровню обоснованности гипотезы могут быть разделены на основные (доказываемые в ходе исследования) и альтернативные, используемые взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными. По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. При этом, описательные гипотезы чаще всего включают в себя предположения о существенных свойствах объекта (классификационные, обобщающие), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). В свою очередь, объяснительные гипотезы раскрывают причинно-следственных связи, взаимодействия в изучаемых процессах и явлениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.007 с.) |