Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И осуществление норм международного права
Как следует из изложенного, главными аспектами проблемы со- отношения международного и внутригосударственного права являют- ся: 1) самостоятельность систем международного и внутригосудар- ственного права по отношению друг к другу; 2) влияние внутригосу- дарственного права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права, с одной стороны, и влия- ние международного права на внутреннее право отдельных госу- дарств – с другой; иными словами, необходимо подчеркнуть фактиче- ское взаимодействие систем; 3) иерархическое соотношение между нормами международного права и нормами национального законода- тельства права как такового. Фактическое взаимодействие систем международного и внутри- государственного права складывается из исторически объективного первичного влияния внутригосударственного права на международ- ное в процессе формирования его норм и влияния уже существующих норм международного права на дальнейшее развитие национального законодательства в целом и на состояние права в конкретной отрасли. В данной связи следует отметить одно особое обстоятельство, харак- теризующее взаимодействие систем международного и внутригосу- дарственного права. Оно состоит в том, что такое взаимодействие происходит на уровне и в форме взаимного влияния друг на друга ис- точников права каждой из систем. Первичность влияния внутригосударственного права на между- народное право в сегодняшнем мире не следует понимать как призна- ние примата внутригосударственного права над международным. Речь идет прежде всего о том, что государства, вступая в процесс вы- работки норм международного права, исходят из тех возможностей проявления своей воли, которые предоставляются им национальным законодательством, внутренними социально-экономическими и поли- тическими основами государственного устройства. Поэтому говорить о влиянии национального права отдельных государств, оказываемом на международное право, можно прежде всего применительно к нор- мам основных законов этих стран – конституций или других актов, закрепляющих фундаментальные принципы их внутренней и внешней политики. Трудно переоценить, например, значение для развития международного права актов Великой французской революции или первых декретов революционной России: Декрета о мире от 8 ноября 1917 г., Декларации прав народов России от 15 ноября 1917 г., 10 принципов внешней политики в Конституции СССР 1977 г., соот- ветствовавших по содержанию принципам, которые были сформули- рованы в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и сыграли известную роль в формальном закреплении их в действующих нормах междуна- родного права.
Воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм (преимущественно конституционных, но не обяза- тельно только таковых) на международное право в рамках нормооб- разования последнего выступает наиболее яркой и типичной формой влияния. Здесь существуют самые разнообразные примеры. В частно- сти, известна связь между положениями российского, а затем и зако- нодательства CCCP и последующим закреплением в Уставе ООН (п. 2 ст. 1) такой нормы, как принцип самоопределения народов. Равным образом включение развивающимися странами в тексты своих конституций или иных основополагающих национальных актов о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами при эф- фективной поддержке других государств обусловило появление и нормативное закрепление в международных договорах еще одного специального принципа международного экономического права. Не менее значимо и такое направление влияния, как изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и по- вышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права. Например, в междуна- родном праве сложились принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ. Согласно этим принципам государства не вправе произвольно изменять в односто- роннем порядке (насильственно) положение линии границы. Для обеспечения неприкосновенности границы сопредельные государства устанавливают взаимно согласованный режим границы, включающий полосы прохождения и обозначения государственной границы, поря- док пользования пограничными водами и коммуникациями, лесными, охотничьими, сельскохозяйственными и другими угодьями вблизи границы и т. д.
В то же время в отмеченной проблеме соотношения националь- ного и международного права имеется и оборотная сторона. В част- ности, случается, что некоторые организационные и правовые меры, предпринимаемые государствами в их внутринациональной сфере, служат побудительным импульсом для уточнения, пересмотра или иначе ориентированного подхода к формулированию определенных норм международного права и, следовательно, базирующихся на них прав и обязанностей субъектов международного права. В этом смысле характерен Договор об Антарктике 1959 г. Одной из существенных сфер влияния внутригосударственного права на прогрессивное развитие международного права закономерно считается устранение из международного права под воздействием внутригосударственных политических и правовых средств отживших, не соответствующих современному назначению международного права институтов, принципов и норм. Так, была отменена ст. 35 (п. 1) Устава МОТ, содержавшая так называемую «колониальную оговор- ку», дававшую возможность ряду государств допускать дискримина- цию колониальных народов в области их трудовых прав и не приме- нять к ним конвенции МОТ. Помимо всего сказанного, рассматривая вопрос о влиянии си- стем национального права на развитие международного права, необ- ходимо указать и на такой важный аспект, как рецепция и активное использование в настоящее время международным правом основных правовых формул – особых юридических принципов, пришедших из внутригосударственного права (первоначально из римского права, а затем подтвержденных национальными правовыми системами): «по- следующий закон отменяет предыдущий», «общий закон отменяется специальным», «договоры не вредят и не приносят выгоды третьим лицам», «никто не может предоставить другому больше, чем имеет сам», «равный над равным власти не имеет» и т. д. Практика многопланового сотрудничества государств распола- гает немалым количеством примеров, демонстрирующих разнообра- зие и сложность граней в соотношении этих двух явлений – внутриго- сударственного и международного права. Отдельного внимания тре- бует такая особенность, как комплексность отношений связи и обрат- ных связей между указанными категориями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.006 с.) |