Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты международного Экономического праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В системе регулирования международных экономических отно- шений центральное место занимает государство. Оно является основ- ным субъектом международного экономического права, как и между- народного права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется и на экономическую сферу. Однако в этой сфере особенно зримо проявляется взаимозависимость членов международного сообщества. Мировой опыт свидетельствует, что максимальное осуществление государством своего суверенитета, своих суверенных прав в экономической сфере реально возможно лишь при активном использовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках между- народного экономического права. И такое сотрудничество ни в коей мере не означает ограничения суверенных прав государства. В двух международных пактах о правах человека (п. 2 ст. 1 обо- их пактов) содержится положение о том, что в силу права на само- определение все народы могут свободно распоряжаться своими при- родными богатствами, однако «без ущерба для каких-либо обяза- тельств, вытекающих из международного экономического сотрудни- чества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из междуна- родного права». Аналогичное положение сформулировано в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. в преломле- нии к государству и его суверенитету. Государство может непосредственно вступать в хозяйственные отношения международного характера с физическими и юридически- ми лицами, принадлежащими другим государствам (создавать сов- местные предприятия, заключать концессионные соглашения или со- глашения о разделе продукции в сфере добычи полезных ископаемых и пр.). Такие отношения являются частноправовыми и регламентиру- ются национальным правом. Тем не менее участие государства вно- сит определенную специфику в регулирование таких отношений. Она выражается в том, что государство, его собственность, сделки с его участием обладают иммунитетом от юрисдикции иностранного госу- дарства. В силу иммунитета государство не может быть привлечено в иностранный суд в качестве ответчика без его согласия; в отношении государства и его собственности не могут быть применены принуди- тельные меры по предварительному обеспечению иска и по исполне- нию иностранного судебного решения; сделки с участием государства подчиняются праву государства, которое является стороной этой сделки, если только стороны не договорятся об ином1. Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совмест- ными усилиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в разви- тии экономического межгосударственного сотрудничества. В резуль- тате международные организации являются важными субъектами международного экономического права. Принципиальная основа у международных экономических организаций та же, что и у иных международных организаций. Но есть и некоторая специфика. В этой 1 В 1993 г. французский суд рассматривал дело по иску о виндикации кар- тин А. Матисса, предъявленному И. Щукиной – наследницей известного русско- го собирателя картин французских импрессионистов, коллекция которого была национализирована советским правительством в 1918 г., – к Российской Федера- ции. В своем решении от 16 июня 1993 г. французский суд признал, что он не вправе рассматривать исковые требования со ссылкой на иммунитет Российско- го государства и его собственности. См. об этом подробнее: Богуславский М. М. Иск Ирины Щукиной // Московский журнал международного права. 1994. № 2. сфере государства склонны наделять организации более широкими регулирующими функциями. Резолюции экономических организаций играют важную роль, дополняя правовые нормы, приспосабливая их к меняющимся условиям, а там, где они отсутствуют, и заменяя их. В некоторых организациях существуют достаточно жесткие механизмы по осуществлению принятых решений. Международные организации, действующие в сфере экономиче- ских отношений, условно можно разделить на две группы. К первой от- носятся организации, которые своим действием охватывают всю сферу экономических отношений; во вторую группу входят организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономического права (например, торговые, финансовые, инвестицион- ные, транспортные и иные). Некоторые организации из второй группы будут рассмотрены ниже в соответствующих параграфах. Из первой группы организаций главное место по своему значению занимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную систему органов и организаций. Развитием международного экономиче- ского сотрудничества, что является одной из целей ООН, занимаются два центральных ее органа: Генеральная Ассамблея и Экономический и со- циальный совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея организует исследо- вания и дает рекомендации государствам в целях содействия междуна- родному сотрудничеству в экономической, социальной и других обла- стях (ст. 13 Устава ООН). Под ее руководством функционирует ЭКОСОС, который несет главную ответственность за выполнение функ- ции ООН в области экономического и социального сотрудничества. В литературе, особенно западной, обсуждается вопрос о между- народной правосубъектности транснациональных корпораций (ТНК), которые наряду с государствами и международными организациями часто рассматриваются в качестве субъектов международного эконо- мического права. Объясняется такое положение тем, что ТНК стано- вятся все более важными субъектами международных экономических связей, оказывающими возрастающее влияние как на национальную, так и на мировую экономику. Действительно, ТНК с их инвестиционной мобильностью, ши- рокой системой связей, в том числе и с правительствами, с большими возможностями организации наукоемкого, высокотехнологичного производства служат важным фактором развития мировой экономики. Они способны оказывать положительное влияние и на национальную экономику принимающих стран, ввозя капитал, передавая техноло- гию, создавая новые предприятия, обучая местный персонал. В целом ТНК отличаются от государств более эффективной, менее бюрокра- тической организацией и поэтому они нередко успешнее решают эко- номические проблемы, нежели государство. Правда, не следует чрез- мерно возвышать ТНК. Многочисленные факты свидетельствуют, что ТНК размещают на территории принимающих государств экологиче- ски вредные производства, уходят от уплаты налогов используя ввоз товаров, препятствуют развитию национального производства и пр. Более того, используя свое экономическое могущество, ТНК способ- ны оказать влияние и на политику принимающего государства. Учитывая, что деятельность ТНК носит трансграничный харак- тер, что они способны причинить ущерб национальной экономике принимающего государства даже без нарушения его законов, жела- тельно и международно-правовое регулирование их деятельности. Однако можно констатировать, что такое регулирование пока отсут- ствует, хотя попытки предпринимались. В международных докумен- тах есть лишь некоторые общие положения, носящие в основном де- кларативный характер. Так, в рамках ЭКОСОС были созданы Центр по ТНК и Комиссия по ТНК, на которую была возложена задача раз- работки Кодекса поведения ТНК. Проект Кодекса был подготовлен1, но в окончательном варианте он не принят государствами. Государ- ства, граждане которых контролируют большинство ТНК, считают, что Кодекс должен носить рекомендательный, а не юридически обя- зательный характер.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.40 (0.007 с.) |